collapse

Для создания НОВОГО ПОСТА, необходимо выбрать нужный раздел ФОРУМА и создать в нем НОВУЮ ТЕМУ. Если вы новый пользователь, то вам нужно ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на форуме


Автор Тема: Про морские ножи  (Прочитано 7963 раз)

Оффлайн Grumete

  • Старожил
  • ****
  • Карма: +15/-0
    • Просмотр профиля
Про морские ножи
« : 06.12.2017, 22:00:07 »


Ножей в мире придумана масса, но каждый из них направлен на выполнение своих функций, и конечно же, для моря, моряков, флота, парусного спорта и людей, которые не мыслят себе жизнь без всего этого есть специальные их модификации. Итак, встречаем, «Парусный» нож или «Яхтенный» нож или как его еще называют «Боцманский» нож…

Вы ступили на борт яхты – у вас на поясе обязательно должен быть нож! И не только потому что вы можете упасть за борт, запутавшись в веревках. Или наступить во внезапно затянувшуюся петлю спинакер-шкота. Хороший парусный нож может быть незаменим в тысяче ситуаций. И однажды он может спасти вашу жизнь!

В настоящее время можно купить ножи разных фирм, их выпускают как GILL, OSCULATI, MYERCHIN и т.п., их много, в целом подойдет любой, лишь бы был надежен и просто нравился владельцу.

В прежние времена ни один мо­ряк не обходился без ножа. Нож для него всегда был предметом особой гордости и незамени­мым помощником. Многие ра­боты, выполняемые на парусном судне, были просто немыслимы без него. Для того, кто постоянно имел дело с такелажем, нож был привычен и необходим.

Старый «Шеффилдовский» нож



До того, как в XIX веке на многих судах и флотах некоторых стран стали вводить запре­ты на длинные ножи с острием, обычный «но­симый» набор инструментов моряка включал хороший нож и свайку. Ножом резали концы, рубили троса, кроили парусину, а свайка была необходима при очень большом количестве самых разнообразных такелажных работ, ко­торые на парусниках происходят постоянно. Часто для двух этих инструментов делали раз­ные отделения в одних ножнах. С появлением запретов, призванных, по-видимому, лишить матросов возможности ношения холодного оружия, ножи поначалу стали приобретать специфическую форму, становясь узкоспециальными, со скругленными носами, а потом и вовсе были заменены «складнями» самых разных типов. Кстати, для наименования та­ кой скругленной формы кончика лезвия ножа нашлось специальное словечко — sheepfoot­ «овечье копыто».

Со временем нож остался в арсенале лишь тех специалистов, которым был по-прежнему необходим: боцманов и такелажников. Вхо­дил он и в состав комплектации спасательных и рабочих шлюпок. Именно отсюда пошли названия: «боцманский нож», «шлюпочный нож», «такелажный нож». Кроме того, нож остался в почете на парусных яхтах, и появи­лось еще одно словосочетание — «яхтенный нож». Все эти ножи остаются по-прежнему морскими.



Большинство современных складных мор­ских ножей так или иначе являются потом­ками ножа, известного коллекционерам как Pattern 6353/1905, который был принят для служебного пользования на британском во­енном флоте в 1905 году и получил широкое распространение. Их массово выпускали ан­глийские заводы в Шеффилде. Это был доста­точно крупный нож с большим клинком, име­ющим скругленный обушок, и внушительной свайкой. Собственно сам этот нож был очень похож на более ранние модели, выпускаемые на тех же заводах в XIX веке. Скоро на основе этого ножа появилось достаточно много моде­лей, адаптированных для гражданского рын­ка, а также для британской армии.

По его образу и подобию и сегодня выпу­скают много складных ножей для моряков. Все то же лезвие для разрезания концов и свайка для такелажных работ, а вот дополнительные инструменты могут варьироваться: на неко­торых есть консервный нож, на многих поя­вился такелажный ключ для работы с мочка­ми, такелажными скобами. Со временем нож стал более миниатюрным и компактным. Из потомков этого ножа наиболее известной ста­ла трехпредметная модель, которой снабжали военных моряков стран НАТО.

Нож для моряка был всегда предметом гордости, он во многом характеризовал свое­го владельца и нередко его усилиями превра­щался в произведение искусства. Часто руко­ять морского ножа покрывалась затейливой резьбой и другими декоративными элемен­тами. Родилось даже целое направление — scrimshaw — декоративная резьба по кости, представляющая собой штриховой рисунок, заполненный пигментом. Отдельного расска­за могут быть удостоены темляки морских ножей — моряки всегда были большими ма­стерами плетения всякого рода.

