collapse

Для создания НОВОГО ПОСТА, необходимо выбрать нужный раздел ФОРУМА и создать в нем НОВУЮ ТЕМУ. Если вы новый пользователь, то вам нужно ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на форуме


Автор Тема: Настройка стакселя на острых курсах  (Прочитано 5654 раз)

Оффлайн Craus

  • Ветеран
  • *****
  • Карма: +16/-0
    • Просмотр профиля


«Куда бы ты не пошёл, сынок, в восьми случаях из десяти ты будешь идти острым курсом. Таков уж норов у морского ветра»
Из наставлений старого капитана

Следуя наставлениям старого капитана, начнём рассматривать настройку парусов на острых курсах. Тем более, что старик действительно прав: если рассматривать сумму векторов скоростей яхты и истинного ветра, то на острые курсы придётся большая часть. И начнём мы настраивать паруса со стакселя, поскольку настройка всегда начинается с него. Чем же стаксель лучше грота?

Лучше-не лучше, а стаксель, в отличие от грота, на острых курсах работает в идеальных ветровых условиях. Первым встречая на остром курсе набегающий ветер, он работает в равномерном, чистом воздушном потоке.

Последние исследования в области теории паруса приходят к выводу, что стаксель (а особенно генуя — большой  генуэзский стаксель) является основным «двигателем» яхты тогда, как грот работает «закрылком», регулируя баланс руля.

Это, конечно, несколько вольный и примитивный пересказ современной теории паруса, и не нужно понимать его буквально, но для настройки парусов такое объяснение вполне годится. Именно поэтому стаксель настраивается первым, как тяговый парус, работающий в неискаженном воздушном потоке.

На грот же набегает воздушный поток, искривлённый стакселем и искажённый мачтой. Искривление воздушного потока набегающего на грот значительно: на грот ветер набегает под меньшим углом, чем на стаксель. Из-за чего генуя всегда стоит под большим углом к ДП (диаметральной плоскости) яхты, нежели грот, за счёт искривления воздушного потока. Настраивая стаксель первым, мы фактически фиксируем направление и угол воздушного потока на грот, после чего можно заниматься настройками грота.

Последние исследования в области теории паруса приходят к выводу, что стаксель (а особенно генуя — большой  генуэзский стаксель) является основным «двигателем» яхты тогда, как грот работает «закрылком», регулируя баланс руля.



Это, конечно, несколько вольный и примитивный пересказ современной теории паруса, и не нужно понимать его буквально, но для настройки парусов такое объяснение вполне годится. Именно поэтому стаксель настраивается первым, как тяговый парус, работающий в неискаженном воздушном потоке.

На грот же набегает воздушный поток, искривлённый стакселем и искажённый мачтой. Искривление воздушного потока набегающего на грот значительно: на грот ветер набегает под меньшим углом, чем на стаксель. Из-за чего генуя всегда стоит под большим углом к ДП (диаметральной плоскости) яхты, нежели грот, за счёт искривления воздушного потока. Настраивая стаксель первым, мы фактически фиксируем направление и угол воздушного потока на грот, после чего можно заниматься настройками грота.

Настраиваемые параметры паруса нам известны (см. статью «Параметры настройки и форма паруса»). И теперь, когда нам известен ответ на вопрос «что?», нужно получить ответ на вопрос «как?».

Но для начала напомню, что, настраивая паруса, вы устанавливаете их под определённым углом к ветру и работаете над тремя важными характеристиками, определяющими профиль паруса: твистом, глубиной паруса (пузом) и положением пуза.

Что ж, начнём настраивать геную. Но для начала нам нужно знать: чем настраивается стаксель, какие инструменты для этого используют?

Основные инструменты для настройки стакселя

Давайте перечислим их поименно и определим зону ответственности для каждого.



1. Стаксель-шкот (степень его натяжения)

Шкот в большей степени определяет угол установки паруса. Выбранный шкот — меньший угол, потравленный шкот — больший угол.

