collapse

Для создания НОВОГО ПОСТА, необходимо выбрать нужный раздел ФОРУМА и создать в нем НОВУЮ ТЕМУ. Если вы новый пользователь, то вам нужно ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на форуме


Автор Тема: Как моряки питались до изобретения консервов  (Прочитано 280 раз)

Оффлайн Craus

  • Ветеран
  • *****
  • Карма: +9/-0
    • Просмотр профиля


В средние века считалось, что желудки людей благородных устроены как-то иначе, не как у бедных. И если брюхо простолюдина способно переваривать всякую малопригодную для питания дрянь, то человеку голубых кровей для укрощения аппетита требуется что-то нежное, особым образом приготовленное. Так что солдатская кухня и офицерский рацион могли серьезно различаться. Даже когда с харчами становилось совсем худо.

Армия и флот первое время могли довольствоваться примерно одинаковой кормежкой. Но то до тех пор, пока радикально не увеличились размеры переходов. Скажем, в прежней прибрежной манере плавания, когда берег старались не упускать из вида, вопрос об отдельном флотском снабжении не стоял. Но как только начались те же крестовые походы, участники столкнулись с особым недугом, до того неизвестном широко – цингой (или острым недостатком витамина С).

Вообще морская служба как таковая – это вахта. Сколько-то на работе, сколько-то – на берегу, то есть дома. И чем дальше отходишь от берега, тем больше требуется запасов разместить на корабле. Что оказалось серьезной проблемой, поскольку до начала XIX столетия способов длительного сохранения продуктов существовало всего два – соление и вяление. Немного копчение. Но надолго копченых продуктов все равно не хватало – влажность. Так что экипажам, не получавшим полноценного рациона с точки зрения физиолога, приходилось туго. Доходило до того, что на корабли набирали экипажи с запасом процентов в 50. Чего не всегда хватало. К примеру, в экспедиции Васко де Гама погибла треть участников. Причиной – та же цинга. Хотя в источниках лирично указывалось: "от лишений".

Питание всех моряков мира той поры примерно одинаково. На первое время набирали всякой живности вроде кур, баранов и коров. Но ведь и их как-то надо кормить. Поэтому долго живность не берегли – только на первое время. Дальше, при первой возможности, завидев берега, старались разжиться чем-то посвежее. Годилось все. Кстати, именно моряки оказались причиной резкого снижения популяции или полного исчезновения некоторых видов. Птицу дронта и морскую корову попросту сожрали подчистую. Галапагосская черепаха вообще оказалась находкой величайшей – она долго живет без всякого ухода в темноте трюма, так что черепах признали живыми консервами. Поэтому есть повод считать черепаховый суп разновидностью ухи.



Камбуз на корабле конца XVII века

На купцах, не сильно обремененных уставом и приказом выше стоящего начальства, в среднем морячки питались чуть лучше. На военных кораблях приходилось туго. Свинину солили настолько, что она походила на толстый брикет старой кожи, покрытый слоем соли. И ее приходилось долго вымачивать. Но как это сделать, когда и запас пресной воды ограничен? Так что в основном еда на кораблях получалась невкусной и пересоленной.

Отдельно стоит упомянуть хлеб. Булок и сдобы точно никто не получал. Был специальный рецепт вроде финского ржаного, годный для производства сухарей. Их-то и набирали на борт под завязку. Но и там вскоре начинались проблемы.



Рацион британского моряка XVI века. Посуда изготовлена по образцам, поднятым со дна морского вместе с "Мэри Роуз". Из еды тут: чернослив, каша, сушеные яблоки, квашеные грибы и что-то вроде галет-пирогов

Как и всю провизию, хлеб хранили в бочках. Но и это не спасало – вскоре в сухарях заводились жуки. В предельно больших количествах. Так что тут у моряков оказался выбор – есть так, увеличивая белковый рацион, или предварительно выколачивать сухари, перед тем как укусить. Увы. Помогало слабо.

Иногда сухари смачивали и запекали повторно. Что не избавляло хлеб от жуков, просто на какое-то время жизнь в нем замирала. Вот только сделать это получалось снова только на берегу – хоть корабли и строились из дерева, дефицит дров в походах ощущался.

Как ни крути, питались однообразно. И чтобы хоть как-то скрасить быт морских волков, им выдавался ром. Как только тот стал недорог и распространен. До того – виски. Считалось, что алкоголь спасает от цинги. На деле он просто притуплял чувство страха.



Измученные цингой моряки...

Долгое время считали, что эта напасть заразная. Мол, морской воздух способен и не на такое. Позднее заметили, что при заходах в тропики и пополнении фруктовых запасов (особенно цитрусовых – они дольше хранились), болячка отступала. Голландцы, например, наладили для нужд флота массовые централизованные поставки апельсинов и лимонов. По их примеру Петр Великий тоже массу денег тратил на привоз такой экзотики. Но он-то не имел амстердамских связей с тропиками. И куда проще ему было бы на манер немцев обойтись квашеной капустой или клюквой – как французы. Но он вот использовал нидерландский шаблон и кормил моряков цитрусовыми.

