collapse

Для создания НОВОГО ПОСТА, необходимо выбрать нужный раздел ФОРУМА и создать в нем НОВУЮ ТЕМУ. Если вы новый пользователь, то вам нужно ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на форуме


Автор Тема: Ноа. Каравелла – самый знаменитый парусный тип кораблей  (Прочитано 1157 раз)

Оффлайн Craus

  • Ветеран
  • *****
  • Карма: +16/-0
    • Просмотр профиля


Если говорить о Великих географических открытиях, в первую очередь на ум приходит поистине универсальный для своего времени тип парусника — ноа (каравелла)

Как она появилась

Появление ноа (каравеллы) связано с бурным развитием торговли и мореплавания на Средизем­ном море, где в Средневековье сложилась ситуация, анало­гичная античной. Торговцы не могли позволить себе иметь весельный корабль. По этой при­чине, как и в Северной Европе, торговые суда перешли исключительно на паруса. Только в данном случае это были пару­са латинские, а судно называ­лось латинским кораблем.

Постепенно на Средиземном море распространился класси­ческий неф. Его преимущество состояло в более крупном, объемном и вместительном корпусе и более рациональном расположении мачт. Единственным преимуществом латинского корабля, резко уступающего нефу по размерам, были паруса, поэтому объединение двух типов в один было неизбежно. В результате в XII—XV вв. возник­ла каравелла (от порт, caravo — «небольшой парусный корабль» и итал. сага bella — «милая красотка», или «корабль- красотка»).

Классическая ноа – каравелла — крупный и вместительный по тем вре­менам корабль водоизмеще­нием примерно 200-500 т, длиной 20-30 м и ши­риной 6-9 м. При этом каравелла глубоко уходила в воду (осадка не менее 2,5 м) и отличалась высо­кими носовой и кормовой надстройками. Они предназначались не для размещения абордажных команд ( хотя такой вариант действий не исключался), а для разме­щения экипажа и корабельного оборудования, в том числе пушечного вооружения.

Появление разновидностей

На каравелле усилили и па­русное оснащение, что при­вело к формированию двух ее разновидностей. Каравелла-латина, как правило, была двухмачтовым судном относи­тельно малых размеров исключительно с косыми парусами. А каравелла-редонда (от исп. redonda — прямой парус) имела гораздо большие раз­меры и трехмачтовое парусное вооружение, где латинский парус поднимался лишь на бизани. Платить за это пришлось худшей маневренностью, но в океанских плаваниях это не имело решающего значе­ния. В испанской и португальской традиции крупные каравеллы-редонды часто назывались нао — корабль.

История появления каравеллы почти не отличается от эво­люции когга, который мог бы стать океанским парусником. Однако океанский характер каравеллы определялся не столько конструкцией ее кор­пуса и парусного вооружения, сколько появлением на этом типе первых навигационных инструментов, причем не по отдельности, а в комплексе.

Навигационные инструменты ноа – путь в океан 

Чтобы понимать, куда движется корабль, нужно знать как мини­мум основы навигации и иметь соответствующие инструменты. Только в XV в. европейские мореходы наконец-то смогли получить целый набор весьма несовер­шенных, но полезных навигаци­онных инструментов, применение которых позволило парусным кораблям оторваться от берегов. Самым главным, полезным и распространенным у морехо­дов навигационным инструмен­том был и остается магнитный компас — прибор, который постоянно показывает направ­ление на север. Изобретенный в Китае в XIII в., он впервые стал массово применяться во время знаменитых экспедиций адмирала Чжэн Хэ.

В Европе пригодный для использования в морском деле магнитный компас появился в конце XIV в., и его сразу стали монтировать на каравеллах на специальной конструкции в виде тумбы. Ее в свою очередь намертво закрепляли в одной из надстроек. Тогда он был разделен специ­альными стрелками на 16 делений— по числу румбов, и лишь два века спустя был создан компас с 32 делениями.

Не менее полезным навига­ционным инструментом стала астролябия — специальный прибор для определения широты по звездам. Она была известна еще в Древней Греции, реально ею долгое время пользовались лишь арабы, во­дившие по Индийскому океану простые и надежные доу. Лишь с XIV в. астролябия на­ходит место на каравеллах португальцев, испанцев и генуэзцев. Как и компас, ее устанавливали на специальной платформе в кормовой надстройке.

