collapse

Для создания НОВОГО ПОСТА, необходимо выбрать нужный раздел ФОРУМА и создать в нем НОВУЮ ТЕМУ. Если вы новый пользователь, то вам нужно ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на форуме


Последние сообщения

Страницы: [1] 2 3 ... 10
1
История / Падение Формозы
« Последний ответ от Craus 07.03.2021, 19:24:02 »


В 1622 году, после неудачного нападения на испано-португальский порт Макао в Китае, эскадра голландского адмирала Корнелиса Рейерсена отошла к островам Пескадорес (ныне Пэнху) в Тайваньском проливе, чтобы создать там морскую базу. Используя принудительный труд местного населения, голландцы построили на главном острове Магун форт, предназначавшийся для базирования эскадр недалеко от побережья Китая. Однако Китай считал Пескадорские острова своими, и в результате начавшейся войны голландцам пришлось покинуть Магун и обосноваться на Тайване, или как его тогда называли — Формозе. Там они вытеснили испанцев и основали несколько фортов, главным из которых стал форт Зеландия. Прошло 40 лет, и китайский генерал Чжен Ченгун выбил Формозу из рук голландцев.

Китайская распря

В Китае происходили грандиозные события. В 1627 году началось вторжение маньчжуров на территорию, подвластную династии Мин. В 1644 году маньчжуры при поддержке китайских повстанцев захватили Пекин. На их сторону перешли многие китайские войска, а правитель маньчжуров объявил себя императором новой династии Цин.



Императорская печать династии Цин.

Маньчжуры медленно, но верно продвигались на юг. Они форсировали Янцзы, в 1646–1647 годах завоевали Гуандун, весной 1650 года осадили Гуанчжоу и фактически овладели всей территорией Китая. Однако это завоевание было непрочным: то там, то здесь вспыхивали восстания, китайские военачальники раз за разом меняли ориентацию, сегодня поддерживая Мин, завтра Цин, а послезавтра опять Мин. В мутной пене этих событий порой случались совершенно неожиданные повороты сюжета.

В 1661 году Чжен Ченгун, один из генералов династии Мин, приютил сбежавшего с Тайваня бывшего служащего Голландской Ост-Индской компании (ОИК) китайца Тинбина. Генерал решил организовать вторжение на голландскую Формозу, чтобы устроить там безопасную базу для отдыха, пополнения и комплектования своих войск, противостоящих Цин. Изначально Чжен пытался договориться с голландцами и обозначил в письме методы европейцев, которые считал неприемлемыми и от которых требовал отказаться:

  • Все ходящие по Восточно-Китайскому морю суда, кроме своих, голландцы обложили пошлиной — по их замыслу, эта мера должна была заставить все страны региона возить свои товары только на голландских судах;
  • Купцам, приплывающим с товарами в голландские владения, деньги выплачивались с перебоями — задержка в год или два была совершенно обычным явлением;
  • Пока суда в ожидании денег стояли в порту, к ним подходили голландские капитаны, предлагавшие команде поработать пока что на них — всё равно денег ждать долго. В результате, когда деньги всё-таки поступали, у китайских капитанов не хватало матросов, чтобы покинуть порт, и они либо раскошеливались, либо продолжали стоять у стенки, проедая полученное;
  • На скоропортящиеся и сыпучие товары голландцы специально занижали цену. Расчёт был на то, что до ближайшего порта далеко, и товар отдадут по любой цене, иначе он испортится, подмокнет, его попортят крысы и мыши;
  • Голландцы просто атаковали в море любые суда других стран, захватывали их, конфисковывали и груз, и команду.

Главное, о чём просил генерал, — прекратить нападения на китайские суда, выплатить компенсацию в 50 000 таэлей (около 73 000 песо) и 100 000 наконечников для стрел (эту компенсацию в Ост-Индской компании почему-то предпочитали потом называть данью), а также освободить из-под ареста суда и людей. Поскольку голландцы не стали даже отвечать на письмо, генерал на подконтрольных ему территориях полностью запретил торговлю с ними. Такая ситуация продолжалась два года. Наконец терявшая прибыль ОИК отправила к Чжену Ченгуну на переговоры того самого Тинбина, который попросту переметнулся к китайцам, передав им подробнейшие карты Тайваня, а также сведения о денежных запасах и доходах компании.

Оговоримся, что генеральское звание Ченгуна не должно вводить в заблуждение. Он начал карьеру с того, что в молодости сколотил обычную банду, которая постепенно разрослась в целое войско, и к 1660-м годам Чжен командовал крупнейшим пиратским флотом на побережье. Голландцы были для него не просто «рыжеволосыми обезьянами», как их величали в цинской и минской переписке, но и торговыми конкурентами.



Чжен Ченгун. Портрет середины XVII века.

К 1661 году дела у династии Мин шли неважно. Маньчжурская династия Цин выигрывала борьбу за Китай, и сторонникам Мин как воздух нужна была собственная база рядом с китайским побережьем — плацдарм для нового вторжения в Поднебесную, когда силы Мин смогут-таки перегруппироваться и накопить силы. В 1659 году Чжен Ченгун проиграл сражение за Нанкин, а в следующем году с большим трудом отразил цинское вторжение в Шамен (Фуйиан). Было ясно, что следующее наступление он будет уже не в силах сдержать.

Вторжение

Через информаторов голландцы получили сообщение о подготовке вторжения на Тайвань и срочно вызвали подмогу. В гавань Зеландии, главного порта голландцев на Тайване, прибыла эскадра адмирала Яна ван дер Ланна из 12 кораблей. Ланн сразу же направил к Чжен Ченгуну парламентёра, чтобы узнать о планах генерала, однако Чжен ввёл голландцев в заблуждение, ответив в духе стратега Сунь Цзы: «Если я хочу напасть на востоке — я распространяю слухи, что вот-вот нападу на западе, и наоборот». Ланн поверил объяснениям китайского военачальника и уплыл обратно, доложив о результатах встречи губернатору Батавии (современной Джакарты в Индонезии). Губернатор решил снять с должности наместника Формозы Коветта «за паникёрство» и заменить его Херманусом Кленком ван Одессе, который прибыл на Тайвань в июне 1661 года.

Однако чуть ранее, 30 апреля, началось вторжение минцев. У берегов Тайваня появился флот Ченгуна. На 400 крупных джонках находился десант в 25 тысяч вако — китайских пиратов — и минских солдат. Голландцы могли противопоставить этой силе лишь три малых корабля и 3000 человек из гарнизона Зеландии и малых крепостей.



Голландские колонии на Тайване (выделены сиреневым цветом).

Ночью к месту высадки пробрались 240 голландских мушкетёров. Они начали обстреливать позиции китайцев и обратили в бегство передовые отряды противника, который не привык к шуму и поражающему действию мушкетов. Однако вскоре в дело вступили вако. Пираты не только не боялись мушкетов, но и сами имели аркебузы и большое количество луков. По свидетельству одного из голландцев, «небо в тот день внезапно стало тёмным от стрел».

Голландцы заняли оборонительную позицию. Китайцы стремительно атаковали их и во фронт, и с тыла — как оказалось, во время перестрелки отдельный отряд вако обошёл голландцев. Потеряв буквально за пять минут от стрел и пуль 78 человек убитыми, европейцы безропотно сдались.

Прежде голландские колонизаторы сталкивались с плохо вооружёнными крестьянами, а здесь их атаковали пираты и ветераны маньчжурских войн, привычные и к полномасштабным боям, и к перестрелкам из огнестрельного оружия, и к виду крови. Форты Провинтия и Саккам голландцы сдали без боя.

Европейцы не знали, что ахиллесовой пятой войска Чжена Ченгуна было снабжение. Его армия на тот момент едва не шаталась от голода. Провизии не хватало, скоро дело могло дойти до массовых голодных смертей. Быстрая сдача фортов с запасами зерна буквально спасла пиратов. Однако проблема с провизией по-прежнему была актуальна, и потому Ченгун начал с установления контроля над сельской местностью и реквизиции продуктов у крестьян. Столица Голландской Формозы — форт Зеландия — пока получил передышку.



Форт Зеландия в XVII веке.

Грабежи, устроенные вако и китайцами, вызвали сопротивление местных жителей. Встревоженный этим Ченгун собрал деревенских старейшин и при них казнил обвинённых в грабежах местного населения солдат. После этого сельский Тайвань безоговорочно признал власть генерала. В качестве жеста доброй воли местные поймали голландского сборщика податей, отрубили ему голову, выскоблили, высушили, вырезали из черепа чашу и поднесли в дар Чжен Ченгуну. Вокруг обезглавленного трупа, посаженного на кол, было организовано весёлое празднество, где все пели, смеялись и танцевали.