Советский шлюпочный нож



Входил в обязательную комплектацию спасательных плотов и шлюпок. Серьезный двухпредметный инструмент. Толстый клинок этого ножа позволяет успешно рубить растительные тросы боль­шого диаметра. Свайка прочная и удобная в работе. Фиксации нет, но пружины очень тугие. Щеки рукояти делались из бакелитового текстолита красно-коричневого цвета. Благодаря большой толщине и весу этим ножом очень удобно оббивать сплесни, да и вообще он очень хорош при такелажных работах. Один из самых любимых в моей коллекции, хорошо держит заточку, но требует постоянного ухода: углеродистая сталь легко покрывается ржавчиной, и поэтому чистка этого ножа — обычное и привычное дело.

Советский боцманский нож



Заводы г.Ворсма, что под Нижним Новгородом, издревле занимались про­изводством ножей. В советское время это производство удалось сохранить, и там выпускалось большое количество ножей самого разного назначения, в том числе и специальных. Среди них — боцманский нож. Он имел доста­точно традиционную для подобных ножей комплектацию: свайку, клинок, консервный нож и плоскую отвертку. Накладки на рукоятке изготавлива­лись из пластмассы ярких цветов, чтобы нож был заметен. Встречаются экземпляры с фиксацией лезвия, есть без нее. Свайка чаще круглая, но бы­вают модели и с плоской. Некоторые ножи имели короткую неубирающую­ся отвертку на конце рукоятки. Выпускались на заводе «Красный Октябрь». Говорят, ныне эти ножи являются коллекционной редкостью.

Немецкий морской нож



Этот нож, изготовленный в Золингене, с прямым, скруглен­ным к концу клинком, является потомком настоящих мор­ских ножей. Отличная заточка, достаточно толстый обушок клинка, удобная и красивая деревянная ручка, кожаные ножны — таким и видится настоящий морской нож.

Швейцарский яхтенный нож



«Аlinghi 176» (так называется модель) — это качество знаме­нитого швейцарского производителя и яхтенная специали­зация всех включенных в нее 15 предметов.

Современный боцманский нож компании «Саро/Ворсма» и комплект «Offshore System» американской компании «Myerchin».



На мой взгляд, отношение многих современных яхт­сменов к морскому ножу как к какому-то морскому анах­ронизму совершенно неоправданно. А, впрочем, насущ­ную необходимость в нем сложно определить за неделю чартерного плавания. Кто там будет заниматься такелаж­ными работами? Свайку нынче многие называют шилом, а уж о работе с этим инструментом имеют весьма отдален­ное представление. Другое дело — длительное крейсер­ское плавание. Время, когда ты должен сам заботиться об автономии своего судна и делать самостоятельно многие обычные в морской практике вещи, а не искать специа­листов «техподдержки», Сколько раз на яхтах, совершив­ших по-настоящему дальнее плавание, взгляд фиксировал ножи, по-штатному раскрепленные на носовом релинге, у мачты, в кокпите, что называется, под рукой ….

Морской нож эволюционирует. Современные материалы, технологии, способы заточки, новые формы режу­щих кромок — все это отражается на их новых моделях. Специальные «безопасные» ножи для надувных плотов, универсальные «складни», «работяги» и коллекционные модели …

В нашей стране морские ножи по-прежнему изготав­ливаются. Компания «Саро/Ворсма» выпускает нож «Боцманский» со свайкой и фиксируемым клинком; есть любопытная модель под названием «Боцман» у компании «Нокс».

Из продукции зарубежных фирм нельзя не отметить американские ножи компании «Муегchin», специализиру­ющейся на изготовлении именно морских ножей. К слову сказать, в любом каталоге оборудования для яхт найдется несколько интересных моделей. Выпускают морские ножи и в качестве памятных подарков. Как здесь не упомя­нуть о ноже, который создала в 2007 г. команда «Alinghi», представлявшая Швейцарию на 32-м Кубке «Америки», совместно со швейцарской фирмой «Wenger».

Хороший морской нож не может оставить равнодуш­ным. Он отлично приспособлен для свойственных ему задач и поэтому незаменим.





