Социальная сеть под парусом (Sailing Social Network)

Роза ветров => Машинный телеграф => Тема начата: Craus от 25.09.2016, 21:01:52

Название: Как бороться с пожаром на борту
Отправлено: Craus от 25.09.2016, 21:01:52
(http://sail-friend.ru/gallery/3211_25_09_16_8_38_01.jpeg)

Что? Пожар у меня на борту! Да никогда в жизни! Это может случиться только с кем-то другим, но не со мной!

В действительности случаи пожаров на борту парусной лодки довольно редкие, но если они случаются, то исход может быть драматичный.

В большинстве случаев пожар является более страшным бедствием, чем пробоина.

Так что лучше быть готовым к подобным случаям заранее, чтобы знать как поступать, если вдруг пожар все-таки возникнет.

Несколько правил и базовых знаний помогут предотвратить катастрофу:

Ароматный дымок на камбузе

Исходящий из камбуза аппетитный аромат будоражит всю команду. У рулевого аж слюнки текут. Все предвкушают великолепную трапезу. Казанок почти готовой тушеной картошечки еще на плите… Но вдруг лодку качнуло и разлившееся горячее масло немедленно породило пламя в камбузе. Пламя молниеносно разрастается.

«Пожар!» кричит кок. Один из членов команды не растерялся и устремился к рундуку кокпита. Он достал ведро, наполнил его водой и бросился в камбуз. Хороший рефлекс? Наоборот! С водой вылитой на огонь, не только горящее масло не потухнет, но и огонь разнесется повсюду! Вспыхивают занавески камбуза. Тряпка для посуды вспыхивает тоже. Повар хватает огнетушитель. В этой суматохе он не успевает глянуть на инструкцию и нажимает на рычаг, не сняв предохранитель. К тому же он переворачивает огнетушитель вверх тормашками! Газ мгновенно выходит, а пена не появляется! Только со следующей попытки и уже схватив второй огнетушитель, коку удается потушить пеной пожар, который продолжал свою разрушительную силу на коврике камбуза.

Теперь, когда пламя погашено, нужно оценить нанесенный ущерб. Вроде бы ничего супердраматичного: занавески, тряпка, коврик, испорченная полировка. Но камбуз и салон в пятнах белого цвета. Эта тончайшая пленка белого порошка способна разъесть даже металл!

Этот пожар мог бы закончиться намного раньше или совсем не произойти!

Несколько базовых знаний об огне и правил его тушения помогут в борьбе с пожаром на борту:

Все члены экипажа должны ознакомиться с инструкцией использования огнетушителя (а лучше периодически ее просматривать)!
Огонь, что это такое?

Огонь – это горение или даже сгорание чего-то. Чтобы оно имело место необходимо наличие трех факторов:

— Горючее (на наших лодках это дизельное топливо, газ, дерево, пластик)

— Источник возгорания (искра, пламя, сильная жара)

— Вещество, поддерживающее горение (в нашем случае это кислород).

Эти три элемента образуют так называемый треугольник огня. Упраздните один из этих элементов и огонь погаснет. Без горючего нечему будет гореть, не будет и огня. Без источника пламя, огонь и не вспыхнет. Без кислорода огонь гаснет.

Если пожар начался, он быстро прогрессирует. После соединения трех элементов (треугольник огня) прежде всего, повышается температура. А вместе с ее повышением идет распространение горения. Когда температура повышается до 500 градусов, горит уже вся лодка.

Зоны риска

Для того чтобы правильно бороться с огнем, надо знать зоны риска. На парусной лодке этими зонами являются:


Разные типы огня

Чтобы бороться с огнем, яхтсмен должен «иметь козырь в своей игре»: он должен знать что горит. Пожарник, который врывается в дом, не зная причину огня, обязан обильно поливать (читай тушить) пламя. В итоге залито (или запенено) все вокруг. На лодке, можно и нужно действовать изящнее, а результат будет эффективнее. Потому как даже с разными приборами необходимо действовать по-разному (будь-то газовая печка или электрофритюрница).