Осада Зеландии

48 голландских миссионеров и сборщиков податей смогли бежать и добраться до форта Зеландия. Он представлялся последним голландским оплотом, который китайцам придётся осаждать вечно. Действительно, крепость была построена по самым современным технологиям, защищена очень достойно, имела большие запасы оружия и провизии и могла продержаться год или даже два.

Ченгун и здесь оказался на высоте. Удержание Зеландии зависело от того, насколько быстро голландцы смогут сообщить в Батавию о нападении. Высадившись 30 апреля одновременно с начавшимся восточным муссоном, Чжен использовал погоду в качестве союзника: ветер просто заблокировал голландские корабли в гавани. Пока муссон не поменяется, голландцы не могли сообщить о китайском вторжении.

Один из нидерландских капитанов всё же решил рискнуть и, лавируя, выйти в открытое море, чтобы взять курс на Батавию. Миновав ночью китайские дозоры, он прошёл вдоль берега до южной оконечности острова и на полных парусах, используя юго-восточный ветер, ринулся в штаб-квартиру ОИК. Принесённые им 28 мая 1661 года вести оказались сродни раскатам грома: буквально только что Коветта за паникёрство и плохое управление колонией посадили в тюрьму, а оказалось, что он во всём был прав, и Ланна провели как последнего глупца!



Форт Зеландия в 1660-х годах.

Восточный муссон, который помог зеландскому кораблю дойти до Батавии, теперь мешал флоту доплыть от острова Ява до Формозы. Но тут в июне у берегов Тайваня появился голландский адмирал Кленк ван Одессе с десятью кораблями и 700 солдатами. Он с удивлением обнаружил у берега китайскую армаду, быстренько высадил на помощь зеландцам своих солдат вместе с освобождённым Коветтом, который возглавил оборону города, а сам, подумав, решил уйти в Иокогаму — управлять Тайванем из Японии было не так опасно, как из осаждённой крепости.

Что касается Чжен Ченгуна, то он, увидев голландские корабли, принял их за авангард флота вторжения и не на шутку разозлился на Тинбина, который обещал, что завоевание Тайваня будет лёгким и безопасным для китайцев. Скорый уход голландцев сильно порадовал китайского генерала, и осада продолжилась.

Меж тем голландцы в форте Зеландия поняли, что спасение утопающих — дело рук самих утопающих, и решили перейти к активным действиям. На военном совете они постановили отправить ночью корабли для обстрела лагеря Ченгуна, а с берега атаковать его силами 400 мушкетёров. В этот же момент ещё два голландских корабля должны были атаковать брандерами флот вторжения, стоящий у берега. Действие было назначено на утро 16 сентября.



Памятник Чжен Ченгуну на Тайване.

Погода благоприятствовала голландцам, и корабли с бризом вышли из гавани. Однако в обед наступил штиль. Главная проблема заключалась в том, что голландцы отдалились от пушек крепости и теперь могли рассчитывать только на себя и свои орудия. И тут с носа и кормы к ним рванули до 30 сампанов и джонок вако. Пираты бесстрашно пошли на абордаж. Участвовавшие в бою голландцы вспоминали:

Цитировать
«Несколько джонок, зайдя с кормы, начали неторопливый обстрел нашего судна. Мы спустили шлюпки, чтобы попытаться развернуть корабль и ответить полным бортом. Однако тут же мы были атакованы лёгкими сампанами, заполненными китайскими и японскими пиратами. Их аркебузиры дали несколько залпов по нашим шлюпкам, а далее на нас посыпались пираты с саблями наголо. Вако были легко защищены, малое число из них имело кирасы, однако пиратов было очень много, кроме того — они оказались вооружены для абордажа не только саблями и пиками, но и большим количеством фитильных пистолей. Выстрелы в упор произвели большие опустошения в наших рядах».

Европейцы сопротивлялись до вечера, но к ночи всё было кончено. Голландские потери составили пять кораблей и 130 человек, причём два корабля китайцы потопили, а три захватили.

У голландцев оставалась единственная надежда — установить контакт с цинскими маньчжурами, которые тоже являлись врагами Ченгуна, и попытаться объединиться против общего неприятеля. Капитан Якоб Кав отплыл к побережью Китая, однако противные ветра помешали ему достичь маньчжурских владений, и он, промучившись дней пять, взял курс на Джакарту.

Падение голландской Формозы

В декабре 1661 года произошло событие, предопределившее падение Формозы. Перебежавший к Ченгуну швейцарский наёмник, хорошо знакомый с обороной форта Зеландия, показал генералу слабое место в системе укреплений — незаконченный редут на холме, который стоял немного выше самого форта и с которого открывался отличный вид как на форт, так и на весь город. 12 января вако и минские солдаты захватили редут. Ченгун установил там 28 орудий большого калибра и 1 февраля начал обстрел Зеландии. Через 16 дней форт капитулировал.



По договорённости с Ченгуном голландцы покидали крепость с оружием, личными вещами и небольшой суммой, которая позволяла добраться до материка или голландских владений. В ответ европейцы должны были предоставить генералу списки всех китайских должников и арендаторов ОИК — отныне им предстояло платить не голландцам, а самому Чжен Ченгуну. Остатки гарнизона вместе с Коветтом добрались до Джакарты в июне 1662 года. Коветт снова угодил в тюрьму, а когда вышел на свободу, его ждала своего рода ссылка — он отправился управлять самым восточным и далеко расположенным островом архипелага Банда.

Удар, нанесённый китайским генералом по голландцам, был силён, стремителен и унизителен. Оказалось, что организованные азиатские армии вполне могут на равных сражаться с белыми и выигрывать у них не только сражения, но и войны. В принципе, взятие Тайваня подтвердило, что европейцы смогли закрепиться в Азии исключительно из-за своего превосходства в организации. Если они сталкивались с армии такого же уровня, они начинали терпеть поражения.

Источник
2
История / Триумф комендоров крейсера «Аврора»
« Последний ответ от Craus 06.03.2021, 21:04:00 »


Частью плана Союзного командования в операции «Факел» (Operation Torch) в ноябре 1942 года был захват порта Орана в Алжире со всей инфраструктурой прямой атакой с моря, чтобы воспрепятствовать его разрушению и получить возможность немедленно приступить к выгрузке здесь тяжёлой техники и материалов. Но французы, имевшие здесь боевые корабли, не собирались сдаваться без боя.

По замыслу операции «Сопротивление» (Résistance), в 01:00 8 ноября 1942 года Центральное оперативное соединение коммодора Томаса Трубриджа (Thomas H. Troubridge) высаживало сухопутные войска на двух участках западнее и одном участке восточнее Орана. Чтобы захватить невредимым сам порт, экс-американские корабли береговой охраны, а ныне британские шлюпы «Уолни» (HMS Walney) и «Хартленд» (HMS Hartland) должны были под огромными американскими флагами проникнуть в гавань и высадить там две роты 6-го пехотного полка 1-й американской бронетанковой дивизии (393 человека) под командованием подполковника Джорджа Маршалла (George F. Marshall).



Схема вторжения (при нажатии правой клавишей мыши доступна увеличенная версия)

Основными задачами десантников была нейтрализация батареи Равин Блан и форта Ламун, а также захват и удержание портовых сооружений Орана. На «Хартленде» находилось небольшое подразделение ВМС США численностью 35 человек и 52 военнослужащих Королевского флота, имевших задание захватить торговые суда в гавани, чтобы предотвратить их затопление. Особую ценность представлял 25 000-тонный плавучий док. Серьёзного сопротивления со стороны французов не ожидалось. Руководил операцией, получившей название «Резервист» (Operation Reservist), кэптен Фредерик Питерс (Frederick T. Peters) на «Уолни».

Несмотря на мнение американских адмиралов, справедливо считавших, что подобная атака не будет иметь успеха хотя бы потому, что в темноте флаги не различимы, англичанам удалось продавить положительное решение. Атака была назначена на 03:00 8 ноября. С моря прорывавшимся в порт кораблям оказывал поддержку лёгкий крейсер «Аврора» (HMS Aurora) под командованием кэптена Уильяма Эгнью (William G. Agnew).

