Социальная сеть под парусом (Sailing Social Network)

Роза ветров => История => Тема начата: Craus от 24.10.2019, 20:23:14

Название: Какими были первые якоря
Отправлено: Craus от 24.10.2019, 20:23:14
(http://sail-friend.ru/gallery/3211_24_10_19_8_06_54.jpeg)

При слове "якорь",  почему-то всегда представлялось здоровенное грузило на веревке, которое бросают с пиратского корабля. Потом память напрягалась и услужливо подсовывала картинку солидной железяки, которая валялась в каком-то приморском месте ввиде украшения. Выглядела железяка допотопной и не очень настоящей. В общем скукотища...

И вдруг на глаза попалась  коллекция из нескольких десятков якорей в Британском морском музее. Коллекция была частной. Не верилось, что эта вроде простая вещь, имеет так много вариантов.

Слово «якорь» можно считать интернациональным. Вот как оно пишется и произносится на нескольких современных европейских языках:

итальянскии — Ancora (анкора);

французский — Ancre (анкэр);

английский — Anchor (энкор);

испанский — Ancla (анкла);

немецкий — Anker (анкер);

норвежский — Anker (анкер);

датский — Anker (анкер);

шведский — Ankare (анкар);

голландский — Anker (анкер);

финский — Ankkuri (анкури).

Везде есть общий корень «анк».

Древние греки называли железный якорь словом «ανχνρα» — «анкура» - от корня «анк».

От древнегреческого «анкура» образовалось латинское слово «ancbora», которое позже перешло в другие языки Древней Европы.

На русский это слово переводится как «крюк», «кривой» или «изогнутый»

История якорей началась давно. Якорь, скорее всего, изобрели одновременно с водоплавающими средствами. Самым простым и самым первым типом якоря были камни, обвязанные канатом, или несколько камней уложенные в корзины, мешки, или сети. Или камни с дыркой.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_24_10_19_8_04_59.jpeg)

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_24_10_19_8_05_07.jpeg)

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_24_10_19_8_05_15.jpeg)

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_24_10_19_8_05_22.jpeg)

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_24_10_19_8_05_30.jpeg)

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_24_10_19_8_05_38.jpeg)

Позже камни стали специально обрабатывать, в них делали желоба и отверстия, в которых крепились заострённые колья.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_24_10_19_8_05_46.jpeg)

Цивилизация двигалась вперед с бешеной скоростью: народ начал пользоваться металлами. Продвинутой публике надоело бегать по берегу в поисках здоровенных камней с дырками. К тому же желающих было много, а подходящих камней мало.

Поумневшие моряки решили делать якоря из дерева и металлов. Произошло это знаменательное событие где-то приблизительно на рубеже 2-го и 1-го тысячелетий до н. э.

И тут предки разработали несколько прогрессивных конструкций:

В районе Южно-китайского моря появился МАЛАЙСКИЙ якорь. Его делали из твёрдого дерева, а отдельные части связывали канатом. На верху веретена привязывали груз — специально подогнанный камень. Поперечный шток находился внизу. У этого якоря был только один рог, которым он должен был цепляться за дно и держать судно.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_24_10_19_8_05_54.jpeg)

Китайцы додумались до двурогого якоря приблизительно в конце 1-го тысячелетия до н. э. Они делали его из прочного дерева, окованного железом. Шток был расположен в нижней части.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_24_10_19_8_06_02.jpeg)

Приблизительно конце 1-го тысячелетия до н. э. в Средиземноморье появился римский судовой якорь. Его отливали из бронзы или выковывали из железа. В верхней части, под скобой для каната, находился деревянный шток. По такому же принципу делали и деревянные якоря с тяжелым свинцовым штоком, который был нужен для затопления якорного каната. Якорь высоко ценили, и на всякий случай, снабжали разными священными надписями.

Железный якорь, который был найден аквалангистами близ Италии в 1966 году. Его вес равнялся 545 кг и принадлежал, по надписи на рогах якоря, древнеримскому купцу Асициусу. Тут видны две особенности якорей той эпохи: во-первых - отсутствие на рогах лап, а во-вторых - металлический шток, который был съемным. Также якорь был обшит деревом, чтобы не повредить острыми частями обшивку судна.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_24_10_19_8_06_10.jpeg)

Якорь галеры римского императора Калигулы (12–41 гг.)

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_24_10_19_8_06_19.jpeg)

А дольше понеслось.. .

Предки резвились, как могли, изобретая разнообразные конструкции якорей.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_24_10_19_8_06_27.jpeg)

Кованый двурогий железный якорь со штоками появился примерно в 7 в. до нашей эры.

В течение столетий его довели до совершенства, и с 1847 г. такой якорь стал называться адмиралтейским (якорь Паркера).

Якоря были разными, но в принципе, все имели одни и те же элементы.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_24_10_19_8_06_35.jpeg)

В 19 веке, пыл в этой области, почему-то не угас, а совсем наоборот. Инженеры якоря любили, и не ленились их изобретать. Якоря гордо носили имена своих создателей, которых, было ну ооочень много.

Якорь Холла

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_24_10_19_8_06_46.jpeg)

Якорь Брауна

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_24_10_19_8_06_54.jpeg)

Шарнирный якорь 1812 года

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_24_10_19_8_07_02.jpeg)

Якорь Хавкина 1822 год

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_24_10_19_8_07_09.jpeg)

Якорь 1829 год

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_24_10_19_8_07_18.jpeg)

Якорь Edgar Boom 1857год

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_24_10_19_8_07_27.jpeg)

Якорь 1870 год

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_24_10_19_8_07_35.jpeg)

Якорь Кристофера.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_24_10_19_8_07_43.jpeg)

Якорь Мартина

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_24_10_19_8_07_51.jpeg)

Китайский якорь

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_24_10_19_8_08_00.jpeg)

Якорь Смита 1917 год

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_24_10_19_8_08_07.jpeg)

И это только крошечный кусочек всего разнообразия!

Источник (https://pikabu.ru/)
Защита SMF от спама от CleanTalk