collapse

Для создания НОВОГО ПОСТА, необходимо выбрать нужный раздел ФОРУМА и создать в нем НОВУЮ ТЕМУ. Если вы новый пользователь, то вам нужно ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на форуме


Автор Тема: «Байкал-Аляска»: по пути сибирских купцов  (Прочитано 995 раз)

Оффлайн Craus

  • Ветеран
  • *****
  • Карма: +16/-0
    • Просмотр профиля


Экспедиция «Байкал–Аляска» – это многолетнее историко-географическое плавание на надувном катамаране «Искатель», проходящее по великому речному и морскому пути сибирских купцов длиной более 15 000 километров

Маршрут экспедиции соединяет два континента, пересекает границу двух государств и линию смены дат. Впервые в истории мореплавания Охотское и Берингово море пройдены на надувном парусном катамаране, более того – некоторые берега посещены человеком впервые.

YachtRussia встретились с Анной Важениной, одной из участниц экспедиции, и попросили ее поделиться впечатлениями от плавания на «Искателе»



YR: Анна, какова была твоя роль в походе?

Анна Важенина: Я отвечала за освещение всего мероприятия и взаимодействие со СМИ и партнерами, вела дневник плавания в 2018 и 2019 годах, в 2018 году сама прошла на «Искателе» часть маршрута вдоль Аляски.

YR: В чем заключается задача экспедиции, она ведь еще не закончена?

А.В.: Это историко-географическое путешествие, нам интересно узнать, как сейчас живут люди там, где проходили иркутские купцы несколько веков назад. Одно дело читать о том, как это было, и совсем другое – самой оказаться в этих местах, связанных с нашей историей, где на карте – сплошь имена сибирских первопроходцев: например, в один из дней мы шли по заливам Степанова, Иванова, мимо полуострова Куприянова и острова Митрофания, представляете?



YR: Как давно началось это путешествие?

А.В.: Вообще проекту в целом уже восьмой год, хронология его развития была такова: в 2013 году началась подготовка: проработка, мозговые штурмы, встречи с экспертами. Это заняло три года. В 2016 году прошла разведка маршрута, а 30 мая 2017 года состоялся старт экспедиции из Иркутска.

YR: А материалы этих лет как-то уже обработаны, они доступны?

А.В.: Да, за это время накопилось много интересного материала, который мы объединили в первой книге об экспедиции «Байкал-Аляска: путь сибирских купцов». Мы постарались сделать так, чтобы книга была не только интересной, но и полезной для тех, кто ее прочитает. Получилось почти 300 цветных страниц со множеством фотографий, карт, исторических фактов, рассказами участников и даже рецептами экспедиционной кухни. Книга вышла в 2020 году в Москве, сейчас готовим ее перевод на английский и аудиоверсию. И конечно, по мере продолжения экспедиции будут выходить следующие книги.



YR: В чем лично твой интерес к этой экспедиции?

А.В.: В том, что идешь по территориям, история которых связана с местом, где родилась и долго жила. Делаешь это на катамаране, который позволяет быть близко к воде, как никакое другое судно, в ощущениях от соединения богатой истории и первозданной природы. Вообще, если бы еще лет шесть назад кто-то сказал мне, что я отправлюсь в экспедицию по Тихому океану на надувном катамаране, заодно научусь ставить паруса, отличать шверт от гика и буду готовить уху на трехметровых волнах, то ни за что бы не поверила.



YR: А как же вышло, что ты сама оказалась на борту «Искателя»?

А.В.: Однажды я увидела ролик, начинавшийся словами: «Как давно ты чувствовал настоящий вкус жизни?» Так я и узнала об экспедиции «Байкал-Аляска», а теперь уже четвертый год она – часть моей жизни, которая делает ее интереснее. Сейчас вокруг этой истории появляется все больше увлекающих дополнительных проектов: планируются новые плавания и перелеты и по воде, и по воздуху, несколько фильмов, интерактивный путеводитель, создание тематического отеля в Иркутске, разбивка сквера памяти сибирских купцов.

YR: Насколько плавание «Искателя» можно назвать именно парусным?

А.В.: Сам руководитель экспедиции Анатолий Казакевич так писал об этом в дневнике похода: «По морю экипаж старался идти под парусами, но встречные ветра и штили преодолевали под двигателем. Топливо здесь – дефицитный товар: так, в Охотске мы смогли найти лишь 250 литров из необходимых 500. В целом же половина морского маршрута пройдена под парусами, а половина – на двигателях. Самым сложным за всю экспедицию было заходить из моря в устья рек: закрытых бухт для стоянок на побережье очень мало. Конструкция надувного катамарана, конечно, позволяет форсировать очень мелкие реки, но фарватер каждого русла меняется ежегодно – так что вместо лоций помогают визуальные ориентиры: тюлени, чайки, обрывы берегов. А слева и справа – крушащие волны в три метра. Каждый заход в реку – это реальный риск потери судна».



