Социальная сеть под парусом (Sailing Social Network)

Роза ветров => История => Тема начата: bigbird от 18.04.2018, 16:42:06

Название: Воронежский «кораблик» могут отправить на реставрацию
Отправлено: bigbird от 18.04.2018, 16:42:06
(http://sail-friend.ru/gallery/2_18_04_18_4_38_19.jpeg)

Не секрет, что Воронеж прославился как колыбель русского военно-морского флота. В память о былой славе в прошлом веке в городе установили необычную композицию в виде парусника посередине водохранилища – вблизи ВоГРЭСовского моста.

К слову, «Меркурий» некогда являлся своеобразной визитной карточкой Воронежа: в 1980-х годах каждый выпуск «Воронежских новостей» с легендарной телеведущей Галиной Поваляевой сопровождался заставкой с изображением этого парусника. Правда, сегодня «постамент» кораблика дал сильный крен, макет практически лежит на боку, представляя собой грустное зрелище…

«Фрегат над морем»

Знаменитый макет петровского корабля не имеет статуса памятника. А история его появления в 1972 г. прямо «в водах» водохранилища такова.

Идея принадлежала управляющему стройтрестом № 2 (впоследствии заместителю министра строительства СССР) Георгию Сухомлинову. Знак появился благодаря организаторским и художественным способностям старшего инженера треста Виктора Неберекутина.

Виктор Алексеевич рассказывал журналистам: «Помню, в мае 1972-го, сразу после появления водохранилища, Сухомлинов привез меня на машине в район ВоГРЭСовского моста и спросил: «Видишь, вон из воды торчит железобетонная опора для ЛЭП?» – «Вижу». – «На этом месте ко Дню строителя должен стоять петровский корабль». Мне дали понять, что в моем подчинении все службы треста. И мы сделали композицию в срок».

Металлический корабль, весящий около тонны, установили 10 августа 1972 года, и он гордо возвышался над Воронежским морем. Макет парусника на каменном постаменте выступал над водой на девять метров.

Термина «социальная ответственность» тогда не было, а такой дар город от строителей получил. Композиция «Парусник над морем» стала необычной и знаковой достопримечательностью Воронежа. Проводились экскурсии сюда на прогулочных катерах.

Антисимвол

За «подарком» особо не присматривали: коррозия, воздействие воды и ветра делали свое черное дело.

Но и люди глумились. Вандалы расписали. Охотники за цветными металлами сотворили в корпусе многие «пробоины». Исчезли алюминиевые паруса. Нет латунной львиной морды – украшения для корабельного носа.

Опора ЛЭП, на которой расположен обезображенный макет, накренилась на 50%. Фотографиями кораблика полнится интернет – из-за «оригинальности». Только нужен ли городу такой антисимвол? И не пора ли кораблик спасать?

На днях Общественный совет при управлении архитектуры и градостроительства области попросил мэра Вадима Кстенина «сделать все возможное» для сохранения макета корабля «Меркурий» в центре водохранилища. Общественники опасаются, что опора металлического парусника рухнет в воду еще до осени 2018 года.

Комментарий

Новый курс для «кораблика»?

Андрей ХАРИТОНОВ, руководитель городского управления культуры:

– В соответствии с поручением главы города сегодня прорабатываются технические вопросы демонтажа композиции. Городские службы предпринимают все меры, чтобы осуществить демонтаж в этом году. Операция предстоит уникальная, и в ней много составляющих: демонтаж конструкций, транспортировка, складирование, подготовка к реставрации. На каждом этапе необходимо использовать нестандартные технические решения и обеспечить безусловную безопасность для исполнителей и окружающих людей. Вероятно, потребуется обследование опоры водолазами – по его итогам можно будет принять решение о возможном демонтаже опоры.

Предполагается, что после демонтажа «Меркурий» будет перевезен в район парка «Алые паруса», где будет временно храниться и при необходимости готовиться к реставрации.

Справка

Служил России до конца

После взятия турецкой крепости Азов Боярская дума приняла решение: «Морским судам быть». С весны 1697 года кораблестроительные работы шли полным ходом.

На верфи в селе Рамонь в 1697 году были заложены четыре корабля-баркалона. Баркалон (от итал.) – европейское парусно-гребное судно XVI-XVIII века, сходное с галеасом. В России – тип судна, выпускавшийся только для Азовского флота воронежскими верфями в 1696-1701 гг.

Баркалон «Меркуриус» строился предприятием князя Петра Григорьевича Львова. Непосредственно работами руководил датский корабельный мастер на русской службе капитан Симон Питерсон. Судно спущено на воду в Рамони с «Волчьей пристани» в 1698 г., в мае 1699 г. отправлено в Воронеж.

В этом же году «Меркуриус» в составе эскадры адмирала Федора Головина участвовал в Керченском походе. Вел за собой корабли, вышедшие в Азовское море. Впоследствии к ним присоединились другие суда. Русской армадой из 11 кораблей командовал сам Петр.

Керченский поход знаменит не военными эпизодами. Его конкретными целями были проводы до Керчи 46-пушечного корабля «Крепость», который должен был доставить в Константинополь царского посла, и «демонстрация» флага сухопутной доселе страны южным соседям и всей Европе. В 1700 году переговоры царского посольства с Портой окончились заключением Константинопольского перемирия, закрепившего за Россией Азов и часть побережья Азовского моря с Таганрогом.

На обратном пути из Керченского похода «Меркурий» на мелководье при сильном ветре отбросило на мель, корпус получил серьезную пробоину. Однако он был поднят со дна и снова введен в строй. Найдены записи о том, что судно использовалось в походах в урочище Берды за солью. В 1713 г. корабль вошел в состав эскадры вице-адмирала Корнелия Ивановича Крюйса. В том же году баркалон использовался на Дону для обороны Черкасска. Разобран в 1716-м.

post1 (http://www.yaplakal.com/)
Защита SMF от спама от CleanTalk