collapse

Для создания НОВОГО ПОСТА, необходимо выбрать нужный раздел ФОРУМА и создать в нем НОВУЮ ТЕМУ. Если вы новый пользователь, то вам нужно ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на форуме


Автор Тема: Главные морские приметы  (Прочитано 4511 раз)

Оффлайн Craus

  • Ветеран
  • *****
  • Карма: +16/-0
    • Просмотр профиля
Главные морские приметы
« : 02.06.2017, 16:38:05 »


Люди трудной, но интересной и необычной судьбы – моряки. Их не пугает шторм и не сводит с ума штиль. Это смельчаки, каких поискать! Но даже они окружили свою жизнь на корабле всевозможными суевериями и приметами, чтобы непременно вернуться домой.



Никола Морской



Самый почитаемый святой у русских моряков – Никола Морской. Считается, что все святые, кроме Николы, могут помочь молящимся только с разрешения Всевышнего. Покровителю же моряков «Божья милость дарована вперед», и в критической ситуации он может помогать самостоятельно. В морских условиях, где порой была дорога не то что каждая минута минута – секунда, такое “быстрое реагирование” высоко ценилось.

Бутылка шампанского




В древности викинги окропляли свои новые дракары кровью пленников, как бы принося кораблям жертву для удачного плавания. Народы, принявшие христианство, заменили кровь красным вином — в память о Тайной вечере, на которой Иисус подавал вино апостолам, говоря, что это его кровь. Бутылка шампанского – французский акцент в истории. После Французской революции менялись вероисповедания и взгляды на жизнь: многие моряки даже стали атеистами, но веры в приметы не потеряли. Отходя от христианской символики, они заменили красное вино игристым шампанским. Французские шампанские вина очень дорогие, поэтому моряки решили, что на такую замену корабли “не обидятся”.

Последний раз – он крайний самый



Никогда! Повторяемся никогда не спрашивайте у моряка, когда он последний раз был в море. Запомните слово “крайний”: “последний раз” огорчает даже бывалых морских волков. И, кстати, о моряках говорят “ходит”, а не “плавает”.

Серьга



Серьга в ухе традиция, конечно, английская. Но русские моряки плавали и плавают на разных судах, под разными флагами, с интернациональными командами и часто перенимают “чуждые русскому флоту” традиции. Глобализация, чего уж!

Раньше считалось, что моряк может надеть серьгу после того, как обогнул Мыс Горн, где почти круглый год стоит штормовая погода. Такой мореход имел право на одну бесплатную кружку спиртного в портовых кабаках, и даже мог безнаказанно класть ноги на стол.

Купание



Было принято устраивать купание для тех, кто впервые пересекает экватор. Но и это еще не все! Когда команда пересекает экватор строго настрого запрещено: плевать за борт, садиться на кнехты, бриться, становиться без необходимости спиной к лобовым иллюминаторам (по направлению движения судна), вносить рыбацкие сапоги на борт на плече (только под мышкой).

“Высвистывание ветра”



У русских моряков была пословица: “Не посвистишь, так и ветра не будет”. Но свистеть надо с умом! Для этого у капитанов и боцманов имелись “специальные” свистки, их хранили в молитвенных шкатулках и использовали лишь в крайнем случае. “Высвистывали” ветер мелодичными трелями, повернувшись в ту сторону, откуда его ждали. Количеством посвистов определялась сила ветра и его продолжительность.

Деталь: За простое бездумное посвистывание на судне строго наказывали, считалось что оно могло привести к непредсказуемым бедам.

Татуировка



Татуировка для моряка – “обратный билет” домой и способ снискать расположение госпожи Удачи. Одно из самых популярных изображений – звезда между указательным и большим пальцами рук. Рисовали на теле и религиозные символы, например, распятие. Это была своеобразная просьба о помощи у Всевышнего, и не только: на по этим татуировкам в случае гибели моряка можно было определить – какой веры и по каким обычаям его хоронить.

Деталь: Смекалистые матросы делали на спине татуировку распятия, полагая, что в случае наказания за какой-либо проступок, боцман не будет бить “двенадцатихвостой кошкой” по кресту – символу веры.

