collapse

Для создания НОВОГО ПОСТА, необходимо выбрать нужный раздел ФОРУМА и создать в нем НОВУЮ ТЕМУ. Если вы новый пользователь, то вам нужно ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на форуме


Автор Тема: Эрнест Кокс — хозяин затонувшего флота  (Прочитано 349 раз)

Оффлайн Craus

  • Ветеран
  • *****
  • Карма: +8/-0
    • Просмотр профиля


В 1924 году некто Эрнест Кокс, по прозвищу «Большой старьевщик» стал владельцем практически всего германского флота. Некогда безвестный торговец металлоломом получил в свое распоряжение несколько огромных линкоров и линейных крейсеров, плюс еще три десятка эсминцев. Правда, существовало одно «но»: все эти могучие линкоры, крейсера и эсминцы покоились на дне бухты Скапа-Флоу, а Кокс никогда в жизни не занимался подъемом затонувших кораблей…



В ноябре 1918 года Германия окончательно проиграла войну. Согласно условиям перемирия весь кайзеровский флот — семьдесят четыре боевых корабля, ожидал своей участи под охраной британских крейсеров в огромной бухте Скапа-Флоу. Однако до официального подписания акта о капитуляции ни один британский офицер не имел права подняться на борт германского корабля.

19 июня акт был подписан, а 20 июня, ближе к полудню на немецком линейном крейсере «Эмден», флагмане контр-адмирала фон Рейтера, был поднят условный сигнал: «Параграф 11. Подтверждаю», заранее оговоренный с командирами плененных боевых кораблей. Послушные сигналу офицеры рванулись в трюмы крейсеров и начали открывать кингстоны, водозаборные клапана и крышки торпедных аппаратов, ломать и курочить механизмы.

Они блокировали водонепроницаемые двери так, чтобы их невозможно было закрыть, выбрасывали за борт рукоятки и маховики управления. Застывшие от неожиданности британские моряки с изумлением наблюдали, как семь десятков могучих боевых кораблей со страшным шумом и грохотом все как один переворачиваются вверх килем и опускаются на дно…

Пришедшие в себя англичане успели спасти и вытащить на мелководье один вражеский линкор, три крейсера и несколько эсминцев, но полсотни кораблей, начиная от миноносцев водоизмещением 750 тонн до линейного крейсера «Гинденбург» водоизмещением 28 тысяч тонн — ушли под воду на глубину порядка 20-30 метров.



Само собой разумеется, британское правительство было в ярости, — после войны в Англии ощущалась острая нехватка металла. Но, что сделано — то сделано и англичанам оставалось думать о том, как достать обратно свою законную добычу и пустить ее на металлолом.

Однако не тут-то было. Официальная комиссия Адмиралтейства провела исследования и представила доклад, в котором дословно говорилось следующее: «В виду непомерной дороговизны операции вопрос о подъеме немецких кораблей полностью отпадает, а поскольку они не мешают судоходству, нет смысла даже взрывать их. Пусть лежат и ржавеют там, где они затонули».

Казалось, что вопрос закрыт окончательно, но через пять лет перед чиновниками Адмиралтейства предстал мужчина лет сорока и предложил для начала… продать ему по сходной цене парочку затонувших германских линкоров и два-три десятка миноносцев, уверяя, что все остальное он сделает сам.

Эрнест Кокс в тринадцать лет забросил учебу и ушел, что называется «в люди», а к тридцати годам, благодаря своей неуемной энергии, организовал фирму, с помощью которой решал только три вопроса: где купить подешевле старую ржавую технику, как разрезать ее на части и кому подороже продать получившийся металлолом.

В жизни своей Кокс даже шлюпку не снимал с мели, не говоря уж о подъеме морских судов, но призрак сотен тысяч тонн ржавеющего на дне Скапа-Флоу железа, способного сделать миллионером удачливого предпринимателя, захватил его разум.

Чиновники честно обошлись с невесть откуда взявшимся дельцом и прежде чем взять деньги, предложили Коксу прочитать доклад высокой комиссии, затем съездить в Скапа-Флоу и проверить все самому. Однако уже на следующий день Кокс снова явился в Адмиралтейство, и после недолгих переговоров сделка была заключена. К слову говоря, Кокс так и не удосужился ознакомиться с докладом, он был уверен, что прекрасно справится с поставленной задачей.

