Социальная сеть под парусом (Sailing Social Network)

Роза ветров => Машинный телеграф => Тема начата: Craus от 18.03.2020, 21:57:24

Название: Страхование яхт: разбираемся в видах на примерах из практики
Отправлено: Craus от 18.03.2020, 21:57:24
(http://sail-friend.ru/gallery/3211_18_03_20_9_48_26.jpeg)

Основы страхования яхт — что нужно знать новичку

Страхование яхты является практической необходимостью в жизни каждого яхтсмена. Ниже мы коротко остановимся на основных видах страхового покрытия для яхт и приведём типичные страховые случаи, с которым мы не раз сталкивались в нашей юридической практике.

Виды страхования яхт

Основными видами страхового покрытия являются:

Hull&Machinery (H&M) — страхование корпуса и оборудования/материалов, включая двигатель, тендер яхты, но исключая деньги, драгоценности, предметы искусства.

Различают H&M страхование повреждений, страхование полной гибели (total loss), а также страхование полной гибели и повреждений.

Как правило, страхование корпуса и механизмов по-прежнему является добровольным, и используется преимущественно опытными яхтсменами, понимающими ощутимую разницу между стоимостью годовой премии по страховке и, к примеру, ремонтом/заменой мачты после морского происшествия.

Верфи предлагают «встроенную» систему страхования лодок от заводского брака. Обычно страховые гарантии производителя охватывают первые 1-3 года эксплуатации. Но есть и исключения. Например, британский бренд Pearl Yachts предлагает пятилетнюю страховку. В течение трех первых лет производитель обязуется заменить или произвести ремонт любой дефективной детали лодки (а не только корпуса), и еще в течение двух лет действует страховка на структурные компоненты.   

Third Party Liability (TPL) — страхование гражданской ответственности судовладельца перед третьими лицами.

Этот вид страхования включает страхование ответственности судовладельца за вред, причиненный третьим лицам и/или их имуществу, окружающей среде, а также жизни или здоровью человека.

TPL является ключевым элементом страхования и давно закреплено на законодательном уровне. Без такого полиса яхте могут отказать при заходе практически в любой европейский порт.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_18_03_20_9_48_32.jpeg)


Обзор страховых случаев

На практике, при страховании прогулочных яхт оба вида покрытия обычно объединяются в одном полисе и страхуются одним страховщиком. Но иногда выгоднее осуществить H&M страхование у одного страховщика, а TPL страхование — у другого. Например, если страховая компания не имеет представителей в портах определённого региона, где планируется эксплуатация яхты. Это имеет особую важность для страхования ответственности. Такая опция также выгодна в тех случаях, когда ввиду большой стоимости яхты один страховщик не готов взять на себя ответственность за полную стоимость, в этом случае корпус страхуется в одной страховой компании, а ответственность в P&I клубе.

За долгие годы яхтенной практики, мы видели массу неприятных случаев, которые существенно осложняли жизнь владельцам яхт.

Столкновения

Едва ли не самым распространенным страховым случаем является столкновение яхт между собой, с причалом либо с иным объектом, находящимся в воде или у воды. Хотя столкновение с другой яхтой всегда «усложнено» наличием второй стороны. На практике происходит обмен контактами страховых компаний сторон, которые проводят все необходимые формальности, рассматривают обстоятельства дела и координируют организацию страховых выплат.

В случае происшествия необходимо сразу уведомить страховую компанию, зафиксировать повреждения и все обстоятельства (фото, видео, пояснения свидетелей), а также, если это возможно, получить информацию о страховой компании второй стороны. При этом страховая компания определяет, подпадает ли происшествие под условия страхового покрытия. В случае возникновения спорной ситуации, она рассматривается отдельно в претензионном или судебном порядке.

Примеры из практики:

Одна из яхт при швартовке задела борт другой, и обе яхты получили значительные видимые повреждения. Обе яхты были застрахованы, и страховая компания яхты-виновницы выплатила компенсацию за ремонт второй яхты в рамках покрытия TPL. Размер компенсации (около 5000 евро) полностью покрыл ремонтные работы.

Интересный нюанс: владелец яхты мог подать заявку на выплату расходов за ремонт обеих яхт (и своей, и пострадавшей) в рамках покрытия H&M и TPL соответственно. Однако в таком случае следует обратить внимание на франшизу, установленную для покрытий. Франшиза — это зафиксированный в страховом полисе размер убытка, который не возмещается страховщиком и вычитается при расчете подлежащей выплате компенсации. Т. е. в случае, если убыток меньше франшизы — он не возмещается страховщиком.

В вышеупомянутом примере ко всему страховому случаю применялась бы ставка франшизы, которая больше (а для TPL и H&M они, как правило, разные). Поэтому, после анализа ремонтных смет и условий страхового полиса, было принято решение заявлять на выплату только ремонт пострадавшей яхты в рамках покрытия TPL.

