collapse

Для создания НОВОГО ПОСТА, необходимо выбрать нужный раздел ФОРУМА и создать в нем НОВУЮ ТЕМУ. Если вы новый пользователь, то вам нужно ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на форуме


Автор Тема: Самый молодой в истории ВМФ командир подводной лодки - Израиль Ильич Фисанович  (Прочитано 1247 раз)

Оффлайн Craus

  • Ветеран
  • *****
  • Карма: +16/-0
    • Просмотр профиля


У него нет могилы. Ею стало Северное море.

В шотландском порту Данди, его имя на века высечено в списке славы погибшим подводникам.



Во время Великой Отечественной он был одним из самых результативных командиров на Севере.
Друзья-подводники называли его романтиком полярных морей — он писал стихи, всегда был душой
любой компании. Судьба подарила ему хоть и короткую, но необычную и героическую жизнь.



Израиль Ильич Фисанович – прославленный в годы войны подводник, Герой Советского Союза, имя которого многократно упоминалось в сводках Совинфрмбюро, в центральных газетах и кинохронике.
Илья Эренбург, выступая в Верховном Совете СССР, говорил о Фисановиче, как о примере воинской доблести еврейского народа. Вениамин Каверин написал о Фисановиче яркий и поэтичный очерк «История «малютки», опубликованный в «Известиях» 27 июля 1943 года.

О Фисановиче писали Макс Зингер, Николай Михайловский, Георгий Семёнов, Николай Ланин, поэты Асеев и Панов, композитор Евгений Жарковский, нарком ВМФ Николай Кузнецов, адмиралы Щедрин, Головко, Колышкин, Руссин, Герой Советского Союза капитан 1-го ранга Иосселиани. Портреты Фисановича рисовали академики Герасимов и Верейский, его бюсты лепили академики Кербель и Манизер. Его фотографии были выставлены в каждом посёлке Еврейской автономной области. Он был членом Еврейского антифашистского комитета. Среди его друзей были Лев Кассиль, Макс Зингер, Вениамин Каверин, Юрий Герман, Евгений Петров, Исидор Шток, Константин Симонов, еврейские поэты Квитко и Фефер.

В 1942-43 г.г. почта СССР выпустила две почтовые открытки с портретами Фисановича (одна из них сопровождалась текстом на английском языке).

В восьмидесятые годы по советскому телевидению была показана смонтированная американцами по нашим кинохроникам времён войны 12-серийная киноэпопея «Великая Отечественная», в 6-й и 8-й сериях два эпизода посвящены Фисановичу: встреча его подводной лодки после 3-го похода и вручение американского ордена «Морской крест».



Семья Фисановичей была обычной городской еврейской семьёй – религиозной, начитанной, не бедной, но и не богатой.

Израиль родился 23 ноября 1914 г. В 1922 г. семья переехала в Харьков. Здесь он закончил семилетку и поступил в школу ФЗУ при заводе сельскохозяйственных машин «Серп и молот».
По окончании училища, Харьковский горком КСМУ направил Фисановича в Военно-морское училище им. М. В. Фрунзе.

Среди шестисот сокурсников Израиль оказался самым молодым и, по-видимому, самым неподготовленным к флотской службе физически и морально. Но он решил, что море - его судьба и занялся самовоспитанием. В результате за четыре года - 14 поощрений от командования за успехи в учебе, бдительность при несении караульной службы и 200% выработки на субботниках.



Фисанович был душой курсантского братства, его находчивость и шутки всегда вызывали улыбки товарищей, во время учебы он был инициатором создания джаза, сам играл на саксофоне.



В свидетельстве об окончании только отличные оценки. Первый по выпуску, он был сфотографирован у развернутого знамени училища и получил от наркома Обороны К. Е. Ворошилова именные серебряные часы. Здоровье юного Израиля окрепло – он сдал нормы ГТО 2-й ступени.



По традиции, первому по успеваемости выпускнику военного училища предоставляли право выбора места службы, но уже в 1936 г. ощущалось приближение большой войны. Советский Военно-морской флот срочно пополняли новыми боевыми кораблями.

Возникла нехватка подготовленных специалистов, особенно штурманов подводного плавания. Лучших выпускников направили на только что спущенные на воду подводные лодки, причём даже без присвоения первого офицерского звания.



Фисанович был назначен командиром БЧ 1-4 на малую подводную лодку М-77, которая базировалась в Ораниенбауме, в пятидесяти километрах от Ленинграда. Он прибыл на лодку в курсантском обмундировании и был встречен командой настороженно. Но уже через месяц экипаж убедился, что на лодке служит не только толковый штурман, но и настоящий подводник.

По правилам на ознакомление отводится месяц, но месяца у Израиля не было: лодка постоянно находилась в учебно-тренировочных походах. И он сдал этот зачет без дополнительной подготовки. А поздней осенью, когда стали подводить итоги летних плаваний, выяснилось, что на М-77 служит лучший штурман 3-й бригады подплава Балтийского флота.