План был прост и гениален с точки зрения дилетанта: за несколько недель поднять сравнительно легкие миноносцы. На полученные от их реализации деньги поднять «Гинденбург», после чего использовать его гигантский корпус в качестве понтона, существенно облегчающего работу по подъему оставшихся крейсеров. По расчетам Кокса вся операция, начавшаяся в марте 1924 года, должна занять несколько месяцев не больше. Он бы не поверил, если бы узнал, что эпопея с поднятием германского флота отнимет у него восемь лет жизни…



Весь процесс выглядел следующим образом: к месту работ подгонялся имевшийся у Кокса плавучий док, и под днище затопленного судна заводились мощные тросы. Затем водолазы наглухо заделывали в корабле все отверстия, после чего компрессоры наполняли трюмы судна воздухом, и оно всплывало на поверхность. Однако первый блин вышел комом. Вследствие неопытности команды и ее руководителя на подъем первого миноносца ушло целых полгода…

Правда, дальше дело пошло гораздо быстрее. В мае 1926 года со дна бухты был извлечен и продан на лом последний эсминец. Однако расходы намного превышали доход от продажи, и кредиторы уже начали косо поглядывать на дельца. Тогда Кокс вновь обратил свой взор на «Гинденбург», чей гигантский корпус с лихвой перекрыл бы все затраты.

Еще полгода адского труда и тридцать тысяч фунтов стерлингов понадобилось Коксу, чтобы огромное стальное тело крейсера показалось над водой. Уже близок миг триумфа, уже банки вновь готовы открыть кредит удачливому дельцу, но тут в дело вмешивается погода. Внезапно налетевший шторм рвет буксирные тросы и уничтожает все водолазные катера. Вытащенный с огромным трудом на поверхность «Гинденбург» вновь отправляется на дно, оставляя Кокса на грани разорения.

Ситуация выглядела ужасно: денег практически нет и взять их неоткуда, кругом долги, а работа так и не закончена. Кокс решается на крайний для любого дельца шаг: он фактически обманывает кредиторов и умудряется взять деньги в долг под крейсер «Фон Мольтке», к которому водолазы еще даже не подступались. Расчет строился на том, что «Мольтке» меньше и его легче поднять, чем «Гинденбург». Однако если и эта операция провалится или на нее не хватит финансов, то предпринимательской карьере Кокса придет конец.



За 1927 год было предпринято несколько безуспешных попыток поднять «Мольтке». В конце концов, упрямый крейсер «сдался», но «на своих условиях»: по техническим причинам буксировку корабля пришлось осуществлять кормой вперед и днищем кверху, а это было крайне неудобно.

Однако основные приключения ждали впереди. Чтобы доставить «Мольтке» в любезно предоставленный Адмиралтейством док и там разобрать его на части, Коксу необходимо было ввести корабль в реку и провести его под мостом. В самый ответственный момент два нанятых Коксом лоцмана поссорились между собой, капитаны буксиров, не слыша приказов и увидев приближающиеся устои моста, в панике обрубили концы и рванули в разные стороны.

В результате гигантская туша крейсера весом 23 тысячи тонн, никем не управляемая, да еще и кверху днищем своим ходом прошла между быками моста. Волосы наблюдавшего все это Кокса стали седыми. Стоило только кораблю зацепить хотя бы одну опору, и катастрофа была бы неминуема!

Однако на этот раз все обошлось. Последним препятствием стал морской чиновник, заявивший, что не допустит в док корабль «вверх ногами». В ажиотаже Кокс подписал бумагу, где говорилось, что он готов компенсировать любые убытки, которые «Мольтке» нанесет доку.

Работы по превращению германского крейсера в металлолом подходили к концу, когда Коксу принесли из Адмиралтейства «Счет за причиненный ущерб». Дрожащими руками делец распечатал конверт и невидящим взглядом уперся в нижнюю строчку документа. В графе «Итого» была проставлена окончательная сумма «ущерба» — восемь фунтов стерлингов.

Еще четыре года Кокс как одержимый возился со «своим» флотом. Работа шла споро. Один за другим над поверхностью появлялись крейсера «Зейдлиц» и «фон Дер Танн», заградитель «Бремзе» и линкор «Кайзер». В конце концов, команда Кокса справилась и с «Гинденбургом» и отправила его чудовищные орудия туда, где им и следовало быть — в металлолом. Однако не все шло гладко, то и дело возникали чрезвычайные ситуации: к примеру, небольшие пожары и даже взрывы скопившихся в отсеках затонувших кораблей горючих газов.

