В знаменитой военно-морской академии в Аннаполисе, США, решили вернуть курс астрономии и определения места по небесным светилам, полностью отмененный в 2006-м. Почти 10 лет будущих командиров кораблей не учили астронавигации, но здравый смысл и страхи последнего времени перед хакерами и прочими угрозами компьютерам, Интернету и спутниковой навигации, заставили вернуться к традиционному штурманскому искусству. Астрономию вернут и в гражданских учебных заведениях, готовящих параллельно с основной профессией, флотских офицеров запаса.
К 1995 году система GPS заработала в полную силу, 31 спутник, каждый огибая Землю дважды в сутки, позволяют определить место судна с точностью до метров в любое время, в любой точке Мирового Океана. Система GPS обходится американским налогоплательщикам приблизительно в миллиард долларов в год. С появлением GPS, спрос на секстаны резко упал, их продают хорошо, если несколько тысяч в год, да и те в основном приобретаются яхтсменами, теми, кто не хочет заблудиться в океане в случае, если скажем, приемник GPS будет выведен из строя ударом молнии.
Но элементарные соображения безопасности взяли, наконец, верх. Что будет в случае крупного военного конфликта, требующего отключения GPS, или любого иного ЧП, которое выведет из строя спутники или приемники, или компьютеры на борту? Умение тыкать в кнопки не поможет. А вот секстан, компас, хронометр и небесные светила не боятся ни хакеров, ни войн, ни ударов молний.
Мне кажется, что дело не только в возможных ЧП и растущих с каждым днем рисках современных технологий. Дело еще и в качестве специалиста. Тыкать в кнопки не значит понимать глубинно, изнутри. Такое понимание дается только хорошими теоретической подготовкой и практикой. Это конечно, тема для споров и дискуссий, но и специальное образование, сведенное к умению пользоваться рядом компьютерных программ и несколько электронными устройствами, тоже ведь сомнительно в части качества и надежности. Вся электронная параферналия пока слишком уязвима, чтобы полагаться исключительно на нее. Слишком велики риски и ставки. Гигантский танкер в грозу внезапно лишится GPS в прибрежных водах, а на мостике штурманы, не умеющие определиться по элементарным пеленгам, и измеряющие дистанцию на карте по шкале долготы (факты есть), а то и вовсе полное отсутствие бумажных карт – и что делать? И чем может кончиться? ECDIS конечно, хорошо, но у ECDIS есть одно слабое место, система далеко не стопроцентно надежна. Лично я совершенно не понимаю всеобщего обязательного перехода на ECDIS. На мой взгляд, это сильнейший удар по безопасности мореплавания, это минное поле, которое ждет свои жертвы.
Михаил Войтенко