collapse

Для создания НОВОГО ПОСТА, необходимо выбрать нужный раздел ФОРУМА и создать в нем НОВУЮ ТЕМУ. Если вы новый пользователь, то вам нужно ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на форуме


Автор Тема: Охота за Моби Диком  (Прочитано 7022 раз)

Оффлайн bigbird

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Карма: +13/-0
    • Просмотр профиля
    • Яхтинг от и до. Справочный портал
Охота за Моби Диком
« : 28.03.2015, 18:45:56 »


Охота на китов в СССР - фото с путины 1965 г.

Каждый рыбак мечтает поймать большую рыбу. Вот и появляются посты о щуке в 2кг, о таймене в 20 кг, об осетре в 200 кг, кто больше… Нет, все нормально, но мечта о БОЛЬШОЙ рыбе всегда будет у рыбаков доминирующей. Вот только вопрос – насколько большой.
И тут, пока я размышлял об этой как бы проблеме, мне попались фотографии. Думаю, дай расскажу…
Опять же, надо ведь как-то обозначить предел килограммам, к которому стремятся все рыбаки. Опять же – обнадежить. Чтобы они верили, что два, двадцать и даже 200 килограмм – это еще не вечер.
Пообщался со знакомыми, почитал книжки, глянул кое-что в интернете и вот родился рассказ. Рассказ о рыбалке, в которой вес «рыбки» измеряется тоннами.
Рыбалке, организацией которой занимался весь СССР.
Рыбалке, о которой слышали все.
Рыбалке, на которую теперь попасть невозможно.
Речь пойдет о китобойном промысле.
И да, я в курсе, что киты и рыбы относятся к разным классам.



Специальных фотографов на китобойцах не держали, да и фотоаппараты в то время (1965г), были еще те. Это я объясняю за качество фотографий. Ну, такими вот они мне достались.
Длиннофокусной оптики, мелкозернистой пленки, хороших проявителей, на борту тех китобойцев, также как бы не наблюдалось. Да и не за тем ходили ребята на путину. Ходили на путину за деньгами. Ну и за романтикой. У нас всегда так, где жопа – там и романтика. И да, на фотографии именно то, о чем вы подумали. До 3 метров.



За 9 месяцев с путины можно было привезти 5 и более тысяч рублей. Зависело от должности. Пять тысяч – заработок 2-го электромеханика на китобойце флотилии «Советская Россия» в 1965 г. В то время, когда зарплаты в СССР были около 100 рублей (ну, там больше – меньше), это было совсем не плохо. Конечно, многое зависело еще и от выполнения производственного плана. Короче – платили хорошо. Но засыпать 9 месяцев приходилось в такой кровати.



Осенью 1959 года была введена в строй новая антарктическая китобойная флотилия "Советская Украина" (проект 392), а через два года, к ХХII съезду КПСС, как положено, спустили на воду однотипную базу «Советская Россия». Это были самые большие китобойные плавбазы в мире. Оба корабля-матки были построены на Николаевском судостроительном заводе, имели водоизмещение 44900 т, длину 217,5 м и экипаж более 520 человек. Почему не точное количество членов экипажа? Там же, кроме производственного персонала, были и врачи (на борту был госпиталь на пять человек), учителя (была вечерняя школа), работники культуры, научники, настройщики с завода… И их количество каждую путину, в зависимости от необходимости, менялось. В первом рейсе, например, по судовой роли на борту «Советской России» было 640 человек. Но первый рейс – это понятно. Там настройщиков оборудования с завода изготовителя было полно.



Базы сопровождали новые китобойные суда типа "Мирный" (проект 393) с дизель-электрическими силовыми установками (4 штуки по 1000 л.с.), всего по 20 на каждую базу. Экипаж каждого китобойца состоял из 27 человек. Но посадят «научного наблюдателя» – будет 28. Добавят какого-нибудь инспектора, станет 29. Пришлют… Но, количество всех этих «дармоедов» было конечным – на борту всего 31 койко-место. Хотя некоторые источники указывают цифру 36. Наверное, диванчики в каютах комсостава посчитали.



Портом приписки флотилии «Советская Россия» был Владивосток, а «Советской Украины» – Одесса. Это я к тому, что порт захода «Советской России» – Сингапур, был дешевле порта Монтевидео (реже – Кейптаун), куда заходила «Советская Украина». Именно в этих портах чаще всего отоваривались наши китобойцы. Ведь всем участникам путины, тем более в Антарктической экспедиции, еще платили и валюту.



