На этом снимке запечатлён драматический момент: последние минуты жизни заслуженного корабля – американского клипера «Богемия», одного из последних представителей семейства классических «океанских гончих»…Клипер «Богемия» («Bohemia») был построен в 1875 году на верфи братьев Хоутон (Houghton Bros.) в «Городе кораблей» — Бэте, штат Мэн. Он представлял собой классический деревянный трёхмачтовый корабль с полным парусным вооружением. Его длина равнялась 67,6 м, ширина 12,25 м, осадка 7,78 м, валовая вместимость — 1633 брт. В начале своей карьеры парусник, принадлежавший компании тех же братьев Хоутон, как и подобает настоящему клиперу, работал на трансокеанской линии – перевозил шёлк из Китая в порты Калифорнии.
Клипер «Санта Клара», худ. John Bentham-Dinsdale. «Санта Клара» была почти однотипна с «Богемией» (1535 брт, также построена на верфи в Бэте в 1876 г.)Позже клипер совершал рейсы между Западным и Восточным побережьем Америки, каждый раз огибая мыс Горн. В 1895 году во время одного такого плавания из Филадельфии в Сан-Франциско на «Богемии» взбунтовалась команда, причём возглавил бунт второй помощник капитана. Парусник попал в жесткий шторм и лишился части парусов и рангоута, а один матрос – Фрэнк М.Вестон – сорвался с бушприта и погиб. Команда возложила вину за гибель товарища на капитана и отказалась работать под его началом. Капитану Хогану пришлось прервать рейс и привести судно в Рио-де-Жанейро. На его стороне остался лишь один человек – первый помощник капитана. В Рио Хоган угрожал арестовать бунтовщиков, но главный мятежник — второй помощник Игэн – исчез. В итоге инцидент остался без последствий, «Богемия» после ремонта продолжила свой путь и в ноябре благополучно прибыла в Сан-Франциско.
Парусные суда в порту Сан-Франциско, 1900 г.Вскоре некогда гордый клипер перевели на более прозаическую работу – перевозку угля из Британской Колумбии в Сан-Диего. А в 1897 году его приобрела компания Alaska Packers Association, одна из крупнейших судоходных компаний Западного побережья. Основным грузом теперь стал консервированный лосось, который «Богемия» перевозила с Аляски вплоть до начала 1920-х годов. Но всё имеет свой срок, возраст парусника приближался к 50 годам, и в конце концов ветеран был поставлен на прикол в заливе Сан-Франциско. Казалось, его ждёт одна участь — быть разобранным на дрова.
Однако в 1925 году в судьбе клипера произошёл неожиданный поворот. Кинопродюсер Сесил де Милл случайно увидел «Богемию» и понял: это то, что ему нужно для съёмок! Уже были готовы сценарии, в которых должны присутствовать парусные корабли. «Богемия» вместе с почти однотипной «Индианой» («Indiana», 1876 г., 1478 брт) была куплена по дешёвке киностудией. После ремонта в Лонг-Биче оба судна составили ядро так называемого «Голливудского флота» (Hollywood fleet) – «плавучего реквизита» для киносъёмок. Помимо них в состав «Голливудского флота» вошли парусники «Пасифик Куин» («Pacific Queen», бывшая «Balclutha»), «Санта Клара» («Santa Clara»), «Сентенниел» («Centennial»), «Льюэлин Дж. Морз» («Llewelyn J. Morse») и «Кайулани» («Kaiulani»).
Клипер «Санта Клара» — один из парусников «Голливудского флота»Первой дебютировала в кино «Индиана» — она уже в 1925 году снялась в фильме «Splendid Road». А в 1927-м «Богемия» вместе с «Индианой» участвовала в съёмках сразу трёх фильмов – «Blood Ship», «Wreck of the Hesperus» и «Yankee Clipper».
Последнюю свою роль «Богемия» сыграла в 1931 году. Фильм «Флот самоубийц» (The Suicide Fleet) рассказывал о событиях Первой мировой войны: по сюжету американские моряки на деревянных парусниках – «судах-ловушках» — вступают в противоборство с немецкими подводными лодками. Для большей правдоподобности один из кораблей было решено потопить – искусство требует жертв. Выбор пал на 56-летний клипер «Богемия».
