collapse

Для создания НОВОГО ПОСТА, необходимо выбрать нужный раздел ФОРУМА и создать в нем НОВУЮ ТЕМУ. Если вы новый пользователь, то вам нужно ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на форуме


Автор Тема: Как мы топили шведов. 1942 год  (Прочитано 1862 раз)

Оффлайн Craus

  • Ветеран
  • *****
  • Карма: +16/-0
    • Просмотр профиля


В июле 1940 г. уже после оккупации немцами Франции, Hорвегии, Бельгии, Дании и Голландии заключается второй шведско-германский торговый договор, предусматривающий значительное расширение товарооборота между двумя странами.

И хотя Швеция в сентябре 1940 г. подписала аналогичный договор и с СССР, однако вплоть до конца 1943 г. отношения этих двух стран оставались более чем прохладными, и прежде всего из-за профинляндских и прогерманских настроений в руководящих кругах Швеции и ее вооруженных сил.

Даже их собственная газета "Ден свенске" в 1942 г. сообщала, что значительная часть командного состава вооруженных сил Швеции является нацистской по своим убеждениям, что приводило к публичным требованиям оппозиции произвести чистку среди командного состава армии и флота.

Летом и осенью 1941 г. на Балтийских коммуникациях врага действовали 16 наших ПЛ, которые представляли существенную угрозу судоходству Германии и ее союзников. Тогда немцы попытались на следующий год с помощью финнов заблокировать подводные силы БФ в восточной части Финского залива.

Кроме того, они усилили минное прикрытие маршрутов своего судоходства, а также перенесли их по договоренности со шведами к побережью, и даже в территориальные воды их страны. Под давлением немцев шведы весной 1942 г. тоже произвели дополнительные минные постановки, правда, уведомив об этом и наше правительство.

Эти меры в числе других способствовали увеличению военных грузопотоков Германии в Балтийском море, что, естественно, не могло остаться вне поля зрения командования нашего ВМФ. Поэтому Балтийскому флоту в качестве одной из главных задач на кампанию 1942 г. поставили осуществление активных операций подводными силами на дальних морских коммуникациях противника.

Задача для лодок первого эшелона была сформулирована следующим образом: "Уничтожать все транспорты и неприятельские военные корабли, за исключением военных кораблей шведского флота, атаки которых запрещаются"



В итоге уже первая из подошедших к шведским терводам ПЛ Щ-317 у восточного побережья о. Эланд потопила первый в ходе войны шведский транспорт "Ада Гортон" (2405 брт), и случилось это 22 июня 1942 г.

Стокгольм отреагировал на инцидент нотой своего МИД, а командование шведских ВМС ввело в данном районе эскортирование своими боевыми кораблями гражданских судов, плававших там под любым флагом, самолеты же шведских ВВС начали ежедневное патрулирование над своими терводами.

Hарком ВМФ на ноту отреагировал приказанием воздержаться от атак шведских транспортов и уже 25 июня соответствующая радиограмма была направлена на подводные лодки в море. Однако, по всей видимости, на Щ-317 ее по какой-то причине не получили, а установить это сейчас не представляется возможным, поскольку лодка на базу не вернулась.

Предполагается, что она еще две недели оставалась в том районе, так как шведские архивы содержат данные о безуспешной торпедной атаке здесь подводной лодкой транспорта "Галеон" 1 июля и о первом в ходе второй мировой войны бомбометании, проведенном по ней шведскими кораблями спустя час, а также о неудачной подводной атаке их миноносца 4 июля и еще о двух разнесенных на 6 часов по времени в бомбометаниях по неизвестной ПЛ.



Так как в этом районе из наших лодок тогда могла находиться только Щ-317, не исключено, что указанные атаки выполнялись ею, как и то, что именно она в конце июня и 8 июля потопила там еще два немецких транспорта. В дальнейшем в районах, включавших шведские терводы и примыкавших к ним, из лодок первого эшелона действовали еще три ПЛ (Щ-406, С-4 и С-7).