В конце концов, при подъеме линкора «Принц-регент Луитпольд» произошла трагедия: погиб один из сотрудников Кокса. Это был первый несчастный случай за восемь лет, и Кокс воспринял его как сигнал, что эпопею в Скапа-Флоу пора заканчивать. Он перепродал последний оставшийся на дне линкор «Байерн», все свое оборудование и распустил команду. Затонувший германский флот не сделал его миллионером, Но до самой смерти Эрнест Кокс вспоминал эти восемь лет как самые романтические годы в своей жизни.

p.s.

Англичане и французы были разозлены тем, что немецкий флот затонул. Поскольку фон Ройтер и его подчинённые нарушили условия перемирия, они были объявлены военнопленными. Однако, английский адмирал Уэмисс заметил:


«Я смотрю на затопление, как на подлинный дар небес. Он снял болезненный вопрос о разделе германских кораблей. Полагаю, что сначала будет много воплей, но когда станут известны факты, всякий подумает, вроде меня: «Слава Богу».

После возвращения из плена контр-адмирал фон Ройтер был встречен на родине как герой, защитивший честь ВМС Германии.

Судьба германских кораблей, находившихся в Скапа Флоу

Линейные крейсера:

  • Seydlitz Затонул 13.50 Поднят Ноябрь 1929
  • Moltke Затонул 13.10 Поднят Июнь1927
  • Von der Tann Затонул 14.15 Поднят Декабрь 1930
  • Derflinger Затонул 14.45 Поднят Август 1939
  • Hindenburg Затонул 17.00 Поднят Июль1930

Линкоры:

  • Kaiser Затонул 13. 15 Поднят Март 1929
  • Prinzregent Luitpold Затонул 13.15 Поднят Март 1929
  • Kaiserin Затонул 14.00 Поднят Май 1936
  • Koenig Albert Затонул 12.54 Поднят Июль 1935
  • Friedrich der Grosse Затонул 12.16 Поднят 1937
  • Koenig Затонул 14.00 He поднят
  • Grosser Kurfurst Затонул 13.30 Поднят Апрель 1933
  • Kronprinz Wihelm Затонул 13.15 Не поднят
  • Markgraf Затонул 16.45 Не поднят
  • Baden Выведен на мель Передан Англии, потоплен в качестве мишени 1921
  • Bayern Затонул 14.30 Поднят Сентябрь 1933

Легкие крейсера:

  • Bremse Затонул 14.30 Поднят Ноябрь 1929
  • Brummer Затонул 13.05 Не поднят
  • Dresden Затонул 13.50 Не поднят
  • Coln Затонул 13.50 Не поднят
  • Karlsruhe Затонул 15.50 Не поднят
  • Nurnberg Выведен на мель Передан Англии, потоплен в качестве мишени 1922
  • Emden Выведен на мель Передан Франции, разобран 1926
  • Frankfurt Выведен на мель Передан США, потоплен в качестве мишени 1921

Эсминцы:

