По примерным подсчетам на морском дне покоится более 3 миллионов кораблей. Одни затонули, попав в шторм, когда капитаны оказались бессильны перед стихией, другие - во время морских сражений. Они хранят многовековую историю, несметные богатства и тайны, многие из которых нераскрыты до сих пор.
1. Флагман «Васа»Шведский боевой корабль, построенный в начале 17 века и названный в честь королевской династии. «Васа» - не имя, а прозвище короля Густава. Он собрал разрозненные земли Швеции в единое государство и получил прозвище «сноп сена».
Огромный парусник должен был стать флагманом шведского флота, но с ним произошла трагедия хуже, чем с «Титаником». Из-за конструкторской ошибки он затонул, продержавшись на воде всего полчаса, на глазах огромной толпы жителей Стокгольма.
В середине 20 века парусник решено было поднять. Водолазы проделали сложнейшую работу, ежеминутно рискуя жизнью в полной темноте, в очень узких туннелях, на глубине 30 метров.
Это один из самых старых и хорошо сохранившихся парусных кораблей в мире. Сохранился парусник благодаря холодным водам Балтики.
Музей «Васа» в Стокгольме - уникальный, построенный специально вокруг парусника.
2. Флагман «Мери Роуз»Любимый корабль короля Англии Генриха VIII, названный в честь его сестры Марии Тюдор. Интересно, что роза в названии - это геральдическая эмблема Тюдоров.
Это был огромный для своего времени 500-тонный, 4-мачтовый, парусный корабль, с экипажем 200 человек. Флагман неоднократно участвовал в сражениях против Франции.
В 1545 г. парусное судно затонуло около английского острова Уайт в битве против французов, на глазах у английского короля и свиты. Перегруженность артиллерией и шторм сделали свое дело.
В середине 19-го века рыбаки обнаружили парусник. Прошло больше века, прежде чем к «Мери Роуз» проснулся интерес у историков и Британской короны. Судоподъемные работы возглавил принц Чарльз Уэльский.
Со дна поднято более 17 тысяч предметов, отражающих жизнь моряков во времена Тюдоров. Парусник «Мери Роуз» - гордость английского флота и «настоящая машина времени», как называют его участники экспедиционных работ.
3. «Фрау Мария»Продолжаются споры по поводу сокровищ, которые перевозило нидерландское парусное судно «Фрау Мария».
Бригантина попала в бурю более двух веков назад, сейчас обломки лежат в территориальных водах Финляндии.
Парусник перевозил сахар, ткани, сыр, одежду, но самое главное, предметы роскоши и бесценные картины голландских мастеров 17 века, купленные по личному указанию Екатерины II.
Сейчас на дне Балтики лежат сокровища, стоимостью в миллиарды евро. Охотников за ними предостаточно - дайверы, обнаружившие парусник, государства Швеции, Нидерландов, Финляндии и России.
Операция по подъему парусного судна оценивается в 100 миллионов евро. Это «сущие копейки», по сравнению со стоимостью сокровищ, спрятанных на судне.
4. «Уида Галли»«Уида Галли» - торговое судно, построенное в Лондоне в 1715 году, предназначалось для перевозки рабов из Африки в Америку.
Груженый золотом корабль был захвачен пиратами. Воспользоваться сокровищами им не удалось. Вскоре корабль затонул у берегов современной Флориды.
Парусник обнаружил известный археолог Барри Клиффорд, который по сей день продолжает находить все новые артефакты. Так, среди находок находился золотой колокол. В качестве символа равенства он располагался не на корме у капитана, а на носу.
5. Крейсер «Эдинбург»Во время Второй Мировой войны «Эдинбург» перевозил золотые слитки на сумму 20 миллионов долларов. Корабль отправлялся из Мурманска в Англию и был атакован немцами.
Чтобы сокровища не достались врагу, англичане потопили судно.
Бывший боцман Кейт Джессоп долгие годы мечтал найти затонувшие сокровища и, когда нашел, получил 45% от их стоимости. Остальную часть поделили между собой СССР и Великобритания.
Источник