collapse

Для создания НОВОГО ПОСТА, необходимо выбрать нужный раздел ФОРУМА и создать в нем НОВУЮ ТЕМУ. Если вы новый пользователь, то вам нужно ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на форуме


Автор Тема: Всегда на связи  (Прочитано 2686 раз)

Оффлайн Craus

  • Ветеран
  • *****
  • Карма: +16/-0
    • Просмотр профиля
Всегда на связи
« : 31.12.2016, 18:04:02 »


Устойчивая телефонная связь и прием цифровых данных в открытом море давно перестали быть предметом роскоши. Сегодня и скромные морские бродяги не представляют свою жизнь на борту без спутникового телефона. Какие именно провайдеры и конкретные модели наилучшим образом подходят под ваши задачи? Вот наш небольшой сравнительный обзор...

Многие яхтсмены даже рады такому сообщению на экране сотового телефона - «Сеть отсутствует», когда выходят за рамки досягаемости мобильной связи. Все, больше нет ничего, что помешает наслаждаться парусом: никаких социальных сетей, никаких электронных писем, никаких звонков. Путешественник замыкается в своем небольшом мирке на борту парусного судна.

Стоп! Как это – никаких звонков?! Ну в коротких переходах вдоль берега это не страшно, а в дальнем плавании? Ведь нужна же хоть какая-то связь с родиной, нужны прогнозы погоды, да и на крайний случай нужна гарантия связи со спасательными службами. И вот тут-то и вступают в дело спутниковые телефоны. Достать прибор, откинуть антенну в рабочее положение, включить. Максимум через две минуты устройство поймает спутник и будет готово для звонка.

Но речь, конечно, идет не только об аварийном звонке со спасательного плота в минуту крайней опасности: за это отвечает буй EPIRB. На самом деле спутниковый телефон нужен – какая банальность! – просто для того, чтобы побеседовать с близкими, успокоить их. Или заказать доставку в гавань прибытия необходимой запчасти. Кроме того, через спутник можно получать GRIB’ы и небольшие по размеру электронные письма.

Две различные системы

В зависимости от того, в какой конкретно части света предполагается пользоваться спутниковым телефоном и для чего именно – для голосовой связи или для приема данных – следует выбирать тот или иной тип спутниковой сети.

У так называемой «геосинхронной системы» имеется сравнительно небольшое число спутников, расположенных на высоте 35 786 километров, зато всегда находящихся над одним и тем же местом земной поверхности. При этом у компании Thuraya спутники «висят» на различных широтах. А у Inmarsat, наоборот, все они выстроены точно над экватором, что позволяет называть эту систему не геосинхронной, а геостационарной.

К другому типу относится «орбитальная система», располагающая большим количеством спутников на низких орбитах, такая как Iridium или Globalstar. В то время как Globalstar не располагает (пока?) хорошим покрытием, у Iridium в работе находятся 66 активных и 11 резервных спутников на высоте всего несколько сотен километров. Этого вполне достаточно, чтобы иметь устойчивую связь в любой момент практически в любой точке Земли.

Оба типа систем – и геосинхронную, и орбитальную – объединяет одно: спутники обмениваются данными с наземными станциями, чтобы иметь возможность включиться в обычную телефонную сеть.

При этом, в зависимости от системы, передача данных может осуществляться либо непрерывно, либо пакетами. Эта техническая особенность имеет немаловажное значение именно для яхтсменов. При геосинхронной или геостационарной системе связи телефонная антенна должна быть все время достаточно точно направлена на спутник, чтобы обеспечить хороший прием, чего довольно сложно добиться на палубе яхты во время качки. «Во время обычного телефонного звонка стоящий на палубе яхтсмен телом автоматически компенсирует движение яхты, – разъясняет Рене Дерр из фирмы Expeditiontechnik.de in Muenchen, которая предлагает аппараты марок Inmarsat, Iridium и Thuraya. – Но и в течение всего времени передачи данных яхтсмену тоже придется стоять, удерживая в руках аппарат направленным точно на спутник. Это может оказаться затруднительным».

Последствия таковы: процесс отправки или приема часто прерывается. В этом случае при непрерывной передаче данных (например, получение электронного письма) все начинается сначала. Это стоит немалых денег, ведь принимаемый трафик значительно увеличивается в объеме сверх необходимого. Кроме того, приходится учитывать и затраты времени.

