collapse

Для создания НОВОГО ПОСТА, необходимо выбрать нужный раздел ФОРУМА и создать в нем НОВУЮ ТЕМУ. Если вы новый пользователь, то вам нужно ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на форуме


Автор Тема: Как я была человеком за бортом и как его спасать - рассказывает Алёна Ермилова  (Прочитано 2449 раз)

Оффлайн Craus

  • Ветеран
  • *****
  • Карма: +16/-0
    • Просмотр профиля


— Челове-е-ек за борто-о-о-о-ом!!!!

Этот крик — кошмар любого шкипера. Но вы знаете, что делать. Назначаем того, кто будет указывать на потерпевшего в волнах, посылаем сигнал бедствия, кладём яхту в дрейф, кидаем спасательный круг, запускаем двигатель, подходим с наветренной стороны, двигатель в нейтраль, останавливаемся…  а дальше кто-нибудь хватает багор, ловко цепляет резиновый кранец из-за борта и оп! — манёвр отработан. Боб, как часто дразнят кранец британские инструкторы, или Оскар, как его зовут во всём мире в честь флага «Человек за бортом», — спасён.

Вы делали это много раз даже на начальных курсах яхтинга. Об этом кратко и понятно пишет основатель британской яхтенной школы «Кабестан» Юра Фадеев.

Вот только редко кто пишет о том, что человек — это не кранец. Его багром не то что не поднять, но даже не зацепить и не удержать. Поэтому сегодня, когда снаружи дубасит 45 узлов и выйти куда-то мы всё равно не можем, Свен, попыхивая сигареткой, предложил обсудить, как втащить на борт настоящего человека.

Любимый средиземноморскими школами вариант «спустить ему лесенку для купания, а дальше сам заберётся» мы отмели сразу. В северных морях всегда есть волна, лодка ходит ходуном вверх-вниз, и если пострадавший будет недостаточно расторопен, он, пытаясь ухватиться за ступеньку, точно получит транцем по голове.

Вариант «бросить ему верёвочку и втянуть на борт» подходит, если за борт выпал шкипер, а оставшиеся понятия не имеют, что делать: это даст шкиперу хоть какой-то шанс. Но Свен на это только пыхнул сигаретой.

Во-первых, угодивший в холодную воду человек уже находится в состоянии шока, и у него не хватит сил держаться, пока вы его будете тянуть. Во-вторых, вы пару минут будете тралить человека за яхтой, создавая волну. Даже скорости в полузла будет достаточно, чтобы пострадавший захлебнулся. Как-нибудь в спокойную погоду попробуйте выкинуть за борт ведёрко и протащить его за собой — волна будет сантиметров тридцать, более чем достаточно, чтобы накрыть кого-то обессилевшего с головой. Наконец, средний вес взрослого человека — 70 кг, а в нескольких слоях мокрой одежды — все 90. Если кто-то попробует перевеситься за борт и заволочь пострадавшего наверх, то скорее всего, тоже окажется в воде.

Тогда мы предложили бросить Оскару фал (снасть, которая двигается вверх-вниз, поднимая и опуская паруса) и поднять его на борт на лебёдке.

— Отличная идея, ребята! — согласился Свен. — Только он у вас без сознания и болтался в холодной минут пятнадцать, вся кровь сосредоточилась в жизненно важных органах. Сейчас мы его вздёрнем, кровь отхлынет от сердца, и на борт вы затащите уже труп. Нет, поднимать нужно в горизонтальном положении. Дуйте наверх — будем думать, как.

Мы высыпаем в кокпит. Лодка стоит параллельно пирсу, из-за ветра кренясь градусов на двадцать. Частый дождь колет щёки иголками.

Есть два основных способа горизонтально поднять человека на борт. Первый — когда кто-то спускается до уровня воды на фале, прикрепляет к себе пострадавшего и удерживает его в горизонтальном положении, и затем их обоих поднимают на лебёдке. Второй — когда в воду опускают парус, запихивают в него пострадавшего и буквально закатывают вдоль борта наверх. Мы испробовали и один способ, и другой, и разные их вариации.

— Так! — весело улыбаясь, воскликнул Свен. — Адам будет пострадавшим — как самый лёгкий. Алёна будет его вытаскивать — она тоже ничего не весит. Вы трое (это Джошу, Энди и Матту) отвечаете за спасательную операцию.



