collapse

Для создания НОВОГО ПОСТА, необходимо выбрать нужный раздел ФОРУМА и создать в нем НОВУЮ ТЕМУ. Если вы новый пользователь, то вам нужно ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на форуме


Автор Тема: Параметры настройки и форма паруса  (Прочитано 3437 раз)

Оффлайн Craus

  • Ветеран
  • *****
  • Карма: +16/-0
    • Просмотр профиля


«Если конструкция выглядит красиво, значит она рассчитана правильно»
Гюстав Эйфель

Парус яхты – это, как крыло у самолёта. Вы когда-нибудь видели крыло корявой формы? Я тоже не видел. Правильно настроенный парус выглядит красиво, обладает притягательным, завораживающим профилем.

Как добиться совершенства? Если не считать работы парусного мастера, то только правильной настройкой.

Безусловно, правильно настроенный парус, как и хорошее крыло, должен обладать правильным профилем. Перефразируя известный философский постулат: форму паруса определяет содержание его настройки. Смысл всех настроек – в обеспечении идеального профиля паруса, в придании ему совершенной формы.

Чему же необходимо уделять внимание при настройке паруса? И как придать ему тот самый гордый и стремительный профиль?

Те, кто полагают, что достаточно установить парус под нужным углом к ветру, чтобы лодка «ехала», ошибаются. Вернее, для «езды» этого может и достаточно. Но, чтобы «ехать» быстро и безопасно, чтобы эффективно использовать все возможности паруса, этого мало. Необходимо настроить паруса под ветровые и волновые условия.

И для этого не обязательно обладать какими-то сокровенными знаниями! Нужно просто понять, какие параметры определяют правильную форму паруса. Однажды поняв, что это за параметры и как их изменение влияет на работу парусов, вы откроете для себя, какой профиль паруса - наилучший для данных ветровых и волновых условий. И добьётесь хороших результатов.

Итак, приступая к настройке парусов, вы должны понимать, что будете работать фактически над двумя вещами:

  • Вам нужно обеспечить необходимый угол установки паруса к ветру;
  • Вам нужно придать парусу форму, соответствующую ветровым и волновым условиям.

Существуют три важных параметра, определяющие профиль (форму) паруса.

  • Скручивание паруса по высоте («твист»);
  • Глубина паруса («пузо»);
  • Положение «пуза» паруса (впереди, посредине, сзади)

Вот и всё, с чем вы будете работать. Осталось только понять: какие инструменты нужны для этих настроек? Но обо всём по порядку. Сначала разберёмся, что же это за параметры и с чем их едят.

Твист (twist)



Что такое твист? Представьте себе тонкую пластину, которую вы держите в руках, крепко зажав её концы в пальцах. Если вы, удерживая один конец пластины, начнёте поворачивать второй вокруг вертикальной оси, вы получите твист (скручивание), как на пропеллере.

Смысл «твиста» (закручивания) паруса по высоте в том, чтобы обеспечить одинаковый угол атаки паруса ветром по вертикали. Для этого верхняя часть паруса должна стоять к ветру под большим углом.

Ведь внизу, у воды вымпельный ветер слабее и острее, а на уровне топа мачты – сильнее и полнее.

Чтобы не усложнять задачу будем считать, что течение и снос под ветер отсутствуют и будем рассматривать только два основных вектора: вектор истинного ветра и вектор ветра курсового, возникающего от движения яхты. Несложно понять, что при этом вектор вымпельного ветра есть результат сложения двух этих векторов.



Поскольку воздушный поток тормозится поверхностью воды, то у поверхности моря скорость ветра ниже, чем на высоте 10-12 м. А с высотой скорость истинного ветра увеличивается. Курсовой ветер равен скорости яхты и направлен в сторону, противоположную её курсу.
Т.к. курсовой ветер на любой высоте постоянен (корпус яхты и её мачта движутся с одинаковой скоростью), то сумма векторов показывает, что вымпельный ветер с высотой усиливается и соответственно отклоняется (отходит). Теперь понятно, что угол атаки ветрового потока увеличивается по высоте паруса, а значит, нам нужно настроить его так, чтобы этот угол был одинаков по всей высоте. Этого можно добиться, отклоняя верхнюю часть паруса в подветренную сторону. В итоге верхняя часть паруса будет иметь угол к ДП больший, чем нижняя. Это и есть — твист, и он очень хорошо виден на фотографии. Только, на мой взгляд, на стакселе он несколько больше, чем нужно. J

Пузо (draft) и его положение



Глубина паруса (это научная кличка «пуза») выражается отношением расстояния d к длине хорды с.

Яхтсмены оценивают глубину паруса на глаз, ориентируясь при этом на швы паруса или полосы, приклеенные на него перпендикулярно передней шкаторине.

Хорошо читается глубина грота, например, если взглянуть на него из-под гика.

Полные, пузатые паруса обеспечивают хорошую тягу (но вместе с тем увеличивают снос под ветер и крен яхты). Такие паруса хорошо иметь на слабом ветру, либо на большой волне.

Уплощённые паруса (с маленьким пузом) хороши на сильном ветру и гладкой воде. На сильном ветру тяга на парусе и так создаётся достаточная и поэтому не требуется их «пузатить». Вместе с тем, уплощением паруса достигается уменьшение кренящей силы и уменьшение сноса под ветер.

Не менее важной характеристикой паруса, чем само пузо, является его положение, определяемое расстоянием от передней шкаторины до максимальной глубины паруса.

Смещение пуза вперёд увеличивает подъёмную силу паруса и сектор эффективной работы паруса без изменения настроек (курсовой сектор); управлять яхтой достаточно легко. Однако с таким положением пуза невозможно идти столь же остро, как с пузом, смещённым назад.