Провал авантюры

Из боевых кораблей французского флота в Оране 7 ноября находились лидер «Эпервье» (Epervier), эсминцы «Трамонтан» (Tramontane), «Тайфун» (Typhon) и «Торнад» (Tornade), авизо «Ла Сюрприз» (La Surprise) и восемь подводных лодок. Подход крупных британских морских сил к побережью был обнаружен заблаговременно, а около 02:00 от постов в заливе Арзе (25 миль восточнее Орана) и бухте Андалуз (20 миль западнее Орана) поступили сообщения о высадке вражеских войск. Командующий морскими силами Виши в Оране контр-адмирал Риу привёл все подразделения береговой обороны в боевую готовность, а три эсминца 7-го дивизиона в 02:50 получили приказ отправиться в Арзе.

В 01:00 отряд Питерса — оба шлюпа и катера ML-480 и ML-483 — вышел в исходную точку в трёх милях от Орана и принялся ожидать установленного времени. В 02:45 со штабного корабля Трубриджа «Ларгс» (HMS Largs) поступил приказ на начало атаки, и Питерс на 15 узлах двинулся к входу в гавань. В темноте британцы проскочили мимо входного бона, описали по часовой стрелке полную циркуляцию и пошли на второй заход, но в полумиле от цели были замечены, освещены мощным прожектором форта Ламун и обстреляны с ближайших к входу огневых точек и батареи Равин Блан. Шлюпы и катера начали ставить дымовую завесу, но дувший с берега ветер её сносил. В неразберихе «Уолни» столкнулся с ML-483, и катер покинул поле боя.

Однако повторная попытка удалась. Под прикрытием завесы «Уолни» лейтенант-коммандера Питера Мейрика (Peter C. Meyrick) протаранил сначала один, а через несколько минут и второй бон (носы шлюпов были предварительно усилены), и в 03:15 вошёл в гавань. Уже в аванпорте он приостановился, спустил на воду три каноэ с десантниками и, обстреливаемый с берега, последовал дальше вглубь гавани. До Центрального мола, точки высадки основной массы войск, ему предстояло пройти полторы мили.



Британский шлюп «Уолни»

Сразу за молом Равин Блан шлюп был обстрелян малокалиберной артиллерией и пулемётами пришвартованного здесь эсминца «Тайфун». Затем он попал под обстрел подводных лодок «Серес» (Céres) и «Паллас» (Pallas). Шлюп загорелся, но завершил спуск каноэ и на 4 узлах продолжил следование в глубь акватории. За молом Миллеранду в 03:25 «Уолни» встретил авизо «Ла Сюрприз», который направлялся к выходу из гавани, чтобы разведать ситуацию в бухте Aндалуз. Шлюп попытался таранить француза, но ему не хватило скорости, и «Ла Сюрприз», открыв огонь с 300 метров, уклонился. Корабли разошлись левыми бортами в 25 метрах.

До этого момента «Уолни» пострадал незначительно. Он миновал бассейн Марокко и приблизился к Центральному молу. Здесь был пришвартован лидер «Эпервье» капитана 2-го ранга Лорина, а рядом, кормой к набережной Ламун, стоял готовый к отплытию эсминец «Трамонтан».

Подполковник Маршалл собирался взять лидер на абордаж, посадив на лодки с каждого борта по 14 человек, в то время как сам с 15 солдатами спрятался за мешками с песком на носу шлюпа, намереваясь броситься на палубу лидера с гранатами. Но тут «Эпервье» осветил шлюп прожектором, и оба француза в упор открыли огонь из носовых орудий. Лодки сразу были сметены с палубы «Уолни» вместе с десантниками. Открывшие было огонь по «Трамонтану» орудия «Уолни» были подавлены. «Трамонтан» стрелял по британскому шлюпу в правый борт, поражая его в машинное отделение, затем последовали попадания в котельную и рулевой отсек.



Французский авизо «Ла Сюрприз»

Попавший в мостик снаряд убил 16 из 17 находившихся там офицеров и членов экипажа. Удивительно, но уцелел только сам кэптен Питерс, который был тяжело ранен. Шлюп потерял управление и лёг в дрейф. Экипаж заложил подрывные заряды и стал покидать охваченный огнём корабль. В итоге в 04:45 получивший около 60 попаданий «Уолни» взорвался и опрокинулся. Погиб 81 член экипажа, а выжившие, добравшись до берега, попали в плен.

Следовавший в 400 ярдах за флагманом «Хартленд» лейтенант-коммандера Биллота из-за дыма почти не видел вход в гавань и в 03:25 налетел на мол. Дав задний ход, шлюп был освещён прожектором форта Ламун и обстрелян с батареи Равин Блан. «Хартленд» попытался отстреливаться, но сделал только три выстрела, после чего все артиллеристы были перебиты. «Хартленд» всё-таки проник в гавань, пересёк акваторию аванпорта и, огибая мол Равин Блан, попал под обстрел с дистанции менее чем 100 футов с эсминца «Тайфун», а затем и подлодок «Серес» и «Паллас».

Французский эсминец выпустил по британцам в упор 30 130-мм снарядов. Избиваемый «Хартленд» повернул к набережной, но потерял управление, и в 04:10 Биллот отдал приказ стать на якорь и эвакуироваться. Большая часть людей, находившихся на шлюпе, были убиты или ранены. В этот момент французы прекратили стрельбу, так что американцам и англичанам удалось добраться до берега, где они и были захвачены в плен.



Британский шлюп «Хартленд»

В 05:25 «Хартленд» взорвался, но ещё оставался на плаву, пока в 10:25 не был потоплен новым взрывом. Погибло 34 члена экипажа. Неудавшаяся атака стоила Союзникам двух кораблей, 309 человек убитыми и 250 ранеными. Погибли 189 военнослужащих армии США, включая подполковника Маршалла, три моряка и два морских пехотинца, а также 115 британских моряков, в том числе и лейтенант-коммандер Мейрик. Из попавших в плен невредимыми оставались всего 47 человек.

Реванш англичан

После того как «Ла Сюрприз» разминулся с «Хартлендом», он вышел из гавани и двинулся на запад. В миле от бухты Андалуз авизо заметил стоявший на якоре войсковой транспорт «Ллангиби Касл» (Llangibby Castle) и в 06:45 открыл по нему огонь из единственного 100-мм орудия. В этот момент примчавшийся эсминец «Бриллиант» (HMS Brilliant) лейтенант-коммандера Артура Жоффре-Поэ вступил с французом в бой, поразив противника с третьего залпа.

Эсминец стрелял бронебойными 4,7-дюймовыми снарядами, и вскоре «Ла Сюрприз» перестал отвечать. Англичане на некоторое время прекратили стрелять, чтобы дать время французским морякам эвакуироваться, а затем 2–3 залпами покончили с авизо. «Ла Сюрприз» перевернулся и в 07:15 затонул вместе с 55 членами экипажа из 100, включая командира капитана 3-го ранга Жака-Рене Лавиня. Уцелевшие, в том числе 21 раненый, были приняты на борт «Бриллианта».



Британский эсминец «Бриллиант»

В 04:00 флагман 7-го дивизиона «Трамонтан» капитана 2-го ранга Андре Лорена Густава де Фероди, уклоняясь от горящего «Уолни», сменил место стоянки, а в 04:45, передав приказ «атаковать вражеское соединение, высаживающее десант восточнее Орана» «Тайфуну» и «Торнаду», первым двинулся к выходу из гавани. «Торнад» капитана 3-го ранга Парэ последовал за ним, но в густом дыму, идущем от «Хартленда», зацепил носом насыпь мола. Нос был разбит, форпик разрушен по переборку, и скорость пришлось снизить до 6 узлов. «Тайфун» вышел в море спустя несколько минут. Лидер «Эпервье», заканчивающий ремонт, не был готов к выходу и остался в порту.

В 05:00 «Трамонтан», имевший только три действующих орудия главного калибра (расчёт четвёртого отбывал на берегу дисциплинарное наказание), взял курс на север. В 05:42 слева по носу он увидел корабль и дал опознавательный сигнал. Увы, это был лёгкий крейсер «Аврора», который с 6000 ярдов ответил хорошо нацеленным залпом с попаданием в орудие №3. Буквально следующим попаданием было уничтожено едва открывшее огонь орудие №1. Орудие №2 успело сделать несколько выстрелов и замолчало: осколки уничтожили его расчёт. Разрывы произвели страшное опустошение и на мостике, убив или ранив осколками всех находившихся там, включая командира.



Французский эсминец «Трамонтан»

Командование принял 2-й помощник, и французский эсминец, следуя зигзагом, повернул на северо-восток. Носовые погреба были затоплены из-за возникшего там пожара. Орудие №3, возобновившее было стрельбу, окончательно замолчало из-за отсутствия готовых боеприпасов. «Аврора» приблизилась настолько, что обстреливала надстройки эсминца из «пом-помов», одновременно поражая его 6-дюймовыми снарядами. Рубка перед мостиком пылала.

