Социальная сеть под парусом (Sailing Social Network)

Мероприятия => Регаты и Матч-рейсы => Тема начата: Craus от 17.07.2019, 18:21:26

Название: Гонка гонок: Украина в самой престижной кругосветной регате
Отправлено: Craus от 17.07.2019, 18:21:26
(http://sail-friend.ru/gallery/3211_17_07_19_5_46_19.jpeg)
Гонка гонок: «Гетман Сагайдачный» – украинская яхта в самой престижной командной парусной регате Whitbread Round the World Race 1993-94 гг

Они надолго оставляют дом и родных, без гарантии увидеть их снова. Преодолевают шторма, усталость, хронические финансовые трудности и равнодушие чиновников. Хотят, чтобы слово «Ukraine» стало известно в мире и ассоциировалось с достижениями в парусном спорте.

Почему они не живут спокойно, им что, больше всех нужно? Возможно, они просто не могут по-другому.


2019 – своего рода юбилейный год для украинского спортивного яхтинга. В этом году исполнилось 30 лет со старта «Фазиси» и 25 – с финиша «Гетмана Сагайдачного» в самой престижной кругосветной парусной регате Whitbread Round the World Race (она же впоследствии – Volvo Ocean Race и The Ocean Race). Собеседник «Интерпарус»Евгений Платон, участник обеих гонок, вахтенный начальник «Фазиси» и шкипер «Гетмана Сагайдачного» (вторым вахтенным начальником был одессит Анатолий Верба (http://https:/uk.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D1%80%D0%B1%D0%B0_%D0%90%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BB%D1%96%D0%B9_%D0%AF%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87), впоследствии – организатор проекта и шкипер «Одесса 200» (http://https:/uk.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B4%D0%B5%D1%81%D0%B0_200_(%D1%8F%D1%85%D1%82%D0%B0)), а сама «Фазиси» участвовала в той же гонке, что и другая легендарная яхта, Maiden, о которой мы писали в прошлом месяце). Мы встречаемся в Киеве, на Подоле – оказывается, люди-легенды живут совсем рядом с нами.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_17_07_19_5_46_26.jpeg)

Украинская лодка Гетман Сагайдачный в Саутгемптоне, Англия

Часть первая: «Фазиси»
Предыстория


Лодка «Фазиси», на которой первая и единственная команда СССР участвовала в Whitbread Round the World Race, была 25 метровым шлюпом, созданным на судостроительном заводе в Поти, Грузия. Россия любит называть «Фазиси» своей, но из 29 человек экипажа одиннадцать были украинцами, трое американцами, по двое – грузин, латышей, французов и новозеландцев, один казах и один британец и 5 – русских.

Евгений Платон говорит, что «Фазиси» — это яхта, построенная украинцами на грузинские деньги. Проект, однако, разрабатывала ленинградская группа «Мобиле», стремившаяся сделать длинную ультралегкую лодку. В качестве материала был выбран алюминиево-магниевый сплав. Идея была хороша теоретически – на выходе должен был получиться быстрый 17-тонный шлюп, глиссирующий на воде. Но реальность оказалось другой. Довольно быстро выяснилось, что тонкий алюминий обшивки деформируется при сварке, а запроектированная палуба 1.5-2-миллиметровой толщины не выдерживает даже учебного падения рангоута, и ее необходимо утолщать. Добавление миллиметра-полутора сразу потянули за собой изменение и остальных характеристик. Чем дальше шло строительство, тем больше лодка отходила от первоначального замысла, вылившись в 22 тонны водоизмещения на финише.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_17_07_19_5_46_32.jpeg)

«Фазиси», первая и единственная лодка СССР в Whitbread Round the World Race, строилась энтузиастами на судоремонтном заводе в Поти, Грузия

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_17_07_19_5_46_38.jpeg)

Первоначальный проект лодки, разработанный ленинградским бюро «Мобиле, оказался не реалистичным – вносить изменения приходилось уже по ходу строительства

Кроме того, завод хоть и помог, чем мог, но это «чем мог» было по-советски аскетичным. Поти дал место, стапели и самые основные инструменты – остальное делала команда энтузиастов, слетевшаяся на это строительство со всего Союза – чтобы хоть так прикоснуться к легендарной гонке, о которой граждане СССР узнавали из редких телепередач и спортивных журналов. Команда энтузиастов с дрелями и молотками соревнуется с лучшими яхтенными верфями мира…

