collapse

Для создания НОВОГО ПОСТА, необходимо выбрать нужный раздел ФОРУМА и создать в нем НОВУЮ ТЕМУ. Если вы новый пользователь, то вам нужно ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на форуме


Автор Тема: Что нужно знать о навигации по электронным картам?  (Прочитано 1064 раз)

Оффлайн grebenshch

  • Ветеран
  • *****
  • Карма: +11/-0
    • Просмотр профиля


Современные технологии плотно вошли в нашу яхтенную жизнь и существенно ее упрощают. Сегодня поговорим про навигацию и особенно про электронные карты!

SOLAS – основа основ

Пожалуй, это основной и самый важный документ, который достаточно развернуто и доходчиво объяснит главные аспекты пребывания в открытом (и не только) море. Для непосвященных – SOLAS (International Convention for the Safety of Life at Sea) это Международная конвенция по охране человеческой жизни в море. В нем указаны наиболее важные международные соглашения касательно сохранности жизни и безопасности в море.

Какое одно из основополагающих правил (даже закон) пребывания в море? На этот вопрос нам поможет ответить правило 34 из Главы V “Безопасность мореплавания”. Оно гласит, что независимо от размера вашего швертбота, яхты или торгового судна, шкипер (капитан) обязан составить план перехода.

Такого, казалось бы, понятного и вполне разумного правила не было бы, если бы не десятки (если не сотни) случаев, когда сорвиголовы решали, что правила созданы для того, чтобы их нарушать. Ваша обязанность как шкипера состоит в том, чтобы обеспечить максимальную безопасность экипажа, себя и лодки.

Базовое планирование это то, без чего любой уважающий себя шкипер не отправиться в путешествие. В идеале будет записать свой план. Это нужно для того, чтобы в случае непредвиденной ситуации вы могли доказать, что выходили в море подготовленными. Теперь же перейдем к способам планирования и того, как электроника внесла свои коррективы в этот процесс.

Электроника XXI века

Вспомним то далекое время, когда в навигацию еще не пришел GPS. Тогда в порядке вещей было использовать визуальные ориентиры по картам для определения своего местоположения. Это хорошо работало в устьях рек или недалеко от берега, но в прибрежных водах (когда еще не видно берега) такой способ был проблематичным.



На помощь приходили секстанты, астралябии и другие интересные аналоговые приборы. Но уже не одно десятилетие мы используем гораздо более продвинутые способы навигации. Сегодня можно практически безошибочно узнать свое местоположение в любое время дня и ночи. Для этого достаточно глянуть на экран картплоттера или GPS-приемника.

Несмотря на упрощение жизни, это привнесло в жизни моряков и свои дополнительные трудности. На что нужно обратить внимание в первую очередь? Современная навигационное оборудование достаточно надежное и долгоживущее, но все еще зависит от электричества, а конкретно от вашей аккумуляторной батареи на борту.  Также устройство может питаться и от встроенной батареи. Сути это не меняет – вам необходимо следить за уровнем заряда и по возможности не допускать варианта, при котором вы останетесь без электричества на борту.

Всегда есть возможность подстраховаться и иметь с собой несколько GPS-приемников, но ноутбуки, планшеты и смартфоны все также будут зависимы от розетки. Более того, ноутбук, в котором могут быть загружены карты, вряд ли обладает хорошей степенью защиты от влаги. Держите все “нежную” электронику в защищенном месте.

Из этого вытекает главный и, вероятно, единственный серьезный недостаток приборов электронной навигации – они, как и любое оборудование, могут выйти из строя. Поэтому полагаться только на электронику на яхте не очень осмотрительно. Лучшим вариантом будет совместить использование электроники и бумажных карт. Так вы точно будете иметь как минимум один запасной вариант.

План путешествия – три простых шага

Чем более объемным и всеобъемлющим будет ваш план, тем лучше. Для этого можно и нужно собирать как можно больше информации о маршруте. На помощь придут Интернет, цифровые программы планирования переходов, альманахи, таблицы приливов и отливов, бумажные карты. Тут можно и нужно объединять электронную и бумажную навигацию.

Следующим этапом будет обработка полученных данных. Уточнение непроверенной информации, упорядочивание данных и их структуризация. Это поможет создать вполне себе реализуемый и работоспособный план круизы.

Третьим шагом станет запись всей информации о плане в том виде, в котором вам будет удобно ссылаться и использовать ее во время путешествия. Это не самая простая задача, но своевременное планирование поможет избежать множества проблем во время круиза.