Если же цифровые данные передаются пакетами, то прерывание сигнала мешает гораздо меньше: в этом случае повторно придется принять лишь отдельный прерванный пакет, который имеет много меньший размер. Так что подобный вариант гораздо интереснее для тех яхтсменов, которым нужно принимать значительные объемы цифровых данных. Потому что в ином случае из-за постоянных перерывов в связи принять, например, через Inmarsat GRIB-файл может оказаться затруднительным.

Впрочем, и для этого случая есть решение: внешняя антенна в кардановом подвесе. Для системы Inmarsat такое устройство обойдется примерно в 700 евро. Это заметно снижает ценовую привлекательность недорогих телефонов – 869 евро у Inmarsat и 1359 евро у Iridium, лишая их конкурентоспособности.

Какой провайдер и для кого?

Для тех, кому телефон нужен лишь для голосовой связи, как правило, достаточно будет услуг, предоставляемых системой Inmarsat, но надо помнить, что выше 75-й широты покрытие отсутствует. Действительно «всемирным» оператором является лишь Iridium. Но оба этих провайдера выглядят весьма бледно в случае приема данных: скорость приема у них одинакова и составляет 2,44 кбит/с. Такую скорость на домашних компьютерах уже позабыли даже старожилы мировой сети.

На этом фоне Thuraya и Globalstar выглядят много лучше. Их скорости передачи составляют от 9,6 кбит/с (Globalstar) до 60 кбит/с (Thuraya). Но большим недостатком этих систем на сегодняшний день является их весьма ограниченное покрытие. Кому достаточно для отдыха акваторий Балтийского, Северного и Средиземного морей, может вполне положиться на этих провайдеров. Для более дальних плаваний они, увы, пока не подходят. (Хотя Globalstar, как заверяет нас немецкий представитель компании Алекс Титтельиз из Лейпцига, работоспособна еще как минимум на Карибах и в Северной Атлантике, но с изъятиями покрытия вокруг Канар и островов Зеленого Мыса.)

Железо

Существуют различные типы спутниковых устройств связи. Один тип представляет напрямую соединяющиеся со спутниками беспроводные роутеры, наподобие модели Go у Iridium (869 евро) или SatFi у Globalstar (1199 евро). Сами по себе они не позволяют осуществлять голосовую связь, но организуют на борту беспроводную (Wi-Fi) сеть, по которой можно передавать цифровые данные. Телефонная связь становится возможной при подключении к роутеру соответствующего оконечного устройства – например, обычного смартфона или планшета (в ряде случаев понадобится установка на них соответствующего программного обеспечения).

Второй тип – это собственно спутниковые телефоны более или менее привычной нам формы. Обычно (но не всегда!) они водонепроницаемы и различаются в основном временем работы без подзарядки и цене. Самый дешевый вариант такой трубки – Globalstar GSP 1700 (389 евро).

За исключением аппарата XTLite (который позволяет осуществлять лишь голосовую связь), все остальные спутниковые телефоны позволяют организовать и прием цифровых данных. Разумеется, для передачи файлов и электронных писем на ноутбук или планшет потребуется специальный роутер, подключаемый через USB-кабель. Моделей таких роутеров на рынке немало: Red Port Optimizer (годится для телефонов всех провайдеров, 135 евро), Axcess Point (Irirdium, 240 евро), XT HotSpot (Thuraya, 399 евро) или 9600 (Globalstar, 299 евро). Эти роутеры тоже позволяют организовать на борту беспроводную сеть, в которую для приема или передачи данных может быть включено сразу несколько разных «девайсов».

В качестве альтернативы возможна непосредственная передача принятых телефоном цифровых данных (без роутера) прямо на ноутбук или планшет. Это позволяют, например, модели XT Pro (Thuraya) или GSP 1700 (Globalstar). В этом случае спутниковая трубка соединяется с ними USB-кабелем. На устройство при этом должны быть установлены соответствующие драйвера, позволяющие ему распознать подключенную трубку. В большинстве случаев такие драйвера предлагаются лишь для ОС Windows.

Но прямая кабельная связь между трубкой и компьютером влечет за собой некоторые риски. Компьютеры и ноутбуки стали сегодня чересчур «умными» и порой самостоятельно подключаются к Интернету для обновлений ОС или приложений, адресной книги или календаря, одновременно с этим скачивая электронную почту. Если они будут проделывать все это через спутник, расходы могут оказаться чрезмерными.