Адам ложится на пирс и обреченно складывает руки на груди. Я хватаю обвязку с карабинами на концах, прыгаю в боцманскую люльку (матерчатую корзинку, в которой обычно поднимают кого-то на мачту) и пристёгиваю фал к люльке и жилету.

Очень часто, рассуждая о подъёме пострадавшего за борт, люди забывают о люльке и пытаются пристегнуть фал только лишь к жилету. Мол, там ведь человек за бортом — нет времени бегать за люлькой. Не думайте, бегите. Во-первых, от выскальзывания из жилета вас страхуют всего две пластиковые клипсы. Они не выдержат веса двоих взрослых людей. Во-вторых, стропы жилета так впиваются в спасателя, что он думает только о том, как бы скорее от них избавиться. А вот использовать дополнительный, страховочный фал, как если бы вы поднимались на мачту, при спасении человека из-за борта не советуют. В спасательной операции и так задействовано четверо: рулевой, спасатель, матрос на лебёдке, матрос на рации. На то, чтобы отпускать/выбирать две верёвки, просто не хватит рук.

В своей сбруе я переступаю за борт, сажусь в люльку и жду, пока ребята опустят меня до уровня «воды». Это моя первая ошибка. Лодка прыгает у причала, ветер крутит меня так и сяк, и очень скоро я начинаю биться головой о ванты. Из кокпита прибегает Джош и, откренивая меня всем весом, пытается уменьшить болтанку.

Вскоре я оказываюсь у «воды». Поначалу мы думали, что я опущусь до самого пирса, уложу Адама себе на колени, для надёжности соединю наши жилеты обвязкой и, придерживая его в горизонтальном положении, медленно поеду назад. Но тут оказывается, что в спешке мы схватили не тот фал. Он очень короткий, и ребята едва могут опустить меня так, чтобы я доставала до пирса рукой: дальше просто заканчивается верёвка. Свен жмёт плечами: выкручивайтесь.

И я выкручиваюсь. Болтаясь в полуметре от пирса, я кончиками пальцев дотягиваюсь до Адама. Подлезть под него точно не получится. Второго фала, чтобы поднимать его за жилет, придерживая в это время ноги, у меня нет. Я отстёгивают обвязку от своего жилета, провожу её под коленями Адама и снова пристёгиваю к себе. На это уходит минуты три — пирс ходит под нам ходуном. А потом обхватываю его туловище ногами, завожу руки под мышки — и он принимает относительно горизонтальное положение. На каждую мою руку приходится килограммов по двадцать веса, ветер продолжает крутить нас в разные стороны, Джош выбивается из сил, откренивая нас от вант. Ребятам в кокпите нужно выбрать метра три верёвки — полтора метра борта и полтора метра над бортом, чтобы Адам не ударился головой о леера и стойки.



Работа идёт медленно. Мы двигаемся вверх сантиметрами. У меня немеют руки. Проходит вечность. Мы минуем  фальшборт. Я перестаю чувствовать пальцы и понимаю, что Адам может выскользнуть к в любую секунду. Джош подхватывает его голову, ещё несколько мучительных минут — и все втроём мы в изнеможении падаем на палубу. Из кокпита стонут Энди и Матт. Слава богу, Адам без сознания по-нарошку — только на то, чтобы вытащить его из-за борта, мы уже израсходовали весь запас адреналина.

Но спасательная операция всё равно признана провалившейся: при спуске мы чуть не покалечили спасателя, фал взяли не тот, я едва-едва не приложила пострадавшего головой об палубу.

Свен закуривает новую сигаретку, я надеваю шлем и прикрепляю к себе три обвязки, Адам снова ложится на пирс. Мы берём другой фал.

Мой новый план — опуститься до уровня «воды», пристегнуть жилет Адама к своему одной обвязкой, вторую провести у него под коленями, а третью — под мышками. Так вес вес Адама будет на обвязках, а у меня будут свободны руки, чтобы придерживать его голову и оберегать нас от вант.