Источник
« Последнее редактирование: 25.06.2017, 16:12:02 от bigbird »

Оффлайн bigbird

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Карма: +13/-0
    • Просмотр профиля
    • Яхтинг от и до. Справочный портал
Re: Главные морские приметы
« Ответ #1 : 25.06.2017, 16:32:57 »
Добавлю, пожалуй:

Бывалые «морские волки» передавали новичкам предания и обучали «верным приметам». Например, в штиль высвистывали ветер, для чего у капитанов и боцманов имелись «заговоренные» свистки, которые хранились в молитвенных шкатулках и использовались в самом крайнем случае. Количеством посвистов определялись желаемые сила ветра и его продолжительность. Зато свистеть «просто так» грозило бедой, и за это на судне сурово карали. Ветер можно было вызвать и другими способами: побултыхав шваброй за бортом судна, поцарапав мачту ножом или хотя бы ногтями, облив паруса водой, привязав к вантам ботинок или выбросив за борт какой-нибудь предмет в дар морским богам. Но если все это не помогало, оставалось как следует выпороть юнгу, чтобы он визжал на весь океан.

Просто вызвать ветер было мало — надо, чтобы он был попутным. Для этого моряки брали с собой карманные платки с узелками на четырех углах, которые символизировали четыре стороны света. Развязывая нужный узелок, они пытались изменить направление ветра. Если подул тот ветер, какой надо, то уже никто не свистел, швабру прятали подальше, за борт ничего не бросали и веслами не пользовались: грести при ветре — дразнить его.

Чихание при отплытии на левом борту сулило кораблекрушение, зато на правом — удачу в плавании. Если моряка, стоявшего на левом борту, «разбирало», он опрометью бросался на правый борт, чтобы чихнуть там.

Бывало, представители разных народов по-разному толковали приметы. Например, англичане ни за что не вышли бы в море в пятницу — день распятия Христа, а уж тем более 13-го числа. Зато португальцы и испанцы считали пятницу благоприятным днем для начала плавания, поскольку Колумб отправился в свое первое путешествие к американским берегам именно в этот день недели.

Моряки верили в существование гоблинов — злых духов, прятавшихся на корабле и чинивших всякие козни, русалок и ведьм. Баскские корсары считали, что ведьмы могут, обернувшись волнами, преследовать моряков от Бискайского залива до острова Ньюфаундленд или взбираться на мачты кораблей, чтобы рассыпать дьявольский порошок, напускающий злые чары. Когда корабль «Мартико» из Сибура потерпел крушение, судовладелец подал на команду в суд, и во время процесса все матросы как один дали показания, что бурю вызвали ведьмы.

Даже страдая от голода, голландские матросы не пытались убивать морских птиц, круживших возле самых мачт, свято веря, что в них переселяются души утонувших моряков.

При приближении грозы, когда неподвижный раскаленный воздух пронизан электричеством, на концах мачт появлялись бледно-голубые светящиеся кисточки — коронные разряды. Их называли огнями святого Эльма (католики считали его покровителем моряков наряду со святым Николаем) и воспринимали как знак скорого окончания грозы, дающий надежду на спасение. При виде огней матросы-католики начинали молиться Пресвятой Деве, а боцман свистел в свисток. Когда огни пропадали, все кричали: «Доброго пути!» Если же огни спускались по мачте до насоса, это был знак неминуемой гибели. Некоторые матросы утверждали, что в такие минуты на мачте появляется сам святой Эльм, держащий в руке зажженную свечу; однажды матрос взобрался на самый верх грот-мачты и якобы обнаружил там капли воска. Когда судовой священник на корабле «Святой Франциск» попытался разубедить в этом команду, его обвинили в ереси и чуть не сбросили за борт.

Флибустьеры, подвергавшие себя самым разнообразным опасностям, привыкли молиться всем богам, полагаясь, впрочем, только на себя. Еретиком считался тот, кто не верил в приметы. На корабле капитана Чарлза Свана имелся астролог, в задачу которого входило предупреждать о грядущих опасностях. А «железный пират» Фрэнсис Дрейк, человек властный и крутой, был чрезвычайно мнительным и суеверным даже для своего века.

Морские приметы и суеверия.

- Чёрная кошка
Считалось, что Чёрная кошка приносит шторм на хвосте, так что Чёрная кошка, резвящаяся на палубе, была знаком того, что шторм неминуем.

- Стрижка ногтей и волос.
Во времена Древнего Рима обрезанные ногти и волосы приносились в дар Прозерпине. Считалось, что если подстричь ногти или волосы в море, то бог Посейдон разгневается из-за того, что в его владениях приносят дары другому божнеству.