В первый год службы доказать, что ты лучший среди двух десятков штурманов, в том числе офицеров со стажем, это серьезный успех.



Весной 1938 г. Фисанович был назначен командиром малой подводной лодки М-84, а затем его переводят на должность флагманского штурмана штаба Северного флота в городе Полярный с присвоением очередного воинского звания старший лейтенант.

Всю осень и зиму он ходит на различных кораблях и подлодках, детально знакомясь с побережьем Баренцева и Белого морей, и доказывает свою состоятельность в новой должности.

Но произошло событие, которое поставило под удар карьеру военного: в Харькове по ложному обвинению в шпионаже в пользу фашистской Германии арестовали отца Фисановича. В связи с этими событиями ему отказали в направлении на курсы усовершенствования, задержали приём в партию и понизили в должности, назначив флагманским штурманом бригады подплава. Но редкий случай – уже через месяц подводника восстановили и даже приняли в ряды Коммунистической партии, направив на курсы в Ленинград.



Начало Великой Отечественной войны внесло свои коррективы. Курсы закончились досрочно и 8 июля 1941 года Израиля Фисановича направили на Северный флот командиром подводной лодки «М-172».

18 августа 1941 года Фисанович вышел в свой первый боевой поход и уже на третий день атаковал судно противника в Баренцевом море, за что был награждён орденом Красного Знамени, а лодке присвоили звание «Краснознаменной». Идя в свой первый боевой поход, молодой подводник наметил дерзкий план – прорваться во вражескую гавань Лиинахамари, расположенную в финском фиорде Петсамо-Вуоно. В непосредственной близости от линии фронта, немцы разгружали суда с боеприпасами, техникой и войсками, пришедшими на смену потрепанным в боях частям. После 2-х суток тщательного наблюдения М-172 в подводном положении медленно вошла в узкий фиорд. Шли по картам и компасу, изредка на мгновение, поднимая перископ.

Удалось незаметно проскользнуть под кораблями охранения. Когда, согласно расчётам, оказались у входа в бухту Лиинахамари, подняли перископ, осмотрелись. Перед ними в полукилометре стоял у причала под разгрузкой пароход. Работали подъёмные краны, суетились грузчики. Из трубы парохода шел дым. Фисанович провёл торпедную атаку. На мгновенье подняли перископ, увидев как над судном взметнулось облако дыма и пыли.

На Северном флоте это была всего вторая победа. Немцы, не предполагая такой дерзости от советских подводников, долго искали в небе английские самолёты и бросились на поиски подлодки поздно, когда она уже выходила в открытое море.

Спустя сутки М-172 второй торпедой потопила ещё одно вражеское судно.

По оценке командующего Северным флотом адмирала Арсения Головко, это была первая по-настоящему знаменательная победа, определившая наши возможности в борьбе с врагом на его коммуникациях.
После этого похода наши «малютки» прочно «оседлали» подступы к прифронтовым портам врага, значительно сократив снабжение фашистских войск на северном фланге и резко ослабив их натиск.
Так с первого же боевого похода Фисанович возглавил когорту мастеров торпедной атаки.

С первых месяцев Великой Отечественной войны его имя часто появлялось в газетах.
«В море — дома, на берегу — в гостях», — любил говорить Израиль Ильич.

Атаки его «малютки» всегда отличались стремительностью, дерзостью, тактической виртуозностью.
За два года под командованием Фисановича М-172 совершила 17 боевых походов, потопив 13 кораблей и судов противника.

Кроме того, в тыл врага была заброшена разведгруппа и одна эвакуирована. Флаг М-172 украшали орден Красного Знамени и гвардейская лента. Таких гвардейских Краснознамённых кораблей в Советском Флоте было всего четыре.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3-го апреля 1942 г. И.И. Фисановичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая звезда».



В этот же период Израиль Ильич был кооптирован в Еврейский антифашистский комитет и побывал в Москве.

К концу 1943 г. под ударами войск антигитлеровской коалиции капитулировала союзница Германии фашистская Италия и сдала англо-американскому командованию более двух третей своего флота. Правительство СССР потребовало свою долю трофеев. Поскольку сдавшиеся итальянские моряки были готовы сражаться с оккупировавшими северную Италию немцами, было решено передать Советскому
Союзу определённое количество кораблей.



На декабрьской Тегеранской встрече глав правительств воюющих стран антигитлеровской коалиции 1943 года было принято решение о временной передаче Великобританией и США своих кораблей Советскому Союзу в счет репараций с Италии взамен трофейных кораблей.



Это были английские: линкор «Ройял Соверин», эскадренные миноносцы «Сент-Олбанс», «Брайтон», «Ричмонд», «Челси», «Лимингтон», «Роксбург», «Джорджтаун», «Линкольн» и четыре подводные лодки. Американцы ранее передали крейсер «Milwaukee».

Для их приёмки в Англию выехали экипажи советских моряков. Один из таких экипажей возглавлял Фисанович.



