Социальная сеть под парусом (Sailing Social Network)
Роза ветров => Машинный телеграф => Тема начата: Craus от 24.11.2018, 19:44:19
-
(http://sail-friend.ru/gallery/3211_24_11_18_7_37_10.jpeg)
Норвежскому флоту не повезло по полной! Под окончание крупнейших учений стран НАТО он понёс существенную и очень обидную потерю — фрегат «Хельге Ингстад», оснащённый системой «Иджис», умудрился попасть под танкер (http://sail-friend.ru/index.php?topic=2984.0) «Сола ТС» и вскоре затонул. Разбираем причины и, конечно, последствия столь опасного судовождения.
Кто в армии служил, тому рассказывать не надо
Известный всем, но в правилах неписаный закон:
Таксист опасен спереди, зевака-частник сзади,
Военного шофёра берегись со всех сторон.
Первый пошёл
Одной из вершин современных боевых информационно-управляющих систем (БИУС) для кораблей считается американская «Иджис» (от английского aegis — эгида). Название пришло из древнегреческих мифов — говорят, что у Зевса был доспех максимального класса защиты с таким названием. В русском языке есть выражение «под эгидой», то есть под покровительством, под максимальной защитой.
Вернёмся в двадцать первый век. БИУС «Иджис» — штука очень серьёзная, может принимать информацию с датчиков и радаров, причём как своего корабля, так и других, и даже самолётов, подключённых к системе; а ещё обрабатывать этот вал информации и выдавать целеуказания на пусковые установки корабля. Штука сложная, дорогая, стоит немалых денег. Установлена всего на сотне с небольшим кораблей по всему миру и являет собой первейшую цель для шпионов недружественных стран.
И вот Норвегия решила показать, что потомки викингов способны на самые серьёзные поступки. В доказательство своих намерений, прямо под финал учений блока НАТО «Единый трезубец-2018», они потопили фрегат «Хельге Ингстад», оснащённый системой «Иджис». Впервые, между прочим, в истории! Да не просто потопили, а столкнувшись с танкером «Сола ТС».
(http://sail-friend.ru/gallery/3211_24_11_18_7_37_16.jpeg)
Шёл корабль, своим названьем гордый
Познакомимся с участниками корабельного боя.
В военном углу — фрегат «Хельге Ингстад» типа «Фритьоф Нансен», спущенный на воду в 2007 году и включённый в состав норвежского флота в 2009-м. Новьё, муха не сидела, антикоррозийная обработка, цельнолитые диски, сигналка… Всего таких фрегатов пять в серии, все названы в честь норвежских путешественников и исследователей. Хороший, наверное, человек был этот Хельге Ингстад, вряд ли бы стал правила судоходства нарушать…
Хельге Маркус Ингстад — норвежский путешественник, археолог и писатель. Известен тем, что в 1960-х годах обнаружил следы поселения викингов в Северной Америке, доказав, что европейцы пересекали Атлантику задолго до Колумба.
(http://sail-friend.ru/gallery/3211_24_11_18_7_37_24.jpeg)
Водоизмещение — 5290 тонн (полное)
Длина — 132 метра
Ширина — 16,8 метра
Осадка — 4,9 метра
С гражданской стороны вышел сразиться танкер «Сола ТС» типа «Афрамакс», 2017 года выпуска. Он гораздо больше и массивнее своего соперника. Это вам не военный фрегат! Это здоровенное грузовое судно, медленно перевозящее нефть с берега на берег.
(http://sail-friend.ru/gallery/3211_24_11_18_7_37_30.jpeg)
Дедвейт (максимальная грузоподъёмность) — 112 939 тонн
Длина 250 метров
Ширина 44,03 метра
Осадка 13,1 метров
Что произошло?
А вот тут пока пробел. И точную картину будут восстанавливать эксперты. Скорее всего, военные, вдохнув хмельного воздуха учений, действительно почувствовали себя викингами. Шли они быстро, маневрировали опасно, говорили речи дерзкие и попали под спокойно идущий (а, по некоторым данным, и вовсе передвигавшийся на буксире) танкер. Произошло это в четыре утра по местному времени. Места северные, осень поздняя, темно.
В результате танкер вскрыл фрегат, как банку со снетками, обеспечив доступ забортной воды сразу в несколько зон живучести. «Хельге Ингстад» начал тонуть. Экипаж эвакуировали, а фрегат при помощи буксира посадили на мель, где он продолжил набирать воду и крениться, после чего лёг на правый борт. Судя по последним фотографиям и видео, борьбу за его выживание прекратили и на откачку воды махнули рукой.
(http://sail-friend.ru/gallery/3211_24_11_18_7_37_40.jpeg)
Восемь человек из экипажа фрегата легко пострадали от столкновения, им оказали медицинскую помощь. Танкер не пострадал, все двадцать пять человек экипажа в порядке, угрозы разлива нефти нет. Прямо хоть плыви дальше! Увы, пока нельзя. Работает специальная комиссия, выясняет подробности произошедшего. Танкер оказался практически таким же серьёзным препятствием, как тот маяк из анекдота.
https://youtu.be/MyFw2C1dqv4
удя по последним видео с места столкновения, шансы на восстановление фрегата «Хельге Ингстад» не велики. Скорее всего, его поднимут и отбуксируют для разборки. Впрочем, может быть, попробуют восстановить.
Ах, зачем вы ботик потопили!
Подобная ситуация не редкость. В 2017 году два американских корабля, эсминец УРО «Фицджеральд» типа «Арли Бёрк», а спустя месяц и эсминец «Джон Маккейн» того же типа, сделали то же самое. Они нагло и — как им казалось со стороны — быстро пересекали курс грузовых судов, грубо нарушая правила судоходства. В обоих случаях эсминцы после столкновения остались на плаву. Но что позволено «Арли Бёрку», увы, не всегда удаётся «Фритьофу Нансену».
Норвежский флот явно потерпел серьёзную и очень обидную потерю. «Иджис» жалко.
Если командование позволит, то по результатам расследования командира корабля, как заправского конунга, положат в полузатопленный драккар «Хельге Ингстад» и сожгут.
На самом деле, нет. Но шанс лишиться погон и попасть под суд очень велик.
Чтобы чтение этой статьи оказалось для вас не только приятным, но и полезным, мы приготовили вредный совет. Если вы командир военного корабля, рекомендуем заучить накрепко!
Если на своем фрегате мчитесь вы, лихой как буря,
А навстречу, на фарватер, танкер выйти норовит,
Не сворачивайте с курса, ведь они решат, что трус вы,
Лучше набирайте скорость — может быть, и пронесёт.
Источник (https://warhead.su/)