Социальная сеть под парусом (Sailing Social Network)

Рундучок боцмана => Полезные вещи => Тема начата: Grumete от 23.01.2018, 00:52:13

Название: Настраиваем стаксель
Отправлено: Grumete от 23.01.2018, 00:52:13
(http://parusanarod.ru/go/2012/vilje/067.jpg)

На острых курсах стаксель работает в идеальных ветровых условиях. Почему? Он первым встречает набегающий ветер, он работает в равномерном, не искажённом воздушном потоке. В отличие от грота, на него не оказывают влияния завихрения, создаваемые мачтой. Последние исследования в области теории паруса приходят к выводу, что стаксель (а особенно генуя – большой генуэзский стаксель) является основным «двигателем» яхты, тогда, как грот работает, «закрылком», регулируя баланс руля. Это, конечно, несколько вольный и примитивный пересказ современной теории паруса, и не нужно понимать его буквально, но для настройки парусов такое объяснение вполне себе ничего.

Чему же необходимо уделять внимание при настройке стакселя?

Настраиваемые параметры паруса нам известны и теперь, когда нам известен ответ на вопрос «что?», нужно получить ответ на вопрос «как?». Но для начала напомню, что, настраивая паруса, вы устанавливаете их под определённым углом к ветру и работаете над тремя важными характеристиками, определяющими профиль паруса: твистом, глубиной паруса (пузом) и положением пуза.


Что ж, начнём настраивать геную. Тем более, что настройки парусов начинаются именно с неё. Грот настраивают во вторую очередь.

Сразу оговорюсь: генуя всегда будет стоять под большим углом к ДП (диаметральной плоскости) яхты, нежели грот, за счёт искривления воздушного потока последним. Кстати, это искривление влияет на увеличение подъёмной силы на стакселе.

(https://i1.wp.com/loodsmen.ru/admin/spaw2/uploads/images/pns02.png?w=1170&ssl=1)

Основные инструменты для настройки стакселя:

1. Стаксель-шкот (степень его натяжения)

Шкот в большей степени определяет угол установки паруса. Выбранный шкот – меньший угол, потравленный шкот – больший угол. Но не только. С его помощью можно повлиять и на твист, и на пузо. Шкот – основной инструмент настройки стакселя.

2. Каретка стаксель-шкота (её положение)

Положение каретки стаксель-шкота отвечает за скручивание («твист») стакселя. Вымпельный ветер с высотой меняет направление и величину: с увеличением высоты он дует полнее и сильнее. Для того, чтобы ветер набегал на парус под одинаковым углом (угол атаки) и применяют скручивание, отваливая верхнюю часть паруса под ветер на необходимую величину.Общее правило таково, что, перемещая каретку вперёд, мы уменьшаем твист («закрываем парус»), а перемещая её назад, мы твист увеличиваем («открываем парус»).

3. Стаксель-фал и форштаг (степень их натяжения)

С помощью этих двоих настраивают «пузо» паруса и его положение. Причём форштаг отвечает в большей степени за размер «пуза», а стаксель-фал за его положение. Кто-то скажет: а стаксель-шкот? Хорошо, присовокупим сюда и стаксель-шкот. Но будем помнить, что его натяжение влияет на глубину паруса в нижней трети.

Индикаторы воздушного потока, «колдунчики» Да-а… С первого раза и без.. , ну вы сами знаете без чего, и не разберёшь. Хорошо бы иметь какую-нибудь приборную доску. Глянул на приборы и подкорректировал, что надо.

В роли такой приборной доски выступают «колдунчики»: лёгкие ленточки, которые крепятся с обеих сторон стакселя вдоль передней шкаторины, в 15-20 см от ликтроса. Если на чартерной лодке их нет, попросите менеджера установить их, а если их нет в наличии вообще, купите в ближайшем яхтенном магазине (полтора тугрика за килограмм).

Обычно их делают разного цвета (например: красные и зелёные) и крепят так, что зелёные (например) будут чуть выше красных. Тогда в контрсвете их можно будет отличать не только по цвету, но и по положению.

(https://i0.wp.com/loodsmen.ru/admin/spaw2/uploads/images/pns04.png?w=1170&ssl=1)

Если поток воздуха свободен от завихрений, колдунчики будут струиться горизонтально. На правильно настроенных парусах колдунчики могут немного приподниматься, особенно в сильный ветер.Если изогнуты наветренные колдунчики – угол атаки слишком острый, вы идёте к ветру слишком круто. В этом случае нужно либо увалиться, либо (не меняя курса) подобрать шкот.Если изогнуты подветренные колдунчики – вы идёте слишком полно, поток воздуха оторван от паруса, парус не работает! Вы должны либо привестись, либо (не меняя курса) потравить шкот.Так мы уже будем настраивать геную или нет?! Всё-всё! Начинаем. И начинаем с настройки твиста.

Твист генуи

Настройку нужно начинать при таком положении каретки, чтобы линия, служащая продолжением шкота делила переднюю шкаторину стакселя примерно пополам.