По материалам: Sailing World и Capitan Club

« Последнее редактирование: 06.12.2017, 22:57:42 от bigbird »

Оффлайн bigbird

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Карма: +13/-0
    • Просмотр профиля
    • Яхтинг от и до. Справочный портал
Re: Про морские ножи
« Ответ #1 : 06.12.2017, 22:58:57 »
Ух ты! Какой, сколь неожиданный, столь и интересный пост! Круто, спасибо!

Кстати, было бы интерсно узнать, кто из товарищей каким пользуется? Я с собой на лодку всегда беру такой, только без пилы - дешево, сердито и эффективно :)

ЗЫ: Grumete, а твоя бутылка шампанского еще с прошлого года пылится в холодильнике - когда заберешь? ;)
« Последнее редактирование: 06.12.2017, 23:05:53 от bigbird »

Оффлайн Grumete

  • Старожил
  • ****
  • Карма: +15/-0
    • Просмотр профиля
Re: Про морские ножи
« Ответ #2 : 06.12.2017, 23:04:01 »
Спасибо, но я пью шампанское только в доброй морской компании единомышленников  :)
У меня всегда была дилемма.... либо брать мультитул, либо

В итоге всё сводится к интуиции  :D
Свайка всё же бывает очень полезна.
« Последнее редактирование: 06.12.2017, 23:20:07 от Grumete »

Оффлайн bigbird

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Карма: +13/-0
    • Просмотр профиля
    • Яхтинг от и до. Справочный портал
Re: Про морские ножи
« Ответ #3 : 06.12.2017, 23:04:58 »
Значит придется взять ее в след раз с собой в море :)

Оффлайн Grumete

  • Старожил
  • ****
  • Карма: +15/-0
    • Просмотр профиля
Re: Про морские ножи
« Ответ #4 : 06.12.2017, 23:15:12 »
И выпить за тех кто в море!!! Это будет правильно.
« Последнее редактирование: 06.12.2017, 23:18:32 от Grumete »

Оффлайн Grumete

  • Старожил
  • ****
  • Карма: +15/-0
    • Просмотр профиля
Re: Про морские ножи
« Ответ #5 : 06.12.2017, 23:36:50 »
Согласен с bigbird.... Было бы интересно узнать ещё какое-нибудь мнение по данной теме. Со своей стороны был бы рад также услышать дельных советов и мнений по поводу гардаманов.

 


* Интересно почитать

* Поиск по сайту


* Последние сообщения

topic Яхтсмен Виталий Елагин вышел на связь спустя восемь дней после исчезновения
[Машинный телеграф]
grebenshch
27.03.2024, 18:07:12
topic Механика движения комет
[Погода]
Fermer
24.03.2024, 10:35:22
topic Грустная история косатки, которая помогала китобоям: верования народа тауа
[Машинный телеграф]
grebenshch
23.03.2024, 00:02:36
topic В Колумбии поднимут затонувший корабль XVIII века с сокровищами на $17 млрд
[География]
grebenshch
20.03.2024, 00:29:46
topic Вакансия дня: счетовод пингвинов в Антарктиде
[Машинный телеграф]
grebenshch
20.03.2024, 00:21:11
topic «Секс-плот» — антрополог хотел доказать жестокость людей, но не смог
[Машинный телеграф]
grebenshch
20.03.2024, 00:16:04
topic Редакционная статья яхтенного дизайнера Chuck Paine (США)
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 21:48:13
topic Грузовой корабль улавливает и перерабатывает свои выбросы углекислого газа
[Техника]
grebenshch
16.03.2024, 19:26:43
topic Самый дорогой подводный отель в мире с рыбами, плавающими вокруг вашей кровати
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 16:17:18
topic Морские подковы
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 15:42:08
topic Как поделили океан
[История]
grebenshch
16.03.2024, 15:36:47
topic Dufour 44: новое решение
[Новинки]
grebenshch
14.03.2024, 16:31:06

* Двигатель торговли

* Активные авторы

Craus Craus
4006 Сообщений
bigbird bigbird
2971 Сообщений
grebenshch
541 Сообщений
Grumete Grumete
392 Сообщений
root root
269 Сообщений

* Кто онлайн

  • Точка Гостей: 292
  • Точка Скрытых: 0
  • Точка Пользователей: 0

Нет пользователей онлайн.

* Календарь

Март 2024
Вс. Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб.
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 [29] 30
31

Нет ближайших событий.

* Ваша Реклама

Здесь может быть Ваша реклама!

* Мы на Pinterest

SMF spam blocked by CleanTalk
Защита SMF от спама от CleanTalk
SimplePortal 2.3.6 © 2008-2014, SimplePortal