Социальная сеть под парусом (Sailing Social Network)

Роза ветров => История => Тема начата: Craus от 17.11.2019, 22:35:46

Название: Операция «Катапульта»: Как британцы добивали французский флот в 1940-м году.
Отправлено: Craus от 17.11.2019, 22:35:46
(http://sail-friend.ru/gallery/3211_17_11_19_10_28_20.jpeg)

«Прованс» в 17:55 первым из французских кораблей открыл огонь. Он стрелял по «Худу» через стоявший рядом «Дюнкерк». Однако прицел был взят неверно, и залпы «Прованса» ложились большими недолетами, тогда как британские вскоре достигли цели. В 18:02 381-мм снаряд заклинил башню IV, взрыв другого снаряда повредил одно орудие башни III. В корме начался пожар, а в отсеках ниже ватерлинии открылась сильная течь. Наконец, «Прованс» дал малый ход и начал медленно двигаться вперед. Он продолжал вести огонь и успел израсходовать двадцать два 340-мм снаряда.

Фото- «Прованс» объятый пламенем в гавани Мерс-эль-Кебире

После десятого залпа осколок британского снаряда, срикошетировавший от «Дюнкерка», угодил внутрь поста управления артогнем, повредив приборы и тяжело ранив артиллерийского офицера. Тот приказал башням продолжать вести огонь на самоуправлении, но никто не выполнил его приказа. Разгорающийся пожар постепенно подбирался к кормовым пороховым погребам. Их пришлось затопить. Потери экипажа линкора в бою были невелики — двое убитых и несколько раненых, однако полученные повреждения исключали возможность активных действий.

Фото- Гибель линкора «Бретань»

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_17_11_19_10_28_27.jpeg)

Вода быстро распространялась по отсекам старого корабля. Это принудило державшего на нем флаг контр-адмирала Бузена и командира капитана 1-го ранга Барруа закончить плавание, приткнув линкор носом к отмели в южной части рейда.

Виновник роковой задержки — «Дюнкерк» — был прошит навылет бронебойным снарядом с линейного крейсера «Худ» как раз в тот момент, когда стал отходить от причальной стенки. Этот снаряд не взорвался, но сделал пробоину в кормовой части в 2,5 метрах ниже ватерлинии противоположного левого борта и вызвал затопление топливной цистерны.

Орудия главного калибра «Дюнкерка» открыли огонь по британской эскадре в 17:58, вскоре к ним подключился вспомогательный калибр, которым французы пытались поразить барражировавшие над гаванью британские самолеты-корректировщики. За последующие десять минут линкор успел израсходовать около сорока 330-мм и полторы сотни 130-мм снарядов. Ни один из них не попал в цель. Зато британские залпы давали все новые попадания.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_17_11_19_10_28_34.jpeg)

Едва дав ход 12 узлов, «Дюнкерк» был поражен залпом из трех снарядов. Помимо значительных разрушений энергетической установки и выхода из строя части артиллерии, существенным последствием этих попаданий стало обесточивание системы центральной наводки. О выходе в открытое море теперь не могло быть и речи. Жансуль приказал править поврежденный флагман в западную часть бухты и передать англичанам по радио просьбу о прекращении огня. Этот сигнал был продублирован поднятием условленного «большого прямоугольного флага». Сине-полосатое полотнище, взвившееся на мачте «Дюнкерка», означало принятие условий британского ультиматума. В 18:13 линкор бросил якорь в гавани Сент-Андре на глубине 15 метров.

Фото-Вид с «Дюнкерка»: неподвижный «Прованс», уходящий «Страсбург» и горящая «Бретань»

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_17_11_19_10_28_40.jpeg)

Англичане могли торжествовать, если бы не блестящий прорыв «Страсбура». Этот корабль, кормовые швартовы и якорная цепь которого были отданы еще до начала бомбардировки порта, начал движение одновременно с первыми британскими выстрелами и как раз вовремя, чтобы не попасть под залп, накрывший место его стоянки. Осколки перебили на «Страсбуре» сигнальный рей, фалы и продырявили дымовую трубу. Последующие британские залпы ложились хорошо по направлению, но были неточны по дальности. В 18:08 «Страсбур», имея скорость 15 узлов, вышел на главный фарватер и, воспользовавшись как прикрытием густым ползущим дымом, выскользнул в Оранскую бухту, где его уже поджидали пять лидеров.