(https://i2.wp.com/loodsmen.ru/admin/spaw2/uploads/images/pns05.png?w=1170&ssl=1)

На собственных лодках добрые люди перед установкой стакселя раскладывают его на причале, отбивают линию от шкотового угла до середины передней шкаторины и приклеивают на неё яркую ленту длиной примерно полметра-метр. После того, как стаксель поднят, эта лента позволяет легко визуализировать положение шкота.

Посмотрите на колдунчики

(https://i2.wp.com/loodsmen.ru/admin/spaw2/uploads/images/pns06.png?w=1170&ssl=1)

Заполаскивание верхнего наветренного колдунчика означает, что твист паруса слишком велик (верхняя часть стакселя «отвалилась» под ветер, заполаскивает и не работает).
Попробуйте немного передвинуть каретку вперёд. Задняя шкаторина подтянется, твист уменьшится.

Перемещая каретку, добейтесь, чтобы наветренные колдунчики работали одинаково по всей передней шкаторине. Но не переусердствуйте.

(https://i1.wp.com/loodsmen.ru/admin/spaw2/uploads/images/pns07.png?w=1170&ssl=1)

Заполаскивание нижнего наветренного колдунчика означает, что твист паруса слишком мал (задняя шкаторина перетянута, верхняя часть паруса «закрылась», а нижняя шкаторина повисла «губой» и не работает). Значит нужно двигать каретку назад, увеличивая твист. Шкотовый угол приподнимется, задняя шкаторина ослабнет, а верхняя часть паруса немного уйдёт под ветер.

Вообще, придание парусу твиста – это, по большому гамбургскому счёту, работа над балансом натяжения нижней и задней шкаторин паруса.

Действительно: передвигая каретку вперёд, мы натягиваем заднюю шкаторину и ослабляем натяжение нижней. Парус в верхней части закрывается и твист становится меньше.

Перемещая каретку назад, мы ослабляем натяжение задней шкаторины и в большей степени натягиваем нижнюю. Ослабление натяжения задней шкаторины приводит к задиранию шкотового угла, верхняя часть стакселя отваливается под ветер – твист становится больше.

Ну, вот. С твистом разобрались. Добавлю только, что лучше иметь чуть больший твист, чем «задавленный» парус. Почти всегда.

Угол паруса

Настроив твист, переходим к настройке угла стакселя. Набивая или потравливая стаксель-шкот, добиваемся оптимального угла установки паруса к ветру. И опять используем колдунчики.

Если мы идём слишком остро, то не сможем корректировать паруса (например, не сможем набить шкот, потому что «выбитый в доску» парус перестанет работать). В таком случае нужно корректировать курс.
На остром бейдевинде курс подстраивается под паруса (курс по парусам):

- Изгибаются и колеблются наветренные колдунчики – слишком остро – увалитесь;
- Изгибаются и колеблются подветренные колдунчики – слишком полно – приведитесь.

Если хотите идти как можно круче к ветру (максимально выходить на ветер), то нужно всё время работать рулём: на усилении ветра (в порывах) лодку нужно приводить («придавливать») к ветру, а когда ветер ослабевает, нужно слегка увалиться.

Если вас интересует острота курса, приведитесь и настройте паруса таким образом, чтобы наветренные колдунчики слегка поднимались наверх. Для этого приводитесь до грани заполаскивания стакселя (наветренные колдунчики изогнуты вверх почти вертикально), а затем немного увалитесь.

(https://i2.wp.com/loodsmen.ru/admin/spaw2/uploads/images/pns08.png?w=1170&ssl=1)

На полном бейдевинде паруса настраиваются под выбранный курс (паруса по курсу):

- Изгибаются и колеблются наветренные колдунчики – подберите шкот;
- Изгибаются и колеблются подтренные колдунчики – потравите шкот.

Если вы заинтересованы в неизменном курсе лодки, постоянно работайте на шкотах: травите шкот при усилении ветра и выбирайте при его ослаблении ветра.

При разгоне на остром курсе наветренные колдунчики должны слегка подниматься (от горизонтального положения). На спокойной воде и силе ветра от средней до сильной они могут подниматься почти до вертикального положения.

Если перед вами стоит задача добиться максимальной скорости, а курс не имеет решающего значения, добейтесь состояния, при котором колдунчики будут располагаться горизонтально.

Если вы выбираете курс, ориентируясь на поведение колдунчиков, особое внимание следует уделять колдунчикам расположенным в средней части передней шкаторины. Именно их поведение максимально отражает свойство воздушного потока у поверхности паруса.

Пузо паруса

Ну, вот мы добрались и до пуза. Для начала напомню что это такое и на что влияет. Пузо определяет два параметра: глубина (отношение стрелы прогиба паруса d к длине хорды с)

(https://i0.wp.com/loodsmen.ru/admin/spaw2/uploads/images/pns09.png?w=1170&ssl=1)

и его положение (впереди, посредине, сзади)

(https://i2.wp.com/loodsmen.ru/admin/spaw2/uploads/images/pns10.png?w=1170&ssl=1)

Полные, пузатые паруса обеспечивают хорошую тягу (но вместе с тем и увеличивают дрейф под ветер). Такие паруса хорошо иметь на слабом ветру, либо на волне. Уплощённые паруса (с маленьким пузом) хороши на сильном ветру и гладкой воде.

