collapse

Для создания НОВОГО ПОСТА, необходимо выбрать нужный раздел ФОРУМА и создать в нем НОВУЮ ТЕМУ. Если вы новый пользователь, то вам нужно ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на форуме


Автор Тема: Деревянные рыбки Монтуриоля  (Прочитано 3869 раз)

Оффлайн bigbird

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Карма: +13/-0
    • Просмотр профиля
    • Яхтинг от и до. Справочный портал


155 лет назад, 7 февраля 1861 года, в Барселоне состоялся первый публичный показ с погружением первой испанской подводной лодки «Иктинео», разработанной изобретателем Нарсисом Монтуриолем. Небольшой трехместный подводный аппарат водоизмещением 10 тонн и длиной семь метров по форме напоминал рыбу и был сделан из дуба и оливкового дерева. Он приводился в движение мускульной силой двух матросов, вращавших винт. Запас сжатого воздуха и система поглощения углекислого газа — отсутствовали, поэтому время безопасного пребывания под водой было недолгим.


Полноразмерный макет «Иктинео», выставленный в Барселоне. Обращает на себя внимание оригинальный «сдвоеннный» винт. Очевидно, Монтуриоль считал, что такая конструкция более эффективна.

Лодка не предназначалась для практического применения и была чисто экспериментальным изделием, а также — демонстратором технологий. На первый взгляд, она не содержала ничего авангардного, подобные субмарины с ручным приводом строились и ранее. Однако, новаторство Монтуриоля заключалось в том, что он сделал свой аппарат двухкорпусным. Между легким наружным корпусом и прочным внутренним располагались цистерны водяного балласта. Такая схема была применена впервые, а через несколько десятилетий она стала классической. Прочный корпус представлял собой дубовый цилиндр с толщиной стенок 15 сантиметров и диаметром всего в один метр, так что, экипаж в нем наверняка чувствовал себя не очень комфортно.


Aртист, изображающий Монтуриоля в макете «Иктинео» на параде в честь для культуры Каталонии.

«Иктинео» был сделан качественно и выдерживал погружения на глубину до 20 метров, что для тех времен являлось рекордом. Изобретатель считал, что он может опускаться и на 50 метров, но проверить это на практике не рискнул. Правда, скорость аппарата, как и у большинства «ручных» субмарин была очень низкой: всего два узла на поверхности и еще меньше — под водой. В 1862 году, после примерно полусотни успешных испытательных погружений, «Иктинео», стоявший у причала, был раздавлен налетевшим на него пароходом. Но Монтуриоль не очень жалел об этом, так как у него уже родился проект гораздо более крупной и совершенной субмарины с двигателем.

Вторая субмарина Нарсиса Монтуриоля строилась методом краудфандинга. Изобретатель объявил общенародную подписку, и ему удалось настолько сильно заинтересовать соотечественников идеей подводного флота, что они собрали весьма приличную сумму в 300 тысяч песет. Для сравнения, на эти деньги можно было соорудить пять парусных фрегатов или два паровых. А Монтуриоль построил на них первую в мире подводную лодку с тепловым двигателем, получившую название «Иктинео-II». При этом изобретенный им двигатель был абсолютно уникальным.



Он представлял собой комбинированную паросиловую установку с шестью цилиндрами и двумя котлами. При движении на поверхности она действовала как обычная паровая машина с угольной топкой, которая разогревала один котел, работваший на три цилиндра. Перед погружением топку гасили, а под водой включался второй котел, тоже работавший на три цилиндра, но нагревавшийся за счет экзотермической реакции взаимодействия цинкового порошка с диоксидом марганца и хлоратом калия. При этой реакции выделялся кислород, освежавший атмосферу внутри корпуса.




Чертежи «Иктинео-II», на которых можно рассмотреть ее устройство. Хорошо видна двухкорпусная схема лодки.