Поэтому прием данных нужно ограничить лишь тем объемом сведений, который действительно необходим на борту. Для этих целей спутниковые провайдеры предоставляют своим абонентам отдельные адреса электронной почты, обрабатываемые через собственные сервера. При этом сообщения сильно сжимаются, из них убираются вложения и форматирование. Но GRIB-файлы по-прежнему могут закачиваться без проблем посредством специальных приложений. Остальной, зачастую избыточный объем данных обрезают так называемые «оптимизаторы», встроенные в большинство роутеров. Тем из яхтсменов, кто не в силах самостоятельно (при помощи настройки правил для брандмауэров, например) умерить прыть своих ноутбуков по части самостоятельного скачивания различных данных из Интернета, следует вместо прямой связи «трубка-ноутбук» по USB-кабелю предпочесть беспроводной роутер со встроенным «оптимизатором».

Из интересных новинок еще можно отметить SatSleeve («жакет» в терминах отечественного рынка) для системы Thuraya. Это устройство, содержащее спутниковую антенну, надевается на смартфон (см. фото на предыдущей странице). Посредством дополнительного ПО пользователь получает возможность пользоваться спутниковой связью со своего привычного сотового телефона.

Набегающие расходы

Несмотря на то что на рынке имеются всего четыре спутниковых провайдера, имеющиеся тарифные предложения довольно сложно сравнить. Цена минуты разговора зависит от множества факторов. Цена приема данных частично зависит от времени нахождения в сети, частично – от объема полученных данных. Карты предоплаты со временем могут стать нерабочими, хотя представляются выгодным предложением. Вероятно, с точки зрения провайдеров, которые полагают, что яхтсмены берут с собой спутниковые телефоны лишь на случай аварийного вызова, заработать на этом сегменте пользователей никак не получается.

Некоторые провайдеры (Thuraya), впрочем, представляют варианты для снижения расходов в виде обратного вызова. Абонент с «большой земли» может отправить специальное сообщение на борт, после чего ему перезвонят с яхты: у спутниковых провайдеров исходящий звонок стоит дешевле, чем входящий. Так можно снизить расходы.

С другой стороны, минута звонка с одной яхты на другую может стоить до 10 евро, если оба абонента обслуживаются разными провайдерами.  Поэтому к выбору своего будущего спутникового провайдера надо отнестись очень внимательно! Вы прочно свяжете себя с конкретной спутниковой сетью (см. таблицу). Только провайдер Globalstar частично предлагает некоторые варианты оптимизации расходов, напоминающие таковые у обычных сотовых провайдеров.

Коротковолновые радиостанции против спутниковых телефонов

КВ-радиостанции и морские радиомодемы (так называемые PACTOR*-модемы) ничуть не устарели в связи с появлением спутниковой аппаратуры связи. Последняя при всем ее совершенстве не позволяет проводить много- (а не только двух-) сторонние сеансы связи, кроме того, она привязана ко внешней (спутниковой) инфраструктуре. Коротковолновая аппаратура обходится без этих сложностей, она независима от внешних устройств. Поэтому стоить она может и дороже спутниковой (особенно в части модемов), но в эксплуатации будет дешевле.

Да, и для аварийного вызова не требуется спутниковый телефон – достаточно буя EPIRB.

Но все же спутниковые телефоны на борту – это практично. Iridium, к примеру, создал сеть, которая работает практически везде и всегда. И это может быть очень важной составляющей частью смысла наличия спутникового средства связи на борту: в подсознании капитана греет мысль, что в экстренном случае он сможет самостоятельно подать сигнал бедствия, на который – и в этом отличие от буев EPIRB –кто-то немедленно ответит. Да и возможность приема метеоданных в любых обстоятельствах является большим преимуществом.

Недостатком же являются высокие цены на передачу данных (а порой и на «железо»). Но это всегда так: за удобство нужно платить.

PACTOR – обозначение особой формы модуляции радиосигнала, позволяющей передавать и принимать цифровую информацию (прим. ред.)

Кто и что может?