Меня бойко опускают к пострадавшему, я, наловчившись, за две минуты перестёгиваю карабины, Джош направляет нас в нужную сторону, парни попеременно крутят лебёдки. Всё идёт как по маслу, и тут я понимаю, что мне нечем дышать. Вместо того, чтобы пристегнуть Адама к петле на фале, я пристегнула все карабины к своем жилету. И теперь фал, прицепленный к люльке, тянет меня наверх, а жилет, к которому прицеплен Адам, — вниз. Сил, чтобы ровно держать спину, не хватает, и меня просто складывает пополам. Воздуха! Я начинаю дышать часто-часто, лёгкие сводит в спазме. Воздуха! Адам пытается хоть за что-то зацепиться, чтобы уменьшить давление, но только затягивает удавку. Воздуха!



Через полторы минуты мы снова валимся на палубу, у меня кружится голова. Адам тоже едва встает на ноги: тонкие и жёсткие стропы обвязок передавливают сосуды, и выбираться из воды таким образом очень некомфортно. Вторая спасательная операция тоже проваливается. Пристёгивайте пострадавших к фалу, а не к люльке и жилету, иначе это плохо кончается.

Выпуская облачка дыма и улыбаясь, Свен протягивает нам мягкую лямку, которую обычно используют для спасения с помощью вертолёта. Попытка номер три: я пропущу обвязку под коленями Адама, лямку засуну ему под мышки, пристегну и то, и другое к фалу — и так мы вместе поедем наверх.

Это кажется отличным планом до той поры, пока мы не отрываемся от пирса. В этот момент оказывается, что у вертолётной лямки очень длинные стропы, и она просто повисает под Адамом. Он оказывается вниз головой, пристёгнутый ко мне за ноги и жилет. Хватаясь друг за друга, мы вновь карабкаемся на борт. По словам Адама, для пострадавшего этот способ был самым комфортным — вот только стропы нужно было лучше подрегулировать.



Тем временем Свен уже вытаскивает штормовой стаксель — небольшой, но крепкий треугольный парус. Короткую его сторону мы растягиваем вдоль борта, пузо спускаем до уровня «воды» так, чтобы образовалась складка, а верхний угол крепим к фалу. Адаму остается только забраться в складку паруса, а нам — потянуть фал, и Адама медленно, вдоль борта поднимет до уровня палубы. Это самый что ни на есть книжный способ вернуть кого-то на борт: сравнительно быстрый и простой, не требует много народу, не нужно рисковать, спуская на фале другого члена команды.

Вот только в плохую погоду он абсолютно нереализуем (а в хорошую люди за борт не падают!).

Сорок узлов ветра в марине рвали наш крохотный штормовой парусочек так, что Джош и Матт держали его вдвоём. Крепкая толстая парусина исхлестала их по спинам и бокам до синяков. Не знаю, получилось бы у нас провернуть эту операцию, будь мы в море.









Кроме того, по словам Адама, этот способ самый некомфортный. Считается, что человек в парусе должен перекатываться вдоль борта. На самом же деле парус прижимает пострадавшего к лодке, стягивает его по рукам и ногам и начинает вдавливать в борт. Если не крутиться в парусе самостоятельно или не отталкиваться от лодки, недалеко и задохнуться — особенно в волну. Раненый или шокированный человек едва ли заберётся на борт таким образом.

…Да и здоровый не заберётся.

Год назад я училась в яхтенной школе на Канарах, где меня, тогда ещё даже не шкипера, по ошибке зачислили в группу экзаменационной подготовки капитанов дальнего плавания (YM Prep). Мы тогда стояли на якоре в защищённой бухте, палило солнце, был полный штиль, никаких практических упражнений мы делать не могли, а из теории остался только человек за бортом. И поскольку условия позволяли, мы решили достать человека из воды по-настоящему (я на своей яхте этот трюк ни за что повторять не буду, но инструктор постановил, что в бухте, на якоре, в штиль это допустимо — лучше так, чем потом по-настоящему в шторм).
Человеком за бортом была я. На меня надели гидрокостюм, шапочку, маску, надутый газовый жилет с капюшоном и свистком, и я сиганула в воду.