  • S-32 Затонул Поднят Июнь 1925
  • S-36 Затонул Поднят Апрель 1925
  • G-38 Затонул Поднят Сентябрь 1924
  • G-39 Затонул Поднят Июль 1925
  • G-40 Затонул Поднят Июль 1925
  • V-43 Выведен на мель Передан США, потоплен в качестве мишени 1921
  • V-44 Выведен на мель Передан Англии, разобран 1922
  • V-45 Затонул Поднят 1922
  • V-46 Выведен на мель Передан Франции, разобран 1924
  • S-49 Затонул Поднят Декабрь 1924
  • S-50 Затонул Поднят Октябрь 1924
  • S-51 Выведен на мель Передан Англии, разобран 1922
  • S-52 Затонул Поднят Октябрь 1924
  • S-53 Затонул Поднят Август 1924
  • S-54 Затонул Поднят Сентябрь 1921
  • S-55 Затонул Поднят Август 1924
  • S-56 Затонул Поднят Июнь 1925
  • S-60 Выведен на мель Передан Японии, разобран 1922
  • S-65 Затонул Поднят Май 1922
  • V-70 Затонул Поднят Август 1924
  • V-73 Выведен на мель Передан Англии, разобран 1922
  • V-78 Затонул Поднят Сентябрь 1925
  • V-80 Выведен на мель Передан Японии, разобран 1922
  • V-81 Выведен на мель Затонул по пути на разборку
  • V-82 Выведен на мель Передан Англии, разобран 1922
  • V-83 Затонул Поднят 1923
  • G-86 Затонул Поднят Июль 1925
  • G-89 Затонул Поднят Декабрь 1922
  • G-91 Затонул Поднят Сентябрь 1924
  • G-92 Выведен на мель Передан Англии, разобран 1922
  • G-101 Затонул Поднят Апрель 1926
  • G-102 Выведен на мель Передан США, потоплен в качестве мишени 1921
  • G-103 Затонул Поднят Сентябрь 1925
  • G-104 Затонул Поднят Апрель 1926
  • В-109 Затонул Поднят Март 1926
  • В-110 Затонул Поднят Декабрь 1925
  • В-111 Затонул Поднят Март 1926
  • В-112 Затонул Поднят Февраль 1926
  • V-125 Выведен на мель Передан Англии, разобран 1922
  • V-126 Выведен на мель Передан Франции, разобран 1925
  • V-127 Выведен на мель Передан Японии, разобран 1922
  • V-128 Выведен на мель Передан Англии, разобран 1922
  • V-129 Затонул Поднят Август 1925
  • S-131 Затонул Поднят Август 1924
  • S-132 Выведен на мель Передан США, потоплен в качестве мишени 1921
  • S-136 Затонул Поднят Апрель 1925
  • S-137 Выведен на мель Передан Англии, разобран 1922
  • S-138 Затонул Поднят Май 1925
  • Н-145 Затонул Поднят Март 1925
  • V-100 Выведен на мель Передан Франции, разобран 1921

Источник

 


* Интересно почитать

* Поиск по сайту


* Последние сообщения

topic Кто кого: «Дятел» против стальных акул
[История]
Craus
23.10.2018, 20:42:15
topic Без мачты и с пробитым корпусом: минус один участник в гонке Golden Globe Race
[Регаты и Матч-рейсы]
Craus
23.10.2018, 20:35:59
topic На дне Енисея нашли паровую шхуну середины XIX века
[История]
Craus
22.10.2018, 19:31:22
topic 5000 тонн динамита, сэр!
[История]
Craus
22.10.2018, 19:27:35
topic Rolex Middle Sea Race 2018: старт дан!
[Регаты и Матч-рейсы]
bigbird
22.10.2018, 13:34:19
topic «Таватуй» - чемпион мира!
[Регаты и Матч-рейсы]
bigbird
22.10.2018, 13:30:21
topic В кругосветку! «Вымпел» построит самую большую парусную яхту в мире
[Машинный телеграф]
Craus
21.10.2018, 20:02:19
topic Национальная парусная Лига сезон 2019
[Регаты и Матч-рейсы]
Craus
21.10.2018, 19:55:40
topic Огненный рейс танкера «Туапсе»
[История]
Craus
20.10.2018, 20:01:53
topic Личный опыт: Как я выжил в атлантическом шторме
[Машинный телеграф]
Craus
20.10.2018, 19:31:44
topic «Пираты Черного моря»
[Машинный телеграф]
bigbird
20.10.2018, 14:22:29
topic Когда появились первые регаты в России и в мире?
[История]
Craus
19.10.2018, 21:14:16

* Двигатель торговли

* Активные авторы

Craus Craus
1715 Сообщений
bigbird bigbird
1413 Сообщений
Grumete Grumete
314 Сообщений
root root
270 Сообщений
Xollms Xollms
63 Сообщений

* Кто онлайн

  • Точка Гостей: 75
  • Точка Скрытых: 0
  • Точка Пользователей: 0

Нет пользователей онлайн.

* Календарь

Октябрь 2018
Вс. Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб.
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 [24] 25 26 27
28 29 30 31

  • - Праздники -
  • holiday United Nations Day

* Ваша Реклама

Здесь может быть Ваша реклама!

* Мы на Pinterest

SMF spam blocked by CleanTalk
Защита SMF от спама от CleanTalk
SimplePortal 2.3.6 © 2008-2014, SimplePortal