Что хочется добавить – часть данных можно нанести и зафиксировать заранее. В Интернете вы можете найти карту в хорошем качестве и наметить свой маршрут еще за месяц до выхода из марины. В то же время, погоду и расчеты приливных течений нужно (необходимо) иметь в как можно более актуальном виде.

Но у этих простых и понятных шагов есть свои аспекты, на которые невозможно закрыть глаза. Разберемся подробнее!

Получение данных и важность SOLAS

Как мы уже поняли, сбор данных для планирования можно осуществлять как при помощи электроники, так и по старинке. Кому-то больше нравится первый способ, кому-то по душе второй. Но точно можно сказать одно, что электроника упростила жизнь яхтсменам. Ряд задач Интернет и ноутбук решат гораздо быстрее и проще, чем бумажные карты и судовые журналы. Вместе с тем, молодым и начинающим яхтсменам показано использовать и электронный, и бумажный вариант карт и книг. Почему? Потому что так будет проще набраться необходимого опыта – под рукой целых два варианта получения широкого спектра знаний. Опытные шкиперы уже, вероятно, сами сделали свой выбор.

Что же касается SOLAS – в конвенции указаны самые необходимые и важные темы (всего 7 штук), которые касаются планирования круиза. Все эти семь тем можно исследовать и с помощью электроники, и без нее. Выбор остается за вами.

Погодные условия

Стоит ли говорить, что двух одинаковых прогнозов погоды просто-напросто не существует? Тут люди обычно делятся на два лагеря – первые будут опираться на прогноз, который им больше понравится, а вторые (гораздо более мудрые) на тот, который наименее благоприятный.

В принципе, существуют два основных типа прогнозов погоды. Первый целиком и полностью опирается на вычислительные мощности компьютера и составляет прогноз соответственно. Второй использует компьютер в качестве базы, но финальный отчет составляет живой метеоролог.

Оба варианта имеют свои плюсы и минусы, но сейчас не о них. Суть заключается в том, что чаще всего при просмотре прогнозов погоды на сайтах вы не знаете точно какой из двух вышеперечисленных вариантов вы сейчас изучаете. Разница между полностью компьютерной моделью и доведенной до ума есть, но она не всегда значительна. Держите в голове, что указанная скорость ветра по прогнозу на сайте может быть раза в полтора сильнее в реальности.

При планировании вам нужно изучить карты погоды и долгосрочные прогнозы на ближайшую неделю две. Следующим шагом будет внимательное изучение краткосрочных прогнозов погоды. Сразу обозначьте черту: “При такой-то температуре или при таком-то ветре в море я не выхожу”. Не забудьте и про то, что вы, вероятно, путешествует в команде. Имеет резон уточнить у них погодные предпочтения.

Большая часть прогнозов покажет вам усредненные значения ветра, температуры и т.д. Учитывайте это и имейте в виду, что лучше всего опираться на самый неблагоприятный прогноз из доступных. Не забываем и про то, что ваши погодные приложения могут оказаться бесполезными без стабильного интернет-соединения на борту.

Прогнозирование приливов и отливов

Эти прогнозы обычно доступы как в цифровом, так и в бумажном виде. В наличии существует минимум десяток приложений на телефон, которые подробно распишут все важные данные о грядущем приливе.

Точность данных такого приложения может немного хромать, но она явна ни чуть не хуже бумажных версий. Да, бумажные версии относительно дешевы и не занимают много места на борту и было бы неплохо иметь на всякий случай несколько экземпляров.



И все же эти прогнозирование приливов и отливов вещь достаточно сложная. Выбор остается за вами – универсальное приложение или бумажные карты. Приложения удобны тем, что там можно достаточно быстро найти всю необходимую информацию, а бумажные версии обычно имеют мелкий и не самый удобный шрифт. Точность полученной информации, как мы уже сказали, приблизительно одинаковая. Если у вас длительный маршрут, то нужны серьезные атласы приливных течений большого масштаба, их может понадобиться несколько штук.

Ограничения яхты?

Конвенция SOLAS требует, чтобы при планировании учитывались возможности и ограничения вашей яхты. Тут, конечно, тоже не все однозначно. Большинство лодок на рынке сегодня обладают категорией А, что говорит о том, что лодка способна провести океанический переход. Но существуют и лодки класса D – они должны путешествовать по защищенным водоемам.

