collapse

Для создания НОВОГО ПОСТА, необходимо выбрать нужный раздел ФОРУМА и создать в нем НОВУЮ ТЕМУ. Если вы новый пользователь, то вам нужно ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на форуме


Автор Тема: На грани стихий. Экраноплан "Орленок"  (Прочитано 1471 раз)

Оффлайн bigbird

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Карма: +7/-0
    • Просмотр профиля
    • Яхтинг от и до. Справочный портал
Этот "самолет" гордо несет на киле хвостового оперения Андреевский военно-морской флаг, поэтому по праву занимает свое достойное место на нашем форуме



Малоизвестные факты об уникальном летательном аппарате.

В ноябре 1979 года принят на вооружение в ВМФ СССР транспортно-десантный экраноплан «Орленок». Он стал первым и единственным в мире серийным экранопланом. Несомненным преимуществом таких машин являлось то, что их не могли обнаружить радары противника.

Гениальный Алексеев

Конструктор экранопланов и многих других необычных летательных аппаратов и судов на подводных крыльях Ростислав Евгеньевич Алексеев заслуживает восхищения и не нескольких строк, а целых томов, поскольку наследие его огромно. Алексееву отдавали должное западные ученые. Его идеями восторгались Королев и Туполев. Сергей Павлович однажды устроил разнос секретарю обкома, когда узнал, в каких спартанских условиях вынужден работать молодой и талантливый конструктор Алексеев.

В 1941 году он окончил Горьковский индустриальный институт имени Жданова, защитив дипломную работу под названием «Глиссер на подводных крыльях». В годы войны разрабатывал катера на подводных крыльях. В боевых действиях им не суждено было принять участие, однако многие идеи конструктора пригодились в мирное время.

В начале 50-х Алексеев начинает работу над большими судами на подводных крыльях. В 1957 году конструктор представил первый теплоход «Ракета», коих в стране было выпущено более трехсот, из них более тридцати пошло на экспорт. Затем последовали «Метеор», «Комета», «Спутник», «Буревестник»…

В начале 60-х ЦКБ Алексеева приступает к созданию экраноплана КМ, который впоследствии назовут «Каспийским монстром». Несколько позднее перед конструктором поставят задачу разработать экраноплан для воздушно-десантных войск, и страна получит знаменитый «Орленок».

В начале 1980 года группа Алексеева проводит испытания нового восьмиместного пассажирского экраноплана «Волга-2». В то лето Москва принимала летнюю олимпиаду, и Алексееву очень хотелось прибыть в столицу на новой машине. Но в январе Алексеев во время испытаний получает травмы. Три операции не спасли конструктора. Хоронил его весь Горький.



«Орленок» учится летать

Первый «Орленок» начали строить в 1970 году на горьковском опытном заводе «Волга», и работа завершилась только спустя три года. Летом 1974 года на испытаниях в Каспийском море произошла авария, и экраноплан пришлось везти обратно в Горький.

Восстановленный «Орленок» испытывали с 1977-го по 1979 годы. Однажды во время шторма экраноплан оторвало от берега и понесло на «Каспийского монстра». Столкновения удалось избежать буквально чудом.

Наконец, 3 ноября 1979 года на десантном экраноплане «Орленок» состоялся подъем флага ВМФ, поскольку в те годы экранопланы относились к надводному флоту. Такого вида вооружения не имела ни одна страна в мире. «Орленок» был способен транспортировать в районы боевых действий технику и живую силу. Он мог взлетать и садиться при довольно сильном волнении моря и самостоятельно выбираться на берег. Экраноплан летал надо льдами и даже мог садиться на лед. «Орленок» не боится ни болот, ни прибрежных камней.

Экраноплан разбегался за полторы минуты и выходил на свою оптимальную высоту — около двух метров. При необходимости аппарат способен лететь подобно самолёту на высотах в несколько километров. Немаловажно, что экранопланы в плане топлива гораздо более экономичны по сравнению с самолетами и вертолетами.

Низколетящий на авиационных скоростях экраноплан практически незаметен для радаров. Однажды на учениях несколько МиГ-23 атаковали «Орленок» ракетами, но цель поразить не смогли.

«Поразительная живучесть!»