К этому следует добавить также, что в начале XV в. существенных успехов достигло оптическое и картографическое дело в Ев­ропе, что также способствовало началу эпохи Великих гео­графических открытий.

Известнейшие ноа – каравеллы, их капитаны и походы 

С каравеллой связаны самые известные морские экспедиции в истории Великих географи­ческих открытый. Очень пока­зательна и эволюция плавания этих парусников — вначале они ходили по старинке, не отрыва­ясь от берега, а затем вышли в открытый океан.



В 1487-1488 гг. португальский мореход Бартоломео Диаш (1451-1500 гг.) возглавил экс­педицию, чтобы исследовать весь африканский берег. Он достиг мыса Доброй Надежды, но дальше идти не рискнул. Командуя флотилией из трех малых каравелл-латин с экипажем всего в 60 чело­век, он двигался исключитель­но вдоль побережья Африки. Лишь на обратном пути, следуя от устья реки Конго до Ка­бо-Верде, Бартоломео Диаш рискнул совершить переход по прямой через открытое, но уже известное водное простран­ство. 



Памятник Васко да Гаме в Лагуше, Португалия

Более показательной оказа­лась экспедиция 1497-1499 гг. португальца — Васко да Гамы (1460-1524 гг.): 20 мая 1498 г. он достиг Индии. Эту экспедицию тщательно готовили. Для нее оснастили четыре корабля со 170 членами экипажей: два вооруженных 20 пушками нао «Сан-Габриэл» и «Сан-Рафаэл» водоизмещением от 120 т до 150 т каждый; небольшая, но маневренная Каравелла-латина «Берриу», вооруженная 12 мелкокалиберными пушками, и транспортное судно для перевозки припасов. Зная путь к мысу Доброй На­дежды, Васко да Гама смело вел флотилию через открытые воды Атлантики. Обогнув юг Африки и взяв на борт знаменитого Ибн Маджида в каче­стве лоцмана, да Гама привел корабли в Индию, используя летний муссон.

Этот поход показателен не только как первое плавание европейцев в Индию, на берегу которой они высадились после обстрела его из пушек, но и в плане мореходности кара­велл. Это было первое крупное плавание европейских кораб­лей, в котором они полностью оторвались от берега и двига­лись, используя как силу извест­ных и новых ветров, так и силу океанских течений.

Знаменитая Экспедиция

Не менее показательна и знаме­нитая экспедиция Христофора Колумба (1451-1506 гг.) летом — осенью 1492 г., в результате которой была повторно откры­та Америка. В этом походе два нао и одна каравелла-латина шли исключительно в открытом море. И если в первой трети пути корабли использовали известное им Канарское тече­ние, то далее каравеллы Ко­лумба повиновались лишь силе ветров, практически неизвест­ных европейским мореплава­телям.



Памятник Христофору Колумбу в Барселоне

Этими ветрами были пассаты, дующие круглый год вблизи эк­ватора с востока на запад меж­ду 25-30° северной и южной широты. Пассаты, имеющие постоянную силу в 2-3 балла, буквально уносили корабли экспедиции Колумба на запад. Интересно, что первоначально спутники Колумба приняли пас­саты за какую-то дьявольскую силу и со страхом думали, не всасывает ли она их в бездну на краю земли. Возвращаясь в Испанию, Ко­лумб интуитивно выбрал наи­более удачный путь. Он сразу пошел на северо-запад, ис­пользуя местные бризы, а далее океанские течения и легкие попутные ветры. 

Наиболее интересно первое в истории кругосветное плава­ние, осуществленное в 1519—1521 гг. под руководством зна­менитого португальского и испанского мореплавателя Фернана Магеллана. В хорошо подготовленной экспедиции участвовали пять крупных каравелл-редонд, общая численность экипажей которых составила 234 человека. В ходе этого путешествия ка­равеллы показали великолеп­ную прочность, мореходность и выносливость. Столкнулись также с различными климатическими условиями, неизвестными ве­трами и течениями.