В другом случае, мегаяхта задела другую яхту при выходе из марины и также нанесла ей повреждения, но менее значительные. В результате  страховая компания выплатила чуть более 2 000 евро.

На видео ниже — случай, произошедший в октябре 2019 года в Порт-Анджелесе (США). Суперяхта Westport 125 отшвартовалась и врезалась в причал, протаранив несколько небольших парусников. 

https://youtu.be/LPatvv85PJE

Погодные катаклизмы

К таким можно отнести ураганы, порывы ветры, попадание молнии. Ввиду непредсказуемости и спонтанности таких природных явлений, предупредить и пресечь их наступление для собственника яхты не представляется возможным.

Примеры из практики:

Во время урагана в пришвартованную к причалу яхту ударила молния, что повлекло ущерб электрическому оборудованию на борту. Страховая компания выплатила полную сумму компенсации за убытки, что составило порядка 10 000 евро.

Вероятность того, что в лодку попадет молния, небольшая — всего 1 к 1000 по подсчетам американской организации Boat US.  Однако периодически такое случается, и тогда страдает электрика (если никого нет на борту, в противном случае все может закончится гораздо трагичнее). Громкий случай произошел в декабре 2017-ого в Сиднее, где молния попала в яхту-фаворитку гонки Rolex Sydney Hobart прямо накануне старта. В итоге несколько навигационных компьютеров знаменитой гоночной макси-яхты Wild Oats XI сгорели.

Здесь (http://sail-friend.ru/index.php?topic=2653.msg3844#msg3844) можно почитать подробно о том, как защитить свою лодку и самого себя во время грозы.

Вероятность получить повреждения яхты во время шторма гораздо большая, чем попасть под удар молнии. Причем опасность предостерегает не только в открытом море, но и на стоянке в "безопасной" гавани.

Во время сильного шторма мегаяхта нанесла значительные повреждения яхте-соседке в результате навала на неё, а также была сама сильно повреждена. Владелец заявлял на выплату компенсации за ремонт и своей, и пострадавшей яхты. В результате успешного урегулирования сумма выплаты составила более 100 000 евро.

Чтобы свести к минимуму вероятность повреждений вашей яхты во время урагана, рекомендуем почитать руководство по подготовке лодки (http://sail-friend.ru/index.php?topic=4449.msg5823#msg5823) от опытного яхтсмена Эда Эйсенбергера из Флориды. 

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_18_03_20_9_48_38.jpeg)

Разрушения, нанесенные ураганом Ирма. Британские Виргинские острова


Участие в гонках и регатах

При активном участии в спортивных яхтенных состязаниях собственник несет риск повреждений яхты, вызванных большой скоростью, маневрами и действиями других участников. При регатах и гонках возможен разрыв парусов, поломка мачты, потеря якоря и прочие существенные повреждения корпуса. Высокий риск такой активности вынуждает страховые компании исключать регаты из стандартного покрытия на яхту, предлагая отдельные опции с повышенными лимитами и франшизами на период участия.

Пример из практики:

Во время регаты на яхте сломалась мачта. Так как регата была предварительно заявлена и включена в дополнительное страховое покрытие — страховая компания возместила расходы на ремонт, общая сумма которого составила порядка 15 тысяч евро.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_18_03_20_9_48_44.jpeg)

Поломки рулевого управления и поломки мачт - две самые распространенные причины выхода из регаты еще до финиша. На фото 72-футовая Caol Ila R со сломанной мачтой во время регаты регаты Maxi Yacht Rolex Cup  2015 

Травмы на борту

Эксплуатация яхты сопряжена с повышенной травматичностью людей, находящихся на борту. Хотя большие риски несет экипаж, осуществляющий управление яхтой, гости на борту также могут получить травмы или повреждения. Страховые компании предлагают дополнительное покрытие медицинских расходов, которые будут понесены при травматизации на борту.

Пример из практики:

Член экипажа получил повреждение глаза во время нахождения на борту. Была проведена госпитализация, консультация врача, проведен курс лечения. Страховая компания подтвердила компенсацию расходов, в рамках медицинского дополнения к покрытию, и произвела выплату в размере 1 000 евро.

Оговорки

Всегда следует учитывать, что страховщики делают специальные гарантийные оговорки (warranties), нарушение которых владельцем яхты может повлечь невыплату страхового возмещения при наступлении страхового случая:


Предложение по страховому покрытию формируется на основе ряда факторов, основными из которых являются:


Отдельно следует учитывать, что осуществление страховой выплаты по конкретному страховому полису принимается во внимание страховщиком при расчете страховой премии на следующий год в сторону увеличения.

Источник (https://itboat.com/)
Защита SMF от спама от CleanTalk