collapse

Для создания НОВОГО ПОСТА, необходимо выбрать нужный раздел ФОРУМА и создать в нем НОВУЮ ТЕМУ. Если вы новый пользователь, то вам нужно ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на форуме


Автор Тема: Правила большого пальца (rules of thumb) для яхтсменов  (Прочитано 1170 раз)

Оффлайн Craus

  • Ветеран
  • *****
  • Карма: +16/-0
    • Просмотр профиля


Википедия подсказывает, что "правило большого пальца (rule of thumb) — зависимость, основанная на экспериментальных данных и позволяющая получить приблизительный результат, в типичных ситуациях близкий к точному. Такие закономерности легко запоминаются и дают возможность обходиться без сложных инструментальных измерений, чтобы вычислить некую величину".

Считается, что эта фраза восходит к судебному решению сэра Фрэнсиса Буллера, британского судьи, который в 1782 году постановил, что муж имеет право бить жену, если палка, применяемая для вразумления, не толще его большого пальца. Относиться к этому решению судьи сейчас можно как угодно, но фраза вошла в историю и в язык, и даже не в один. Какие же правила большого пальца используются в яхтинге?

Длина якорной цепи



Наверное, самым известным правилом большого пальца является определение минимальной длины отданной цепи на якорной стоянке. Британские ученые до сих пор спорят о коэффициенте, который варьируется в зависимости от условий стоянки (ветра, волны, грунта), личного опыта и степени параноидальности шкипера (срывало ли уже с якоря, где именно и как часто), но большинство британских ученых сходятся во мнении, что

Длина отданной якорной цепи должна составлять минимум четыре глубины.

Корпусная скорость судна

Эмпирическая формула для определения корпусной скорости судна важна для понимания того, как быстро будет идти яхта под парусами и под мотором в водоизмещающем режиме, а также для определения, с какого момента расход топлива с ростом оборотов двигателя начнет расти нелинейно, наглядно демонстрируя общий закон природы "быстро, дешево, далеко - можно выбрать только две опции":



где корпусная скорость υhull получается в узлах, если длину судна по ватерлинии LWL подставить в футах.

Как говаривал мой любимый Том Канлиф (и у меня было много возможностей в этом убедиться), если хотите ходить под двигателем далеко и относительно недорого, пусть ваша скорость в узлах не превышает квадратного корня из длины вашей яхты по ватерлинии в футах (просто забудьте коэффициент 1.34 в формуле выше), и на заправке будет вам счастье.

Ошибка курса - "1 на 60"

Иногда хочется оценить размер бедствия, к которому приводят ошибки курса, например, можно ли пренебречь небольшой, в два-три градуса девиацией компаса в прибрежном плавании? На этот вопрос поможет ответить следующее простое приближенное правило, полученное из формулы длины окружности, определенной через ее радиус L=2πr:

На 60 миль пути отклонение от курса на один градус приведет к отклонению в сторону на одну морскую милю.

Легко догадаться, что на других дистанциях или отклонениях от курса ошибка изменится прямо пропорционально. Например, за 30 миль прибрежного перехода ошибка в 3 градуса приведет к уходу с курса в сторону примерно на полторы мили, - около 15 минут дополнительного хода, - не страшно, если при этом выполняются два необходимых в море правила: ответственный шкипер никогда не доверяет информации, полученной только из одного источника (например, навигация только по GPS), и непрерывное наблюдение.

Дальность прямой видимости в море



Для определения дальности прямой видимости в море можно, конечно, пользоваться табличками на несколько страниц, где эта дальность будет указана в зависимости от высоты объекта (например, огня маяка) и высоты глаза наблюдателя над уровнем моря. Но, как говорят геометрия, физика и вместе с ними Международная ассоциация маячных служб (IALA) в своем руководстве, лучше воспользоваться простой формулой:

D = 2.08 ( √h1 + √h2 )

где D - дальность видимости на поверхности Земли в морских милях с учетом рефракции в атмосфере, h1 - высота глаза наблюдателя и h2 - высота наблюдаемого объекта над уровнем моря, выраженные в метрах.

Например, мы увидели прямо над горизонтом красную ракету - сигнал бедствия с другого судна. Как далеко оно находится? Ракета должна подниматься на высоту не менее 300 метров, и если она только мигнет над горизонтом и тут же уйдет вниз, это означает, что терпящее бедствие судно находится от нас на расстоянии не более 36 морских миль.

Кстати, этой формулой (да, с небольшой погрешностью, но мы же не разработчики оборудования) можно вполне воспользоваться и при определении практической дальности действия УКВ радиосвязи, автоматических идентификационных систем и судовых радаров. Четыре в одном - не так плохо.

Когда брать рифы



Есть замечательная фраза - если вы подумали, не пора ли брать рифы, то вы уже слегка опоздали. Я бы к этой фразе добавил еще одну - если вы засомневались, брать первый риф или второй - берите третий.

Ясно, что взятие рифов зависит от многих факторов - ветра, волны, конструкции лодки, на ветер идем или под ветер и так далее. Хорошо, если у вас собственная яхта, которую можно изучить на практике вдоль и поперек. Но если это лодка чартерная и опыта еще не так много, то от греха в круизном плавании следует руководствоваться теми самыми правилами большого пальца:

На однокорпусной парусной яхте берем первый риф при вымпельном ветре 15 - 20 узлов, второй при 20 - 25, третий - при 25 - 30 узлах.