«Иктинео-II» имел водоизмещение 46 тонн, длину 17 метров, а его прочный корпус вмещал до 20 человек. Мощность угольной паровой машины составляла 6 л.с., а «химической» — всего 2 л.с. Конечно, для 46-тонного судна этого было явно маловато. Поначалу Монтуриоль намеревался строить субмарину из металла, но набранной суммы на это не хватило. Поэтому «Иктинео-II», как и его предшественник, получился деревянным, лишь с отдельными металлическими деталями и узлами. И он так же был чисто экспериментальным, без каких-либо приспособлений для военного или коммерческого применения.




Полноразмерный макет «Иктинео-II», выставленный в морском порту Барселоны.

Субмарину спустили на воду в Барселоне весной 1865 года, а 22 мая она успешно совершила погружение на 30 метров, побив тем самым рекорд «Иктинео-I». Однако двигатель при этом не включался. Потом в испытаниях почему-то наступил длительный перерыв. Возможно, изобретатель занимался доводкой силовой установки и внесением каких-то изменений в конструкцию. В 1867 году «Иктинео-II» уже ходил по поверхности на паровой тяге, достигнув 22 октября максимальной скорости 4,5 узла. Той же осенью предпринимались попытки задействовать химический парогенератор для подводного хода, но об их результатах ничего не известно. Можно лишь предположить, что они оказались не очень успешными.


Детали конструкции.

Тем временем, деньги у Монтуриоля закончились, а поиски новых спонсоров и попытки выбить государственное финансирование успехом не увенчались. Мало того, от него, как от судовладельца, потребовали выплатить соответствующий налог за три года. А на изобретателе уже висели долги почти в 100 тысяч песет. Ему не оставалось ничего иного, кроме как объявить себя банкротом. Субмарину конфисковали в погашение задолженности, а кредиторы, не зная, что с ней делать, в 1868 году отправили «Иктинео-II» на слом. Так закончились первые в Испании опыты по созданию подводных лодок.

Via

Оффлайн bigbird

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Карма: +13/-0
    • Просмотр профиля
    • Яхтинг от и до. Справочный портал
Re: Деревянные рыбки Монтуриоля
« Ответ #1 : 21.02.2016, 03:06:04 »
А вот еще один интересный раритет :) Причем, обратите внимание: лодка построена на 30 лет раньше, при этом она уже цельно металлическая!

Очень симпатичный видеоролик об одной из первых в России и в мире подводной лодке, построенной в 1834 году по проекту военного инженера генерал-адъютанта Карла Андреевича Шильдера. Однако сюжет этого ролика, к сожалению, является фантазией его авторов и был в принципе невозможен в реальности.



Слово автору "кинохроники" Александру Сокорнову:

"Эта штука, вооруженная шестью "фугасовыми ракетами" и пороховой миной с электроподрывом (торпеды появятся лишь спустя десятилетия), была построена и испытана в конце тридцатых годов девятнадцатого века, то есть во времена Пушкина и Лермонтова...

Дизелей и электродвигателей ещё не существовало, а потому подводная лодка всплывала, погружалась и перемещалась под водой, влекомая силой гребцов - четырёх дюжих матросов. Собственно, "силовая установка" и была, вероятно, самым слабым местом субмарины Шильдера: скорость аппарата не превышала одного километра в час.

В остальном же - всё, "как у больших": системы принудительной венитилляции, водяной балласт, металлический корпус, гермолюки, перископ, грозное оружие, мужественный экипаж. Подлодка прошла испытание на Неве и на Кронштадтском рейде и в целом показала удовлетворительные результаты. Била в цель ракетами (том числе и из-под воды), а также заминировала и подорвала списаный парусник-мишень.

Изобретатель во многом опередил своё время. Его кораблик так и не был принят на военную службу.
Но этот подводный ракетоносец, несомненно, оставил свой, почётный и заметный, след в истории русского флота.