4 июля 1989 года «Фазиси» спустили на воду в Поти. Без киля, мачты, лебедок, такелажа и оборудования. А 2 сентября из Саутгемптона, Англия, уже стартовала гонка. Попасть в Саутгемптон в срок своим ходом, чтобы пройти обмер лодка не успевала. И тогда было принято сумасшедшее, но единственно реальное в этой ситуации решение – транспортировать яхту в Британию… самолетом. В мире было всего два самолета, способных на такое. И оба находились в СССР – «Руслан» и «Мрія». Киевлянин Алексей Грищенко (http://https:/uk.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D1%96%D0%B9_%D0%93%D1%80%D0%B8%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE), шкипер «Фазиси» отправился на завод Антонова, Киев, где каким-то чудом договорился об использовании «Руслана». Еще одно маленькое чудо: лодка проходит впритык – сечение грузового люка транспортника оказывается всего на 10 сантиметров больше миделя яхты!

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_17_07_19_5_46_45.jpeg)

«Фазиси» была доставлена транспортным самолетом АН-124 «Руслан»

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_17_07_19_5_46_51.jpeg)

В Британию «Фазиси» была доставлена транспортным самолетом АН-124 «Руслан»

«Красные идут»!

На «Руслане» лодку привозят в Лондон, где начинается очередной этап борьбы за участие в гонке. Первый официальный обмер показывает ошибочность первоначальных расчетов в остойчивости. Чтобы попасть в класс, нужно менять киль – до гонки остается одна неделя. Другого киля нет, кроме того от финансирования команды отходит компания Pepsico, которая была единственным спонсором. Таковы реалии «холодной войны»: американская общественность возмущена тем, что их производитель финансирует «красных». Привлекательность советского рынка не идет ни в какое сравнение с долей компании в США, и Pepsico выходит из игры, чтобы избежать имиджевых потерь.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_17_07_19_5_46_59.jpeg)

На память от спонсора, вышедшего из игры, остался разве что логотип на форме команды

По счастливой случайности, Евгений Платон обнаруживает валяющийся киль команды Rothmans, которая отказалась от него в пользу более обтекаемого. Они договариваются с Rothmans-ом и забирают его по цене лома – необходимые перерасчеты оперативно согласился сделать известный яхтенный конструктор Тони Кастро (http://https:/en.wikipedia.org/wiki/Tony_Castro). Работа кипит почти круглосуточно и за день до старта «Фазиси» присоединяется к остальным участникам гонки в гавани Саутгемптона.

В океане нарастают противоречия между двумя украинскими группами – «киевской» и «одесской». У лидеров обеих групп разные взгляды на то, как держать курс, из-за чего команда не может выработать оптимальную тактику.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_17_07_19_5_47_08.jpeg)

Спуск «Фазиси» на воду в Хамбле
У капитана, Алексея Грищенко, появляется навязчивая мысль, что корпус может не выдержать постоянных ударов о волны, он нервничает и лихорадочно проверяет сварочные швы.

Тем не менее, на первом этапе в Уругвае «Фазиси» вырывается в лидеры – становясь сенсацией гонки. Однако доктор настоятельно рекомендует измотанному и больному шкиперу Алексею Грищенко пропустить второй этап. Что, вкупе со остальными бесконечными проблемами, фатально сказывается на психологическом состоянии Алексея. В один из вечеров он просит команду довести до конца начатое дело. Все, конечно, обещают это сделать, не придавая  просьбе какого-то исключительного значения. Через два дня Алексея Грищенко обнаруживают в лесу повешенным…

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_17_07_19_5_47_17.jpeg)

Команда «Фазиси»

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_17_07_19_5_47_34.jpeg)

Удивляя мир, «Фазиси» на первом этапе становится лидером гонки

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_17_07_19_5_47_44.jpeg)

Гонка гонок: Украина в самой престижной кругосветной регате

Команда подавлена, а в СССР, вместо того, чтобы в этой ситуации поддержать своих, СМИ и «возмущенная общественность» призывают запретить команде «Фазиси» использовать флаг страны.. Теперь яхтой командует бывший второй шкипер, американец Скип Новак. Несмотря на постоянные трудности, нехватку денег и оборудования «Фазиси» идет вперед. По пути в Австралию ломается гик, советская команда финиширует десятой.