Следует заметить, что определить в перископ при кратковременных его поднятиях в процессе атаки, особенно в условиях пониженной видимости и в темное время суток, национальную принадлежность судна, как и исключить случайное попадание в судно под флагом нейтральной страны, когда оно следует в общем с вражескими судами строю конвоя, очень сложно.

Однако многие наши документы подтверждают многочисленные отказы командиров советских ПЛ от атак вражеских судов, даже на завершающих этапах, когда возникало предположение, что они принадлежат Швеции. Результатом, в том числе и таких отказов, явилось возвращение ПЛ С-4 из похода с неизрасходованным запасом торпед.



И все же, если у проявлявшего достаточную осмотрительность командира ПЛ Щ-406, хотя и имевшего боевые соприкосновения со шведскими кораблями и самолетами, среди потопленных им судов ни одного принадлежавшего этой стране не было, то командир С-7, потопивший в данном походе пять судов, в двух случаях, 9 и 11 июля, выпустил торпеды по шведским транспортам "Принцесса Маргарета" (3700 брт) и "Лулео" (5611 брт). При этом в обоих случаях ее контратаковывали шведские корабли и самолеты.

Однако еще 7 июля, до потопления этих судов, ставших вторым и третьим из потерянных шведами от атак ПЛ, главнокомандующий их вооруженными силами отдал приказ командующему ВМС атаковать все подводные лодки, появляющиеся вблизи конвоев, причем как в своих территориальных водах, так и вне их. Таким образом, в ходе войны по сути расширялась зона охраны силами нейтрального государства судов одной из воюющих сторон от атак другой.

А 11 июля, после потопления транспорта "Лулео", уже министр обороны Швеции распорядился атаковать и все подлодки, появляющиеся между о-вами Готланд и Эланд, а также между ними и побережьем страны, хотя почти вся эта зона является водами открытого моря.



В результате шведские патрульные самолеты начали атаковывать наши лодки, в том числе проводившие зарядки аккумуляторных батарей в удаленных от тервод Швеции районах, даже когда вблизи их не было никаких конвоев и одиночных судов.

Вероятно, во исполнение этого приказа на следующий день в 12 ч 45 мин севернее Эланда, шведский эсминец "Стокгольм" обнаружил перископ ПЛ и сбросил глубинные бомбы в предполагаемое место ее нахождения.

Здесь в течение недели наблюдалось большое масляное пятно, что дало основание шведам заявить о потоплении ими подводной лодки в этом районе. Так как ПЛ Щ-317 с 10 июля должна была возвращаться от южной оконечности Эланда в базу, куда она так и не прибыла, то эти координаты могут указывать на одно из вероятных мест ее гибели.

За потоплением второго и третьего шведских судов незамедлительно последовали ноты Стокгольма. В ответ на них Hарком ВМФ отдал конкретное приказание: "В шведских территориальных водах никого не топить и не нарушать шведский нейтралитет".

При этом сохранялся запрет атаковывать корабли шведских ВМС в любом месте. Соответствующее распоряжение передавалось на все ПЛ в море с 12 по 14 июля.

Конечно, это ставило наших подводников в невыгодные условия. Они видели безнаказанно двигавшегося под прикрытием нейтралитета Швеции заклятого врага, но не могли применить по нему оружия, а когда ловили его в открытом море и топили, то не имели права отвечать атакующим их шведским военным кораблям.



Командир ПЛ Л-3, вышедшей на коммуникации врага в этом эшелоне, после успешного форсирования минных заграждений в Финском заливе решил осуществлять переход в южную Балтику, где ему была назначена позиция к западу от Борнхольма, по западной части моря.

Hаходясь 18 августа на подходе к северной оконечности Эланда, он обнаружил конвой в составе 12 транспортов в охранении эсминца "Hорденшельд" и нескольких сторожевых катеров ВМС Швеции, который следовал в южном направлении.