С великим почтением, любовью и удовольствием рисовал я этот ролик."

Но все дело, конечно же, в первую очередь в том, что весельный движитель лодки в виде раскрывающихся при гребках "гусиных лап" оказался абсолютно неэффективным. На испытаниях гребцы, выбившись из сил, смогли за полчаса продвинуть лодку по спокойной воде лишь на 300 метров, то есть ее максимальная скорость составляла всего 600 метров в час (примерно 0,3 узла), причем - в течение очень короткого времени из-за утомления гребцов.

Разумеется, боевая ценность подводной лодки с такой "прытью" была близка к нулю, а применение ее основного оружия становилось невозможным, так как для втыкания остроги с подрывным зарядом в борт вражеского судна требовалось нанести удар с разгона, на что субмарина была неспособна. Результаты испытаний признанли неудачными, а лодку через некоторое время разобрали на металл. Жаль, что Шильдер так и не додумался до применения винта в качестве движителя своего аппарата. Тогда он стал бы одним из величайших первопроходцев мирового судостроения, причем не только подводного, ведь первое винтовое судно "Архимед" было спущено на воду в Англии лишь в 1838 году.

С другой стороны, многчисленные архивные документы, включая смету на постройку субмарины Шильдера, свидетельствуют о том, что она, по крайней мере, существовала и проходила испытания, а не являлась вымыслом и мистификацией, как американская "Черепаха", якобы построенная и даже примененная в бою во времена войны за назависимость США. И это - один из безусловных приоритетов нашей страны.   
« Последнее редактирование: 21.02.2016, 11:57:14 от bigbird »

Оффлайн bigbird

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Карма: +13/-0
    • Просмотр профиля
    • Яхтинг от и до. Справочный портал
Re: Деревянные рыбки Монтуриоля
« Ответ #2 : 23.02.2016, 03:02:46 »


Первая подводная лодка Саймона Лейка - «Аргонавт І», 1897 год



За свою жизнь Саймон Лейк, американский инженер, один из первых создателей подводных лодок, создал несколько фирм, строивших подводные лодки.



Подводную лодку «Аргонавт» («Argonaut») изобретатель построил на свои собственные средства. Она предназначалась для проведения спасательных работ в прибрежных водах, глубина погружения 6 метров.




Аппарат перемещался по дну на колёсах. Единственный винт вращался бензиновым двигателем мощностью в 30 л.с., этот мотор также приводил в движение пару передних колес, с помощью которых судно передвигалось по дну моря. Третье колесо в корме служило для управления движением. В передней части находился воздушный шлюз, через который экипаж мог входить и выходить из судна.

После успешных испытаний конструкции Лейка стали известны за рубежом, однако в это время американский флот заинтересовался работами Джона Холланда и потерял интерес к Лейку. Командование флота скептически отнеслось к идее создания судна с деревянным корпусом, передвигающегося по морскому дну на колесах. К подобной схеме вернулись почти столетие спустя, когда появились проекты «ползающих» подводных лодок.



14 ноября 1902 г. в Бриджпорте со стапелей фирмы Lake Torpedo Boat Company сошла на воду третья подводная лодка Саймона Лейка — Protector. Это была субмарина длиной 65 футов (19,8 м), диаметром 11 футов (3,35 м), с достаточно развитой надстройкой, в которой находились топливные и масляные баки.

От своих предшественниц Protector заимствовал водолазное отделение, особую надстройку, колеса для передвижения по дну, подводные якоря, бензиновые моторы, действовавшие даже в полупогруженном состоянии, вместительную рубку. Испытания доказали легкость погружения без потери продольной устойчивости и возможность добиться большей автономности благодаря лучшей, чем на подводных лодках Холланда, обитаемости. Несмотря на это, командование флота США отказалось от приобретения лодки.



Не получив заказа от американского флота, он продал эту лодку в 1904 году русскому флоту.