Но не только. С его помощью можно повлиять и на твист, и на пузо.

Шкот — основной инструмент настройки стакселя.

2. Каретка стаксель-шкота (её положение)

Положение каретки стаксель-шкота отвечает за скручивание («твист») стакселя. Общее правило таково, что, перемещая каретку вперёд, мы уменьшаем твист («закрываем парус»), а перемещая её назад, мы твист увеличиваем («открываем парус»).

3. Стаксель-фал и форштаг (степень их натяжения)

С помощью этих двоих настраивают «пузо» паруса и его положение. Причём форштаг отвечает в большей степени за размер «пуза», а стаксель-фал за его положение (впереди-сзади).

Кто-то скажет: а стаксель-шкот? Он же ж тоже ж пузо регулирует… Хорошо, присовокупим сюда и стаксель-шкот. Но будем помнить, что его натяжение влияет на глубину паруса только в нижней трети!

С первого раза и не разбраться: что за что отвечает. Хорошо бы иметь какую-нибудь приборную доску. Глянул на приборы и подкорректировал, что надо! В роли такой приборной доски выступают «колдунчики»: лёгкие ленточки, которые крепятся с обеих сторон стакселя вдоль передней шкаторины, в 15-20 смот ликтроса.

Индикаторы воздушного потока, «колдунчики» (tell-tailes)



Обычно их делают разного цвета (например: красные и зелёные) и крепят так, что зелёные (например) будут чуть выше красных. Тогда в контрсвете их можно будет отличать не только по цвету, но и по положению.

Если поток воздуха свободен от завихрений, все колдунчики будут струиться горизонтально. На правильно настроенных парусах колдунчики могут немного приподниматься, особенно в сильный ветер.

Если изогнуты наветренные колдунчики — угол атаки паруса ветром слишком острый, вы идёте к ветру слишком круто. В этом случае нужно либо увалиться, либо (не меняя курса) подобрать шкот.



Если изогнуты подветренные колдунчики — вы идёте слишком полно, поток воздуха оторван от паруса, парус не работает! Вы должны либо привестись, либо (не меняя курса) потравить шкот.

А сейчас мы переходим к тому, что, собственно, и будем настраивать инструментами с помощью этих самых колдунчиков. И разговор наш пойдёт о форме стакселя, а именно о трёх её параметрах: угле к ветру, твисте и пузе.

С чего же начинать настройку стакселя? С твиста? С угла? А, может быть, с пуза? Наверно, у каждого есть свой порядок настройки, и вряд ли можно сказать, что существует какое-то строгое правило. Я начинаю с того, что принципиально устанавливаю угол стакселя к ветру, ориентируясь на среднюю часть паруса, затем занимаюсь твистом и в заключении – пузом. Всё равно, как показывает практика, это не раз и навсегда выверенная, очерёдность. Так, например, после установки твиста, корректируется угол  стакселя.

Угол установки стакселя

Оптимального угла установки паруса к ветру добиваются, выбирая или потравливая стаксель-шкот.

Но как определить уже оптимальный угол или еще нет? Используем уже знакомые нам колдунчики. При правильно установленном угле паруса к ветру все колдунчики будут струиться горизонтально.

На остром бейдевинде курс подстраивается под паруса (курс по парусам):



Почему на гоночном бейдевинде мы держим курс по парусам? Когда мы идём слишком остро, то не можем корректировать паруса (например, не сможем набить шкот, потому что «выбитый в доску» парус вообще перестанет работать).

В таком случае нужно корректировать курс:

Изгибаются и колеблются наветренные колдунчики

— слишком остро — увалитесь;

Изгибаются и колеблются подветренные колдунчики

— слишком полно — приведитесь.

Если хотите идти как можно круче, т.е. максимально выходить на ветер, то нужно всё время работать рулём: на усилении ветра (в порывах) лодку нужно приводить («придавливать») к ветру, а когда ветер ослабевает, нужно слегка уваливаться.