Море было +20, и пока экипаж обсуждал, что со мной делать, я бултыхалась вокруг яхты в своём жилете. Плавать в нём по-нормальному неудобно: спасательный жилет сделан таким образом, чтобы держать человека лицом вверх, поэтому каждый раз, когда я пыталась плыть брасом или кролем, он норовил перевернуть меня на спину. Жилет увеличивал мою плавучесть в груди и плечах, затекала шея, ноги тонули, компенсировать крутящий момент у меня не получалось, и скоро я сдалась и приняла позу эмбриона, уткнув голову в грудь и обхватив руками колени. Это лучшее, что я могла сделать: такая поза сохраняет и силы, и тепло. Не плавайте в жилетах.

Спасательные операции делятся обычно на три этапа: найти человека за бортом, зафиксировать его у яхты и поднять. Меня, очевидно, уже нашли, поэтому теперь оставалось как-то поймать и вытащить — не рискуя при этом другими членами экипажа. Решили использовать швартов: планировалось, что его бросят в воду, с помощью багра обернут вокруг моей лодыжки, затянут, а дальше уже будут как-то доставать.

Экипаж мучился минут двадцать. Болтаясь у борта, я обтёрла с днища всю необрастайку. Меня несколько раз пырнули багром не туда, чуть не придушили случайно упущенным концом. Вокруг ноги швартов обернули всего однажды, но не смогли поднять из воды и на полметра: мокрая верёвка соскользнула, не выдержав моего веса.

Тогда наверху поменяли тактику: теперь швартов нужно было провести у меня под мышками, чтобы верёвка поддерживала меня за лопатки. Поднимать так человека нельзя (кровь отхлынет от сердца), но придерживать у борта — можно. Считалось, что, поскольку я дрейфую без сознания, раскинув руки, этот маневр удастся быстро.

Последовали ещё двадцать минут бесплодных попыток. Сначала ребята не могли утопить верёвку у меня за спиной, потом — поддеть между туловищем и предплечьем. А когда у них наконец получилось и они вмяли меня носом в борт, оказалось, что висеть на натянутом швартове, который проходит у тебя под мышками, очень больно. Меня снова отпустили, и я моментально свернулась в позу эмбриона, потому что даже в +20 в гидрокостюме становилось холодновато.

Настала очередь одеяла, которое притапливали, привязав к лодке одним концом и пытаясь затолкать меня вовнутрь с другого, и деревянных сходней, которые бросали в воду рядом и пробовали подтолкнуть под меня. Безуспешно: даже в штиль, даже без течения пытаться подцепить или поднять обездвиженного человека — занятие не из лёгких.

Тем временем я мёрзла всё сильнее, и наверху пришли к единственно верному решению: спустить мне парус и поднять в нём. Подготовка заняла минут пятнадцать — меня к тому моменту уже знобило. Ребята перепутали шкотовый и фаловый углы, завели не те верёвки, ещё минут пять приноравливались опускать и поднимать парус так, чтобы он шёл параллельно борту.

Наконец, всё было готово и я, притворяясь не очень зашибленным матросом, сама забралась в складку из парусины. «Готово!» — крикнул кто-то, затренькала лебёдка, меня придавило к борту — и всё. Верхний угол паруса поднимался, кокон затягивался, всё сильнее прижимая мне руки к туловищу, давя на жилет, — но я как была у кромки воды, так и оставалась. Наверху сильнее налегли на лебёдку, я, как мумия, изогнутой колбасой вытянулась вдоль борта — но вверх не продвинулась ни на йоту. Парус душил меня жилетом, вжимал в борт, но перекатывать вдоль него не хотел. Фал отпустили, и я облегченно сползла обратно в воду.

Тут я уже откровенно стучала зубами, поэтому в ход пошло крайнее средство: в парусе за мной спускался инструктор. Это ещё одна излюбленная книжная техника, когда спасатель садится в парус лицом к мачте, перебирая ногами по борту, спускается до уровня воды затаскивает в парус пострадавшего, кладёт его к себе на колени и, придерживая, в парусе едет наверх. Так мы корячились ещё минут пятнадцать. Затаскивая меня в парус с одного конца, инструктор сам кувыркался со второго; я вываливалась то из паруса, то из жилета; парус перекручивался, шёл складками, проскальзывал в самый неподходящий момент. Ребята, всё это время крутившие лебёдки, просто изнемогали.

Через полтора часа после начала операции мы сдались. Меня буквально заволокли на борт, наперебой предлагая чай и сухие полотенца. Окоченевшая и обессилевшая, я забралась в душ, заливая горячую воду прямо в гидрокостюм. Будущие капитаны дальнего плавания зареклись никогда не пренебрегать жилетом и обвязкой.