- Утонуть.
Слово "утонуть" никогда не упоминалось в море. Моряки считали, что с такой стихией, как море, бороться бесполезно, поэтому большинство из них вовсе не умело плавать.

- Серьги.
Пираты носили золотые серьги не только потому,что это было модно; считалось, что они делают глаза зорче и не дают утонуть.

- Перья.
Пираты часто носили перья на шляпах из суеверных соображений. Считалось, что они способны уберечь от короблекрушения, особенно перья крапивника. Если добыть их под Новый год, то они сохраняют силу весь год. Это поверье привело практически к полному истреблению крапивников на острове Мэн.

- Цветы.
Иметь цветы на борту не рекомендовалось, так как они ассоциировались с похоронным венком или с мертвецом.

- Пятница.
Пятница считалась самым неудачным днём для выхода в море, так как в этот день был распят Христос, и в этот же день Ева соблазнила Адама в райском саду. Британский флот попытался преодолеть этот предрассудок, спустив на воду корабль Её Величества "Фрайди" ("Пятница"). Он был заложен в пятницу, капитана звали Джим Фрайди. Корабль отплыл в пятницу - и больше его никто ни когда не видел.

- Оглядываться на берег.
Считалось, что если оглянуться на берег после того как корабль отчалил, может произойти несчастье.

- Дельфин (морская свинья).
Это быстроплавающие, тупорылые млекопитающие приносили удачу кораблю, и считалось большим несчастьем убить дельфина.

- Крысы.
Хорошо известно, что крысы первыми покидают тонущий корабль, и если замечали их в большом количестве, то старались убить, чтобы предотвратить беду.

- Починка флагов.
Штопать флаг на шканцах неизбежно приносило несчастье.

- Сначала правая нога.
Поднимаясь на корабль, пират никогда не ставил на борт левую ногу первой, так как это считалось дурным предзнаменованием.

- Чайка.
Считалось, что в чаек вселяются души утонувших людей, и подстрелить её - к несчастью.

- Серебряная монета.
Существует старинная традиция класть серебряную монету под мачту или заделывать её в киль, чтобы привлечь удачу и обеспечить спокойное плавание.

- Высвистывание ветра.
Моряки верили, что ветер можно вызвать тихим посвистыванием, если перед этим воткнуть нож в мачту, а вот свистя на палубе, когда ветер и так есть, можно было накликать шторм.

- Женщина.
Женщина на борту - к несчастью, хотя голая женщина, по поверьям, была способна успокоить разбушевавшееся море. Вот почему многие корабли несли на бушприте женскую фигуру с обнажённой грудью.

- Никогда не носить зелёной одежды.
- Никогда не бросать в волну камни.
- Никогда не произносить слова "кролик".
- Не класть башмаки подошвами вверх: для пиратов это предсказание того, что корабль неизбежно опрокинется!..
- Так же у многих пиратов вызывают опасения птицы-бакланы.
Если три таких птицы кружат над носом корабля, это означает, что корабль может пойти ко дну...
Если один из бакланов сядет на палубу и похлопает крыльями, это знак того, что в ближайшем будущем команда может лишиться одного из своих пиратов.

Морские поверья и 13 число...

Моряка в течение всей его жизни сопровождают самые различные поверья, легенды и морские неписаные правила.

Причиной возникновения некоторых из них стали длительные пристальные наблюдения мореплавателей за самыми разными явлениями природы. Особенно живучи те поверья, которые появились в результате совпадения, момента действия скрытых сил природы, с каким-либо несчастьем, случившимся на корабле или с самим кораблем.

В Англии, например, до сих пор существует мнение, что выход в море в пятницу, и тем более в пятницу 13-го числа, совершенно немыслим и должен быть под любым предлогом перенесен. Ибо пятница, как гласит предание, день распятия Христа. А между прочим, как раз 13-е число чаще других дней в году приходится именно на пятницу. В конце XVIII - начале XIX в. это суеверие настолько сильно распространилось, что английское правительство решило доказать абсурдность приметы. Построили корабль под названием «Пятница», который заложили в пятницу, спустили на воду тоже в пятницу, выход судна в первый рейс состоялся в пятницу и фамилия капитана была Friday (Пятница). Но такова ирония судьбы: судно вместе с командой пропало без вести… (правда говорят, что эта история была придумана в 1970-х годах и никаких фактов под собой не имеет).