11 ноября в Южном океане неожиданным ударом волны яхту кладет в брочинг, а Евгения Платона смывает за борт – как раз в тот момент, когда он расстегнул страховку, сдавая вахту. Он успевает схватиться в воде за смытый этой же волной гика-шкот и по нему выбраться на борт. Евгений проводит в ледяной воде около 5 минут. Всего на этом этапе в разных командах за бортом побывало 8 яхтсменов, 32-летний британец погиб от переохлаждения.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_17_07_19_5_47_53.jpeg)

История «Фазиси» оказалась постоянной борьбой с неблагоприятными обстоятельствами – не только природными, но и социальными

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_17_07_19_5_48_05.jpeg)

«Невзрачная скала» за спиной команды – легендарный мыс Горн

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_17_07_19_5_48_43.jpeg)

«Фазиси» в Южном океане

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_17_07_19_5_48_52.jpeg)

По пути в Окленд, Новая Зеландия

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_17_07_19_5_49_01.jpeg)

«Фазиси»

Вообще, вся история «Фазиси» — это история постоянной борьбы с обстоятельствами. И, как это ни банально, поиска денег на продолжение гонки. На предпоследнем этапе из-за интриг и внутренних противоречий руководство проекта отстраняет от участия трех key-persons команды – Скипа Новака, Анатолия Вербу и Евгения Платона. Лодка заканчивает гонку Whitbread Round the World Race, заняв 11 место. Через год Советский Союз исчезнет с карты мира, и в следующей регате примет участие уже независимая Украина. Это будут две лодки: «Гетман Сагайдачный» под командованием Евгения Платона, и «Одесса 200» под командованием Анатолия Вербы.

Часть вторая: «Гетман Сагайдачный»

У Евгения Платона в левом ухе сережка. Среди моряков это своего рода «орден», носить который может тот, кто обошел мыс Горн. Евгений прошел его дважды – второй раз как шкипер «Гетмана Сагайдачного».

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_17_07_19_5_49_09.jpeg)

«Гетман Сагайдачный» — одна из двух украинских лодок в гонке Whitbread Round the World Race 1993-94 гг.

На этот раз в создании лодки никакого аматорства – проект стоимостью 120 тысяч долларов (в современных деньгах это около 210 тысяч) разрабатывает всемирно известное бюро Брюса Фарра (http://https:/uk.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%80%D1%8E%D1%81_%D0%A4%D0%B0%D1%80%D1%80). Два предыдущие года потрачены на поиск и убеждение спонсоров. И теперь, перед началом собственно океанской гонки, еще необходимо выиграть гонку со временем: построить и оснастить яхту, набрать и подготовить команду. Финансирование этого имиджевого проекта берет на себя «Градобанк». Строительство «Гетмана Сагайдачного» идет на Харьковском авиационном заводе и укладывается в не то что рекордные, а просто невозможные пять недель. Лодка была транспортирована в Запорожье и спущена на воду 13 августа 1993 года – за 42 дня до старта гонки. За оставшееся время предстояло добраться в Саутгемптон и пройти обмер.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_17_07_19_5_49_19.jpeg)

Строительство «Гетмана Сагайдачного» идет на Харьковском авиационном заводе

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_17_07_19_5_49_26.jpeg)

«Гетман Сагайдачный»: транспортировка из Харькова в Запорожье для спуска на воду

25 сентября, при обычной для Британии пасмурной погоде, «Гетман Сагайдачный» стартует в Whitbread Round the World Race 1993-94. Впереди – 33 тысячи миль Мирового Океана, которые предстоит пройти с не до конца подготовленной командой, в условиях постоянной нехватки денег. Так, перед стартом приходится даже продать часть запасного такелажа, чтобы оплатить страховку яхты.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_17_07_19_5_49_34.jpeg)

Накануне старта в Саутгемптоне, Англия

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_17_07_19_5_49_41.jpeg)

Накануне старта в Саутгемптоне, Англия

Отсутствие слаженности в команде ощущается практически сразу. Каждый маневр занимает чуть больше времени, чем у соперников, расчеты показывают, что лодка идет на 7-8% медленнее, чем могла бы. Вдобавок, из-за не совсем профессиональных действий команды, постоянно рвутся паруса, которые и так в дефиците – швейная машинка на борту строчит не переставая. Лишние секунды и минуты, затраченные на маневры, складываются в часы, а затем в дни…

В Пунта-дель-Эсте, Уругвай, у здания местного яхт-клуба, на стелле, команда устанавливает мемориальную доску – в память об Алексее Грищенко, шкипере «Фазиси».