Перед путиной на плавбазе устанавливалась фальшивая палуба. Это просто скреплённый настил из досок, который, к концу путины был весь изрезан разделочными ножами, истерт тросами и пропитан китовым жиром. Перед первым визитом в цивилизованный порт, а это, как правило, для «Советской России», был, как выше говорилось, Сингапур, фальшивая палуба удалялась. Это делалось для того, чтобы не было неприятного запаха (от впитавшегося в дерево жира), и еще, чтобы было красиво. Не поврежденная штатная палуба мылась с хлоркой, скоблилась, слегка ремонтировалась, если надо было и… получалась красота. Якобы запаха китов совсем уже не было. Увы, его не было только для самих участников путины. Все гости этот запах китобазы сразу чувствовали.



«Производственная мощность китобазы позволяла обработать 75 китов в сутки общим весом свыше 4 тыс. тонн, вырабатывать 1 000 тонн жира и 200 тонн китовой муки при 100% утилизации сырья». Так писали в те годы. Хотя на самом деле только японцы на своих базах добивались до 72% утилизации. Наши не утилизировали, например, кровь кита, извините, кишки и там по мелочам. Дело в том, что киты лопают не только то, что им предназначено природой, но и все, что плавает в море. Капроновые сети, бутылки, поплавки, куски канатов – все это есть в изобилии в наших океанах. И весь этот мусор, будучи переработанным в муку вместе с внутренностями, выводит из строя обрабатывающее оборудование. Дабы не усложнять себе жизнь этим фактом, утилизация китов на советских флотилиях была менее 30%. Не выбрасывали бы кровь и кишки за борт, было бы 100%.

Путина начиналась так. Флотилия выходила из родного порта, впереди шла плавбаза. За ней двумя (реже одной) колоннами шли китобойные суда. Придя в зону промысла, плавбаза становилась по центру ордера, а справа и слева от нее, на дистанции около 10 миль (около 18 км) шли китобойцы. Таким образом, образовывался фронт в 200 миль (около 350 км), в центре которого находилась плавбаза. Между всеми судами осуществлялась постоянная радиосвязь, а курс и скорость хода плавбазы могли меняться, в зависимости от промысловой обстановки.
Кстати, радиосвязь была кодирована. В то время многое, надо–не надо, кодировали. Тем более что тут же, рядом, в зоне радиослышимости, находились флотилии других, как правило, враждебных, государств. Время было такое. Вот, например, как капитан китобойного судна "Бесстрашный-28" давал свои координаты "Косатке": "Лабунец и Семенов с супругой". Следовало взять последние цифры бортовых номеров охотников капитана А. Лабунца ( 24 ), капитана К.Семенова ( 28 ), получалось 48 градусов, а "супруга" (половинка) означала 30 минут. "Косаткой" называли плавбазу "Слава", а "Кашалотом" - "Советскую Украину".

Если на борту плавбазы был вертолет (Ми-1П), то он летел впереди и тоже высматривал китов.



Но вертолет был хилый (других и не было в то время), с радиусом действия в 360 км, опять же это – дорогая и капризная (не любит штормовые ветра, жесткие посадки…) игрушка, поэтому его брали не на каждую путину.

Когда промысловое судно (китобоец) находило кита, или стадо китов, оно сближалось с ними, правда, иногда, это превращалось в многочасовую погоню, и, в конце концов, гарпунер производил выстрел из гарпунной пушки. Тут, на фотографии ниже, ребята пока только догоняют кита.