Фото-Линейный крейсер «Страсбург» идет на прорыв

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_17_11_19_10_28_52.jpeg)

Корабли 2-й легкой эскадры, за исключением «Керсена» и «Тигра», запутавшихся якорными цепями и потерявших на этом несколько минут, покинули место своей стоянки, не дожидаясь первого британского залпа, и, ведомые контр-адмиралом Лакруа на «Могадоре», устремились к выходу.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_17_11_19_10_29_00.jpeg)

Все что происходило позднее, было не более, чем агонией – главный калибр англичан и французов уже молчал, дело завершала авиация. Ускользнуть из Мерс-эль-Кебире удалось только «Страсбуру» и 8 лидерам. На следующий день поредевшая эскадра вошла в Тулон (с линкором к этому моменту осталось только 4 лидера), куда немного погодя прибыли и другие остатки разгромленного французского флота — отряд кораблей контр-адмирала Марки.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_17_11_19_10_29_07.jpeg)

7 миноносцев из Орана («Борделе», «Брестуа», «Булонэ», «Тифон», «Торнад», «Трамонтан» и «Тромб») перешли в Алжир. Остальные корабли, в том числе авиатранспорт «Коммандан Тест», укрылись в Бизерте. Фактически реальной боевой силы в Средиземном море, французский флот уже не представлял, однако говорить о том, что англичане с блеском провели свою «катапульту» — значит соврать.

Фото-Французский линкор "Дюнкерк", поврежденный и севший на грун

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_17_11_19_10_29_15.jpeg)

Судите сами – имея возможность в течение почти часа расстреливать стоящие на якоре в гавани цели, англичане утопили 1, серьезно повредили ещё 3 корабля, не подавили береговые батареи, при этом 1 линкору из 4-х удалось безнаказанно уйти и увести с собой почти десяток больших эсминцев! А учитывая, что немцы изначально и не собирались как-то использовать французские корабли (хотя англичане этого знать не могли), то вся операция представляет собой одно чудовищное недоразумение, когда недавние союзники расстреливают друг друга из сверхтяжелых пушек.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_17_11_19_10_29_25.jpeg)

Недаром сам Сомервилл в письме жене писал: «Боюсь, я должен получить колоссальную выволочку от Адмиралтейства за то, что позволил линейному крейсеру скрыться. На самом деле, не удивлюсь, если меня тотчас снимут с должности».

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_17_11_19_10_29_37.jpeg)

Итоги Французы потеряли погибшими 1297 человек. Англичане — двоих в воздушном бою. Попаданий в британские корабли не было: французы не успели пристреляться, а затем им стало не до стрельбы. Слишком идеальной целью были их четыре линкора. Правительство Виши разорвало дипломатические отношения с Лондоном. Приток добровольцев в «Сражающуюся Францию» Де Голля резко уменьшился.

Фото- Французский лидер эскадренных миноносцев «Могадор» поврежденный попаданием 380 мм британского снаряда

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_17_11_19_10_29_45.jpeg)

Французское общество было в ярости.Если бы не жёсткий дедлайн, поставленный Лондоном — возможно, компромисс найти бы удалось.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_17_11_19_10_29_54.jpeg)

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_17_11_19_10_30_04.jpeg)

Источники:

https://warhead.su/2018/07/07/pozornaya-kat...iy-flot-v-1940m
http://armedman.ru/voennyie-kampanii/1937-...-katapulta.html
https://warspot.ru/3814-bezzhalostnaya-britanskaya-katapulta
Защита SMF от спама от CleanTalk