Во время испытаний в ноябре 1974 года в присутствии членов государственной комиссии произошла катастрофа. Пилот слишком резко приводнил экраноплан. Фюзеляж дал трещину, а секундами позже оторвало корму. Алексеев, находившийся на борту, оценил ситуацию и скомандовал «На базу». Покореженная машина прошла сорок километров и благополучно пришвартовалась. Когда члены комиссии вышли из кабины и увидели, что половина экраноплана отсутствует, а вместо кормы торчат трубы и концы кабелей, на них лица не было. А Ростислав Евгеньевич радовался как ребенок: «Такие повреждения, а мы спокойно дошли до базы. Какая живучесть у наших аппаратов!»

Проанализировав причины аварии, Алексеев заменил материал корпуса на алюминиево-магниевый сплав АМГ61.

В 1982 году в СССР прошли крупные учения. На Каспии в них приняли участие два «Орлёнка». Высадка двух рот морской пехоты была осуществлена с поразительной скоростью. Задачу выполнили менее чем за пять минут, по истечении которых экранопланы были уже вне досягаемости противника.

Всего было построено пять экранопланов «Орленок», хотя планировали – 120. Многие связывают это со смертью в 1985 году тогдашнего министра обороны СССР Дмитрия Устинова, который очень интересовался разработками Алексеева.



Последний полет "Орленка"

Основные тактико-технические характеристики экраноплана «Орленок»

Нормальная взлетная масса – 125 тонн
Длина – 58,1 м
Ширина по крылу – 31,5 м
Размах горизонтального оперения – 26,2 м
Высота – 16 м
Высота полета вблизи поверхности экрана – 0,5-10 м

Дальность полета – до 1500 км
Масса пустого снаряженного 120000 кг
Масса максимальная взлетная 140000 кг

Максимальная скорость 400 км/ч
Крейсерская скорость 350 км/ч
Практический потолок 3000 м
Полезная нагрузка: до 20000 кг

Вооружение: установка «Утёс» с двумя пулемётами калибра 12,7 мм

Экипаж – 9 человек

Десантовместимость: рота морских пехотинцев (150-170 человек) с полным вооружением или две бронемашины (БТР, БМП, БМД, БРДМ).



После выхода на пенсию "Орленок" работает музеем, который могут посетить все желающие



Подробно про экранопланы:

« Последнее редактирование: 30.04.2015, 13:59:33 от bigbird »

 


* Интересно почитать

* Поиск по сайту


* Последние сообщения

topic Ingate, aged 92, wins Dragon Prince Philip Cup
[Your topic]
bigbird
Сегодня в 01:20:40
topic How to Maintain the Bilge on Your Boat (Keep Your Bilges Happy)
[Your topic]
bigbird
Сегодня в 01:15:28
topic Музей кораблей викингов в Роскильде, Дания
[География]
bigbird
Сегодня в 00:27:50
topic Бот-шоу в Дюссельдорфе - самое чудесное морское приключение в середине зимы
[Машинный телеграф]
Craus
17.01.2018, 20:42:52
topic Где происходит действие романа «Остров сокровищ»
[Машинный телеграф]
Craus
17.01.2018, 20:38:34
topic Еще погоняется!
[Образ жизни]
bigbird
17.01.2018, 02:48:01
topic Медицина на яхте: подготовка к путешествию и экстренные случаи
[Мероприятия: Что? Где? Когда?]
bigbird
17.01.2018, 02:43:30
topic Обслуживание трюмов и осушительного оборудования
[Техника]
Craus
16.01.2018, 20:38:02
topic Как устроен туалет на яхте и как им пользоваться
[Образ жизни]
Craus
15.01.2018, 18:33:05
topic Плавучие дома Амстердама
[География]
Craus
15.01.2018, 18:24:42
topic Princess представила уникальную программу долевого владения яхтами
[Машинный телеграф]
Craus
14.01.2018, 18:29:37
topic Рекомендации Porto Montenegro для парусных круизов
[Машинный телеграф]
Craus
14.01.2018, 18:24:50

* Двигатель торговли

* Активные авторы

Craus Craus
1223 Сообщений
bigbird bigbird
1068 Сообщений
Grumete Grumete
285 Сообщений
root root
263 Сообщений
100captains
14 Сообщений

* Кто онлайн

  • Точка Гостей: 44
  • Точка Скрытых: 0
  • Точка Пользователей: 0

Нет пользователей онлайн.

* Календарь

Январь 2018
Вс. Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб.
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 [18] 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31

Нет ближайших событий.

* Ваша Реклама

Здесь может быть Ваша реклама!

* Мы на Pinterest

SMF spam blocked by CleanTalk
Защита SMF от спама от CleanTalk
SimplePortal 2.3.6 © 2008-2014, SimplePortal