Не менее важным, чем само пузо, является его положение, определяемое расстоянием от передней шкаторины до максимальной глубины паруса. Во многом положение пуза определяет и форму входа паруса: плоскую или круглую.

Так, например, смещение пуза вперёд (круглый вход) увеличивает подъёмную силу паруса и сектор эффективной работы паруса без изменения настроек паруса (курсовой сектор). И наоборот: смещение пуза чуть назад и плоский вход паруса позволяет идти очень остро, но в узком курсовом секторе.
Регулировать пузо стакселя и его положение можно, используя:

    1. Натяжение или ослабление форштага;
    2. Натяжение или ослабление стаксель-фала.

Причём форштаг в большей степени отвечает за глубину пуза (в верхней и средней частях), а стаксель-фалом чаще воздействуют на положение пуза.

Фактически, регулировка положения пуза сводится к натяжению (пузо вперёд) или ослаблению (пузо назад) передней шкаторины стакселя. А за это как раз и отвечает стаксель-фал.

На спокойной воде и хорошем ветре штаг должен быть натянут;

На спокойной воде и слабом ветре (когда нужен парус с большой глубиной) натяжение форштага должно быть около 25% от максимального, а пузо должно находиться примерно посередине или даже чуть-чуть сзади (55%).

В сложных ветровых и волновых условиях лучше ослабить штаг, чтобы получить круглый вход паруса и придать ему «тяговитость». Кроме того, так будет легче исправлять курс лодки на волнении, не затормаживая парус.

(https://i2.wp.com/loodsmen.ru/admin/spaw2/uploads/images/pns16.png?w=1170&ssl=1)

(https://i0.wp.com/loodsmen.ru/admin/spaw2/uploads/images/pns15.png?w=1170&ssl=1)

Если вы ослабляете натяжение форштага, то нужно ослабить и стаксель-фал, чтобы «пузо» паруса не сдвинулось слишком далеко вперёд.

Будьте осторожны! Не набивайте фал, если шкот выбран втугую!

Либо ослабьте шкот, либо дождитесь поворота, в момент которого шкот будет ослаблен.
Стаксель настроен, теперь можно заниматься гротом.

Особенности настройки генуи на полных курсах

(https://i0.wp.com/loodsmen.ru/admin/spaw2/uploads/images/pns17.png?w=1170&ssl=1)

Если вымпельный ветер изменится от бейдевинда до галфвинда, вы окажетесь в секторе, где правильно установить геную трудно или невозможно. Приспосабливая парус к новому направлению ветра, вы вынуждены сильно ослабить шкот. Однако, при этом твист генуи становится слишком велик.

Перемещение каретки вперёд для того, чтобы уменьшить твист приводит к тому, что нижняя часть паруса становится слишком пузатой. Получается, что точка проводки шкота (каретка) должна быть расположена за бортом.

(https://i2.wp.com/loodsmen.ru/admin/spaw2/uploads/images/pns18.png?w=1170&ssl=1)

В такой ситуации можно применить оттяжку Барбера. Это позволит переместить точку проводки шкота вперёд и к борту, закрепив блок оттяжки за фальшборт (хуже – за леерную стойку).

Если оттяжки Барбера нет, то правильно настроить всю поверхность генуи невозможно. В этом случае сконцентрируйтесь на настройке середины паруса, игнорируя верхнюю и нижнюю части. Следите за поведением колдунчиков в средней части паруса.

Если ветер и дальше будет отходить к корме, наступит момент, когда вы вообще не сможете держать генную наполненной, т.к. она будет закрыта от ветра гротом. Тогда вы можете установить генную на наветренный борт с помощью спинакер-гика.

Итак, на полных курсах:

- Сместите точку проводки шкота вперёд и максимально близко к борту, используя оттяжку Барбера.
- Настройте среднюю часть генуи.
- Набейте нижнюю шкаторину, а в верхней части паруса оставьте небольшой твист.
 
Если ветер отошёл до полного бакштага, попробуйте установить геную на наветренный борт, используя спинакер-гик.

Вообще, в этих ситуациях уже используют геннакер и спинакер.

(с) «ЛОЦМАН» 20-02-2014


Название: Re: Настраиваем стаксель
Отправлено: bigbird от 23.01.2018, 01:37:14
И снова спасибо нашему давнему постоянному читателю, и уже какое-то время - писателю - Grumete, который не ленится делиться полезной информацией с товарищами! :) Повторение - мать учения! Нужная информация не только для новичков паруса.

Еще по теме читайте здесь (http://sail-friend.ru/index.php?topic=1214.0), здесь (http://sail-friend.ru/index.php?topic=961.msg1527#msg1527) и здесь (http://sail-friend.ru/index.php?topic=958.msg1524#msg1524).
Защита SMF от спама от CleanTalk