В принципе, настройка угла стакселя на гоночном бейдевинде сводится к простым действиям. Приведитесь и настройте паруса таким образом, чтобы наветренные колдунчики слегка поднимались наверх. Для этого приводитесь до грани заполаскивания стакселя (наветренные колдунчики изогнуты вверх почти вертикально), а затем немного увалитесь. При разгоне на остром курсе наветренные колдунчики должны чуть подниматься от горизонтального положения. Это нормально.

Если перед вами стоит задача добиться максимальной скорости, а курс не имеет решающего значения, добейтесь состояния, при котором колдунчики будут располагаться горизонтально.

На полном бейдевинде паруса настраиваются под выбранный курс (паруса по курсу):

Изгибаются и колеблются наветренные колдунчики — слишком остро — подберите шкот;
Изгибаются и колеблются подтренные колдунчики — слишком полно — потравите шкот.

На схемах вы видели идеальную картину, когда все три пары колдунчиков реагируют на наши действия одинаково. В действительности такого идеального «колдовства», скорее всего не будет. Но, как я уже и говорил, на первом этапе мы «вчерне» устанавливаем стаксель и будем ориентироваться на колдунчики, расположенные в средней части передней шкаторины. Именно их поведение максимально отражает свойство воздушного потока у поверхности паруса.

Твист стакселя


Настроив угол установки стакселя, переходим к настройке его твиста.



Напомню, что только при оптимальном угле атаки ветра (набегания ветрового потока) на парусе создается максимальная аэродинамическая сила. И, конечно, по всей высоте паруса этот угол атаки  должен быть одинаковым.

Твист (скручивание паруса по высоте) как раз и нужен для того, чтобы обеспечить одинаковый угол атаки ветром по всей высоте паруса. Вы же не забыли, что вымпельный ветер с высотой усиливается и изменяет своё направление?

Внизу он острее и медленнее, наверху – полнее и сильнее. (Лекция 02, Урок 1 «Ветер и основы теории паруса»). И, следовательно, угол установки паруса тоже должен меняться с высотой: от меньшего угла внизу до большего в верхней части паруса. И теперь можно поговорить о настройках твиста паруса (скручивании его по вертикали).

Прежде чем начать настройку твиста генуи необходимо установить каретку стаксель-шкота в такое положение на погоне, чтобы прямая, проходящая через шкот разделила бы переднюю шкаторину паруса примерно пополам.

Если вы собираетесь настраивать твист сразу после поворота, то логично поставить каретку стаксель-шкота для нового галса в то же положение, что и уже настроенную каретку.

На собственных лодках перед установкой стакселя раскладывают его на причале, отбивают линию от шкотового угла до середины передней шкаторины и приклеивают на неё яркую ленту длиной полметра-метр. После того, как стаксель поднят, эта лента позволяет легко визуализировать положение шкота.

Итак, установили каретку в стартовое настроечное положение. И сразу начинаем следить за «приборной доской» - за колдунчиками. Они подскажут: всё ли у нас благополучно с твистом?

Твист слишком большой (избыточный твист)

Вот так выглядит избыточный твист на генуе. Посмотрите, как её верхняя часть «отвалилась» под ветер, и практически не работает.



Если посмотреть сейчас на колдунчики, то можно заметить, что заполаскивает верхний наветренный колдунчик. Это верный сигнал о том, что твист паруса слишком большой.

Попробуйте немного передвинуть каретку вперёд, а затем подобрать стаксель-шкот. Шкот расположится под таким углом, который позволит ему тянуть заднюю шкаторину вниз. Задняя шкаторина подтянется, твист уменьшится. Перемещая каретку, добейтесь, чтобы наветренные колдунчики работали одинаково по всей передней шкаторине.