В апреле 1904 года в нью-йоркском особняке некоего Р. Флинта, промышлявшего международным посредничеством в торговле оружием, произошла встреча изобретателя С.Лейка и русского военно-морского атташе. Не торгуясь, атташе выписал Лейку чек на 125 тыс. долларов и предоставил самому "ломать" голову над тем, как тайно вывезти из Америки «Protector», купленный Россией. Хитроумный план, разработанный Лейком, удался как нельзя лучше. Зафрахтованный им пароход «Фортуна» и плавучий кран встретили в открытом море Protector, вышедший якобы на испытания, и проливной дождь скрыл от возможных случайных свидетелей завершение операции. Кран поднял лодку на борт «Фортуны», и только тут Лейк объявил своей команде: «Мы отправляемся в Россию...».

По образцу Protector построил подводные лодки типа «Осётр», которые во время русско-японской войны были доставлены в Либаву, а оттуда во Владивосток. Позднее по проекту Лейка для русского флота были построены подводные лодки типа «Кайман».



Вернувшись в США, Лейк основал Lake Torpedo Boat Company в Бриджпорте, которая во время первой мировой войны построила 24 подводные лодки для американского флота.



Из-за прекращения заказов на подводные лодки после окончания войны и соответствующих финансовых трудностей компания была закрыта в середине 1920-х.



Лейк неудачно пытался найти груз золота на затонувшем в 1780 году британском фрегате "Гусар" с помощью подводной лодки собственной конструкции.

Скончался изобретатель в 1945 году.

Источник
« Последнее редактирование: 24.02.2016, 02:34:25 от bigbird »

 


* Интересно почитать

* Поиск по сайту


* Последние сообщения

topic Яхтсмен Виталий Елагин вышел на связь спустя восемь дней после исчезновения
[Машинный телеграф]
grebenshch
27.03.2024, 18:07:12
topic Механика движения комет
[Погода]
Fermer
24.03.2024, 10:35:22
topic Грустная история косатки, которая помогала китобоям: верования народа тауа
[Машинный телеграф]
grebenshch
23.03.2024, 00:02:36
topic В Колумбии поднимут затонувший корабль XVIII века с сокровищами на $17 млрд
[География]
grebenshch
20.03.2024, 00:29:46
topic Вакансия дня: счетовод пингвинов в Антарктиде
[Машинный телеграф]
grebenshch
20.03.2024, 00:21:11
topic «Секс-плот» — антрополог хотел доказать жестокость людей, но не смог
[Машинный телеграф]
grebenshch
20.03.2024, 00:16:04
topic Редакционная статья яхтенного дизайнера Chuck Paine (США)
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 21:48:13
topic Грузовой корабль улавливает и перерабатывает свои выбросы углекислого газа
[Техника]
grebenshch
16.03.2024, 19:26:43
topic Самый дорогой подводный отель в мире с рыбами, плавающими вокруг вашей кровати
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 16:17:18
topic Морские подковы
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 15:42:08
topic Как поделили океан
[История]
grebenshch
16.03.2024, 15:36:47
topic Dufour 44: новое решение
[Новинки]
grebenshch
14.03.2024, 16:31:06

* Двигатель торговли

* Активные авторы

Craus Craus
4006 Сообщений
bigbird bigbird
2971 Сообщений
grebenshch
541 Сообщений
Grumete Grumete
392 Сообщений
root root
269 Сообщений

* Кто онлайн

  • Точка Гостей: 527
  • Точка Скрытых: 0
  • Точка Пользователей: 0

Нет пользователей онлайн.

* Календарь

Март 2024
Вс. Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб.
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 [29] 30
31

Нет ближайших событий.

* Ваша Реклама

Здесь может быть Ваша реклама!

* Мы на Pinterest

SMF spam blocked by CleanTalk
Защита SMF от спама от CleanTalk
SimplePortal 2.3.6 © 2008-2014, SimplePortal