С миру по нитке

Часто мы представляем себе океанские регаты как нечто романтическое. Реальность, между тем, выглядит по-другому. На полутора десятках квадратных метров месяц живут 12 мужиков, среди запасных парусов, оборудования и запасов продовольствия. В Южном Океане температура внутри лодки не поднимается выше +5 градусов, отовсюду капает конденсат. Мокрая одежда сохнет только на теле. Душа нет. Денег тоже.

В Австралии, после завершения второго этапа, шкипера настигает новость: спонсор сообщает, что из-за возникших у него проблем он не может дальше финансировать участие команды в гонке. И так непростое финансовое положение становится совсем беспросветным. Команду покидают 7 человек – пятеро из гоночной команды и двое из береговой.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_17_07_19_5_50_03.jpeg)

Финиш второго этапа в Австралии


В дело включаются австралийские друзья и знакомые Евгения Платона. Они обеспечивают команду продовольствием, оплачивают некоторые счета, выпускают и продают промо-футболки «Гетмана Сагайдачного» и вообще помогают, чем могут. На латаных парусах и с новыми членами команды на борту украинский экипаж продолжает гонку. В Новой Зеландии в гости на яхту приходит привлекательная женщина, гражданка Канады, которая предпочитает проводить время в солнечной стране «киви». Ее зовут Кэрол Сагайдак, она из украинской канадской диаспоры. А кроме того – дальняя родственница…. гетмана Сагайдачного! Поддержать украинцев на «фамильной» яхте оказывается для нее чем-то вроде дела чести и она уговаривает своего отца, состоятельного адвоката, оплатить новые счета команды.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_17_07_19_5_50_13.jpeg)

Ремонт киля в Окленде, Новая Зеландия

Финансовые проблемы команды похожи на огонь – стоит затушить в одном месте, он тут же возникает в другом. В Пунта-дель-Эсте, Ургувай, где завершается четвертый этап гонки перед командой даже маячит долговая тюрьма. В этот раз Провидение проявляет себя в виде руководства Запорожского автомобилестроительного завода, которое поручает своим аргентинским партнерам закрыть долги «Гетмана Сагайдачного» в счет будущих поставок – оказывается, Запорожье, где яхта была спущена на воду, внимательно следит и болеет за судьбу «своей» лодки!

5 июня 1994 года, после 135 суток 23 часов 17 минут и 52 секунд чистого гоночного времени, команда «Гетмана Сагайдачного» завершила участие в Whitbread Round the World Race. Яхта прошла более длинную, чем «Фазиси», кругосветную дистанцию на трое суток быстрее. При том, что «Фазиси» была на 6 метров длиннее, а соответственно, имела лучший скоростной потенциал.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_17_07_19_5_50_26.jpeg)

Гонка завершена!

Итоги

К сожалению, объем материала не дает нам возможности рассказать историю «Одессы 200». В Whitbread Round the World Race 1993-1994, в классе лодок Whitbread 60 «Гетман Сагайдачный» занял 7 место, «Одесса 200» — последнее 10.

Яхта «Фазиси» была приобретена Польской яхтенной ассоциацией Америки для учебных целей и в 2017 году пострадала при урагане «Ирма». В настоящий момент она находится в Ки-Уэст, США. Сейчас ее владельцем является живущий в Америке белорусский яхтсмен Юрий Раулушко, который планирует восстановить лодку.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_17_07_19_5_50_38.jpeg)

Вечеринка в штаб-квартире Whitbread после регаты. Слева – Евгений Платон, в центре – Тони Кастро

После гонки спонсоры продали яхту «Гетман Сагайдачный» почти за бесценок – сегодня она принадлежит итальянскому собственнику. Уже много лет Евгений Платон ведет краудфандинговый проект, направленный на возращение яхты домой и создание в Киеве морского музея.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_17_07_19_5_50_53.jpeg)

Одесса 200

«Одесса 200» была продана в Турцию и используется в развлекательных целях.

Источник (https://interparus.com/)
Защита SMF от спама от CleanTalk