Твист слишком маленький (недостаточный твист)



Здесь иная ситуация. Каретка стаксель-шкота сдвинута слишком далеко вперёд для острого курса. В результате задняя шкаторина перетянута, верхняя часть паруса «закрылась», а на нижней шкаторине образовалась «губа» (излишнее пузо). Парус плохо работает в нижней трети и об этом сигнализирует заполаскивающий нижний наветренный колдунчик.

Значит, нужно двигать каретку назад и чуть потравить шкот, увеличивая твист. Шкотовый угол приподнимется, нижняя шкаторина подтянется, задняя шкаторина ослабнет, и верхняя часть паруса немного уйдёт под ветер. Твист будет соответствовать курсу и ветер будет набегать на переднюю кромку паруса с одинаковым углом атаки.

Можно подвести черту под настройками твиста. Твист стакселя регулируется изменением положения каретки стаксель-шкота и, отчасти, степенью натяжения самого стаксель-шкота.

Строго говоря, регулировка твиста на стакселе – это достижение баланса между натяжением задней и нижней шкаторин.

Действительно: если у нас избыточно натянута задняя шкаторина, то парус «закрыт», твист слишком маленький, а, если мы чересчур натянем нижнюю шкаторину, то твист будет излишним и верхняя часть паруса «отвалится» под ветер. Общее правило таково:

·        Если у вас «отвалилась» под ветер верхняя часть паруса, значит излишне прослаблена задняя шкаторина, твист избыточен, каретку нужно двигать вперёд;

·        Если «отвисла губой» нижняя шкаторина, значит твист недостаточен, парус «закрыт» и требуется переместить каретку стаксель-шкота назад.

И добавлю, что лучше иметь чуть-чуть больший твист, чем «задавленный» парус. Почти всегда.

Пузо стакселя

Ну, вот мы добрались и до настроек пуза. Напомню, что пузо определяют два параметра: глубина и его положение (впереди, посредине, сзади).



Полный, пузатый парус обеспечивает хорошую тягу (но вместе с тем и увеличивает снос под ветер и крен). Такой парус хорошо иметь на слабом ветру, либо на волне.

Уплощённые паруса хороши на сильном ветру и гладкой воде. Но не менее важным, чем само пузо, является его положение, определяемое расстоянием от передней шкаторины до максимальной глубины паруса.

Во многом положение пуза определяет и форму входа паруса: плоскую или круглую.

Так, например, смещение пуза вперёд (круглый вход) увеличивает подъёмную силу паруса и сектор эффективной работы паруса без изменения настроек паруса (курсовой сектор). Но вы не сможете идти с таким парусом максимально остро.

И наоборот: смещение пуза чуть назад (плоский вход) паруса позволяет идти очень остро, но в узком курсовом секторе.

Регулировать пузо стакселя и его положение можно, используя:

  • Натяжение или ослабление форштага;
  • Натяжение или ослабление стаксель-фала.



Форштаг в большей степени отвечает за глубину пуза (в верхней и средней частях).

Для того, чтобы уплостить парус и уменьшить пузо нужно набить форштаг.

Для того, чтобы пузо увеличить, форштаг необходимо ослабить.

Есть ещё один инструмент, которым можно повлиять на величину пуза. Это шкот. Потравливая его можно увеличить пузо и наоборот, набивая его, мы пузо уменьшаем.

Но при этом нужно помнить, что шкот может регулировать пузо только в нижней трети паруса.

Регулировка положения пуза стакселя по сути сводится к работе с передней шкаториной.

Натягиваем переднюю шкаторину – пузо смещается вперёд, ослабляем переднюю шкаторину – пузо уходит назад.

Для натяжения передней шкаторины используют стаксель-фал.

Ну, вот: теперь у вас есть представление, как в принципе настраивать «пузо» паруса.

На схемах видно, как можно «поиграть» с настройками пуза в различных ветро-волновых условиях.

