collapse

Для создания НОВОГО ПОСТА, необходимо выбрать нужный раздел ФОРУМА и создать в нем НОВУЮ ТЕМУ. Если вы новый пользователь, то вам нужно ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на форуме


Автор Тема: Что такое "мертвая вода" и как с ней бороться?  (Прочитано 1885 раз)

Оффлайн bigbird

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Карма: +13/-0
    • Просмотр профиля
    • Яхтинг от и до. Справочный портал


Тяжела раньше была доля моряков: то шторм, то штиль, то пираты, то русалки, то кровожадные аборигены. Но самое жуткое – это «мёртвая вода». При рассказах о ней волосы моряков начинали шевелиться, ведь все морские неприятности имели видимую причину, а «мёртвая вода» – нет. Представьте себе: ветер дует, гребцы работают во всю мощь – и вдруг посреди моря корабль останавливается и дальше не идёт. Не иначе происки дьявола, – справедливо полагали моряки.

О «мёртвой воде» знали ещё в древнем Риме – Плиний Старший считал, что корабль не может идти из-за присосавшихся к днищу моллюсков. Есть записи от 1607 года, в которых упоминалась галера «Санта Лука», застрявшая в двух милях от Порты на пути в Неаполь и, несмотря на поднятые паруса, так и не двинулась с места.

«Мёртвая вода» есть и в древних норвежских сказаниях: разгневавшиеся боги часто не позволяли викингам выходить в море и тем приходилось откладывать военные походы [до тех пор, пока боги не оттают и не принесут новую воду].

«Мёртвая вода» терроризировала моряков вплоть до 1893 года, когда наконец норвежский исследователь Фритьоф Нансен не описал это загадочное явление.

«Взяли курс прямо к кромке льда, собираясь пристать к ней. Но «Фрам» [судно] попал в зону «мёртвой воды» и, несмотря на форсированную работу машины, почти не двигался с места. Пробиваться дальше в этот момент нечего было и думать. Единственное, что могло нас спасти, это изрядный юго-западный шторм. Своеобразное явление – эта мёртвая вода. Для изучения его представился здесь лучший случай, чем мы хотели бы. Что мы ни делали, чтобы выбраться из мёртвой воды, – круто поворачивали судно, лавировали, описывали полный круг и пр., – всё напрасно. Лишь только машина переставала работать, судно тотчас же останавливалось, точно схваченное чем-то за корму. Несмотря на свой вес, на обычную силу инерции и на то, что мы не убавляли полного хода, даже находясь в каких-нибудь двух-трёх метрах от кромки льда, мы почти не ощущали толчка, когда «Фрам», наконец, ударялся об лед…»,* – записи Нансена из книги «Фрам» в полярном море».

Объясняется это явление довольно просто [если вы любите физику]. В морях с сильно распреснённым поверхностным слоем воды [например, из-за выноса из рек, осадков или ледотаяния], создаётся большая разница плотности воды между слоями. При движении судна пресная вода будто скользит по тяжелой солёной воде, при этом за кормой остаётся «пустота», которую стремится заполнить вода из нижнего плотного слоя. Колебания нижнего слоя создают внутренние волны на границе раздела, они непрерывно движутся поперек кильватера. Волновое сопротивление возрастает, и судну приходится «тащить за собой» внезапно возникшую волну.

«Мёртвую воду» чаще наблюдают весной при ледотаянии в холодных водах Северного Ледовитого океана, у побережья России, Норвегии и Канады. Её действие было зафиксировано в Средиземном море, Мексиканском заливе, и у берегов Америки и Африки, в устьях крупных рек: Амазонки, Ориноко, Миссисипи, Енисея.

Если вы на судне идёте по одному из вышеперечисленных морей, то вот вам памятка о том, как избежать попадания в «мёртвую воду»:

1. Выберите большой корабль для путешествий. Если толщина верхнего пресного слоя совпадает с глубиной осадки корабля, то работающий на границе водных слоев винт будет расходовать почти всю свою энергию не на движение вперед, а на создание внутренних волн на границе слоёв. У наших научно-экспедиционных судов «Академик Трёшников» и «Академик Фёдоров» максимальная осадка 8,5 м, а максимальная скорость, которую они могут развить – 16 узлов, поэтому им действие «мёртвой волны» не страшно.

2. Если ваше судно не такое большое, то нужно разогнаться до скорости, превышающей скорость распространения внутренних волн [точно больше 4-5 узлов], иначе внутренняя волна нагонит судно и затормозит его движение.

3. На всякий случай не гневайте Посейдона.

И хотя тайна «мёртвой воды» разгадана, даже сегодня это явление интересно учёным, ведь его изучение может дать дополнительную информацию о движении воды в Мировом океане.

Источник

 


* Интересно почитать

* Поиск по сайту


* Последние сообщения

* Двигатель торговли

* Активные авторы

Craus Craus
4006 Сообщений
bigbird bigbird
2972 Сообщений
grebenshch
581 Сообщений
Grumete Grumete
392 Сообщений
root root
269 Сообщений

* Кто онлайн

  • Точка Гостей: 422
  • Точка Скрытых: 0
  • Точка Пользователей: 0

Нет пользователей онлайн.

* Календарь

Апрель 2024
Вс. Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб.
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 [19] 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30

Нет ближайших событий.

* Ваша Реклама

Здесь может быть Ваша реклама!

* Мы на Pinterest

SMF spam blocked by CleanTalk
Защита SMF от спама от CleanTalk
SimplePortal 2.3.6 © 2008-2014, SimplePortal