Оставшись без артиллерии, «Трамонтан» в 06:00 повернул вправо, пытаясь достичь мыса Эгюй, но корабль быстро погружался. Когда нос ушёл под воду почти по мостик, корабль полностью потерял ход. Экипаж начал эвакуацию, но корабельный катер был повреждён, а спущенная с кормы шлюпка с ранеными попала под вращающийся винт. Часть прыгнувших в воду моряков подобрал подошедший эсминец «Тайфун». В бою погибло 28 членов экипажа «Трамонтана».



Останки «Трамонтана» у берега

Вышедший из гавани следом «Тайфун», в отличие от «Трамонтана», проследовал на северо-восток, прямо к мысу Эгюй. Сквозь лёгкий туман капитан 3-го ранга Абралль в бинокль увидел «Аврору» и, как ему показалось, «два эсминца». В 06:10 «Тайфун» с 10 000 ярдов безуспешно выпустил по «Авроре» две торпеды, а спустя 10 минут подошёл к своему флагману для спасения оставшихся в живых. «Тайфун» попытался завести на «Трамонтан» буксирный конец, но, обстреливаемый британцами, отказался от этого намерения.

Во второй половине дня из Орана пришёл буксир «Котантен» (Cotentin), который перетащил «Трамонтан» на песчаную отмель в бухте Кристель под защиту трёхорудийной 240-мм батареи мыса Канастель и забрал 80 членов его команды.

На «Торнаде» через 15 минут после наскока на мол дали 12 узлов, но быстро были вынуждены снизить скорость до 10 узлов, чтобы уменьшить нагрузку на палубу. Направляясь в залив Арзе, «Торнад» в 06:15 заметил по левому борту следовавшие северо-восточным курсом английские корабли: крейсер «Аврора», эсминец «Боудикка» (HMS Boadicea) лейтенант-коммандера Бродрика и эскортный миноносец «Калп» (HMS Calpe) лейтенант-коммандера Генри Кирквуда.



Британский лёгкий крейсер «Аврора»

В 06:45 «Боудикка» запросила прожектором сигнал распознавания, который французы проигнорировали, после чего англичане с 12 000 метров открыли огонь. «Торнад» немедленно ответил. Попавший в правый борт «Боудикки» 130-мм снаряд вызвал пожар в носовом погребе, хотя взрыва боезапаса не произошло. Англичане прекратили стрелять и отвернули, прикрывшись дымовой завесой.

В 06:50 в бой вступил «Калп». Первый же его залп накрыл цель: осколки разбили один из прожекторов «Торнада». Чтобы сбить прицел британским артиллеристам, французский эсминец резко увеличил скорость до 20 узлов, но через три минуты замедлился до 12 узлов и, приняв курс 80°, с 9000 метров безрезультатно выпустил по «Авроре» шесть торпед левым бортом.

«Тайфун», стреляя по «Калпу», отошёл от «Трамонтана» и описал циркуляцию, чтобы занять место позади «Торнада». В 07:10 с 11 000 метров он выпустил ещё одну торпеду по «Авроре». Крейсер в этот момент открыл огонь по «Торнаду», взяв его в вилку, а следующим залпом поразил его тремя снарядами: один попал в окончание кормы, другой — в машинное отделение ниже ватерлинии с повреждением топливного резервуара, а третий, пробив задний траверз, разрушил правый борт.



Британский эсминец «Боудикка»

Спустя пять минут, в 07:15, французский эсминец накрыл ещё один залп с тремя попаданиями. Снаряды угодили ниже ватерлинии, между задним мостиком и орудием №4 с выводом последнего из строя, и ниже ватерлинии под орудием №3. Руль эсминца заклинило, скорость резко упала, корабль начал крениться вправо. Боезапас «Торнада» был почти исчерпан: в погребах осталось всего 30 130-мм снарядов. Корабль дрейфовал на скалы мыса Эгюй, и в 07:20 капитан Парэ приказал оставить корабль. После того как раненые перешли в шлюпки, были предприняты две попытки посадить эсминец на скалы, но из-за ветра и зыби они оказались безуспешными. В ходе третьей, в 08:25, «Торнад» лёг на правый борт и затонул кормой вперёд. Из его команды погибло 12 человек.

Оставив неуправляемый «Торнад», «Тайфун» на 26 узлах двинулся на восток, к заливу Арзе. Уже в 07:19 он лёг на обратный курс: командир корабля капитан 3-го ранга Абралль принял решение возвращаться в Оран, поскольку без торпед, с половиной боезапаса, со спасёнными с «Трамонтанa» на палубе и на виду у «Авроры», следующей к северу параллельным курсом, прорыв к месту высадки был обречён на неудачу.



Британский эскортный миноносец «Калп»

Энергично маневрируя и прикрываясь дымовой завесой, французский эсминец на высокой скорости устремился на юго-запад, преследуемый обстреливавшим его крейсером. Осколки пробили два топливных резервуара «Тайфуна» выше ватерлинии и левый борт, 6-дюймовый снаряд пронизал переднюю трубу и разорвался на палубе с левого борта, убив офицера-торпедиста и двух моряков, но в 07:55 «Тайфун» вышел из-под обстрела в целом без серьёзных повреждений. По прибытии в порт спасённые были сразу высажены на берег, а корабль заправили топливом, так что к 19:00 он снова был готов выйти в море. В бою «Тайфун» израсходовал все три торпеды и 220 130-мм снарядов, претендуя на два попадания в «Аврору».

Патрульное судно «Аяччо» (Ajaccio), высланное из Орана после окончания боя, подобрало у маяка Эгюй 15 раненых с «Трамонтана», а затем пошло к скалам, чтобы подобрать моряков с «Торнада». Вскоре после полудня «Аяччо» доставило в Оран 24 раненых и четверых погибших. В 13:15 судно вновь появилось у маяка. Оно совершило ещё несколько рейсов и спасло в общей сложности 120 моряков с «Трамонтана» и «Торнада».

Разгром

В 02:50 все три боеготовые подводные лодки: «Френель» (Fresnel), «Аргонавт» (Argonaute) и «Актеон» (Actéon) — получили приказ покинуть Оран для атаки сил вторжения. Первые две отчалили от набережной Ламун в 03:15, третья — в 03:45. По выходу из гавани «Аргонавт» последовала на восток, к заливу Арзе, «Актеон» должна была действовать против десанта в заливе Андалуз, а «Френель» направилась ещё дальше на запад. «Аргонавт» после полудня заметила авианосец «Фьюриес» (HMS Furious), но в 15:17 сама была обнаружена и атакована эсминцем «Акейтес» (HMS Achates) лейтенант-коммандера А.Г.Т. Джонса, который в 15:31 зафиксировал её уничтожение. Весь французский экипаж из 43 моряков погиб.

После 13:00 «Актеон» атаковала обстреливавший форт Сантон линкор «Родней» (HMS Rodney), так что тому пришлось уклоняться от приближающейся торпеды. Вечером в 60 милях северо-западнее Орана лодка всплыла для подзарядки батарей, и тут в 21:03 её совсем близко от себя заметил сопровождавший эскортный авианосец «Битер» (HMS Biter) эсминец «Уэсткотт» (HMS Westcott) коммандера Я.Г. Боккетт-Пью. Эсминец сделал 400-метровый бросок к лодке и сбросил 10 глубинных бомб. В 21:11 «Уэсткотт» наблюдал характерный признак гибели субмарины — «компактную массу пузырьков в окружности диаметром 70 метров». После этого асдик потерял контакт, но эсминец патрулировал сектор до 02:00 9 ноября. На «Актеоне» погибли все 65 членов экипажа.



Французский эсминец «Торнад»

«Френель» через испанские воды добралась до Тулона.

В 08:22 9 ноября спешно подготовленные к плаванию «Эпервье», у которого действовали только задние котлы, и «Тайфун» получили от контр-адмирала Риу приказ немедленно сниматься с якоря и уходить в метрополию. В 09:00 оба корабля под прикрытием лёгкого тумана вышли из гавани и на 23 узлах двинулись курсом 30° к мысу Канастель, а в 09:30 повернули к северу.

В 09:50, когда французы прошли мыс Эгюй, они увидели в открытом море несколько групп вражеских кораблей. Пользуясь туманом, «Эпервье» и «Тайфун» принялись маневрировать, чтобы избежать обнаружения, но это было бесполезно, поскольку за ними следил британский гидросамолёт. Вскоре в 20 км слева по траверзу были замечены британские корабли: лёгкий крейсер «Ямайка» (HMS Jamaica) и эскортный миноносец «Фарндейл» (HMS Farndale), — а затем в 18 км справа — «Аврора», патрулирующая у мыса Феррат.