Но не все мореплаватели относили пятницу к несчастливым дням. Например, португальцы и испанцы считали ее благоприятным для отплытия днем, ибо Колумб начал свое первое плавание, во время которого была открыта Америка, именно в пятницу… (вообще-то он искал Индию...)

С числом тринадцать также связано немало любопытных историй. В 1907 г. на подводных камнях погибла 7-мачтовая шхуна «Томас У. Лаусон». Она была построена в Америке в 1902 г. и считалась самой крупной в мире, ее валовая вместимость составляла 5218 брт. Шхуна была названа именем человека, который написал книгу «Пятница - тринадцатое число». Шхуна «Томас У. Лаусон» погибла в пятницу 13 декабря. Вот и не верь после этого в приметы!

В России роль несчастливого дня исстари отводилась понедельнику, да и 13-е число было также не в почете. Эти дни во флоте всегда считались несчастливыми. Нелюбовь к понедельнику и злополучной «чертовой дюжине» сохранилась в сердцах моряков и до наших дней.

Легенды Моря. Суеверия.

- Аргентинские и бразильские моряки считали звон стеклянной посуды погребальным: чтобы спасти тонущего где-то моряка, надо было быстро положить ладони на зазвеневшие предметы.

- Долгое время (вплоть до наших дней) определенные дни недели и числа считались счастливыми и несчастливыми. Например, у испанских мореходов счастливым днем считалась пятница - день выхода в море экспедиции Христофора Колумба. А вот у англичан и французов пятницы, даты 2 февраля и 31 декабря, а также первые понедельники августа считались днями несчастья, так как они совпадали с днями крупнейших кораблекрушений.

- Провожавшей моряка женщине следовало поглаживать его форменный воротник: только это гарантировало счастливое возвращение из плавания. В семьях французских рыбаков было принято делать кораблики из хлеба: это, якобы, сохраняло рыбачьи суда.

- Чтобы разогнать штиль, настоящий французский матрос должен был как можно крепче ругаться и громче свистеть: этим он будил заснувшего бога ветров.

- Рыбаки из Сен-Мало уверены, что, если от рыб исходит запах вина, их сородичи заинтересуются этим и сами будут стремиться попасть в рыбацкие сети. Поэтому здесь никогда не оставляют первую пойманную в новом сезоне рыбу, а выбрасывают ее обратно в море, предварительно "напоив".

- Если возвращающимся на корабль датским морякам попадалась идущая навстречу женщина в белом фартуке, они сворачивали на другую дорогу: белый фартук считался предвестником шторма и гибели.

 
« Последнее редактирование: 25.06.2017, 16:42:35 от bigbird »

Оффлайн bigbird

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Карма: +13/-0
    • Просмотр профиля
    • Яхтинг от и до. Справочный портал
Re: Главные морские приметы
« Ответ #2 : 25.06.2017, 16:44:48 »
1. Женщина на корабле - к беде. Возникло, по-видимому, из-за того, что на английском языке слово "корабль" женского рода. Поэтому предполагалось, что она - корабль - будет ревновать
членов экипажа корабля к появившейся на нем женщине.

2. Присутствие при закладке корабля девственниц, особенно рыжих - плохая примета.

3. Первый гвоздь в киль корабля нужно забивать через подкову. Гвоздь желательно должен быть золотым (или золотой монеткой).

4. Кораблю с килем из брусьев ясеня, рябины, кизила будет сопутствовать благополучное плавание.

5. Корабль с килем из краденого дерева сгорит во время первого же выхода в море, если кража будет обнаружена. Если кража не будет раскрыта, то корабль ночью будет идти быстрее, чем днем.

6. Подкова, прибитая к мачте, защищает корабль от беды.

7. Хвост акулы, прибитый к бушприту, способствует увеличению скорости корабля.

8. "Винное крещение" - разбивание бутылки о форштевень спускаемого на воду корабля. Если бутылка не разбивается с первого раза или пролетает вообще мимо корпуса - это сулит несчастья кораблю.

9. Преждевременное оглашение имени корабля крайне нежелательно.

10. Нельзя менять имя корабля.

11. День выхода корабля в море - пятница (день распятия Христа), особенно 13 числа, - несчастливый день.

12. День выхода корабля в море - первый понедельник апреля (день рождения первого в мире убийцы Каина и день убийства им своего родного брата Авеля) - несчастливый день.

13. День выхода корабля в море - второй понедельник августа (день гибели городов Содома и Гоморры) - несчастливый день.