В принципе, кит может плыть быстрее возможностей китобойца (китобоец - 17 узлов), но недолго, несколько десятков минут. Потом китобойное судно его все равно догонит. И еще нюанс. Когда кит только-только занырнул, марсовый со своей бочки видит, куда тот направился под водой и сообщает об этом гарпунеру. Этим оптимизируется выбор курса. И да, во время охоты, самый главный на корабле – гарпунер. Он может приказывать даже капитану. Вот он в микрофон отдает команду на мостик.
Момент, когда гарпунер становится главным, т.е. когда начинается охота, определяется криком любого члена экипажа «Фонтан!», это означает, что охота началась. Чаще всего это будет кто-то свободный от вахты, находящийся на верхнем мостике. Именно эти ребята, отстояв вахту, размещаются сверху и дружно высматривают китов.
В газетах, указывая фамилию капитана того или иного китобойца, всегда следом указывали фамилию гарпунера. Насколько это профессия была уважаема, можно судить по следующему факту. «Чтобы в Норвегии стать учеником(!) гарпунера, необходимо предъявить диплом старпома(!!!), документ о прохождении курса стрельбы на военном судне и внести в кассу Союза гарпунеров 3000 крон. После допуска к работе, ученик, которому уже зачастую под сорок, 2 года в трюме изготовляет чекели, делает сплесни, укладывает троса в тросовый ящик, еще год обслуживает амортизаторы, смазывает пружины, заменяет сработавшиеся, потом два года изучает пушку, довольно примитивную, после этого два года изучает повадки китов. К пушке ученика допускают опять же с разрешения Союза гарпунеров. Шеф-гарпунер позволяет ему сделать 10 контрольных выстрелов, при этом сам выбирает цели. Если хоть один выстрел неудачен, испытание переносится на следующий промысловый сезон».

Тут помощник гарпунера заряжает гарпун. На борту, как правило, находилось 50-60 снаряженных гарпунов.



Ну и вот сам выстрел.



Если выстрел был удачным и гарпунер попал под плавник (там, у кита центр нервных окончаний), то кита подтягивали, через пустотелую пику надували воздухом, чтобы не утонул, цепляли на него маяк и шли охотиться дальше.



Если выстрел был неудачный, или попали, но кит сразу не вырубился, то начинается эпопея. Кит на гарпунном канате (на лине) начинает таскать китобоец по морю и, в первую очередь, пытается занырнуть.


 
Линь заводился на брашпиль, которым управлял старший механик. А конец линя, через систему блоков крепится на специальную каретку, которая через пружинные амортизаторы соединена с корпусом судна.
Длина линя – 500 метров. Но рядом, в трюме, стоят еще бухты каната по 500 метров. И, если кит большой и сильный, команда боцмана быстренько к линю крепит еще один канат. Получается уже 1000 метров.
Как рассказывал мой знакомый, только один раз им пришлось задействовать третью бухту каната – тот кит весил больше 120 тонн. «Катал» этот кит по морю китобойцев несколько часов.

Самое неприятное, что может случиться, это когда кит ныряет под судно и там крутится. Гарпунный канат в это время может попасть под винт и… тут как повезет. Можно и лопасти винта лишиться.

Идти с потерянной лопастью китобоец может только малым ходом – сильная вибрация. Ни о какой охоте уже речи быть не может. В этом случае китобоец просит помощи, его цепляют за другое судно и буксируют.
В рассматриваемом случае, китобойца отбуксировали к островам Кергелен, это в Индийском океане, возле Антарктики, есть такой архипелаг.

Там волна была в то время не такая большая. Ну, дальше, подошли к острову, встали на подветренную сторону, бросили якорь, пришвартовались друг к другу «валетиком» и стали менять дефектный винт.



Да, на каждом судне есть запасной винт. Вообще-то смена винта на воде даже у подвесного мотора, задача не из простых. А тут, в океане… Холод, ветер, качка… Но, водолазы с плавбазы, используя рычаги, лебедки, краны, тросы и… смекалку, проделывают эту операцию регулярно.
Сдергивают винт, предварительно удалив крепеж, с помощью взрыва – закладывается пороховая шашка, хлопок, и винт уже висит на лебедке.
Но, в общем, такое случалось довольно редко. На этой фотографии старший механик любуется на свой поломанный винт.



Но самое худшее, что может случиться на промысле, однажды, в марте 1963 г., и случилось с китобойным судном «Расторопный». Загарпуненный кит поволок китобоец на… подводную скалу, которую тут же ловко обошел, а судно, не видя препятствие, въехало в камни. Ну и там, распоров себе днище, осталось навсегда. На фотографии – команда покидает своё судно.



Но вернемся к охоте. После установки маяка (флажок на шесте с лампочкой, позже – с радиопередатчиком: каждый передатчик высылал в эфир свой код, чтобы китобойное судно могло найти своего кита), китобоец продолжал охоту.


Когда китобоец набьет китов несколько штук, к концу дня, он возвращается и собирает все плавающие туши.



