collapse

Для создания НОВОГО ПОСТА, необходимо выбрать нужный раздел ФОРУМА и создать в нем НОВУЮ ТЕМУ. Если вы новый пользователь, то вам нужно ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на форуме


Автор Тема: Морские сигналы: от флага до компАсных, 1906 г.  (Прочитано 1720 раз)

Оффлайн Craus

  • Ветеран
  • *****
  • Карма: +16/-0
    • Просмотр профиля


Сигнализация, имеющая теперь такое большое значение на флоте, развивалась очень медленно. Трудно себе вообразить, как без нее мог бы быть управляем флот, как в гавани, где интересы тысяч людей связаны сигналами между судами и где многозначительные приказания главнокомандующего сообщаются выше упомянутым способом, так и в море, где каждый маневр исполняется по сигналу с флагманского судна. Интересно оглянуться назад на первые дни флота, проследить, как она началась, и как многие научные открытия, облегчившие сношения на земле, были утилизированы с той же целью на поверхности моря…

Очевидно, что первые сигналы осуществлялись посредством света и звука и так как расстояние более подчинено свету, чем звуку, то световая сигнализация в виде маяков из костров и факелов, должна была быть первая форма сношений на расстоянии. Звуковая сигнализация, не требовавшая сторожей для присмотра, привлекала к себе внимание при сношениях на небольших расстояниях.



Даже так рано, как в 1530 г. во флоте были найдены три формы сигнализации, и Алонзо де Чавез – испанский писатель того времени – передает их в следующем порядке: «Флаг, выстрел, стеньга». И вследствие этого явилось мнение, что «все можно знать: когда нападение, когда перемена галса или отступление или погоня; эти сигналы, будучи произведены, должны все напоминать и намекать, что нужно делать».



Ни в те дни, ни многими летами позже не было не только сигнальной книги, но и постоянного свода сигналов, который имел бы определенные значения для нескольких простых сигналов. Для того, чтобы сигналы были бы поняты, их значения излагались в «Боевых» или в «Морских инструкциях». Но так как сигналы, употреблявшиеся главнокомандующим, излагались и в последующих инструкциях в том же виде, то эти последние очень походили на их предшествующие.

Следуя далее за Чавезом, мы видим, что кроме «флага, выстрела и стеньги», были также употребляемы трубы. Этим инструментом давались сигналы в бою, указывающие строй флота. И мы знаем, что в нашем флоте в бою корабли шли друг от друга в расстоянии всего пол кабельтова (прим. 90-100 м), так что в небольшой эскадре труба была вполне действенным сигналом. Но сигналы для боя или, как их теперь называют, «боевые» не ограничивались трубой, так как они также могли быть сделаны флагом или стеньгой.



В английском флоте первый намек на сигналы мы находим в приказах по флоту сэра Томаса Одли около 1530 г., в котором извещалось и указывалось, что все корабли будут нести флаг на своих крюйс-стеньгах, а адмирал – на фок- и грот-мачтах, так что всякий по этим признакам может узнать его флот.

В 1545 г. было приказано каждому судну 1-го ранга нести флаг креста св. Георгия на фор-стеньге, 2-го ранга – на грот-стеньге и 3-го ранга – на крюйс-стеньге – все время, пока эти же флаги несут корабли, находящиеся на флангах. Эти различные флаги мы можем рассматривать как сигналы, хотя теперь мы едва ли причислим их к сигналам, тем более, что то были национальный или адмиральский флаги.

К СЛОВУ, про ПРОИСХОЖДЕНИЕ флага Англии! Специалисты может и в курсе, но широкой публике, думаю, будет интересно. Флаг Англии (не путать в Великобританией!) представляет собой красный крест на белом фоне.

Этот флаг, известный как Крест святого Георгия, ИЗНАЧАЛЬНО являлся символом Генуэзской республики.

В 1190 г. он был поднят на английских судах для беспрепятственной торговли и получения протекции от Генуэзского флота во время плавания в Средиземном море. Позднее, во время крестовых походов XI-XII веков английские войска изображали его на своей униформе. Ориентировочно в 1277 г. флаг официально был принят, как национальный флаг Англии и Уэльса.

В инструкциях сэра Уолтера Рэйли 1617 г. имеется заметка об огне, который был отличительным признаком адмиральского корабля: «Вы будете каждую ночь спускаться на корму адмиральского корабля и идти за его огнем». Это было известно Шекспиру, который говорит об этом в «Генрихе IV».



И вот пример консерватизма флота – этот фонарь и до сих пор является отличительным признаком адмиральского судна. Первый, подробно изложенный сигнал, мы находим также в инструкциях Рэйли: если появится судно и будет «большое и не одно», то корабль, заметивший это судно, спускает свою грот-брам-стеньгу и поднимает ее на каждый 100 тонн оцененного на глаз водоизмещения показавшегося корабля. Если появившееся судно мало, тот же сигнал повторяется с фор-брам-стеньгой, но если появится большое число кораблей, то «вы не только будете часто спускать свою грот-брам-стеньгу, но и поднимете ваш флаг на грот-мачте» и это же судно направляется в течение некоторого промежутка времени параллельно курсу видимого судна или судов.

Что же касается пушечных сигналов, то никто не осмеливается стрелять из орудий, если не было исключительных случаев, как например: открытие ночью неприятеля, пребывание в опасности так, чтобы все могли бы «в некоторых важных случаях иметь более верные сведения».



Если неприятель был в виду, то следовал один выстрел и, если думали, что этот выстрел не был слышен, то через четверть часа давали второй. Если судно вследствие течи было в опасности, то сигналом были 2 выстрела быстро один за другим, а если на судне был пожар, то делали три выстрела.

Когда адмирал повесит флаг на грот-вантах, вы будете знать, что флаг этот обозначает совет: тогда приезжайте на борт адмиральского судна.

Имеется мало заметок о том, как часто должны были бы быть в те дни сообщения шлюпками между кораблями. Сообщения бывали не редко и являлись и некоторые другие случаи. Тогда корабли в сильное волнение имели между собой сообщение шлюпками. Эта гребля, требовавшая большого усилия, теперь очень редка и несколько лет тому назад один и провиантмейстеров в Госпорте, хорошо помнивший дни парусного флота и снабжение его провизией в Спитхеде, обратил мое внимание на упадок шлюпочного дела во флоте.

В 1625 г. последовало усовершенствование в «стрельбе» и других сигналах об опасности. Огни были присоединены к ночным пушечным сигналам – 2 огня при потере мачты или открытия течи и как можно больше огней, когда судно станет на мель («от которого отвернется Господь»).

Так как не было сигналов Taubedy(?), то в случае наступления плохой погоды каждое судно получало записку, в которой было указано, куда должно идти судно в случае разделения.

Продолжение следует…

Источник

 


* Интересно почитать

* Поиск по сайту


* Двигатель торговли

* Активные авторы

Craus Craus
4006 Сообщений
bigbird bigbird
2972 Сообщений
grebenshch
595 Сообщений
Grumete Grumete
392 Сообщений
root root
269 Сообщений

* Кто онлайн

  • Точка Гостей: 517
  • Точка Скрытых: 0
  • Точка Пользователей: 0

Нет пользователей онлайн.

* Календарь

Апрель 2024
Вс. Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб.
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 [27]
28 29 30

Нет ближайших событий.

* Ваша Реклама

Здесь может быть Ваша реклама!

* Мы на Pinterest

SMF spam blocked by CleanTalk
Защита SMF от спама от CleanTalk
SimplePortal 2.3.6 © 2008-2014, SimplePortal