Команда за 2 месяца освоила среднюю английскую лодку, которой после приёмки присвоили индекс В-1.
Принимаемые от англичан корабли организационно были сведены в Отряд кораблей ВМФ СССР. Он состоял из линкора, отдельного дивизиона эсминцев и отдельного дивизиона подводных лодок.

Переход кораблей из Англии в Советский Союз начали четыре подводные лодки, следовавшие поодиночке с интервалом в сутки, каждая своим маршрутом, известным только командиру Отряда и соответствующей службе Королевского флота. При встрече с каждым самолетом лодки должны были уклоняться от него погружением. Первой 26 июля 1944 г. из Лервика вышла подводная лодка под командованием Фисановича.
Это была бывшая английская лодка «Санфиш», но до советского берега она так и не дошла.



Тайна ее исчезновения долгие годы оставалась загадкой. И только в 1954 г. из сообщения, появившегося в английской прессе, стало известно, что в районе мыса Нордкап 27 июля 1944 г. ее потопил британский самолет «Либерейтор».



Но до сих пор нет ответа — почему самолет бомбил лодку, очертания которой летчику были хорошо известны, и почему лодка не ушла под воду с его появлением.

Только в послевоенные годы удалось установить, что в 9 часов 39 минут по Гринвичу 27 июля 1944 года лодку по ошибке атаковал и потопил самолёт британской береговой охраны в 230 милях к северу от Шотландских островов, в точке с координатами 64°34′ с.ш. 1°16′ в.д.

В пятидесятых-шестидесятых годах в Великобритании и США были опубликованы 4 монографии, в которых признали факт потопления советской подводной лодки В-1 британским бомбардировщиком береговой охраны «по ошибке».

Одну из таких заметок случайно прочитал немецкий историк, изучавший архивы кригсмарине. «Покопавшись» в фашистских архивах, он обнаружил, что ни одна из немецких субмарин в это время в этом месте океана появиться не могла. Еще через несколько лет тот же историк, уже при помощи британских ученых, обнаружил, что именно в этом месте должна была в это время находиться лодка под
командованием Фисановича. Получается, что его лодку потопил английский самолет. Позднее, когда и советские историки «подключились» к исследованию, эта версия, увы, подтвердилась.

Те, кто лично знал Израиля Фисановича, до сих пор хранит память об этом удивительном человеке, в рассказах о нем неизменно упоминают о его необыкновенных глазах – огромных, лучистых, отражавших и душевную доброту, и напряженную работу мысли.



В промежутках между боевыми походами Израиль Фисанович писал книгу, сочинял стихи. Он – автор песни, которою пели тогда на всех флотах.

В 1944 году, ещё при жизни, была издана его книга «Записки подводника», повествующая о боевых делах подводников-североморцев в Великой Отечественной войне.



Им же подготовлена рукопись книги «История Краснознамённой М-172». Книга вышла в свет в 1956 году.
Герой Советского Союза капитан 2-го ранга Израиль Ильич Фисанович был навечно зачислен в списки Военно-морского училища имени М. В. Фрунзе, его имя навсегда занесено в список одной из воинских частей Северного флота.



В Киеве установлен памятник подлодке М-172 и её командиру.
Ему посвящены экспозиции в Центральном Военно-Морском музее в Санкт-Петербурге и в музее Северного флота в Полярном.



В 1949 на заседании исполкома Полярного городского Совета депутатов трудящихся от 14 июня был принят протокол № 17 «О переименовании улиц в городе Полярный в связи с 50-летием его основания». На основании данного протокола принято решение улицу 3 Линия переименовать и назвать улицей Фисановича. Так же его именем были названа улица в Кировограде.

31 июля 2011 года состоялось открытие мемориальной доски Герою Советского Союза И. Фисановичу на доме 23 «А» по улице Рымарской в Харькове.



3 апреля 2012 года по инициативе руководства Харьковской областной общественной организации «Общество ветеранов-подводников им. Героя Советского Союза И. И. Фисановича» и Харьковского областного отделения «Маринист» в торжественной обстановке состоялось открытие мемориальной доски Израилю Фисановичу на доме № 2 на улице названной его именем.





Моряков, не вернувшихся на берег, не считают погибшими. Для всех они живы, просто не вернулись из боевого похода…

Источник

 


* Интересно почитать

* Поиск по сайту


* Последние сообщения

* Двигатель торговли

* Активные авторы

Craus Craus
4006 Сообщений
bigbird bigbird
2971 Сообщений
grebenshch
581 Сообщений
Grumete Grumete
392 Сообщений
root root
269 Сообщений

* Кто онлайн

  • Точка Гостей: 224
  • Точка Скрытых: 0
  • Точка Пользователей: 0

Нет пользователей онлайн.

* Календарь

Апрель 2024
Вс. Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб.
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 [18] 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30

Нет ближайших событий.

* Ваша Реклама

Здесь может быть Ваша реклама!

* Мы на Pinterest

SMF spam blocked by CleanTalk
Защита SMF от спама от CleanTalk
SimplePortal 2.3.6 © 2008-2014, SimplePortal