Тут же им подрезают хвосты, это нужно для захвата храпцами, и, пришвартовав к борту, идут сдавать их на свою плавбазу.



Храпцы – это приспособление на конце троса для захватки китов за хвост. Это нужно для того, чтобы поднять кита на палубу плавбазы.



Редко, когда кит очень большой, весит, например, более 120 тонн, а тут еще волна неудачно…, хвост обрывается. Тогда начинается «пляска» с участием нескольких китобойцев для того, чтобы все-таки поднять кита на палубу плавбазы. Его обвязывают несколькими тросами, канатами, сетками и кое-как, с помощью известной матери, поднимают все же на борт базы. Но это бывает редко, обычно киты мельче, в пределах 100 тонн.
Кстати, плавающие в море пингвины, легко догоняли плавбазу и по этому слипу, если он не был занят тушей кита, сами поднимались на палубу. Где, само собой, получали от людей сюсюканье и внимание. Естественно и еду.



На плавбазе имеется две разделочные площадки (палубы), одна сразу за слипом, а вторая дальше, в носу. Тушу кита туда перетягивают лебедкой через проем в средней надстройке.
Кстати, 100 тонного кита, под ноль, остается только чистая палуба, разделывают за один час.



Сначала с кита срезается сало вместе со шкурой.



На палубе очень скользко – все в жиру. Чтобы ноги раздельщиков не скользили, им на сапоги крепят металлические подковы с шипами. А сами кожаные сапоги, в которые обуты все раздельщики, выдерживают 2,5 месяца, после чего полностью раскисают. Их, конечно, меняют на новые.



Дальше сало подвешивают над люком варильника и раздельщик его кромсает так, чтобы куски падали в люк. Вместе со шкурой, хотя ее толщина около 1 см, полезная, вроде бы, такая штука. Но не было технологии ее использования.
Потом в варильнике все обдается паром, создается давление, мелется, перемешивается, сепарируется… Получается жир (ворвань). Все, что не жир, отходы, перерабатывают на муку.



Дальше удаляют внутренности и срезают мясо. В зависимости от качества, это мясо идет на заморозку или, опять же, на муку.



Если от покупателей, обычно это были японские фирмы, поступает заявка на очень хорошее мясо, например, для какого-то особого ресторана, то дается команда ближайшему китобойцу привезти свежего кита. Тогда китовое мясо с него будет очень качественным.
«Свежий кит», это значит, что китобоец валит кита и сразу тащит его на базу. Если туша кита день проболталась в море, потом ее тащили всю ночь к плавбазе, там ждали очереди… Из такой туши все мясо перерабатывалось только на муку.



Опять же – пищевое мясо приготавливают не из всех пород кита, а только из усатых. Поэтому, например, мясо кашалота всегда идет только на муку. А вот и кашалот. На фотографии. У него единственного, кого вытаскивали на палубу, были зубы.



Оставшийся от туши кита скелет пилят на паровой пиле, после чего все сбрасывают в люк другого варильника. Там опять пар, давление, помол – в итоге снова получится мука. Разнообразием продукция плавбазы не отличается.



Печенку, а это 500-700 кг, достают отдельно, режут на куски и дальше это будет сырье для получения витамина А. Как известно, здоровье человека очень сильно зависит от наличия этого витамина. А на папиросу в зубах у раздельщика, всем было наплевать. Другие были в то время приоритеты.



Остальное, что добывается из кита – это, по объемам, уже мелочи. Хотя по цене – совсем не мелочи. Китовый ус, спермацет, амбра… Помнится в 70-е годы во Владивостоке почти в каждой семье была баночка со спермацетом – лучшее средство от ожогов и ран. Никакого сравнения с современными фирменными и почти бесполезными мазями. А китовый ус – для красоты. Обычно дарили одну пластинку. Хотя целиком китовый ус видели немногие. Насколько я помню, из китового уса делали расчески, жутко полезные для волос.



Раздельщики – это самая высокооплачиваемая часть экипажа. Но и труд у них был очень тяжелый. Вонь, качка, риск получения травмы… И получали ведь. Не зря же на борту плавбазы был госпиталь. Опять же - ворочать эти вонючие тонны. И да, это были физически самые сильные и выносливые ребята на плавбазе. Еще бы, работать по 12 часов в сутки, потом отдых 12 часов и снова на палубу. Когда они возвращались на Родину, в ресторанах любимого города в их выносливости убеждались все.