Когда в 10:20 «Ямайка» открыла огонь с юго-запада с 8000 ярдов, французы изменили курс, чтобы возвратиться в Оран. Однако в 10:23 с юго-запада с 10 000 ярдов взяла «Эпервье» под обстрел «Аврора». В ответ «Эпервье» быстро накрыл «Аврору», в то время как «Тайфун» стрелял по «Ямайке».



Французский эсминец «Тайфун»

В течение 10 минут французские корабли, отстреливаясь и прикрываясь дымовой завесой, уходили на юг, в направлении мыса Эгюй, когда в 10:33 один из залпов «Авроры» поразил «Эпервье». Один из снарядов перебил трубопровод носового машинного отделения, второй попал в кубрик, вызвав многочисленные жертвы, а третий вывел из строя кормовую машину и повредил топливный отсек. Потерявший управление «Эпервье» под прикрытием поставленной «Тайфуном» дымовой завесы сдрейфовал к мысу Эгюй, где выбросился на мель. Экипаж французского лидера потерял 21 человека убитыми, девять пропавшими без вести и 31 раненым. В ходе боя «Эпервье» выпустил 200 138-мм снарядов.

Прикрыв лидер дымом, «Тайфун» увеличил скорость до 25 узлов, перенёс огонь на приближающуюся с северо-востока «Аврору», а в 10:45 безрезультатно выпустил в неё торпеду и скрылся за мысом Эгюй. В 10:50 перед Кристелем «Тайфун» развернулся и направился обратно на помощь «Эпервье», когда из-за мыса Эгюй появилась следовавшая юго-западным курсом «Аврора» и снова начала стрелять с удивительной точностью. Прикрываясь дымом, «Тайфун» на 30-узловой скорости устремился зигзагом на юг, к батарее Канастель. Прямых попаданий британцы не добились, но осколками были разбиты телефон и дальномер французского эсминца.

В 11:15 «Тайфун» безрезультатно выпустил в преследователя ещё одну торпеду. Сразу после этого в бой вступила французская береговая артиллерия, и «Аврора» повернула назад, окружённая всплесками от падений 240-мм снарядов. В 11:25 бой прекратился. Спустя 10 минут «Тайфун», отделавшись осколочными повреждениями, вошёл в гавань Орана.



Французский лидер «Эпервье»

В 16:50 контр-адмирал Риу приказал всем оставшимся в Оране кораблям затопиться. В результате этот же день в гавани и на рейде легли на дно пять подводных лодок, семь сторожевых кораблей, 13 судов и три плавучих дока. Порт был заблокирован на два месяца. «Тайфун» и буксир «Пижо» (Pigeon) прикрывали эту операцию — они были затоплены на следующий день.

Адмирал Эндрю Каннингем (Andrew B. Cunningham), оценивая усилия соотечественников в столкновениях 8–9 ноября, писал, что «Аврора» «…покончила со своими противниками в каждом случае с опытной непринуждённостью. Фактически, превзойдённые численностью и не имевшие опыта, французские корабли отважно выполнили свой долг. Это была их неудача — нарваться на корабль с лучшей огневой подготовкой в Королевском флоте». Одновременно он отметил, что «…работа «Ямайки», израсходовавшей 501 снаряд, чтобы повредить один эсминец, была менее достойна похвалы».

Источники и литература:

  • Самуэль Элиот Морисон. Американский ВМФ во Второй мировой войне: операции в водах Северной Африки, октябрь 1942 — июль 1943 — М.: «АСТ», 2003
  • Vincent P. O’Hara. Struggle for the Middle Sea: The Great Navies at War in the Mediterranean Theater, 1940–1945 — Naval Institute Press, 2009
  • Henri Le Masson. The French Navy. Navies of the Second World War — MacDonald & Co., 1969
  • Jean Moulin, John Jordan. French Destroyers: Torpilleurs d'Escadre and Contre-Torpilleurs, 1922–1956 — Seaforth Publishing, 2015
  • Stephen W. Roskill. War at Sea 1939–1945, Vol.II — Her Majesty's Stationery Office, 1956
  • Michael J. Whitley. Destroyers of World War II — Naval Institute Press, 1988
  • https://www.ibiblio.org
  • http://forummarine.forumactif.com
3
Видео / Новости о маломерных судах
« Последний ответ от bigbird 06.03.2021, 14:28:58 »
4


Что обязательно стоит увидеть на Итурупе, Шикотане и Кунашире

"Сила ветра" уже рассказывала о том, что этим летом они устраивают свою первую экспедицию на Курильские острова — уникальный заповедник дикой природы, богатый на вулканы и водопады. С июля по сентябрь они будут путешествовать по местным бухтам, наблюдать за лежбищами ларги, антура и сивучей (то есть трех разновидностей тюленей), купаться в горячих реках, искать китов и косаток, ловить рыбу — в общем, кайфовать по полной программе.

Чтобы не оставить вам никаких шансов отлынуть от путешествия и как следует дать проникнуться духом места, мы выбрали десять самых шокирующе красивых точек Южных Курил, посещение которых точно останется в вашей памяти надолго.

Экотропа «Столбовская» и мыс Столбчатый



Точка входа в природу Курил — располагающаяся на Кунашире тропа с уникальным лесом и более чем 200 растениями на пути. «Столбовская» — дорога, построенная японцами еще в начале XX века, и этот участок тянется чуть больше трех километров. С тропы можно свернуть к мысу Столбчатому, настоящему заповеднику экструзий — это вулканические породы, образовавшиеся из-за медленного выдавливания и застывания лавы.

Водопад Птичий



Находящийся на острове Кунашир, этот водопад считается чуть ли не главной достопримечательностью Курильского заповедника. Весной тут особенно много птиц, отсюда и название. Почему их так много? Одно из объяснений кроется в особенности водопада: от сильного потока воды образуется впадина, где нерестятся лососевые, которые и служат приманкой для птиц. Иногда здесь бывают и медведи, но и к этому в нашей экспедиции мы готовы.

Вулкан Тятя



За умилительным названием неофициального символа острова скрывается самый высокий вулкан Кунашира, сравнимый по красоте с Везувием и Фудзиямой. И если с первым вулканом Тятю роднит разве что сила извержений, то со вторым — корни: в переводе с японского «Тятя-яма» означает «отец-гора». То же самое означает и «Чача-Нупури» — так вулкан прозвал коренной народ айны.

Вулкан Менделеева, фумарольные поля



Нетрудно догадаться, в честь кого назван вулкан — великий химик бы гордился. Фумаролы — это отверстия, расположенные на склонах и у подножия вулканов, и у Менделеева их особенно много, отсюда и поля. С годами фумаролы приобрели красивый лимонный цвет, поэтому наблюдение за ними действительно стоит сложного пути продолжительностью в три километра через заросли бамбука.

Мыс Край Света



Шах и мат любителям теории плоской Земли — Край Света находится на острове Шикотан, и края горизонта здесь не увидеть. Зато увидеть с мыса можно многое другое: соседние острова Итуруп и Кунашир открываются во всей красе, а при желании можно заметить и мыс Шпанберга с маяком. Если спуститься к обрывам, так вообще можно обнаружить лежбище настоящих тюленей.

Водопад Илья Муромец



На северо-востоке острова Итуруп находится жемчужина среди памятников курильской природы — каскад водяных струй, падающих с рекордной для Дальнего Востока 141-метровой высоты. Безопаснее всего наблюдать за водопадом как раз с яхты, потому что добраться до него обычным ходом практически не представляется возможным.

Источники вулкана Баранского и термические «Ванночки»



Минимальная программа для расслабленного знакомства с Итурупом — посещение самого известного вулкана и его геотермальных источников. Когда-то здесь была электростанция, которую пришлось закрыть до лучших времен. Теперь же неподалеку располагается целый комплекс термальных вод, посещение которых обойдется не дороже 500 рублей.

Залив Касатка



Час езды от Курильска на автомобиле — и вы найдете себя на красивом песчаном пляже залива. В годы Второй мировой войны отсюда выходила японская авианосная эскадра для трагичной атаки на американский Перл-Харбор. О старой военно-морской базе теперь напоминает разве что аэродром «Буревестник».

Белые скалы



Чуть ли не главная достопримечательность Курил на самом деле не совсем скалы. Вместо твердых пород тут пористая пемза и вулканическое стекло, сочетание которых оказывает на неискушенный взор абсолютно завораживающий эффект. А чтобы застать тот самый белый цвет, слепящий с большинства фотографий из этих мест, нужно приезжать с самого утра. Только так можно насладиться некогда затопленной частью острова.