Покрытие различных операторов может заметно различаться.
Тот, кто ходит лишь в европейских водах, может сэкономить


Iridium

Полное покрытие всей поверхности земного шара; 66 спутников на низких орбитах делают это возможным. За счет этого же голосовая связь и прием данных осуществляются без проблем даже на взволнованном море

Inmarsat

Покрытие приполярных регионов отсутствует – это важно, если планируется плавание в высокие широты. И еще, спутники висят на геостационаре, так что желательна специальная внешняя антенна

Thuraya

Выгодная альтернатива для плаваний вокруг Европы, в Индийском океане и около Австралии. Это геосинхронная система, которая за счет особой технологии передачи данных (наподобие GPRS в обычной сотовой сети) обеспечивает практически безупречный прием

Globalstar
Эта система еще находится в процессе создания. В Европе ее район покрытия аналогичен провайдеру Thuraya, но сильно отличается в районе обеих Америк. За счет кооперации с наземными системами мобильной связи этот провайдер относительно недорог

Новое поколение

С аппаратной точки зрения системы Iridium и Thuraya представляют собой новое направление развития. Их гаджеты сколь просты, столь и богаты возможностями. Что они могут, а что – нет?

Жакет Thuraya SatSleeve



Небольшой адаптер, по размерам лишь немногим больше телефонного чехла, и ваш iPhone, Galaxy или иной гаджет превращаются в спутниковый телефон с возможностью приема цифровых данных. Это все становится возможным благодаря внешней антенне SatSleeve. За счет разных адаптеров к ней возможно подключение разных по размеру смартфонов, и даже при смене аппарата достаточно будет лишь сменить адаптер, сохранив возможность подключения аппарата к SatSleeve. Последний, кстати говоря, за счет своего мощного аккумулятора может подзаряжать и сам «родительский» прибор, который, разумеется, сохраняет все свои обычные функции. При использовании iPhone возможно построение на борту и небольшой сети, кроме того, за счет относительно высокой скорости приема данных (60 кбит/с) возможно нормальное применение различных приложений, использующих Интернет. В жакете SatSleeve находится SIM-карта провайдера Thuraya, на смартфон придется установить необходимое для связи с жакетом приложение (поддерживаются платформы iOS и Android). В зависимости от необходимого адаптера цена жакета начинается от 599 евро

IridiumGo



Другую возможность без проблем поддерживать связь со спутником представил оператор Iridium. Прибор с простым названием Go представляет собой беспроводной роутер, который напрямую связывается с низкоорбитальными спутниками; сам по себе он не позволяет осуществлять голосовую связь. Поэтому для обычных звонков через Go необходимы смартфон, ноутбук или планшет с соответствующими приложениями, которые позволят совершать звонки. Роутер Go водозащищен, так что его можно держать на палубе во время приема электронной почты или GRIB-файлов. Одновременно к нему можно подключить до пяти беспроводных устройств. Для телефонной связи это может иметь смысл, но для приема данных – вряд ли, поскольку Iridium обеспечивает скорость приема всего лишь 2,44 кбит/с. Роутер содержит т.н. Optimizer (де-факто – собственный брандмауэр), пропускающий лишь необходимые данные (тексты электронных писем и погодные данные), чтобы с максимальной пользой реализовать свою невысокую скорость. Цена: 869 евро

Барабаны и палочки

Как и для смартфонов, для спутниковых телефонов придумана масса аксессуаров. Какие из них имеют смысл на борту яхты?

Внешние антенны



Все аппараты требуют нахождения спутника в поле прямой видимости – тот, кто хочет принимать данные прямо за навигационным столом, будет вынужден обзавестись внешней антенной. У оператора Iridium она сравнительно не дорога – 249 евро. Для геостационарного провайдера Inmarsat потребуются более сложные антенны в карданном подвесе, чтобы сохранять направление на спутник даже во время качки. Подобная антенна для этой системы с кабелем будет стоить от 700 евро

Зарядные устройства

На борту яхты напряжение для зарядки приборов обычно составляет 12 В, а 230 В на ходу можно получить лишь при помощи инвертора. Тем, кто хочет рассчитывать на спутниковый телефон как на аварийное средство связи даже находясь на спасательном плоту, должен позаботиться о дополнительном источнике питания. Складные солнечные батареи – это один вариант, инерционные ручные генераторы – другой. Запасной аккумулятор тоже будет не лишним. Цены всех этих устройств варьируются от 50 до 300 евро

Доступ в Интернет

Простейший вариант доступа в Сеть – это устройства типа Iridium Go, Globalstar SatFi или Thuraya SatSleeve. Вся эта тройка может быть подсоединена либо к смартфону (SatSleeve), либо к ноутбуку или планшету (Go и SatFi) при помощи необходимых приложений. А вот «обычные» спутниковые телефоны-трубки потребуют беспроводной роутер типа Axcesspoint, RedPort Optimizer, XT HotSpot или 9600. Отдельные модели телефонов могут передавать принятые данные на компьютер через USB-кабель

Цена вопроса

Спутниковые телефоны требуют немало денег. Надо внимательно сравнивать тарифы между собой

Предоплата или нет?

