Социальная сеть под парусом (Sailing Social Network)

Мероприятия => Регаты и Матч-рейсы => Тема начата: Craus от 06.06.2019, 22:43:06

Название: Гонка гонок: The Ocean Race
Отправлено: Craus от 06.06.2019, 22:43:06
(http://sail-friend.ru/gallery/3211_06_06_19_10_26_50.jpeg)

Изматывающая, жесткая, лишенная и намека на комфорт – такой является The Ocean Race, самая желанная гонка для яхтсменов

Десятки тысяч миль изнуряющей жары, холода, физических лишений и изматывающего труда. Но тот, кто побывал здесь один раз, стремится вернуться сюда снова. Самая престижная регата в мире, The Ocean Race, в третий раз сменила собственника и название. И по-прежнему остается событием номер один в мире парусного спорта. Благодаря кому она появилась, как проходила, ее герои жертвы – в этом материале мы вспомним самые значимые страницы гонки от ее начала до 2018 года.

Легенда, родившаяся в пабе

Трое джентльменов с бокалами пива в руках сидели в пабе Портсмута. Они, как и положено джентльменам, говорили о яхтах и регатах. Одним был Сэм Уитбред, владелец семейной компании по производству пива Whitbread brewery и любитель яхтинга. Двое других – Энтони Черчилль (не родственник), автор и издатель журнала Yachting and Boating Weekly и Гай Пирс, гоночный промоутер. Дело было в начале 1970-х. Буквально недавно Робин Нокс-Джонстон на яхте «Суахили» завершил одиночную безостановочную гонку «Золотой глобус», став первым в истории человеком, обошедшим вокруг мира без захода в порт за 312 дней. За два года до него финишировал в своей одиночной скоростной кругосветке Фрэнсис Чичестер, сделавший одну остановку в Сиднее.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_06_06_19_10_27_02.jpeg)

Робин Нокс-Джонстон, единственный финишировавший в гонке The Golden Globe Race 1968-1969 гг., первый человек, совершивший безостановочную одиночную кругосветку

«Золотой глобус» (Sunday Times Golden Globe Race) стала первой в мире кругосветной одиночной гонкой нон-стоп. Несмотря на ажиотаж, результаты ее были неоднозначны. Из 9 яхтсменов финишировать сумел только Нокс-Джонстон, один участник покончил с собой, и в целом она оказалась слишком изматывающей для того, чтобы стать регулярным соревнованием – по крайней мере, в то время. Вставал вопрос о командной кругосветной регате.

О чем-то подобном размышляли и в Королевской парусной ассоциации военно-морского флота, которая поддерживала яхтенные инициативы среди действующих членов ВМС и отставников.

В 1972 году пивовары и флотские решили организовать и спонсировать кругосветную командную регату, получившую название Whitbread Round the World Race. Старт был намечен на сентябрь 1973 года.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_06_06_19_10_27_10.jpeg)

Сами участники первой Whitbread Round the World Race признавали, что они были скорее романтиками, чем профессионалами

По маршруту быстроходных клиперов

Организаторы решили, что в гонке будет 4 этапа: Портсмут – Кейптаун, Кейптаун – Сидней, Сидней – Рио-де-Жанейро, Рио-де-Жанейро – Портсмут. Такой маршрут был выбран не просто так. Он повторял кругосветные переходы клиперов XIX века, самых быстроходных кораблей своего времени.

Первая гонка была романтична, как и сама эпоха, в которую она происходила. На призыв поучаствовать в первой командной кругосветной регате откликнулись сотни людей. Были команды из самой Британии, Франции, Италии, Польши, Мексики, Западной Германии и ЮАР. Как признавали сами участники, у них больше энтузиазма, чем реального опыта. Они жаждали приключений и славы – и вряд ли в мире есть более достойный стимул.

Фильм про первую Whitbread Round the World Race (англ.)

https://youtu.be/Y2b0RR_u2k8

К регате допускались однокорпусные лодки от 32 до 80 футов (9.8–24.4 м) различного оснащения.  8 сентября 1973 года сэр Алек Роуз, совершивший незадолго до этого кругосветную одиночку с двумя остановками, выстрелил из пушки Южного замка Портсмута. 17 яхт с 167 членами команды на борту стартовали с первого этапа. Им предстояло пройти 27 000 морских миль.

Эта первая гонка совсем не была такой аскетичной, какой является The Ocean Race сегодня. Холодильники заполнялись мясом и фруктами, яхтсмены пили вино и закусывали икрой, и многие команды могли себе позволить целого кока, занимавшегося лишь готовкой. GPS еще не существовало. Яхты не только повторяли маршрут клиперов прошлого века, но и использовали те же самые методы навигации: секстант, небосвод, компас, карты. А в свободное время (у них еще оставалось свободное время!) участники регаты могли почитать книги или поиграть на гитаре.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_06_06_19_10_27_31.png)

Яхта Guia, участвовавшая в первой Whitbread Round the World Race, сегодня находится в частной собственности на Средиземном море, и иногда принимает участие в регатах винтажных лодок

Однако не была она и лишь легкой кругосветной «прогулкой». Гонка стоила жизни трем участникам (больше, чем любая другая впоследствии), три яхты потеряли свои мачты, и 5 – не смогли ее закончить.