Бухта Безымянная



Как ни удивительно, но одноименных бухт по России можно найти довольно много. Однако именно Безымянная на Шикотане — скрытый бриллиант Курил. Найти бухту на карте затруднительно, но о ней знают местные жители, и это неслучайно. В 1970-х именно тут снимали «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо».

Источник
5


1 февраля 1709 года на острове Мас-а-Тьерра в Тихом океане произошло чудо. Моряки английского судна «Герцог» обнаружили грязного, воняющего козами дикаря в шкурах, который почти забыл человеческую речь, но помнил кое-что из Библии, жаргона моряков и матерного английского. Им был шотландец Александр Селкирк, реальный прототип Робинзона Крузо, который почти пять лет прожил на необитаемом острове, сумев наладить быт и сохранив рассудок. Как он очутился в этом Нигде посреди океана? Все началось с того, что у Александра был ужасный характер. Характер настоящего шотландца.

Как избавиться от подчиненного, если он постоянно орет и пытается вас покалечить?

Александр Селкирк родился в 1676 году в деревушке на границе равнинных и горных шотландских кланов. Можно сказать, что с самого начала ему не повезло: отец, кожевенник и башмачник, крепко пил и часто бил сыновей. Те, в свою очередь, сами с малых лет были не дураки выпить и подраться. Александр недалеко упал от яблони и вырос настоящим дебоширом. По одной из версий, именно из-за драки с братьями и попытки насмерть прибить папашу, юноше пришлось покинуть отчий дом и стать матросом.

Его неуемный характер и готовность в любой момент влезть в драку соединялись с быстрым умом и умелостью в матросских делах. В общем-то, это делало его идеальным кандидатом в пираты, и Александр Селкирк быстро стал буканьером на службе Его Величества. В конце концов, он прибился в компанию авантюриста, путешественника и горячего любителя набивать испанцев свинцом по имени Уильям Дампер. Будущий Робинзон хорошо показал себя в роли буканьера: рьяно сражался во время абордажей, быстро работал головой, пивной кружкой и руками и продвинулся по службе.



Уильям Дампер, организатор экспедиции

Дампер доверял Александру, поэтому поставил его главным помощником на один из своих кораблей, «Синк Портс», которым управлял капитан Стрэдлинг. Идея, как оказалось, была не лишена смысла, потому что после одной из схваток с испанцами, Стрэдлинг решил кинуть Дампера с его авантюрными идеями и организовать собственное морское предприятие с грабежом и насилием.



Типичный буканьер тех лет

Подбитое судно остановилось у архипелага Хуан-Фернандес, чтобы набрать провианта и двинуться дальше. Александр Селкирк, который всю дорогу яростно спорил с капитаном, ввязался в новый конфликт: Стрэдлинг предпочел немедленно плыть дальше, а его помощник убеждал, что судно утонет, если его не починить. Он, кстати, оказался прав, «Синк Портс» действительно пошел ко дну от первой же сильной волны, и только небольшая часть матросов выжила, но лишь затем, чтобы попасть в испанский плен.

Однако до крушения капитан предпочел оставить порядком доставшего его матроса на острове Мас-а-Тьерра. Крикливому шотландцу оставили лодку, мушкет, порох, Библию, котелок и немного одежды. В следующий раз живых людей он увидит только через 4 года и 4 месяца.

Остров с аномальным содержанием Робинзонов

Необитаемый остров Мас-а-Тьерра, на котором оказался Селкирк, — весьма своеобразный клочок суши. Это не просто какая-то скала, торчащая из моря, но место со своей уникальной историей. В 1574 году его открыл испанский мореплаватель, прохиндей и, как сейчас бы сказали, коррупционер и махинатор Хуан Фернандес. Собственно говоря, в честь него архипелаг и получил свое имя. Хуан обнаружил здесь настоящую золотую жилу: лежбище морских котиков, жир которых тогда стоил бешеных денег.



Фернандесу нужен был стартовый капитал и поэтому он выпросил у испанской короны финансы на колонизацию острова. Ему были выданы деньги, семена для посевов и инструменты, а также около полутысячи рабов-индейцев. Все это капитан привез сюда и тут же забросил, а большую часть денег использовал для развития своего предприятия по добыче жира котиков. Но создать прочную торговую империю не вышло: в одной из поездок Фернандес подхватил малярию и умер.

Что после этого стало с индейцами — совершенно неясно. Никаких следов их пребывания так и не было найдено, так что есть вариант, что он и не привозил сюда никого, а все эти записанные колонисты — просто «мертвые души». Теоретически Фернандес мог и вовсе сбросить их за борт по дороге как балласт. В истории такие случаи со слишком докучливыми рабами уже случались, и не раз.

Но главное: испанский пройдоха оставил здесь то, без чего жизнь Робинзона быстро пришла бы к концу. На остров были завезены козы и кошки (чтобы ловить крыс, которых тоже завезли европейцы).



Теперь этот остров буквально носит название «Остров Робинзона».

Кроме того, Селкирк оказался не первым выброшенным здесь на произвол судьбы. До этого на острове уже пытались выжить трое голландских добровольцев, а позже испанцы «забыли» одного слугу-индейца, который умудрился прожить на Мас-а-Тьеррае три года. В 1687 году пиратский капитан Эдвард Дэвис высадил сюда на пару лет в наказание девятерых моряков, которых хотел проучить за пристрастие к азартным играм. В общем, история этого острова уже была переполнена Робинзонами как ни одно место в мире. Позже, в XIX веке, из Мас-а-Тьерра сделают тюрьму для политических преступников, которые будут жить здесь в пещерах в почти первобытных условиях. Причем, двое из них потом станут президентами Чили. Остров определенно притягивал интересные истории и небанальных личностей словно магнит.

Как жить на необитаемом острове и соблюсти шотландские обычаи?



Первое, что захотел сделать Александр Селкирк — это совершить самоубийство. Но в какой-то момент он пришел к разумному выводу: зачем стрелять из мушкета в себя, если можно стрелять в местных животных или Стрэдлинга (если эта собака решит вернуться). Моряк знал, что корабли проплывают здесь довольно часто, а коллеги-буканьеры периодически заплывают сюда ради того, чтобы пополнить запасы воды. Казалось, нужно лишь продержаться несколько недель, чтобы англичане забрали его. Сколько на самом деле ему пришлось ждать «Юнион Джэка» на горизонте мы уже знаем. К несчастью для Робинзона, испанцы как раз начали активнее бороться с каперами и почти полностью вытеснили их из этого региона — плыть сюда было теперь особо и некому.

Селкирк вполне мог найти здесь следы человеческого пребывания, да и козы с котами явно говорили о том, что когда-то остров был заселен людьми. Поначалу ему пришлось тяжело, и он не отходил от побережья, питаясь моллюсками, черепашьими яйцами и пытаясь охотиться на морских львов. Те оказались слишком агрессивными и многочисленными — Александр словно попал на земли, принадлежащие злым ластоногим аборигенам. Ему пришлось спасаться от их гнева и идти вглубь острова. Там он обнаружил, что эти места полны непугаными полудомашними козами. За сотни лет они сильно измельчали и захирели, но на мясо годились.



Быт и приключения Робинзона Крузо во многом взяты из жизни Селкирка. Разве что не было пса и Пятницы

Позже Селкирк сумел одомашнить некоторых из них, и в его распоряжении появилось молоко и шкуры. Из них он сумел сшить одежду — годы жизни с папашей-кожевником не прошли даром. Кроме этого, здесь удалось отыскать дикий турнепс, капусту и перец (скорее всего, тоже завезенные другими Робинзонами). В любом случае, одомашненных коз не хватало, и ему приходилось охотиться на диких. Однако запасы пороха закончились, и Селкирк гонялся за животными по всему острову на своих двоих с самодельным ножом в руках. Его он сделал, заточив металлический обруч одной из бочек, которые выбросило на берег. Оружие было паршивым, но непуганые козы, не знававшие хищников, легко давались в руки.

Шотландская натура показала себя даже на необитаемом острове с минимальными возможностями для цивилизованной жизни. Неизвестно, готовил ли Александр Селкирк хаггис из потрохов коз (вероятнее всего, да), но вот что он сделал по-шотландски, так это жилье. В 2008 году археологи смогли отыскать следы двух хижин, которые построил друг напротив друга Селкирк.