На катамаране берем рифы на 5 узлов раньше.

Ветровой дрейф парусной яхты



На занятиях по навигации в яхтенных школах есть такая тема - прокладка курса с учетом ветра и течения, и студенты часто спрашивают, а как оценить заранее каким примерно будет ветровой дрейф? Как легко догадаться, правило большого пальца существует и на этот случай:

Первые 4 балла ветра по Бофорту дают по одному градусу ветрового дрейфа на балл.

Каждый следующий балл ветра по Бофорту добавляет еще по два градуса ветрового дрейфа.


Например, сила ветра составит 6 баллов по Бофорту. Тогда ожидаем примерно 4х1 + (6-4)х2 = 8 градусов ветрового дрейфа.

Правило мизинца



Все время смотреть на судовой компас нет никакой физической возможности, да и нужды в этом нет. В реальности мы всегда выбираем какой-нибудь объект и идем на него, лишь иногда сверяясь с компасом. Прибрежное плавание - это по сути плавание по краям земли, это хороший ориентир, и очень удобно при этом пользоваться правилом, я бы сказал, из энциклопедии юных сурков, - правилом мизинца.

Мизинец человека на расстоянии вытянутой руки дает угловое расстояние в один градус.

Например, расстояние до ближайшего мыса, который мы огибаем, составляет шесть морских миль. Тогда (вспоминаем правило "1 на 60") угловое расстояние в 1 градус в сторону даст расстояние в 1 кабельтов. Просто нужно держать курс на один палец правее (или левее) мыса. Если взгляд на карту скажет, что этого маловато, ну тогда держите на столько пальцев в сторону от мыса, на сколько считаете безопасным.

И под конец очень известное правило для динамики прилива. При наличии таблиц приливов, особенно электронных, трудно сообразить, зачем бы это правило могло пригодиться в реальной жизни, поэтому отнесем его к некоему сакральному знанию. Неважно для чего, но каждый уважающий себя яхтсмен должен это правило знать. Знаешь, значит, ты уважаемый член клуба.

Правило одной двенадцатой

Правило одной двенадцатой гласит, что для полусуточного прилива высота прилива изменяется:

за 1-й час на 1/12 амплитуды прилива

за 2-й час еще на 2/12

за 3-й час еще на 3/12

за 4-й час еще на 3/12

за 5-й час еще на 2/12

за 6-й час - еще на 1/12.

1, 2, 3, 3, 2, 1 - просто. Например, из таблицы прилива мы знаем, что полная вода составит 7 м, малая - 1 м, в 1200 будет полная вода. Амплитуда прилива 7 - 1 = 6 м, одна двенадцатая амплитуды 6 / 12 = 0,5 м. Тогда высота прилива будет изменяться так:

1200 - 7,0 м - полная вода

1300 - 6,5 м

1400 - 5,5 м

1500 - 4,0 м

1600 - 2,5 м

1700 - 1,5 м

1800 - 1,0 м - малая вода.

Ясно, что этот подход годится только для простой, "незатейливой" динамики прилива.

Владимир Ватрунин
« Последнее редактирование: 27.02.2021, 00:28:20 от bigbird »

 


* Интересно почитать

* Поиск по сайту


* Последние сообщения

topic Яхтсмен Виталий Елагин вышел на связь спустя восемь дней после исчезновения
[Машинный телеграф]
grebenshch
27.03.2024, 18:07:12
topic Механика движения комет
[Погода]
Fermer
24.03.2024, 10:35:22
topic Грустная история косатки, которая помогала китобоям: верования народа тауа
[Машинный телеграф]
grebenshch
23.03.2024, 00:02:36
topic В Колумбии поднимут затонувший корабль XVIII века с сокровищами на $17 млрд
[География]
grebenshch
20.03.2024, 00:29:46
topic Вакансия дня: счетовод пингвинов в Антарктиде
[Машинный телеграф]
grebenshch
20.03.2024, 00:21:11
topic «Секс-плот» — антрополог хотел доказать жестокость людей, но не смог
[Машинный телеграф]
grebenshch
20.03.2024, 00:16:04
topic Редакционная статья яхтенного дизайнера Chuck Paine (США)
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 21:48:13
topic Грузовой корабль улавливает и перерабатывает свои выбросы углекислого газа
[Техника]
grebenshch
16.03.2024, 19:26:43
topic Самый дорогой подводный отель в мире с рыбами, плавающими вокруг вашей кровати
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 16:17:18
topic Морские подковы
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 15:42:08
topic Как поделили океан
[История]
grebenshch
16.03.2024, 15:36:47
topic Dufour 44: новое решение
[Новинки]
grebenshch
14.03.2024, 16:31:06

* Двигатель торговли

* Активные авторы

Craus Craus
4006 Сообщений
bigbird bigbird
2971 Сообщений
grebenshch
541 Сообщений
Grumete Grumete
392 Сообщений
root root
269 Сообщений

* Кто онлайн

  • Точка Гостей: 295
  • Точка Скрытых: 0
  • Точка Пользователей: 0

Нет пользователей онлайн.

* Календарь

Март 2024
Вс. Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб.
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 [28] 29 30
31

Нет ближайших событий.

* Ваша Реклама

Здесь может быть Ваша реклама!

* Мы на Pinterest

SMF spam blocked by CleanTalk
Защита SMF от спама от CleanTalk
SimplePortal 2.3.6 © 2008-2014, SimplePortal