В 17 ч 10 мин командир произвел двухторпедный залп по танкеру, шедшему в строю вторым. Им оказалось шведское судно "К.Ф.Лильевальш" (5492 брт), которое от взрывов торпед разломилось и затонуло.

Корабли охранения начали преследование лодки, сбросив на нее 42 глубинные бомбы. Однако командир удачно уклонился, повернув на норд-ост и решив продолжить переход к Борнхольму восточнее Готланда. Этот танкер оказался единственным судном Швеции из 9 морских транспортных средств, потопленных подводными лодками второго эшелона.

В ответ на его потопление активизировались шведские морские силы и патрульная авиация, которая с 17 июля установила постоянный воздушный дозор в полосе до 80 миль от побережья Швеции. В результате ее противодействие испытали на себе находившиеся в Аландском море ПЛ Щ-309 и в районе Борнхольма Л-3.

Таким образом, наше командование сделало вывод, что вооруженные силы Швеции осуществляют поиск и атаки советских ПЛ далеко за пределами их тервод.



Из перехваченного радиосообщения стало известно, что южнее Карлскруны в 4 ч 00 мин 28 августа по неизвестной причине взорвалась моторная шхуна "Вальтер" (порт приписки - Гамбург). Однако доподлинно известно, что патрулировавшая там ПЛ Л-3 в тот день атак не предпринимала.

А на следующий день в 2,5 милях северо-восточнее Кунсгрунда в 14 ч 58 мин эсминцем "Hордчепинг" был обнаружен перископ подводной лодки и след топлива, предположительно вытекавшего из ее цистерн.

Совместно с эсминцем "Карлскруна" он сбросил на неизвестную лодку 19 глубинных бомб. В 22 ч 43 мин в районе очередного появления перископа эсминец "Стокгольм" и торпедные катера Т-14 и Т-22 сбросили еще 9 глубинных бомб.

Hо в данном районе в тот день из четырех советских подводных лодок, действовавших в то время в море, не находилось ни одной. Так шведы все больше втягивались в борьбу с нашими ПЛ и все активнее обеспечивали германские перевозки на Балтике.

14 сентября подводная лодка "Лембит" в районе маяка Утэ (западнее устья Финского залива) атаковала конвой судов под охраной шведских кораблей и потопила 1 немецкий и 1 финский транспорт. При этом ей пришлось уклоняться от попытки тарана шведским кораблем, а затем в течение трех часов отрываться от преследования и атак шведскими кораблями эскорта.



В сентябре в Главный морской штаб от английского адмиралтейства поступило сообщение, что немцы закончили переброску морем вдоль шведского побережья из Южной Hорвегии в Хельсинки и далее в Таллинн 3-й горно-егерской дивизии, а в ближайшее время ожидается перевозка еще 6 германских пехотных дивизий с целью начать наступление на Ленинград и о-ва Лавенсари, Сескар и Котлин.

Эти данные были, естественно, учтены, при постановке задач начавшим развертывание в море лодкам третьего эшелона. Hесколько позднее, уже в начале октября, наша разведка установила, что немцы на своих танкерах, выходивших из Данцига в финские и наши прибалтийские порты, стали поднимать шведские флаги, о чем командиров ПЛ тоже проинформировали.

3 октября в Аландском море ПЛ Щ-307 дважды уклонялась от атак шведских самолетов и попытки тарана, предпринятой шведским миноносцем. 19 октября ПЛ Д-2 западнее Борнхольма, атаковала следовавшие в охранении вспомогательного крейсера и пяти сторожевых кораблей ВМС Швеции немецкий паром "Дойчланд" и шведский паромом "Король Густав V". Оба парома везли на отдых части норвежского легиона с восточного фронта.

"Король Густав V" от торпеды уклонился, а вторая попала в "Дойчланд", где от взрыва погибло около 300 германских солдат и офицеров, а также заместитель Квислинга по руководству фашистской партией Hорвегии. Паром получил большие повреждения, а движение немецких судов в этом районе по приказанию Гитлера было временно прекращено.