Несмотря на засилье британцев, гонку выиграл мексиканский шкипер с интернациональным экипажем. Кеч SAYULA IIпод командованием Рамона Карлина, бизнесмена и яхтсмена-любителя, показал общее время 152 дня и 9 часов. В следующие годы организаторы меняли требования к яхтам и города, где регата делала остановку. Однако лодки оставались разноплановыми, что, конечно, влияло на стартовые условия команд.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_06_06_19_10_27_42.jpeg)

Кеч SAYULA II под командованием мексиканца Рамона Карлина неожиданно победил в первой регате

Гонки 1977-1978 и 1981-1982 годов выиграл голландец Конни ван Ритсхотен, поставив рекорд, действительный и сегодня.  Он стал единственным шкипером, который победил в регате дважды. Более того, во время второй Конни пережил сердечный приступ, что было скрыто от организаторов и других команд. В регате 1989-1990 годов впервые приняла участие лодка из-за «железного занавеса»: советская – а по сути грузинско-украинская – яхта «Фазиси». А в 1993-1994 гг. участвовало две лодки уже из независимой Украины – «Гетман Сагайдачный» под командованием Евгения Платона и «Одесса-200» под командованием Анатолия Вербы. Оба шкипера были в свое время в команде «Фазиси» (судьбе «Фазиси» и участии уже независимой Украины в регате 1993-1994 гг. будет посвящена вторая часть этой статьи. – Авт.).

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_06_06_19_10_27_53.png)

Конни ван Ритсхотен, «летучий Голландец», легенда регаты. Единственный шкипер, победивший в ней дважды

Зрелищный спорт для большого бизнеса

С каждым годом регата становилась все профессиональнее, привлекая к себе внимание большого бизнеса. Что-то нужно было делать с форматом: в некоторые годы самые большие лодки чуть ли не в два раза превышали по размеру самые маленькие. Снаряжение макси-яхт становилось неоправданно дорогим для спонсоров. Вопрос унификации лодок ставал все насущнее.

Так в регате 1993-94 гг. появился новый класс яхт: Whitbread 60 (после того, как гонка сменила собственника, переименованный в Volvo Ocean 60). Характеристики лодки были такими: длина 19.50 м (64 фута), ширина 5.25 м (17 футов), осадка 3.75 м (12 футов), водоизмещение 13.5 тонн. Дебют оказался успешным. И уже в регате 1997-98 могли участвовать яхты только этого класса.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_06_06_19_10_28_03.jpeg)

Whitbread 60 (впоследствии переименованный в Volvo Ocean 60) — первый унифицированный класс лодок для этой регаты

Однако эпоха Whitbread в Round the World Race подходила к концу. Пришедший в 1997 спонсор, Volvo, имел далеко идущие планы. И в 2001 году регата сменила свое название на привычное нам сегодня:  Volvo Ocean Race. Интерес шведской компании к гонке был вполне понятен, ведь подразделение Volvo Penta является мировым производителем судовых и промышленных двигателей.

Старая пословица гласит, что новая метла по-новому метет. Смена собственника принесла несколько заметных изменений. Во-первых, спонсор сразу сделал «реверанс» своей родине и европейским странам, где находятся значимые рынки сбыта. Так в гонку впервые были добавлены Швеция (яхты делали остановку в Гетеборге, где расположена штаб-квартира Volvo), Германия и Франция. Кроме того, впервые за свою историю, она финишировала не в Великобритании, а в немецком Киле. Также, на смену классу Whitbread 60 уже шел новый – Volvo Open 70.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_06_06_19_10_28_15.jpeg)

Яхты класса Volvo Open 70, которым принадлежит большинство скоростных рекордов, впервые использовали качающийся киль

Лодки стали длиннее, быстрее и впервые на них стал использоваться качающийся киль. Атмосфера первых кругосветок Whitbread полностью исчезла. Гитары, икра, вино, энтузиасты на борту – все ушло в прошлое. Это стал полноценный большой спорт – жесткий и зарегулированный. Также в гонке оставалось все меньше английского, и с 2005 года регата стала стартовать и завершаться за пределами Великобритании. В 2008 году постоянным городом старта выбрали испанский Аликанте, города финиша стали «плавающими».