Рефрижираторы, перегрузчики, снабженцы - все эти суда регулярно швартовались к плавбазе. Привозили топливо, воду, продукты, запчасти, почту… А увозили жир , муку, мясо, опять же – почту... Так вот для швартовки использовались туши китов. Это, по мнению многих, были лучшие кранцы в мире.
В процессе работы, регулярно возникала необходимость перемещения людей с китобойных судов на плавбазу. И наоборот. Кому – то к врачу надо, кому-то на совещание… Причин для срочного перемещения людей и мелких грузов было достаточно. Для этих целей на плавбазах, в 60-х годах, было такое приспособление: кран, трос, корзина. И все на ходу.



А вот не повезло черепахе. Штук пять гарпунов отскочило от ее панциря, пока не попали в шею. Просто ребятам захотелось разнообразить свое меню. Хотя кормили в 1965 г. на 2р50коп, что было более чем не плохо. И да, стреляли без гранаты, а то разнесло бы животное. А так – все получилось, с этой черепахи нарезали 400 кг мяса. Ну, так мне рассказывал участник того праздника желудка.



Постоянно ловили акул. Скорее для развлечения, чем для еды. Хотя суп из плавников варили. С другой стороны, где в СССР можно было найти суп из акульих плавников?



Но не это главное. Все китобойцы были устроены так, что остойчивость при любом крене была положительной. Попросту это было судно, которое не переворачивается, как ванька-встанька. Поэтому качка на китобойцах была всегда, не зависимо от величины волн.



А когда штормило…



То и гулять по палубе, любуясь закатами, было не очень.



А потом снова на охоту за китами. Был же план по добыче этих китов, который надо было выполнять, независимо от погоды. Обратите внимание, на верхнем мостике находятся наблюдатели. Как они находят фонтаны китов, когда море в барашках, не понятно.



А в высоких широтах были еще и обледенения. После каждого шторма.



Этот лед надо удалять, иначе снижается остойчивость судна. Да и ходить по льду на палубе, при качке, сложновато будет. На фотографии – Швайковский Олег Иванович, автор почти всех этих фотографий.



На каждом китобойце, как правило, был «помощник гарпунера». По кличке Тузик или Шарик. А кошек, естественно, на борту не было. Естественно, потому, что, как известно, не выживают кошки на дизель-электрических судах. Болеют и умирают – там ведь по корпусу токи различные протекают… А вот если кошке сделать заземление – побрить лапу и повесить цепочку, то она будет жить. У собак этих проблем, с электричеством, не было, другая шерсть, наверное.



Шансов заметить в море китов, больше всех было, конечно, у марсового, вот он лезет в свою корзину. Но блики на поверхности воды, барашки волн и обычная усталость, давали возможность первыми заметить фонтаны наблюдающим на верхнем мостике.



Вылететь из этой корзины (или бочки, можно и так ее назвать), во время качки или рывка кита на лине, было плевое дело. Поэтому марсовый, там у себя наверху, привязывался.



И вот китов нашли. Гарпунер по специальному мостику быстро перемещался из рубки на нос судна. Охота начинается.
На носу китобойца установлена пушка, которая стреляет гарпунами. К гарпуну привязывается линь – канат диаметром около 4 см и длиной 500 метров. Вот боцман как раз это и делает, крепит линь к гарпуну.
И да, калибр пушки – 90мм, дальность выстрела – 100-130 метров, но обычно стреляли с 30-60 метров.

На фотографии внизу первый выстрел был удачным, линь не натянут, т.е. кит убит, но гарпунер уже зарядил следующий, добивочный гарпун, мало ли.



Если китобоец нагонял стадо китов, то, как правило, первым поражали самого большого кита. Маленьких, китовых детенышей старались не бить. Возни столько же, а выход продукции минимальный.



К вопросу о том, что жалко китов. А всех остальных, которых перерабатывают на наших мясокомбинатах, не жалко? Опять же на охоте, рыбалке вы бывали? Ну, так спросите у тех, кто бывал. Это природа такая человеческая и ничего тут не попишешь. Хотелось бы ошибаться, конечно…
Ну, а потом было возвращение в родной порт. И в Одессе, и в Калининграде, и во Владивостоке это происходило примерно одинаково. Во всех портах это было большое событие.