Мы уже говорили, что пламя возникает медленно, а уже чуть позже быстро набирает обороты. Поэтому в самом начале с ним легче всего бороться. Так сказать пресечь его на корню. Нужно действовать оперативно, не давая огню разрастись и увеличить температуру. Часто во время пожара, члены команды бросаются за помощью и теряют много драгоценного времени, вместо того чтобы быстро действовать самостоятельно.

Чтобы эффективнее бороться с огнем, его поделили на 4 класса:


Каждый класс горения имеет свою собственную методику тушения. Но в любом случае, в каждом классе горения необходимо исключить один из элементов треугольника огня.

Методики тушения огня

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_25_09_16_8_38_09.jpeg)


Хороший рефлекс во время пожара:

На борту парусной лодки в случае пожара нужно реагировать быстро, уверенно и благоразумно.

1. Перед тем, как броситься к огнетушителю, прекратите «подпитывать» огонь. Исходя из сложившейся ситуации, вы должны остановить двигатель, прекратить подачу топлива, закрыть баллон с газом. Это ваши первые действия.

Для разных типов пожара существуют определенные типы огнетушителей. Инструкция на них уточняет функции каждого из этих огнетушителей. Главное уметь правильно пользоваться бортовыми огнетушителями.

2. Не забывайте о том, что вода у вас в изобилии. Вода очень хорошо действует на все виды пожаров класса А. Ведро воды будет очень эффективным для тушения диванчика, который загорелся по вине небрежного курильщика (не мешало бы освежить и его!).

Если у вас под рукой только ведро, выливайте его содержимое на пламя, но более эффективным было бы тушение огня водой из «распылителя» (есть специальные огнетушители с пульверизаторами). Эффект похож на распылитель в душе. Так каждая капелька вбирает жар огня и охлаждает зону пожара. Это отличное средство для тушения огня!

3. Умейте пользоваться бортовыми огнетушителями. С каждым годом появляются все новые более эффективные и совершенные огнетушители. Используйте их, не забывая изучать инструкцию по их применению. Так, если на огнетушителе написано «1кг порошок BC» — это значит, что это порошковый огнетушитель, служащий для тушения пожаров класса B и C.

Различные типы огнетушителей:

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_25_09_16_8_38_19.jpeg)


Помните, что огнетушитель нужно всегда использовать вертикально, головкой вверх!

Даже, если это кажется очень простым, необходимо, чтобы весь экипаж хотя бы раз попробовал как работают огнетушители на борту. Желательно уметь ими пользоваться с закрытыми глазами. Нужно довести эти навыки до автоматизма. При тушении пожара начинают издалека и потихоньку приближаются. Запомните, что порошковый огнетушитель используется на расстоянии 3-4 метра от огня, а водный или с двуокисью углерода – на расстоянии 1 метр.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_25_09_16_8_38_28.jpeg)

Не забывайте также, что огнетушитель моментально опустошается (буквально за 5 секунд!). Поэтому его надо использовать благоразумно.

При борьбе с огнем нужно также избавляться от дыма, который он производит. Зачастую это токсичный газ. Поэтому избегайте вдыхать его. Клубы горячего дыма поднимаются к потолку. На уровне головы дым достигает температуры 300 градусов, а у потолка – все 900! Помните, что более свежий и прохладный воздух на уровне пола (около 30 градусов).

Надеемся, эта статья поможет вам правильно бороться с пожаром на борту!

Теперь в случае воспламенившегося масла на сковороде, наш кок не растеряется и накроет сковороду крышкой. Так огонь «задохнется». Останется только избавиться от дыма. И возможно команда еще сможет полакомиться вкусной картошечкой!

Источник (http://interparus.com/)
Защита SMF от спама от CleanTalk