Популярный актёр Вильям (Билл) Бойд – исполнитель главной роли в фильме «Флот самоубийц»Во время съёмок (в которых, кстати, участвовал ряд популярных актёров, в том числе будущая звезда Голливуда Джинджер Роджерс) произошло несколько инцидентов, прямо или косвенно связанных с обречённым парусником. По сценарию на палубе «Богемии» перед камерой должен был произойти небольшой пожар, но пиротехнические заряды оказались слишком мощными, возгорание стремительным, и съёмочной группе пришлось спешно выпрыгивать за борт. К счастью, рядом находился эсминец «Ноа» («Noa»), также участвовавший в фильме. Никто не пострадал, а вспыхнувший пожар удалось потушить с помощью мощных помп эсминца.
Участник съёмок фильма — эсминец «Ноа» (DD-343). В 1944 году этот корабль погибнет в результате столкновенияЧерез несколько дней произошёл ещё один неприятный случай. На катере съёмочной группы, шедшем к стоявшей на рейде «Богемии», внезапно произошёл сильный взрыв. Вероятно, взорвалась пиротехника, предназначавшаяся для съёмок. По счастливой случайности никто из десяти человек, находившихся на борту, серьёзно не пострадал. Но катер вместе с находившимся на нём оборудованием затонул. Оказавшихся в воде людей спас пришедший из Сан-Диего пожарный катер «Билл Кеттнер» («Bill Kettner»), но до этого им пришлось пережить немало неприятных минут…
Кадр из фильма «Флот самоубийц»: 20-летняя Джинджер Роджерс в роли СэллиДжинджер Роджерс – звезда Голливуда 30-х годовНаконец, 18 августа приступили к съёмкам кульминационной сцены – взрыва «Богемии» в ходе боя с немецкими подводными лодками. В роли последних выступали американские субмарины типа «Барракуда» («Barracuda», ранее V-1) постройки 1920-х годов. Взрыв старого клипера готовил инженер-пиротехник Гарри Рэдмонд. Он разместил в трюме 7 зарядов – всего 1200 фунтов (545 кг) динамита. Каждый заряд оснастили электровзрывателем; провода от них вывели на внешний пульт, которым управлял сам Рэдмонд. Провода проложили так, чтобы их не повредили взрывы других зарядов. Покинутую «Богемию» с зафиксированным рулём пустили по ветру в сторону моря. Сцена боя снималась с островов Коронадо, примерно в 15 милях от Сан-Диего.
Подводная лодка V-2 (с марта 1931 года — «Басс», тип «Барракуда») – одна из «актрис», изображавших в фильме немецкие субмариныСогласно сценарию, гибели клипера предшествовал его расстрел кайзеровскими «U-ботами». Первый выпущенный артиллерийский снаряд прошил корпус парусника насквозь. Но дальше от сценария пришлось отойти. Второй выстрел оказался неточным – снаряд попал в борт ниже, чем планировалось. И угодил прямо в заложенный заряд динамита. По словам очевидцев, яркая вспышка была похожа на раскрывшийся цветок. В воздух взлетели деревянные обломки и щепки…
Хотя первый взрыв оказался преждевременным, он был снят на плёнку, и кадры получились великолепными. Дальше за дело взялся Гарри Рэдмонд. Последовало ещё несколько несинхронных взрывов, а подводные лодки продолжали вести огонь из пушек. Как вспоминали участники съёмок, парусник «умирал тяжело». Лишь к вечеру 18 августа «Богемия» кормой погрузилась в воду. Однако крупные деревянные обломки остались на плаву и начали дрейфовать в сторону мексиканского порта Энсенада. Они мешали судоходству ещё в течение нескольких недель…
Титры фильма «Флот самоубийц»В США фильм «Флот самоубийц» выпущен на DVD в серии «Архивная коллекция»Источник