Благодаря экспедиции Фернана Магел­лана европейские мореходы познакомились с наиболее сильным постоянным ветром — западным. Он дует круглый год в широкой полосе от 40 до 60° южной широты с запада на восток с силой в 8-10 баллов. Не зря со времен Магеллана моряки всего мира прозва­ли зону между 40 и 50° южной широты «ревущими сороковы­ми», а далее к 60° — «вопящими пятидесятыми».

Личность в истории Энрике Ависский

Самый известный король Португалии Энрике Ависский (1394-1460 гг.) вошел в историю под прозвищем Мореплаватель. Энрике ни разу не ступил на борт корабля, но для морского дела сделал куда больше, чем кто-либо в мире. Возможно, лишь английская королева Елизавета Тюдор и рос­сийский император Петр Великий по масштабам деятельности на благо флота могут сравниться со знаменитым португальцем.



Энрике Мореплаватель. Портрет Нуну Гонсалвиша. XV в.

Будучи королем государства, имеющего выход к Атлантическому океану, но в то же время крайне бедного природными ресурсами и населением, Энрике сделал ставку на развитие кораблестроения, флота и колониальную политику своей страны. С 1419 г. он массово снаряжал морские экспедиции в неведомые земли, приглашал в Португалию кораблестро­ителей и ученых со всей Европы, лично участвовал в разработке новых типов кораблей.

При нем португальские мореходы открыли новые земли и начали колонизацию Азорских островов, Мадей­ры, островов Зеленого Мыса и практически всего северо-западного побережья Афри­ки. Преодолев мыс Бохадор, португальцы вошли в так называемую Черную Африку и приступили к колонизации земель в районе Сенегала и Гам­бии. Начался поиск морского пути в Индию.

Несмотря на то, что политика Энрике имела и негативную сторону – в Европе появились рабы из числа захваченных в Африке чернокожих невольников, его деятельность оказала огромное влияние на развитие мореплавания, географии и военного дела. Основан­ная Энрике Мореплавателем в городе Сагреше первая в мире школа для подготовки мореходов продолжает действовать и сегодня.

Чистые паруса и открытие Бразилии

Со времен господства ноа на просторах морей и океанов прошло без мало­го 500 лет. Но именно этот тип парусных кораблей оставил в истории неизгладимый след. Именно поэтому о них сочиняют рома­ны и повести, снимают фильмы. Но вот парадокс — зачастую на картинах современных худож­ников и в исторических фильмах создатели одевают каравеллу в паруса с крестами или гербами. А ведь это грубейшая историческая ошибка!

Почему так? Ответ прост: парус — это не просто собран­ные вместе куски ткани, это одновременно и двигатель, и движитель корабля. От ка­чества самого паруса зависит его работа. Для того чтобы парус был эффективным, он должен быть легким и проч­ным. Прочность паруса — во­прос отдельный, а вот легкости может помешать все, что на нем нарисовано или вышито. По этой причине, поэкспериментировали на «круглых» кора­блях и с различными изображе­ниям. Они ведь должны отличать принадлежность одного парусника от другого. Так моряки всего мира поняли, что никаки­ми изображениями утяжелять паруса не стоит. Лишь одна страна — Пор­тугалия — выпала из общей тенденции.

Знаменитый красный португальский крест

До настоящего времени на парусах ее кора­блей изображается красный португальский крест, под которым во времена Энрике Мореплавателя страна стала великой морской державой. Однако любое правило имеет исключения. Так, когда португальцы поняли, что испанцы открыли западный путь в Индию (через не­сколько лет станет ясно, что Колумб открыл новый кон­тинент — Америку), боясь остаться не у дел, в 1499-1500 гг. они разрабо­тали настоящую спец-операцию.



Средневековое изображение флагмана экспедиции Ф. Магеллана нао “Виктория”

По всей Европе порту­гальские агенты стали скупать чистые паруса, которыми снабдили специально подготовленную экспедицию Альфареша Кабрала. Он повел свои 13 кораблей следом за вышедшей из Кадиса испанской экспедицией во главе с Яньесом Пинсоном. Но последнему не повезло: попавшие в осенние атлантические штор­мы его корабли стало сносить к югу.