Но вряд ли кто-то будет следить за тем, что вы отправитесь пересекать Ла-Манш или Адриатику на трехметровой лодочке. Данная часть конвенции скорее гласит про необходимость наличия спасательного снаряжения и оборудования на борту. Ваша лодка должна быть готова к круизу и иметь запас топлива, воды и еды. Также яхта должна быть исправной и не имеeт дефектов, которые могут напрямую или косвенно угрожать безопасности экипажа.

Команда

Каких-то конкретных рекомендаций касательно количества или качества экипажа нет. Вместе с тем, отправляться в даже недлительный и несложный круиз без подготовки экипажа нельзя.

Нужно знать возможности и опыт вашей команды. Яхтинг это про безопасный отдых – поэтому все члегны экипажа должны иметь представления об этой самой безопасности. Наличие базовых навыков управления лодкой или хотя бы подачи сигнала бедствия обязательно.

Маршрут, опасности, программы

Вы запаслись всем необходимым, собрали надежную команду, подготовили лодку. Чего-то не хватает… Вам нужен конкретный маршрут. Да, вы накидали план еще с месяц тому назад, но море это не самое постоянное место, ваши планы могут поменяться в один миг.



Для облегчения задачи можно и нужно разбивать маршрут на части, которые в процессе можно доработать и поменять. На помощь в таком макро-планировании могут прийти специальные навигационные программы. Они проложат маршрут за вас – введите пункт отправления, прибытия и данные о вашей лодке (габариты), а программа сама построит маршрут.

Преимуществом таких программ также является и то, что они могут воспользоваться прогнозами погоды и приливно-отливных течений. Благодаря этому программа может предложить сразу несколько маршрутов, которые будут взаимозаменяемыми – сбились в одном месте и вышли на другой маршрут.

Минусом программы станет то, что она просчитывает дорогу по кратчайшему расстоянию по воде. Однако в реальности кратчайший математический путь не всегда (очень часто, на самом деле) соответствует кратчайшему физическому пути. Препятствием может стать ненасененная на карту мель, внезапный шторм и много чего еще.



В идеале программа должна проложить маршрут так, чтобы увести вас от опасности, но программа не человек и опирается на введенные в нее заранее данные. Поэтому имеет место быть внимательное исследование маршрута самостоятельно. Программа может проложить вам кратчайший путь через узкий проход, где чисто математически ваша лодка пройдет, но в реальности придется перекрашивать борта. Можно ли пройти по такому маршруту? Да, почему нет. Стоит ли? Смотрите по ситуации.

Самая важная часть этого пункта заключается в том, что такие программы и приложение можно, а порой и нужно использовать. Это ускорит процесс и облегчит его. Однако этот маршрут нужно внимательно изучить и уметь перестроить его в нужный момент.

Растровые и векторные карты

Практически все слышали о растровой и векторной графике. Карты также могут быть выполнены в растре и векторе. В чем различие? Растровая электронная карта это просто копия бумажной карты. При увеличении масштаба картинка просто будет увеличиваться и размываться.

Векторные карты состоят не из изображений в привычном виде, а из целых слоев информации. Для более детального изображения укромной бухты нужно увеличить масштаб – картинка не будет размыленной, а все также сохранить четкость и появятся новые данные про бухту.



Оба этих вида активно используются, но с оговорками. Векторная карта может не показывать условную мель и не нести данных о ней. В то же время свежая растровая карта отчетливо покажет, что глубина на конкретном участке меньше, чем нужно для прохождения яхтой.

Если в вашей программе используется векторные карты, то перепроверка ее с помощью растровой карты или большего увеличения масштаба обязательна. Справедливо это и в случае с растром – их можно перепроверять с помощью векторных. Самое главное, чтобы обе карты были актуальными.  Вам нужно проверить ваши карты на наличие каких-либо неточностей или изменений.

Бумажные и электронные карты

На самом деле, удобно иметь оба вида карт. Электронные можно использовать для прокладки базовой и начальной версии маршрута в автоматическом режиме с помощью программ. Некоторые программы позволяют накладывать слои из AIS или других систем для еще большего количества важной информации.

Бумажные карты можно использовать для нанесения заметок и фиксации уже реализуемого маршрута. Вам понадобятся карты, которые охватывают весь регион вашего круиза, но это необязательно должна быть одна огромная карта. Несколько карт одного региона и разных его частей – хороший и надежный вариант. Отправляться в путешествие в XXI веке только с бумагой или только с цифрой, на наш взгляд, не предусмотрительно.