…То же решили и мы, три часа проторчав в сорок узлов на прыгающем пирсе.

Знайте свою лодку: нет никакого прока в том, что вы быстро спустите спасателя за борт, если сделаете это на коротком фале.

Думайте в первую очередь о спасателе: если ему будет некомфортно, если он не будет знать, что делать, наконец, если вы упустите в воду второго человека, это ничем не поможет пострадавшему.

Упражняйтесь: ваш экипаж должен знать не только как подойти к человеку за бортом, но и как его вытащить. Мы, даже зная лодку и друг друга, всё равно первые полчаса пробегали, хватая не то оборудование и дёргая не те верёвки.

Перед выходом в море подумайте, как спасать человека на этой лодке с этим экипажем. Нет смысла заморачиваться с фалом, если вас на лодке трое и один выпал. Не надейтесь поднять человека, опустив к воде гик, если у вас жёсткая телескопическая оттяжка.

И не ограничивайтесь книжными способами. Нужно — спустите в воду полунадутый тузик и закатите в него пострадавшего; сбросьте спасательный плот! Неважно, как человек окажется на борту, главное — как быстро.

На одной из прошлых кругосветный гонок Clipper Around the World одна девушка вывалилась за борт, когда яхта шла в Тихом океане под спинакером в сорок узлов (экипаж проморгал начало шторма и не успел убрать этот большой и опасный парус). Ни времени, ни возможности опускать спинакер не было, свободных фалов для спуска спасателя к воде — тоже. Шкипер собрал на левом борту несколько сильных мужчин и закренил яхту так, чтобы у их ног бурлила вода. Когда лодка проносилась мимо пострадавшей, мужчины вцепились в её комбинезон, шкипер резко заложил штурвал вправо — и всех буквально закинуло на борт. Не очень книжный способ, но ничего лучше в тех условиях придумать не смогли.

Источник

 


* Интересно почитать

* Поиск по сайту


* Последние сообщения

topic Яхтсмен Виталий Елагин вышел на связь спустя восемь дней после исчезновения
[Машинный телеграф]
grebenshch
27.03.2024, 18:07:12
topic Механика движения комет
[Погода]
Fermer
24.03.2024, 10:35:22
topic Грустная история косатки, которая помогала китобоям: верования народа тауа
[Машинный телеграф]
grebenshch
23.03.2024, 00:02:36
topic В Колумбии поднимут затонувший корабль XVIII века с сокровищами на $17 млрд
[География]
grebenshch
20.03.2024, 00:29:46
topic Вакансия дня: счетовод пингвинов в Антарктиде
[Машинный телеграф]
grebenshch
20.03.2024, 00:21:11
topic «Секс-плот» — антрополог хотел доказать жестокость людей, но не смог
[Машинный телеграф]
grebenshch
20.03.2024, 00:16:04
topic Редакционная статья яхтенного дизайнера Chuck Paine (США)
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 21:48:13
topic Грузовой корабль улавливает и перерабатывает свои выбросы углекислого газа
[Техника]
grebenshch
16.03.2024, 19:26:43
topic Самый дорогой подводный отель в мире с рыбами, плавающими вокруг вашей кровати
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 16:17:18
topic Морские подковы
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 15:42:08
topic Как поделили океан
[История]
grebenshch
16.03.2024, 15:36:47
topic Dufour 44: новое решение
[Новинки]
grebenshch
14.03.2024, 16:31:06

* Двигатель торговли

* Активные авторы

Craus Craus
4006 Сообщений
bigbird bigbird
2971 Сообщений
grebenshch
541 Сообщений
Grumete Grumete
392 Сообщений
root root
269 Сообщений

* Кто онлайн

  • Точка Гостей: 517
  • Точка Скрытых: 0
  • Точка Пользователей: 0

Нет пользователей онлайн.

* Календарь

Март 2024
Вс. Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб.
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 [29] 30
31

Нет ближайших событий.

* Ваша Реклама

Здесь может быть Ваша реклама!

* Мы на Pinterest

SMF spam blocked by CleanTalk
Защита SMF от спама от CleanTalk
SimplePortal 2.3.6 © 2008-2014, SimplePortal