Переднее положение пуза, обеспечивающее хорошую тягу и широкий курсовой сектор оправдано в сложных условиях и при недостатке опыта у рулевого.

Заднее положение пуза, обеспечивающее остроту курса, но требующее высокую точность управления яхтой, – при средних ветрах и спокойном море.

Парус должен быть немного глубже в нижней части, чтобы работать максимально эффективно, а вверху – чуть более «плоским». В сильный ветер вообще хорошо иметь сглаженную поверхность в верхней части, чтобы избежать ненужного крена и дрейфа.

Правда, чаще всего, для того, чтобы решить проблему излишнего крена применяют увеличенный твист, открывая верхнюю часть паруса для того, чтобы «сбросить» лишнюю ветровую нагрузку.

Вот, собственно, и всё, что вам нужно знать о форме паруса.

Важно понять и запомнить, что любым парусам (даже плоским на закрутках!) парусные мастера при кройке и шитье задают определённую форму. Вам только нужно окончательно подстроить его.

Итак, резюмируем.

Для того, чтобы иметь эффективную форму паруса вам нужно знать несколько важных вещей:

В слабый ветер (2-3 балла, 4-10 узлов) хорошо нести полные пузатые паруса с умеренным твистом. Чтобы они сохраняли форму на таком ветру полезно откренивать лодку на подветренном борту. Тогда, даже незначительный угол отклонения паруса от вертикали позволит сохранить заданный ему профиль. Стаксель настраиваем с чуть большей глубиной, чем грот. Положение пуза – примерно посередине, но у стакселя – чуть впереди (около 40%), а у грота – чуть назад (60%). И вход у грота чуть более плоский, чем у стакселя. Гик – практически в ДП, при этом каретка гика-шкотов подвинута немного на ветер.

В средний ветер (3-4 балла, 10-17 узлов) уже появляется волнение, с которым нельзя не считаться. Поэтому необходимо откорректировать профили парусов. Их слегка уплощают. При этом положение пуза у грота и стакселя примерно одинаковы (около 50%). Твист – средний. При этом на ветру около 4 баллов уже нужно задуматься об уменьшении площади грота, если крен становится большим (более 20°) и не помогает избыточный твист. Рифление грота уменьшит не только крен, но и тенденцию лодки приводиться (сделает руль менее «наветренным»).

В сильный ветер (4-5 баллов, 17-25 узлов) необходимо нести уплощённые и уже зарифленные паруса. По меньшей мере – зарифленный грот, чтобы избежать постоянного приведения яхты к ветру. На волне вам нужно иметь хорошую силу тяги, тут уже не до остроты курса. Усиливающееся волнение заставляет «отрабатывать» волну, а значит нужно иметь достаточно большой курсовой сектор, поэтому у парусов должен быть круглый вход. Пузо уплощённых парусов – чуть ближе к носу (40-45%).

В крепкий ветер (5-6 баллов, 25-30 узлов) нужно идти с максимально плоским зарифленным (третья полка рифов) гротом. Чтобы добиться наибольшего уплощения грота в нижней трети, набейте втугую грота-шкот. Оба паруса должны иметь плоский вход. Пузо стакселя – ближе к носу (40%), а грота – посредине (50%). Если ветер имеет тенденцию к усилению, наступает время доставать штормовые паруса.

Источник

 


* Интересно почитать

* Поиск по сайту


* Последние сообщения

topic Яхтсмен Виталий Елагин вышел на связь спустя восемь дней после исчезновения
[Машинный телеграф]
grebenshch
27.03.2024, 18:07:12
topic Механика движения комет
[Погода]
Fermer
24.03.2024, 10:35:22
topic Грустная история косатки, которая помогала китобоям: верования народа тауа
[Машинный телеграф]
grebenshch
23.03.2024, 00:02:36
topic В Колумбии поднимут затонувший корабль XVIII века с сокровищами на $17 млрд
[География]
grebenshch
20.03.2024, 00:29:46
topic Вакансия дня: счетовод пингвинов в Антарктиде
[Машинный телеграф]
grebenshch
20.03.2024, 00:21:11
topic «Секс-плот» — антрополог хотел доказать жестокость людей, но не смог
[Машинный телеграф]
grebenshch
20.03.2024, 00:16:04
topic Редакционная статья яхтенного дизайнера Chuck Paine (США)
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 21:48:13
topic Грузовой корабль улавливает и перерабатывает свои выбросы углекислого газа
[Техника]
grebenshch
16.03.2024, 19:26:43
topic Самый дорогой подводный отель в мире с рыбами, плавающими вокруг вашей кровати
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 16:17:18
topic Морские подковы
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 15:42:08
topic Как поделили океан
[История]
grebenshch
16.03.2024, 15:36:47
topic Dufour 44: новое решение
[Новинки]
grebenshch
14.03.2024, 16:31:06

* Двигатель торговли

* Активные авторы

Craus Craus
4006 Сообщений
bigbird bigbird
2971 Сообщений
grebenshch
541 Сообщений
Grumete Grumete
392 Сообщений
root root
269 Сообщений

* Кто онлайн

  • Точка Гостей: 293
  • Точка Скрытых: 0
  • Точка Пользователей: 0

Нет пользователей онлайн.

* Календарь

Март 2024
Вс. Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб.
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 [29] 30
31

Нет ближайших событий.

* Ваша Реклама

Здесь может быть Ваша реклама!

* Мы на Pinterest

SMF spam blocked by CleanTalk
Защита SMF от спама от CleanTalk
SimplePortal 2.3.6 © 2008-2014, SimplePortal