YR: Как именно подбираются люди в столь рискованное путешествие?

А.В.: При всей внешней романтике для участия в этой экспедиции важно быть хорошо подготовленным как физически, так и психологически, все-таки это две-три недели на борту, на небольшом пространстве, где и холодно, и волной может окатить, где надо стоять на вахте, готовить еду, заниматься бытовыми делами. И при этом надо уметь ладить с остальными участниками, чтобы всем было комфортно. Все должны быть «на одной волне». Так что основные требования – опыт походов, горных восхождений, яхтенных экспедиций. Окончательное решение об участии принимается после собеседования с капитаном, именно он отвечает за психологический климат на борту и за успешное прохождение всей экспедиции.

YR: А как вообще организован быт на «Искателе»?

А.В.: Размеры катамарана – 12,5 на 7,5 метров, эта площадка между корпусами поделена между палаткой и камбузом. Места хватает всем: и тем, кто отдыхает, и тем, кто рулит или занят приготовлением еды, хозяйственными делами. Есть большая аптечка, ящик с инструментами и несколько ящиков для провизии, готовим мы на газовой плитке, запасы воды и продуктов пополняем во время выходов на берег в населенных пунктах раз в два-четыре дня, тогда же и баня.

Мое самое любимое место – на носу «Искателя», на правом баллоне. Когда сидишь там, то под тобой – океан, над тобой – небо, налево – суровые Алеутские острова. Ты чувствуешь себя частью большого мира. Частью природы, без всяких «общественных статусов», стереотипов, всех тех рамок, в которые пытается втискивать тебя обычная жизнь. Это совершенно другое осмысление себя. Там ты полностью настоящий.



YR: Ну, а «морская романтика»? Хватили ее?

А.В.: Вовсю! Например, в 2018 году, когда уже стояли на Аляске, пришел сильнейший шторм. Ветер 30 метров в секунду, «горизонтальный» дождь, дом просто шатало, высокие волны, плотный туман от воды до неба. И вдруг крик: «Друзья, катамаран только на одном швартовом!». Быстро погрузились в машину, помчались на пирс и обнаружили катамаран в свободном плавании – его понесло через бухту в сторону открытого Берингова моря. Волей случая катамаран прижало к берегу, капитан и его помощник Александр Ломп успели заскочить на борт, им удалось взять управление и выбраться в итоге на берег.



YR: Это было в поселке Фолс-Пасс на Алеутских островах?

А.В.: Да, там должен был начаться четвертый, заключительный этап, туда прилетели я и еще один участник, где мы объединились с участниками перехода от Нома до Фолс-Пасса Анатолием Казакевичем и Александром Ломпом. Мы называли эти дни «нашим долгим стоянием в Фолс-Пассе»: не было погоды. Как компенсацию за вынужденное неудобство морская судьба подарила нам на это время чудесное во всех отношениях место – дом Дэди Николс: всего один из двух домов, где в том местечке сдают комнаты. Радушие и душевность Дэди и всей ее семьи, как иногда казалось, – именно та сила, которая крепко держит их деревянный дом на земле: порывы ветра иногда были такими, что стены ходили ходуном. Но домик мужественно устоял, а вот лишиться катамарана мы реально могли.



YR: Это все же больше на берегу. Ну, а в море прихватывало?

А.В.: О-о! Как-то раз мы на подходе к Кадьяку поставили, наверное, рекорд скорости для надувных парусных судов. Наш катамаран тогда пустился почти в пляс, выйдя на серфинг на больших океанских волнах. Они были не такие уж высокие, но солидные, раскатистые и степенные. А он носился по ним, как озорной мальчишка. В результате в проливе Шелихова мы шли с умопомрачительной для такого парусника скоростью – шестнадцать с половиной узлов!



YR: Появление земли после такого, наверное, ждали с нетерпением?

А.В.: После долгого пути из Анадыря вдруг увидели деревья. Первые деревья за лето!!! Много-много деревьев. Скажете, что же удивительного? А представьте, что до этого долго видели только воду, а на суше – болота, редкие кустарники и тундру. И тогда поймете несказанную радость, когда мы наконец-то смогли полюбоваться на привычную для глаза картину. Этими деревьями нас обрадовал Кадьяк – большой остров в южной части Аляски – они были высокие и острые, как наконечники стрел. Несколько кругов над нами сделал вертолет береговой охраны, видимо, удивляясь странному неведомому судну (первыми нас встретили пограничники, не считая таможенника в Номе).

YR: Были в море и приятные моменты?