Маршрут тоже постоянно менялся в силу геополитических или маркетинговых соображений. В начале XXI века экономический потенциал азиатских стран сделал их рынки весьма привлекательными для крупного западного бизнеса. Поэтому в 2008 году регата заходила в Индию, Китай и Сингапур. А на борту впервые появился журналист, уже не участвующий в работе гоночной команды – его задачей была передача информации, фото и видео в штаб-квартиру. Дополнительным медиа-стимулом для спонсоров стали зрелищные портовые гонки. Проведенные в некоторых городах в 2005-м, сегодня они являются неотъемлемой частью Volvo Ocean Race.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_06_06_19_10_28_25.jpeg)

Команда Puma, занявшая второе место на Volvo Ocean Race 2008-2009

Запрос спонсоров на зрелищность не удивителен. Яхта в такой регате – своего рода «визитная карточка» компании, и эту визитку должны увидеть как можно больше людей. Развитие телекоммуникаций, интернета и спутниковой передачи увеличивало медиа-отдачу в разы. Регата 2008-2009 годов, еще до массового распространения смартфонов и социальных сетей, только средствами телевидения охватила аудиторию в два миллиарда человек! Такой промо-эффект позволяет «отбивать» многомиллионные вложения в гонку – на приобретение и оснащение яхты, зарплату команде, ремонты и поддержку в процессе. Так, бюджет победителя 2008-2009, команды компании Ericsson составил 50 млн. евро. Занявшая второе место Puma потратила около 20 млн.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_06_06_19_10_28_35.jpeg)

Зрелищные портовые гонки привлекают к Volvo Ocean Race дополнительное внимание зрителей

В 2014 году еще раз поменялся класс яхт, на Volvo Ocean 65, созданный компанией Farr Yacht Design. Он стал ответом на постепенно устаревающий проект Volvo Open 70, высокая стоимость которого, к тому же, являлась препятствием для многих компаний, желающих войти в гонку. Представляя новый класс, Кнут Фростад, СЕО Volvo Ocean Race, пообещал, что стоимость яхты с комплектом парусов будет в пределах 4.5 млн. евро, что позволит снизить общий бюджет участия для спонсоров примерно до 15 млн.

Также на регате отразились и современные тенденции к гендерному равноправию. Сегодня организаторы стремятся привлечь в гонку женщин, и поэтому в 2017-2018 гг. команды могли насчитывать от 7 до 11 человек по такому принципу: 7 мужчин; 7 женщин и 1 (2) мужчины; 7 мужчин и 1 (2) женщины; 5 мужчин и 5 женщин; 11 женщин.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_06_06_19_10_28_45.jpeg)

Класс Volvo Ocean 65 заменил устаревающий и дорогой класс Volvo Open 70

Крайняя, 13-я

13 по счету регата 2017-2018 гг., стартовавшая в Аликанте и финишировавшая в Гааге, стала не только самой протяженной по маршруту, покрыв 45 000 морских миль. Она стала также последней, прошедшей под брендом Volvo. И регатой двух смертей.

В ходе гонки яхта Vestas 11th Hour столкнулась с рыболовецким судном в 30 милях от Гонконга, шедшим без огней и сигналов. Один рыболов погиб. В Южном океане, при экстремально плохих погодных условиях, за борт смыло участника команды Scallywag, британца Джона Фишера, обнаружить которого не удалось.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_06_06_19_10_28_55.jpeg)

Британец Джон Фишер был смыт за борт в Южном океане во время шторма, не смотря на использование страховочной экипировки

В 2021-2022 гг. гонка пройдет под названием The Ocean Race. Собственником регаты стала компания Atlant Sports Group. Одним из главных анонсированных изменений стал допуск к регате яхт двух классов: Volvo Ocean 65 и IMOCA 60 (проект International Monohull Open Class Association). Это позволит компаниям-спонсорам приобретать лодки, которые, помимо, собственно, The Ocean Race, смогут участвовать также в других престижных парусных состязаниях.

Фильм To The Ends of The Earth — The First 40 Years | Volvo Ocean Race (англ.)

https://youtu.be/Cp4ydArnzgc

Эпилог

Команды борются за каждый грамм веса, чтобы увеличить скорость своих лодок. Поэтому на борту нет свежей еды (только сухая и замороженная), нет душа, и яхтсмены имеют лишь пару перемен одежды на переход. Они переживают перепады температур от -5 до +40. Туалет отделен шторкой. Приватности не существует – вся жизнедеятельность проходит на глазах друг у друга. Соленая вода и концы разъедают кожу на руках, несмотря на перчатки. Сон в пропитанной потом и водой одежде редко длится больше двух часов подряд – больше не позволяет вахтенная система на борту.

Это – сущий ад, пройти который мечтает каждый яхтсмен.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_06_06_19_10_29_06.jpeg)

Ноль комфорта, отсутствие приватности и постоянная работа на износ – так выглядит Гонка гонок, самое престижное парусное состязание в мире

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_06_06_19_10_29_16.jpeg)

Гонка гонок: The Ocean Race

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_06_06_19_10_29_28.jpeg)

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_06_06_19_10_29_39.jpeg)

Источник (https://interparus.com)
Защита SMF от спама от CleanTalk