Такие производители карт, как Imray нередко выпускают “обновления” для своих бумажных карт. Их можно скачать и распечатать, а затем сравнить с той, которая у вас уже есть.

Форсмажор

Сколько не готовься, но все равно что-то может случиться. Непогода, морская болезнь, внезапная поломка или, вероятно, ваша команда поднимет бунт на борту против нерадивого шкипера – все может случиться. На этот случай вам нужно иметь минимум несколько альтернативных планов.

Базовые альтернативы включают в себя дополнительные марины, порты или тихие бухты, которые укроют вас от непогоды. Вероятно понадобиться сменить маршрут полностью – море непредсказуемое место. Имейте на вооружении несколько вариантов решения проблем.

Связь и берег

Лучше всего будет записать частоты радиостанций и прогнозов погоды еще на берегу. Также нужно найти все соответствующие каналы связи, которые могут потребоваться во время круиза. Среди них – радио порта, марины, гавани, рабочие каналы береговой охраны и т.д. Эта информация чаще всего находится в Интернете в свободном доступе. Однако она есть и в альманахах. Там искать нужные каналы быстрее, чем в сети.

Ну и не забудьте предупредить людей на берегу о том, что вы собрались покорять море. Знакомые, близкие или друзья – роли не играет. Эти люди должны знать о том, когда и куда вы отправились, когда вы должны попасть в точку прибытия, а также то, что им нужно будет делать в случае, если вы не выходите на связь дольше определенного времени или задерживаетесь.

Чтобы выбранное вами доверенное лицо не пребывало постоянно в стрессе, информируйте человека по прибытию в безопасное место и при наличии связи.

Запиши свой план!

Это не просто громкий слоган, а прямое руководство к действию. Во-первых, это полезно для разгрузки мозга – всю накопленную информацию про маршрут невозможно уместить в голове. Во-вторых, это правильно с точки зрения закона – в случае аварии или поломки вам будет проще доказать властям, что вы не причастны и на вас не висит ответственность.

Записанный план будет свидетельствовать о том, что вы выполнили требования SOLAS (вы же выполнили эти требования?). Подойдет как фиксация в электронном формате, так и в бумажном. Однако предпочтение стоит отдать бумаге.

Помните, что яхтинг это про безопасный отдых!

Источник

 


* Интересно почитать

* Поиск по сайту


* Последние сообщения

topic Яхтсмен Виталий Елагин вышел на связь спустя восемь дней после исчезновения
[Машинный телеграф]
grebenshch
27.03.2024, 18:07:12
topic Механика движения комет
[Погода]
Fermer
24.03.2024, 10:35:22
topic Грустная история косатки, которая помогала китобоям: верования народа тауа
[Машинный телеграф]
grebenshch
23.03.2024, 00:02:36
topic В Колумбии поднимут затонувший корабль XVIII века с сокровищами на $17 млрд
[География]
grebenshch
20.03.2024, 00:29:46
topic Вакансия дня: счетовод пингвинов в Антарктиде
[Машинный телеграф]
grebenshch
20.03.2024, 00:21:11
topic «Секс-плот» — антрополог хотел доказать жестокость людей, но не смог
[Машинный телеграф]
grebenshch
20.03.2024, 00:16:04
topic Редакционная статья яхтенного дизайнера Chuck Paine (США)
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 21:48:13
topic Грузовой корабль улавливает и перерабатывает свои выбросы углекислого газа
[Техника]
grebenshch
16.03.2024, 19:26:43
topic Самый дорогой подводный отель в мире с рыбами, плавающими вокруг вашей кровати
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 16:17:18
topic Морские подковы
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 15:42:08
topic Как поделили океан
[История]
grebenshch
16.03.2024, 15:36:47
topic Dufour 44: новое решение
[Новинки]
grebenshch
14.03.2024, 16:31:06

* Двигатель торговли

* Активные авторы

Craus Craus
4006 Сообщений
bigbird bigbird
2971 Сообщений
grebenshch
541 Сообщений
Grumete Grumete
392 Сообщений
root root
269 Сообщений

* Кто онлайн

  • Точка Гостей: 294
  • Точка Скрытых: 0
  • Точка Пользователей: 0

Нет пользователей онлайн.

* Календарь

Март 2024
Вс. Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб.
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 [28] 29 30
31

Нет ближайших событий.

* Ваша Реклама

Здесь может быть Ваша реклама!

* Мы на Pinterest

SMF spam blocked by CleanTalk
Защита SMF от спама от CleanTalk
SimplePortal 2.3.6 © 2008-2014, SimplePortal