Первым в бухту входил китобоец, который перевыполнил план и занял первое место в соцсоревновании. За ним шел китобоец, который тоже перевыполнил план и занял второе место в соревновании. Третьим шел китобоец… ну ясно. Потом шла плавбаза. За ней, двумя колоннами, шли остальные китобойцы.

Все суда расцвечены флагами и все гудят. Соответственно все суда в бухте им отвечают – тоже гудят. Тут же летает вертолет, если он был на плавбазе.



У самого входа в бухту все китобойцы дают салют из своих пушек, кстати, после этого гарпунерам надо быстро, до швартовки, почистить пушки и переодеться в парадное. На берегу китобойную флотилию встречает толпа во главе с первым секретарем. Не слабая такая толпа, тысяч на пять. Духовой оркестр, естественно, и все такси города тут же.



Крики, слезы, музыка, швартовка… Доклад секретарю, там вручение чего-то, и начинаются обнимашки.



Опять музыка, цветы, слезы, крики… Впечатляющее зрелище. Ну, дальше встречающие поднимаются на борт судов флотилии и пирс пустеет. И тут у всех таксомоторов открываются багажники, а с кораблей начинают нести бесконечное количество сумок и чемоданов… Рестораны города замерли…
Вот как-то так это всё и происходило.

И да, китобойный промысел в СССР начался в 1932 («Алеут» вышел на первую путину).
Во Владивостоке базировались китобойные флотилии: «Советская Россия», «Алеут», «Владивосток» и «Дальний Восток» . Последние три флотилии ходили на путину только на север.
В Одессе базировались «Советская Украина» и «Слава». Да, а «Слава» набила больше всех китов – за время существования – 59136 штук.
В Калининграде базировалась флотилия «Юрий Долгорукий». Кстати, самая быстроходная – 20 узлов.
Мораторий на вылов китов был принят в 1986г.
СССР прекратил китобойный промысел в 1987 году

(С) Сергей 913
« Последнее редактирование: 29.03.2015, 13:22:19 от bigbird »

 


* Интересно почитать

* Поиск по сайту


* Последние сообщения

topic Яхтсмен Виталий Елагин вышел на связь спустя восемь дней после исчезновения
[Машинный телеграф]
grebenshch
27.03.2024, 18:07:12
topic Механика движения комет
[Погода]
Fermer
24.03.2024, 10:35:22
topic Грустная история косатки, которая помогала китобоям: верования народа тауа
[Машинный телеграф]
grebenshch
23.03.2024, 00:02:36
topic В Колумбии поднимут затонувший корабль XVIII века с сокровищами на $17 млрд
[География]
grebenshch
20.03.2024, 00:29:46
topic Вакансия дня: счетовод пингвинов в Антарктиде
[Машинный телеграф]
grebenshch
20.03.2024, 00:21:11
topic «Секс-плот» — антрополог хотел доказать жестокость людей, но не смог
[Машинный телеграф]
grebenshch
20.03.2024, 00:16:04
topic Редакционная статья яхтенного дизайнера Chuck Paine (США)
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 21:48:13
topic Грузовой корабль улавливает и перерабатывает свои выбросы углекислого газа
[Техника]
grebenshch
16.03.2024, 19:26:43
topic Самый дорогой подводный отель в мире с рыбами, плавающими вокруг вашей кровати
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 16:17:18
topic Морские подковы
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 15:42:08
topic Как поделили океан
[История]
grebenshch
16.03.2024, 15:36:47
topic Dufour 44: новое решение
[Новинки]
grebenshch
14.03.2024, 16:31:06

* Двигатель торговли

* Активные авторы

Craus Craus
4006 Сообщений
bigbird bigbird
2971 Сообщений
grebenshch
541 Сообщений
Grumete Grumete
392 Сообщений
root root
269 Сообщений

* Кто онлайн

  • Точка Гостей: 287
  • Точка Скрытых: 0
  • Точка Пользователей: 0

Нет пользователей онлайн.

* Календарь

Март 2024
Вс. Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб.
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 [28] 29 30
31

Нет ближайших событий.

* Ваша Реклама

Здесь может быть Ваша реклама!

* Мы на Pinterest

SMF spam blocked by CleanTalk
Защита SMF от спама от CleanTalk
SimplePortal 2.3.6 © 2008-2014, SimplePortal