14. День выхода корабля в море - 31 декабря (в этот день повесился Иуда) - несчастливый день.

15. Пассажиры - юристы (защищающие интересы судовладельцев) и служители культа - могут привести к бедам в плавании.

16. Покойник на корабле - к несчастью. Необходимо уложить его, коли он появился, поперек диаметральной плоскости корабля, а по прибытии в порт незамедлительно отправить на берег. И только после отправки тела покойного можно было сходить на берег.

17. Закон передачи бутылки с вином - против солнца, то есть соседу справа. Передача по солнцу - морская серость.

18. Бегство крыс с корабля - к его гибели.

19. Моряк с разноцветными глазами - к несчастью.

20. Кривоногий моряк - к удаче.

21. Рождение на борту ребенка - к удаче.

22. Швабра или ведро, уроненные за борт, - к неудаче.

23. Огни Святого Эльма на мачтах корабля - к удаче.

24. Передача корабельного флага между ступеньками трапа - к неудаче.

25. Несчастье ожидает тех, кто использует вещи утонувших моряков или приносит на борт цветы перед выходом в море.

26. Съемка с якоря в понедельник, особенно 13 числа, сулит беду (на русском флоте).

27. Плюнуть на палубе - преступление.

28. Нельзя закуривать трем лицам от одной спички - один из прикуривших обязательно умрет.

29. Нельзя свистеть на палубе - этим накликается шторм.

30. Поскреби по мачте - и появится ветер во время штиля.

31. Во время штиля надо написать на бумажке имена десяти лысых человек, выбросить бумажку за борт и скрести ногтями мачту, слегка посвистывая, - непременно появится ветер.

32. Признание неприкосновенности сундука или чемодана.

33. Нельзя убивать чаек или вообще всякую морскую птицу (души погибших моряков переселяются в них).

34.Для вызова ветра капитан должен бросать свою фуражку, а рулевой - сапог в сторону, откуда требовался ветер.

35. Средство от смерча - втыкание ножа с черной рукояткой в мачту в сочетании со звоном оружия и заклинаниями.

36. Для вызова ветра - хлестать друг друга плетьми.


 


* Интересно почитать

* Поиск по сайту


* Последние сообщения

topic Яхтсмен Виталий Елагин вышел на связь спустя восемь дней после исчезновения
[Машинный телеграф]
grebenshch
27.03.2024, 18:07:12
topic Механика движения комет
[Погода]
Fermer
24.03.2024, 10:35:22
topic Грустная история косатки, которая помогала китобоям: верования народа тауа
[Машинный телеграф]
grebenshch
23.03.2024, 00:02:36
topic В Колумбии поднимут затонувший корабль XVIII века с сокровищами на $17 млрд
[География]
grebenshch
20.03.2024, 00:29:46
topic Вакансия дня: счетовод пингвинов в Антарктиде
[Машинный телеграф]
grebenshch
20.03.2024, 00:21:11
topic «Секс-плот» — антрополог хотел доказать жестокость людей, но не смог
[Машинный телеграф]
grebenshch
20.03.2024, 00:16:04
topic Редакционная статья яхтенного дизайнера Chuck Paine (США)
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 21:48:13
topic Грузовой корабль улавливает и перерабатывает свои выбросы углекислого газа
[Техника]
grebenshch
16.03.2024, 19:26:43
topic Самый дорогой подводный отель в мире с рыбами, плавающими вокруг вашей кровати
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 16:17:18
topic Морские подковы
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 15:42:08
topic Как поделили океан
[История]
grebenshch
16.03.2024, 15:36:47
topic Dufour 44: новое решение
[Новинки]
grebenshch
14.03.2024, 16:31:06

* Двигатель торговли

* Активные авторы

Craus Craus
4006 Сообщений
bigbird bigbird
2971 Сообщений
grebenshch
541 Сообщений
Grumete Grumete
392 Сообщений
root root
269 Сообщений

* Кто онлайн

  • Точка Гостей: 533
  • Точка Скрытых: 0
  • Точка Пользователей: 0

Нет пользователей онлайн.

* Календарь

Март 2024
Вс. Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб.
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 [29] 30
31

Нет ближайших событий.

* Ваша Реклама

Здесь может быть Ваша реклама!

* Мы на Pinterest

SMF spam blocked by CleanTalk
Защита SMF от спама от CleanTalk
SimplePortal 2.3.6 © 2008-2014, SimplePortal