Сделано это было в традициях пастухов из Хайленда: там принято ставить вблизи не одну, а две хибары: для жилья и для готовки и хранения еды. Очевидно, это было необходимостью там, где из-за сильного ветра строения могли моментально сгореть дотла (у пастуха даже в этом случае оставался хотя бы кров над головой).

Одомашнить удалось даже одичавших котов — без них все запасы Селкирка пожрали бы жадные и озлобившиеся на человека крысы. Так что за годы он более или менее наладил быт и сделал жизнь здесь терпимой. Но одиночество мучило его и, чтобы не потерять рассудок окончательно, пират каждый день вслух читал псалмы своим козам и котам. Не то чтобы даже такое потрясение смогло сделать его религиозным человеком, но других хобби здесь не предвиделось.



Все эти дни Александр вел свой календарь, отмечая прожитые дни. Спустя четыре года выяснится, что он запутался и отметил себе пару лишних месяцев жизни на острове — видимо, иногда, запамятовав, отмечал один и тот же день по два раза. Когда все развлечения ограничены чтением Библии, тисканьем диких котов и охотой на коз, сделать такую ошибку — проще простого.

Александр Селкирк обретает спасение, а Даниель Дефо — лучший сюжет своей жизни

Дважды мимо острова проплывали корабли и дважды это были треклятые испанцы. Даже в такой ситуации Робинзон предпочитал не связываться с ними и прятался от возможных взоров моряков. Учитывая, скольких из них он отправил на корм морским тварям, ждать чего-то кроме казни не стоило. Наконец, в 1709 году, спустя четыре с половиной года мытарств и тягот, он увидел британский флаг и услышал знакомую речь. Пожалуй, ни один шотландец в истории не радовался прибытию англичан так сильно.



Оказалось, что это не просто очередные моряки, а команда того самого авантюриста Уильяма Дампера, в которую когда-то входил сам Селкирк. Некоторые из пиратов даже могли узнать в этом человеке, покрытом грязью и козьими шкурами, своего старого товарища, которого помнили по буйному характеру и горскому акценту. За годы одиночества Робинзон едва не утратил навыки речи. Говорить он мог с трудом, но его брань и моряцкий говор лишний раз убеждали спасителей в том, что перед ними бывалый британский капер, а не какой-нибудь абориген.

«Дикаря» помыли, побрили, сделали своим героем, а капитан Вудс Роджерс, отвечавший за экспедицию, тут же на радостях объявил Селкирка губернатором «колонизированного» им за четыре года острова. Дальнейшая его жизнь была полна любопытных событий, но они и близко не стояли по яркости впечатлений с этим унылым адом, в котором он едва не утратил рассудок от скуки, блеяния коз и однообразия.



Спасение рядового Селкирка

Александр Селкирк прибыл в Британию и на какое-то время стал звездой едва ли не национального масштаба: о нем писали газеты, им интересовалась праздная публика и даже высший свет. Он получил немалые по тем временам деньги — 800 фунтов стерлингов — и мог позволить себе жить безбедно. Тот самый капитан Вудс Роджерс, спасший Селкирка, уделил ему немалое место в своем бестселлере тех времен «Кругосветное путешествие: приключения английского корсара».

Александр часто рассказывал свою историю в пабах, но верили ему, естественно, не все, так что вспыльчивому Робинзону приходилось пускать в ход кулаки, чтобы доказать правдивость своих слов. Какое-то время он сожительствовал с некой дамой сомнительных моральных качеств, а позже женился, но уже на другой — веселой овдовевшей трактирщице по имени Франсис Кэндис.

Можно сказать, что горький опыт его ничему не научил, и однажды он снова стал моряком. Бывший пират примкнул к охотникам на корсаров, хотя в профессиональном смысле разницы было мало — плавай под парусом и бери на абордаж испанцев и французов. Но можно сказать и иначе: ему противела суша, а собутыльники в пабах казались не намного интереснее коз, которым он читал псалмы на острове Мас-а-Тьерра. В одном из таких походов вдоль западной Африки Александр Селкирк и погиб от желтой лихорадки, а его тело было захоронено в водах близ Гвинеи. Неспокойный и мятежный, он не хотел оставаться на слишком стабильной и скучной суше, и море забрало его навсегда.



Бизнес по охоте на пиратов мало чем отличается от самого пиратства.

Скорее всего, перед тем, как в 1719 году написать своего «Робинзона Крузо», Даниель Дефо виделся с Александром Селкирком и выслушал его историю. В конце концов, в романе было слишком много деталей, которые соответствовали жизни на острове. Чтобы избежать обвинений в плагиате, Дефо отправил своего героя на Карибы и поменял ему имя. К тому же, он объединил две истории о затерянных на острове Мас-а-Тьерра: историю Селкирка и того самого индейца, который жил там задолго до него. В «Робинзоне Крузо» индеец-слуга, забытый испанцами, превратился в Пятницу, так что с натяжкой можно сказать, что и у него был свой реальный прототип.

Кстати, в продолжении приключений Робинзона Крузо Дефо описал его скитания по Сибири, Китаю и Юго-Восточной Азии. Так, например, в книге герой проводит восемь месяцев в Тобольске, попутно изучая нравы и быт татар и казаков, которые британцу кажутся не менее экзотичными, чем племена каннибалов. Нетрудно догадаться, что эти истории не имеют ни малейшего отношения к Александру Селкирку и Даниеля Дефо, однажды вдохновленного историей шотландского моряка, просто понесло.

Источник
6
Техника / Maxi Banque Populaire XI Ultim
« Последний ответ от bigbird 05.03.2021, 10:25:34 »


Вот так будет выглядеть новейший макси-тримаран, который, как обещают его создатели, будет спущен на воду уже через месяц – в апреле

Возможности новейшего тримарана, как опять же обещают его создатели, будут таковы, что он сможет улучшить все рекорды в классе ULTIM. Что ж, убедимся в этом сами, когда Maxi Banque Populaire XI впервые примет участие в соревнованиях.

А произойдет это уже совсем скоро – планируется, что чудо-тримаран возьмет старт в традиционной гонке Transat Jacques Vabre (из Гавра – до острова Мартиника в Карибском море), которая начнется 7 ноября.

Как известно, гонка эта – парная, double handed. А потому к основному шкиперу Maxi Banque Populaire XI – знаменитому Армелю Ле Кле, победителю Vendée Globе-2016/17, присоединится главный неудачник кругосветки нынешней – Кевин Эскофье (которого, как вы, конечно, помните, спас Жан Ле Кам).

По словам Ле Кле, он давно и хорошо знает Эскофье, и это – наилучший второй шкипер из всех возможных.

Что ж, посмотрим, как выступят новый макси-тримаран и его звездные капитаны.

Источник
7
История / Иконосуки против Тораносуки
« Последний ответ от Craus 04.03.2021, 19:45:33 »


7 мая 1869 года закончилась трехдневная битва в бухте Аомори - крупнейшее морское сражение войны Босин. Императорский флот под командованием Масуды Тораносуки разгромил флот республики Эдзо, которым командовал Араи Иконосуки. Из пяти республиканских боевых кораблей два были потоплены, еще два - захвачены, а выбросившийся на отмель флагманский пароходофрегат "Кайтэн" республиканцы сожгли сами, чтобы он не достался врагу.

Такой результат был вполне закономерен, поскольку имперская эскадра превосходила противника не только количественно (восемь боевых кораблей против пяти), но и качественно. Помимо деревянных парусно-паровых фрегатов и канонерок в ее состав входил броненосец-таран "Котецу", фактически неуязвимый для вражеских орудий.

Тем не менее, на третий день сражения республиканцам удалось "размочить счет". Винтовой корвет "Банрю" утопил имперский фрегат "Чойо". Небольшая 12-фунтовая бомба угодила в крюйт-камеру, вызвав детонацию боекомплекта и гибель судна, вместе с которым погибли 73 члена команды. Правда, вскоре и сам "Банрю" затонул от многочисленных ппробоин.

17 мая капитулировали осажденные в крепости Горекаку наземные войска Эдзо, а 27 июня республика официально прекратила свое существование. Так завершилось полуторалетняя война за объединение Японии под просвещенным правлением императора Мэйдзи.



Республиканский флот вступает в бой. На переднем плане - "Кайтэн", бывший прусский пароходофрегат "Данциг", спущенный на воду в 1853 году, в 1864-м купленный сегунатом Токугава, а в 1868-м - доставшийся "по наследству" республике Эдзо. Вооружение - 12 орудий.



Республиканская винтовая канонерка "Чиёдагата", вступившая в строй в 1866 году. Его вооружение состояло из одного 150-миллиметрового нарезного орудия и двух мелких пушек. В бухте Аомори "Чиёдагата" была захвачена имперцами, впоследствии - разоружена и до 1911 года использовалась как китобойное судно.