А.В.: Конечно! Часто рядом с катамараном шли стайки дельфинов, видимо, принимая его за возможного «товарища по играм». Однажды вечером в штиль мы насчитали вокруг восемь китов.  Заглушили мотор, не двигались, только наблюдали, как они проходят то рядом, то в отдалении, то поднимая фонтаны, то показывая хвосты. Сколько бы раз ни наблюдал за китами, это всегда яркие эмоции и счастье.



YR: В этом году вы продолжаете экспедицию – что планируете?

А.В.: Да, нынешнее плавание пойдет от Иркутска до Шантарских островов и обратно. Всего сменным экипажам за семь этапов с 30 мая предстоит преодолеть около 12 тысяч километров по Байкалу, Селенге, Амуру, Охотскому морю, побывать в местах с первозданной природой и тех, которые связаны с историей освоения этих земель. Так что сильных духом людей мы приглашаем к себе на борт!

YR: На Аляске знают и помнят про российские страницы истории тех мест?

А.В.: Если честно, то нас удивило, что на Аляске историю Российско-Американской компании и ее экспедиций знают и хранят лучше, чем в Иркутске, городе, где располагался штаб РАК. На Кадьяке, самом большом острове Аляски, две главные улицы названы именами Георгия Шелихова и Александра Баранова, работает музей Баранова, почти все названия местных бухт, островов, проливов носят имена иркутских купцов. И легенды про первопроходцев готов рассказать каждый рыбак – завсегдатай прибрежных баров. 

Так, участники экспедиции в 2019 году рассказывали такую историю: пришли в бар, разговорились с рыбаками, а когда те узнали, что экспедиция из Сибири, воскликнули: «О, как вы вовремя, а то мы все говорим, что вот бы вернулись русские добывать каланов, а то те расплодились, едят много рыбы, нам не хватает».



Теперь команда экспедиции планирует заняться популяризацией истории Русской Америки в Иркутске, а истории Иркутской губернии – на всей территории маршрута. Интересных фактов, сильных характеров, достойных сюжетов в этих историях предостаточно. Взять хотя бы такой факт: впервые морским промыслом пушнины начали заниматься именно русские: он вёлся на востоке от Камчатки, вдоль Алеутских островов и на южных берегах Аляски. Морская торговля мехом калана велась с коренными народами Аляски.



Беседовала Жаля Гаджиева

Российско-Американская компания: 10 фактов


- В XVIII-XIX веках внимание многих иркутских купцов-промысловиков концентрировалось на исследовании земель на востоке – около 20 династий Иркутска снаряжали походы на побережье Тихого океана. В тот период именно Иркутск стал тем плацдармом, с которого брали старт купеческие экспедиции, шедшие на освоение Американского континента.

- За 50 лет экспедиций сибирские предприниматели заработали около 7 млн рублей (корова в те времена стоила около 5 рублей). Это около 42 млрд рублей по сегодняшним ценам при стоимости коровы в 30 000 руб.

- Российско-американская компания имела главное правление в Иркутске (ул. Сурикова, 24), откуда выстраивалась вся деловая логистика. Предпринимательской деятельностью были заняты более 800 иркутских купцов.

- Российско-Американская компания была учреждена по инициативе иркутского купца Григория Шелихова, объединила несколько купеческих компаний.

- Ее участники первыми освоили Аляску, основали в Калифорнии русское поселение Форт-Росс, управляли Гавайями.

- Первые крупные состояния в Сибири сложились именно в результате промысловых экспедиций сибиряков на Камчатку, Алеутские острова и на Аляску.

- Российско-Американская компания за 30 лет организовала 25 морских экспедиций (15 из них – кругосветные).

- Рентабельность промысловых экспедиций достигала 500%.

- Купцы из Иркутска, преодолевая по 9000 километров, организовывали экспедиции для спасения путешественников в Беринговом море.

- Российско-Американская компания в свое время была крупнейшей
в Российской Империи по объему капитала.





Источник
« Последнее редактирование: 13.02.2021, 23:39:43 от bigbird »

 


* Интересно почитать

* Поиск по сайту


* Последние сообщения

* Двигатель торговли

* Активные авторы

Craus Craus
4006 Сообщений
bigbird bigbird
2972 Сообщений
grebenshch
581 Сообщений
Grumete Grumete
392 Сообщений
root root
269 Сообщений

* Кто онлайн

  • Точка Гостей: 424
  • Точка Скрытых: 0
  • Точка Пользователей: 0

Нет пользователей онлайн.

* Календарь

Апрель 2024
Вс. Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб.
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 [19] 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30

Нет ближайших событий.

* Ваша Реклама

Здесь может быть Ваша реклама!

* Мы на Pinterest

SMF spam blocked by CleanTalk
Защита SMF от спама от CleanTalk
SimplePortal 2.3.6 © 2008-2014, SimplePortal