1. Яхта шла по спокойной воде при достаточно свежем ветре (14-16 узлов). На спокойной воде при хорошем ветре форштаг и фал должны быть набиты. Но через некоторое время ветер разогнал высокую волну  и нас теперь интересует тяговитость парусов. Для увеличения тяги мы уменьшаем натяжение форштага, соответственно увеличивая глубину паруса и делая вход круглым. Но при этом, за счёт прослабления форштага, пузо сдвинулось слишком далеко вперёд. Если мы немного потравим фал, то пузо уйдёт назад на нужную нам величину.

2. Мы шли на небольшой волне слабым бейдевиндом (3-4 узла). Через некоторое время ветер усилился до 12-14 узлов, волна стала повыше. В ответ на это мы уплостили парус, набив форштаг. Но пузо при этом сдвинулось назад. Чтобы вернуть его в прежнее положение (нам нужен широкий курсовой сектор, а значит – круглый вход, пузо чуть вперёд), набиваем фал.



На спокойной воде при слабом ветре (когда нужен парус с большой глубиной) натяжение форштага должно быть около 30% от максимального, а пузо должно находиться примерно посередине или даже чуть-чуть сзади (55%).

В сложных ветровых и волновых условиях лучше ослабить штаг, чтобы получить круглый вход паруса и придать ему «тяговитость». Кроме того, так будет легче исправлять курс лодки на волнении, не затормаживая парус (большой курсовой сектор).


Помните!

  • Если вы ослабляете натяжение форштага, то нужно ослабить и стаксель-фал, чтобы «пузо» паруса не сдвинулось слишком далеко вперёд.
  • Будьте осторожны! Не набивайте фал, если шкот выбран втугую!


Источник
« Последнее редактирование: 23.01.2018, 01:40:58 от bigbird »

 


* Интересно почитать

* Поиск по сайту


* Последние сообщения

topic Яхтсмен Виталий Елагин вышел на связь спустя восемь дней после исчезновения
[Машинный телеграф]
grebenshch
27.03.2024, 18:07:12
topic Механика движения комет
[Погода]
Fermer
24.03.2024, 10:35:22
topic Грустная история косатки, которая помогала китобоям: верования народа тауа
[Машинный телеграф]
grebenshch
23.03.2024, 00:02:36
topic В Колумбии поднимут затонувший корабль XVIII века с сокровищами на $17 млрд
[География]
grebenshch
20.03.2024, 00:29:46
topic Вакансия дня: счетовод пингвинов в Антарктиде
[Машинный телеграф]
grebenshch
20.03.2024, 00:21:11
topic «Секс-плот» — антрополог хотел доказать жестокость людей, но не смог
[Машинный телеграф]
grebenshch
20.03.2024, 00:16:04
topic Редакционная статья яхтенного дизайнера Chuck Paine (США)
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 21:48:13
topic Грузовой корабль улавливает и перерабатывает свои выбросы углекислого газа
[Техника]
grebenshch
16.03.2024, 19:26:43
topic Самый дорогой подводный отель в мире с рыбами, плавающими вокруг вашей кровати
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 16:17:18
topic Морские подковы
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 15:42:08
topic Как поделили океан
[История]
grebenshch
16.03.2024, 15:36:47
topic Dufour 44: новое решение
[Новинки]
grebenshch
14.03.2024, 16:31:06

* Двигатель торговли

* Активные авторы

Craus Craus
4006 Сообщений
bigbird bigbird
2971 Сообщений
grebenshch
541 Сообщений
Grumete Grumete
392 Сообщений
root root
269 Сообщений

* Кто онлайн

  • Точка Гостей: 297
  • Точка Скрытых: 0
  • Точка Пользователей: 0

Нет пользователей онлайн.

* Календарь

Март 2024
Вс. Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб.
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 [29] 30
31

Нет ближайших событий.

* Ваша Реклама

Здесь может быть Ваша реклама!

* Мы на Pinterest

SMF spam blocked by CleanTalk
Защита SMF от спама от CleanTalk
SimplePortal 2.3.6 © 2008-2014, SimplePortal