Флагман имперского флота - броненосец-таран "Котецу", бывший "Стоунуолл", построенный во Франции по заказу Конфедерации Южных штатов, но не успевший прибыть к заказчику до окончания американской гражданской войны. В 1868 году "Стоунуолл" был продан Японии, став самым мощным кораблем ее военно-морского флота. Кстати, слово "Котецу" по-японски означает "броненосец".



Схема бронирования и вооружения "Стоунуолла-Котецу". В носовом броневом барбете размещалось на поворотном станке 300-фунтовое (136 кг) нарезное орудие Армстронга, а в кормовом - два орудия той же фирмы калибром по 70 фунтов (32 кг). Кроме того, на корабле стояло несколько картечниц Гатлинга. Броневой пояс и барбеты имели толщину 6 дюймов (152 мм).

Во время сражения в бухте Аомори огневая мощь "Котецу" позволяла ему одним удачным выстрелом отправить на дно любой корабль республиканского флота, но он так ни в кого и не попал.



Сожженный и полузатопленный "Кайтэн" много лет маячил на отмели как своеобразный памятник гражданской войне, пока его не разобрали на металлолом. Эта фотография сделана в 1922 году.



Слева - обмундирование капитана, офицера и матроса военно-морского флота республики Эдзо. Справа - групповой снимок в гражданской одежде офицеров имперского флота, участников сражения в бухте Аомори. Во втором ряду в белом кимоно стоит молодой лейтенант с фрегата "Касуга" Хейахиро Того, будущий главнокомандующий японским флотом и победитель в битве при Цусиме.

Источник
8


Компания PROyachting провела четвертый этап серии регат Winter Fun Race. Соревнование проходило с 26 по 28 февраля на курорте «Имеретинский» в Сочи

В регате приняли участие 10 команд в классе J/70. В пятницу и субботу участникам повезло с погодой: были и солнце, и легкий ветер в 4-8 узлов.



К сожалению, ветра оказалось мало для проведения гонок в воскресенье, но пяти субботних гонок хватило для определения победителей этапа:

1 место, 6 очков — «ФИШЕ» (рулевой Алексей Бунзя, Павел Агафонов, Андрей Кузнецов, Михаил Пономарев);



2 место, 12 очков — «От Винта» (рулевая Вероника Нарожная, Антон Довгаль, Мария Осташенко, Владимир Мальцев, Виктория Васильева);

3 место, 23 очков — Keyfor Sailing (рулевой Евгений Шевкун, Дмитрий Бабанов, Сергей Шевкун, Евгений Васильев).

Результаты этапа

Рейтинг серии



Регата Winter Fun Race - серия гонок в Сочи, главная идея которой дать возможность начинающим рулевым попробовать свои силы.

Для Вероники Нарожной, рулевой команды «От винта», серия регат Winter Fun Race стала дебютной. До этого были тренировки в качестве рулевого, но на участие в регате на этой позиции она решилась впервые: «Для меня это была большая проверка и большая моральная работа. Действительно ли я смогу, готова ли идти по тому пути, который мы себе спланировали. Команда помогала мне все преодолевать, не останавливаться и находить вдохновение. Это фантастические люди, и у нас самый классный тренер. Они дают силы двигаться дальше».

Финальная встреча сезона 2020/21 состоится 26–28 марта.



Партнеры регаты: Radisson Blu Resort Congress Centre, косметический бренд St. Moriz, 

Генеральным информационным партнером серии регат выступает журнал Motor Boat & Yachting Russia.

Информационный партнер - Sochi Live, телеканал о жизни и отдыхе в Сочи.

По вопросам участия в регате обращаться: +7(499) 393-31-33, info@pro-yachting.ru.

Источник
9
Видео / Как работает Мегацунами?
« Последний ответ от bigbird 04.03.2021, 14:49:12 »
10


Парусная Яхта Bavaria C42 разработана известным итальянским дизайнером Маурицио Коссути (Cossutti Yacht Design)

Традиционный тест на 100 морских миль, проведенный Snip Yachting в суровых погодных условиях, оставил у экспертов очень хорошее впечатление. Яхта отличается высоким качеством изготовления и очень хорошим сочетанием характеристик “цена/качество”.

Современная инновационная форма корпуса со скулами и V-образной носовой частью, разработанная Bavaria Yachts, позволяет яхте иметь не только наилучшие ходовые качества, но и большое пространство под палубой.



В результате появляется возможность организовать очень просторную каюту владельца в носовой части яхты. В каюте, освещенной естественным светом благодаря большими панорамными иллюминаторами, расположена двуспальная кровать размером 1.8х2.1, санузел и большое количество рундуков.



Салон яхты включает в себя U-образную зону отдыха по правому борту, дополнительный диван по левому борту, камбуз и большой обеденный стол-трансформер на 8 человек. Штурманское место расположено в носовой части салона по левому борту.

Интерьер

Парусная яхта Bavaria C42 отличается удобной для отдыха и навигации палубой. В носовой части палубы, на крыше каюты, можно расположить солярий.















В просторном кокпите, по бортам, расположены удобные Г-образные диваны, между которыми может быть развернут обеденный стол-трансформер. Управление яхтой осуществляется с помощью двух штурвалов, а панель инструментов интегрирована в кормовой торец обеденного стола.

Транец при необходимости откидывается и превращается в платформу для купания.

Технические характеристики:



Длина габаритная — 12,38 м (40,60 ф)
Длина с бушпритом — 12,90 м (42,30 ф)
Длина корпуса — 11,98 м (39,30 ф)
Длина по ВЛ — 11,27 м (37,00 ф)
Габаритная ширина — 4,29 м (14,10 ф)
Осадка со стандартным чугунным килем (ок.) — 2,10 м (6,90 ф)
Осадка с коротким чугунным килем — 1,70 м (5,60 ф)
Водоизмещение — 9678 кг
Балласт (ок.) — 2698 кг
Общая площадь парусности — 100,6 кв. м

Звание “Парусник года 2021” - гарантия коммерческого успеха не только для этой модели, но и для всей линейки парусных яхт, выпускаемых верфью Bavaria Yachts.

Ожидается, что вскоре верфь представит следующую новую модель, Bavaria C38.



Источник
Страницы: [1] 2 3 ... 10

* Интересно почитать

* Поиск по сайту


* Последние сообщения

topic Падение Формозы
[История]
Craus
07.03.2021, 19:24:02
topic Триумф комендоров крейсера «Аврора»
[История]
Craus
06.03.2021, 21:04:00
topic Новости о маломерных судах
[Видео]
bigbird
06.03.2021, 14:28:58
topic 10 невероятно красивых мест на Курильских островах
[География]
Craus
05.03.2021, 19:51:49
topic Пират, шотландец и дебошир: кем был реальный прототип Робинзона Крузо
[История]
Craus
05.03.2021, 19:43:05
topic Maxi Banque Populaire XI Ultim
[Техника]
bigbird
05.03.2021, 10:25:34
topic Иконосуки против Тораносуки
[История]
Craus
04.03.2021, 19:45:33
topic Winter Fun Race by PROyachting. Победительница четвертого этапа - «Фише»
[Регаты и Матч-рейсы]
Craus
04.03.2021, 19:42:09
topic Как работает Мегацунами?
[Видео]
bigbird
04.03.2021, 14:49:12
topic Bavaria C42 - “Парусник года 2021” по мнению экспертов журнала Voile
[Техника]
Craus
03.03.2021, 19:36:42
topic Port Navy Services подтверждает свой статус крупнейшего сухопутного порта Европы
[География]
Craus
03.03.2021, 19:29:46
topic Два австралийца потерялись в море, попивая пиво на матрасе
[Образ жизни]
bigbird
03.03.2021, 00:53:29

* Двигатель торговли

* Активные авторы

Craus Craus
3261 Сообщений
bigbird bigbird
2356 Сообщений
Grumete Grumete
389 Сообщений
root root
269 Сообщений
Xollms Xollms
66 Сообщений

* Кто онлайн

  • Точка Гостей: 44
  • Точка Скрытых: 0
  • Точка Пользователей: 0

Нет пользователей онлайн.

* Календарь

Март 2021
Вс. Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб.
1 2 3 4 5 6
7 [8] 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31

Нет ближайших событий.

* Ваша Реклама

Здесь может быть Ваша реклама!

* Мы на Pinterest

SMF spam blocked by CleanTalk
Защита SMF от спама от CleanTalk
SimplePortal 2.3.6 © 2008-2014, SimplePortal