Промучившись почти два месяца, уставшие испанцы 26 января 1500 г. пристали к доселе неизведанному бере­гу, где сразу были атакованы туземцами. Решив не испыты­вать судьбу, испанцы удали­лись восвояси. А португальцы не только вошли в устье большой реки, но и смогли высадиться во все­оружии на берег, предвари­тельно обстреляв его из пушек. Каково же было их удивление, когда они увидели, что противниками были вооруженные женщины!

Так Альфареш Кабрал и его моряки открыли Бразилию, а реку, которая была к ним столь негостеприимна, назвали Ама­зонкой.

Загадка каравелл

До нас дошло на удивление малодостоверной информа­ции о каравеллах. До сих пор не обнаружены даже фрагмен­ты корпуса хотя бы одной кара­веллы. А это резко контрастирует с многочисленными находками останков кораблей Древнего Египта и Скандинавии, которые использовались намного ранее каравелл. Рисунков и чертежей данного корабля также сохранились единицы. Поэтому судить по ним о каравелле крайне затруднительно — все они появились тогда, когда знаменитый тип сходил со сцены истории.

В чем причина такого парадокса? Разгадка, видимо, в том, что испанцы и португальцы называли все каравеллы словом «нао». Тер­мин «каравелла» использо­вался редко и исключительно как специальный, дабы отли­чить особо подготовленный для дальних путешествий или экспедиций парусник от обычного торгового нао.



Изображение каравеллы

Да и внешне парусные ко­рабли стали весьма похо­жи друг на друга. Только специалист или опытный моряк мог быстро клас­сифицировать тот или иной парусник. Потому-то специальных чер­тежей каравелл в эпоху их расцвета не создавали, а если и создавали, то обо­значали привычным словом «нао», что нынче затрудняет работу историков.

А с учетом откровенного хао­са с документацией в морских ведомствах Испании и Пор­тугалии фиксирование мест гибели каравелл проходило крайне плохо, поэтому совре­менным исследователям неизвестны конкретные ме­ста, где находятся останки каравелл.

Источник
« Последнее редактирование: 18.01.2022, 02:07:01 от bigbird »

 


* Интересно почитать

* Поиск по сайту


* Последние сообщения

topic Яхтсмен Виталий Елагин вышел на связь спустя восемь дней после исчезновения
[Машинный телеграф]
grebenshch
27.03.2024, 18:07:12
topic Механика движения комет
[Погода]
Fermer
24.03.2024, 10:35:22
topic Грустная история косатки, которая помогала китобоям: верования народа тауа
[Машинный телеграф]
grebenshch
23.03.2024, 00:02:36
topic В Колумбии поднимут затонувший корабль XVIII века с сокровищами на $17 млрд
[География]
grebenshch
20.03.2024, 00:29:46
topic Вакансия дня: счетовод пингвинов в Антарктиде
[Машинный телеграф]
grebenshch
20.03.2024, 00:21:11
topic «Секс-плот» — антрополог хотел доказать жестокость людей, но не смог
[Машинный телеграф]
grebenshch
20.03.2024, 00:16:04
topic Редакционная статья яхтенного дизайнера Chuck Paine (США)
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 21:48:13
topic Грузовой корабль улавливает и перерабатывает свои выбросы углекислого газа
[Техника]
grebenshch
16.03.2024, 19:26:43
topic Самый дорогой подводный отель в мире с рыбами, плавающими вокруг вашей кровати
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 16:17:18
topic Морские подковы
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 15:42:08
topic Как поделили океан
[История]
grebenshch
16.03.2024, 15:36:47
topic Dufour 44: новое решение
[Новинки]
grebenshch
14.03.2024, 16:31:06

* Двигатель торговли

* Активные авторы

Craus Craus
4006 Сообщений
bigbird bigbird
2971 Сообщений
grebenshch
541 Сообщений
Grumete Grumete
392 Сообщений
root root
269 Сообщений

* Кто онлайн

  • Точка Гостей: 291
  • Точка Скрытых: 0
  • Точка Пользователей: 0

Нет пользователей онлайн.

* Календарь

Март 2024
Вс. Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб.
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 [28] 29 30
31

Нет ближайших событий.

* Ваша Реклама

Здесь может быть Ваша реклама!

* Мы на Pinterest

SMF spam blocked by CleanTalk
Защита SMF от спама от CleanTalk
SimplePortal 2.3.6 © 2008-2014, SimplePortal