Интересно, что часто моряки отказывались принимать столь эффективные противоцинготные средства. Мол, не по чину суровым парням питаться всякой травой. И в одном из походов Куку даже как-то пришлось издать указ, что капусту получают только офицеры и отличившиеся матросы – для поднятия престижа дополнительного пайка. Сработало. К капустному поощрению стали стремиться.



Натуральное лекарство!

Между прочим, у англичан, как у путной колониальной державы, в почете были все же лимоны. Точнее, его разновидность – лайм. И когда в начале XVIII века адмирал Эдвард Вернон, прозванный подчиненными Старым Грогом за привычку разгуливать по палубе в особом плаще, обеспокоился пьянством подчиненных и повелел выдаваемый ром разбавлять водой, тростниковым сахаром и соком лимона (немного пряностей). Морякам это сначала не понравилось – порция в пересчете на чистый спирт сократилась втрое. А соседи и вовсе принялись подтрунивать над подобным ограничениями, им не известными до поры. Так появилось презрительное прозвище английских военных моряков – лаймиз, лимонники. Но смех смехом, а этот напиток оказался неплохим витаминным коктейлем. И вскоре грог (так уж назвали рецепт потребители – в память об адмирале, не особо и успешном непосредственно в военных действиях) стал входить в рацион многих военных флотов мира.



Ловля рыбы с бортового орудия

Но основное питание военных моряков все равно оставалось скудным до XIX века. Именно тогда французский кондитер Николя Франсуа Аппер изобрел консервы – в ту пору в особых бутылках из темного стекла с широким горлом (в похожих по форме в советские времена разливали молоко и кефир). Наполеон дал изобретателю огромную премию, а американцы приспособили (в 1820) под консервы жестяные банки. Англичане же переняли методику примерно в 1815. Сначала в стекле, а потом в луженой жести – по американскому примеру.



Карикатура первой половины XIX века...

Новинка очень пришлась к месту во флоте. Пользователей не огорчало даже то, что консервный нож изобрели много позднее – лет через пятнадцать после начала выпуска жестяных банок с мясной начинкой. И то, что на переработку пускали не самое качественное и свежее мясо – из-за специфического душка консервированного мяса, поставлявшегося во флот Ее Величества Королевы, новый припас прозвали "вонючим французом". Вышла своеобразная месть за лаймиз.

Повторная пищевая революция во флоте случится чуть позднее – с детальной проработкой технологии заморозки. Но ее расцвет придется уже на ХХ век.

Источник

 


* Интересно почитать

* Поиск по сайту


* Последние сообщения

topic Как выбрать кранцы для яхты или катера?
[Техника]
bigbird
Сегодня в 02:16:11
topic Легенды не умирают, они просто уходят в море…
[История]
Craus
19.06.2019, 21:31:35
topic Как и зачем владельцы яхт используют экотехнологии?
[Техника]
Craus
19.06.2019, 21:11:17
topic Это тоже символ Швейцарии!
[Регаты и Матч-рейсы]
Craus
18.06.2019, 18:10:09
topic «Русские богатыри» вновь празднуют победу
[Регаты и Матч-рейсы]
Craus
18.06.2019, 18:06:37
topic Серия вечерних регат "КоммерсантЪ": старт третьего сезона
[Мероприятия: Что? Где? Когда?]
bigbird
18.06.2019, 17:10:11
topic Окно в Россию
[Мероприятия: Что? Где? Когда?]
bigbird
18.06.2019, 13:43:18
topic “В море – значит дома”
[Почитать]
Craus
17.06.2019, 22:16:11
topic SPRY — водонепроницаемый дрон для яхты снимающий потрясающие 4K видео
[Техника]
Craus
17.06.2019, 22:10:21
topic Курс молодого яхтсмена
[Машинный телеграф]
Craus
16.06.2019, 20:40:47
topic Bagou 7.0 - открытый электрический катамаран для прогулок
[Техника]
Craus
16.06.2019, 20:33:02
topic Последний поход линкора "Нагато"
[История]
Craus
15.06.2019, 21:32:30

* Двигатель торговли

* Активные авторы

Craus Craus
2156 Сообщений
bigbird bigbird
1707 Сообщений
Grumete Grumete
317 Сообщений
root root
271 Сообщений
Xollms Xollms
63 Сообщений

* Кто онлайн

  • Точка Гостей: 25
  • Точка Скрытых: 0
  • Точка Пользователей: 0

Нет пользователей онлайн.

* Календарь

Июнь 2019
Вс. Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб.
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 [20] 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30

Нет ближайших событий.

* Ваша Реклама

Здесь может быть Ваша реклама!

* Мы на Pinterest

SMF spam blocked by CleanTalk
Защита SMF от спама от CleanTalk
SimplePortal 2.3.6 © 2008-2014, SimplePortal