Лучше всего контролировать расходы на спутниковую связь при помощи тарифов с предоплатой. Но есть один момент: телефон окажется совершенно бесполезным – причем, по закону подлости это произойдет как раз тогда, когда он нужнее всего – когда вся сумма уже «выговорена» или достигнут лимит цифрового трафика. Эта проблема не возникнет, если оплачивать расходы «по факту». Но при этом надо не забывать о самодисциплине, делать очень короткие звонки и принимать только самые необходимые данные. Иначе вы очень быстро поразитесь тому, какие счета за связь вам приходят.

Время или трафик?

По причине своих низких скоростей приема данных Inmarsat и Iridium требуют большого времени нахождения на линии. Если в ходе приема данных через провайдера Inmarsat связь прерывается, то придется начать скачивание данных заново, что может привести к большим расходам. В данном случае стоит предпочесть тариф с оплатой за объем, а не за время.

Тарифные джунгли

Абоненты оператора Iridium за абонентную плату 700 евро в год могут получить 500 минут разговора. А при базовом тарифе 40 евро в месяц одна минута разговора будет стоить один евро.

Оператор Inmarsat тоже предлагает базовый месячный тариф в размере 40 евро, но минута связи будет стоить дороже. Лучше выбирать годовой тариф: 190 евро дадут вам возможность поговорить 200 минут, что обойдется дешевле одного евро.

Thuraya предлагает оплату «по факту» в виде абонентной платы 30 евро плюс один евро за минуту. Прием данных обойдется в пять евро за мегабайт. Предоплаченный тариф у этого оператора за 39 евро дает возможность поговорить 20 минут.

Провайдер Globalstar предлагает тариф с предоплатой 675 евро за один год телефонной связи и приема данных общей длительностью 1000 минут. Оплата «по факту» обойдется только за голосовую связь в 23,80 евро в месяц, а за голосовую связь и прием данных – 47,60 евро в месяц.



Текст Александра Вормса
« Последнее редактирование: 31.12.2016, 20:15:58 от bigbird »

 


* Интересно почитать

* Поиск по сайту


* Последние сообщения

topic Яхтсмен Виталий Елагин вышел на связь спустя восемь дней после исчезновения
[Машинный телеграф]
grebenshch
27.03.2024, 18:07:12
topic Механика движения комет
[Погода]
Fermer
24.03.2024, 10:35:22
topic Грустная история косатки, которая помогала китобоям: верования народа тауа
[Машинный телеграф]
grebenshch
23.03.2024, 00:02:36
topic В Колумбии поднимут затонувший корабль XVIII века с сокровищами на $17 млрд
[География]
grebenshch
20.03.2024, 00:29:46
topic Вакансия дня: счетовод пингвинов в Антарктиде
[Машинный телеграф]
grebenshch
20.03.2024, 00:21:11
topic «Секс-плот» — антрополог хотел доказать жестокость людей, но не смог
[Машинный телеграф]
grebenshch
20.03.2024, 00:16:04
topic Редакционная статья яхтенного дизайнера Chuck Paine (США)
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 21:48:13
topic Грузовой корабль улавливает и перерабатывает свои выбросы углекислого газа
[Техника]
grebenshch
16.03.2024, 19:26:43
topic Самый дорогой подводный отель в мире с рыбами, плавающими вокруг вашей кровати
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 16:17:18
topic Морские подковы
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 15:42:08
topic Как поделили океан
[История]
grebenshch
16.03.2024, 15:36:47
topic Dufour 44: новое решение
[Новинки]
grebenshch
14.03.2024, 16:31:06

* Двигатель торговли

* Активные авторы

Craus Craus
4006 Сообщений
bigbird bigbird
2971 Сообщений
grebenshch
541 Сообщений
Grumete Grumete
392 Сообщений
root root
269 Сообщений

* Кто онлайн

  • Точка Гостей: 300
  • Точка Скрытых: 0
  • Точка Пользователей: 1
  • Точка Сейчас на форуме:

* Календарь

Март 2024
Вс. Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб.
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 [29] 30
31

Нет ближайших событий.

* Ваша Реклама

Здесь может быть Ваша реклама!

* Мы на Pinterest

SMF spam blocked by CleanTalk
Защита SMF от спама от CleanTalk
SimplePortal 2.3.6 © 2008-2014, SimplePortal