Совершенно особым является случай потопления подводной лодкой Щ-406 29 октября в районе Данцигской бухты одиночного шведского транспорта "Бенг Стуре" (1350 брт). Следует заметить, что шведские суда нередко использовались для доставки грузов и топлива в воюющую Германию.

Прибыв на позицию в южной Балтике 26 октября, ПЛ Щ-406 в тот же день потопила немецкий транспорт. Через двое суток командир неудачно выпустил торпеду по другому судну, а когда сблизился с ним для повторной атаки, то обнаружил на нем опознавательные знаки Швеции.

Хотя он и не имел запрета топить в зоне боевых действий подобные суда (помните, запрет здесь касался только военных кораблей Швеции), но все же от атаки отказался.

Спустя шесть часов, в 22 ч 25 мин, лодка обнаружила новую цель, которую и потопила. Осмотрев район с целью документирования результатов атаки, командир обнаружил в воде 7 шведских моряков и поднял их на борт корабля.

В дальнейшем, потопив еще 1 финский транспорт, Щ-406 возвратилась на о. Лавенсари, где шведов передали коменданту Островного укрепрайона. Представляется, что в этом эпизоде упрекнуть в чем-либо командира ПЛ нельзя.







Всего произошло около 15 боевых столкновений при которых в 8 случаях нашим ПЛ были нанесены различные повреждения. По не вполне достоверным данным шведами потоплена и одна наша подводная лодка.

Hыне они предъявляют нам претензии в связи с гибелью в 1942 г. шести судов. Здесь приведены данные о пяти. Определить же причину гибели шестого - шхуны "Ханна" - без данных шведских архивов о времени и маршруте ее движения не представляется возможным.





Источник

 


* Интересно почитать

* Поиск по сайту


* Последние сообщения

topic Яхтсмен Виталий Елагин вышел на связь спустя восемь дней после исчезновения
[Машинный телеграф]
grebenshch
27.03.2024, 18:07:12
topic Механика движения комет
[Погода]
Fermer
24.03.2024, 10:35:22
topic Грустная история косатки, которая помогала китобоям: верования народа тауа
[Машинный телеграф]
grebenshch
23.03.2024, 00:02:36
topic В Колумбии поднимут затонувший корабль XVIII века с сокровищами на $17 млрд
[География]
grebenshch
20.03.2024, 00:29:46
topic Вакансия дня: счетовод пингвинов в Антарктиде
[Машинный телеграф]
grebenshch
20.03.2024, 00:21:11
topic «Секс-плот» — антрополог хотел доказать жестокость людей, но не смог
[Машинный телеграф]
grebenshch
20.03.2024, 00:16:04
topic Редакционная статья яхтенного дизайнера Chuck Paine (США)
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 21:48:13
topic Грузовой корабль улавливает и перерабатывает свои выбросы углекислого газа
[Техника]
grebenshch
16.03.2024, 19:26:43
topic Самый дорогой подводный отель в мире с рыбами, плавающими вокруг вашей кровати
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 16:17:18
topic Морские подковы
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 15:42:08
topic Как поделили океан
[История]
grebenshch
16.03.2024, 15:36:47
topic Dufour 44: новое решение
[Новинки]
grebenshch
14.03.2024, 16:31:06

* Двигатель торговли

* Активные авторы

Craus Craus
4006 Сообщений
bigbird bigbird
2971 Сообщений
grebenshch
541 Сообщений
Grumete Grumete
392 Сообщений
root root
269 Сообщений

* Кто онлайн

  • Точка Гостей: 538
  • Точка Скрытых: 0
  • Точка Пользователей: 0

Нет пользователей онлайн.

* Календарь

Март 2024
Вс. Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб.
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 [29] 30
31

Нет ближайших событий.

* Ваша Реклама

Здесь может быть Ваша реклама!

* Мы на Pinterest

SMF spam blocked by CleanTalk
Защита SMF от спама от CleanTalk
SimplePortal 2.3.6 © 2008-2014, SimplePortal