collapse

Для создания НОВОГО ПОСТА, необходимо выбрать нужный раздел ФОРУМА и создать в нем НОВУЮ ТЕМУ. Если вы новый пользователь, то вам нужно ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на форуме


Автор Тема: Дебют адмирала Тегетгоффа  (Прочитано 152 раз)

Оффлайн Craus

  • Ветеран
  • *****
  • Карма: +9/-0
    • Просмотр профиля


К началу Второй Шлезвигской войны между Данией и коалицией германских государств датский флот имел господство на море, а союзная австро-прусская армия — на суше. Превосходящие силы союзников без особого труда заняли почти всю континентальную часть Дании, но оказались практически бессильны против островной части страны.

Датская блокада Пруссии и бой у острова Рюген

К февралю 1864 года прусский флот насчитывал два винтовых фрегата и один корвет, а также 22 винтовых канонерских лодки и четыре небольших паровых корабля. Ещё один фрегат вошёл в строй в самом начале войны (3 марта), и один корвет — перед её окончанием (3 июля). В то же время датский флот имел четыре броненосных корабля: батарейный фрегат «Даннеборг» (3057 т), переделанный из парусного линкора, башенный монитор «Рольф Краке» (1360 т), а также бронированные канонерские лодки «Эсбен Снаре» и «Абсалон» (по 533 т) . Кроме того, у датчан имелись 94-пушечный винтовой линкор «Скьольд», 4 винтовых фрегата и 3 корвета, 18 паровых канонерок и авизо. Линейный корабль «Педер Скрам» стоял на переоборудовании в броненосец, но работы были завершены только после окончания войны.



Театр военных действий Второй Шлезвигской войны 1864 года.
Советская Военная Энциклопедия. Том 3. М.: Воениздат, 1977

Датский флот развернул свои основные силы на Балтике, имея целью установить полную морскую блокаду Пруссии вплоть до Свинемюнде и Штеттина. Блокада была официально объявлена 15 марта 1864 года, а уже 17 марта к северо-западу от острова Рюген произошло столкновение прусского морского отряда под командованием капитана 1-го ранга Яхмана (винтовые корветы «Аркона» и «Нимфа», а также авизо «Лорелей») с блокирующей датской эскадрой контр-адмирала Карла ван Доккума. Датчане имели пять кораблей: линкор «Скьольд», фрегаты «Зеланд» и «Торденскьольд», а также два корвета. Эскадра Доккума имела в 4,5 раза больше орудий (180 против 43), но датские корабли несли в основном старые 30-фунтовые гладкоствольные пушки, в то время как прусские корабли были вооружены новейшими 24-фунтовыми казнозарядными пушками, показавшими более высокую меткость. Датские корабли выпустили 1200 снарядов, прусские — 300, но количество попаданий оказалось примерно равным: у датчан было 3 убитых и 19 раненых, у пруссаков — 5 убитых и 8 раненых.



Датский линейный корабль «Скьольд». Рисунок Христиана Блахе.

Формально бой окончился вничью, однако он продемонстрировал ненадёжность датской блокады: прусские торговые суда и боевые корабли продолжали относительно свободно выходить из балтийских портов (как указывает Штенцель — «благодаря большой дистанции, на которой держались датские суда»). Когда на следующий день эскадра Яхмана (произведённого за этот бой в контр-адмиралы) вышла в море, она вообще не обнаружила противника.

Кроме того, бой у Рюгена наглядно продемонстрировал преимущества казнозарядной артиллерии. Если скорострельность орудий, заряжающихся с казённой части, была примерно такой же, как у дульнозарядных, то точность их стрельбы оказалась вчетверо выше. Клиновые затворы системы Варендорфа показали себя не очень надёжными, их часто заклинивало, однако в дальнейшем германские инженеры решили эту проблему. Здесь нельзя не отметить, что чуть ранее британский флот тоже столкнулся с проблемой ненадёжности затворов 177-мм казнозарядной пушки — в итоге именно по этой причине английские моряки предпочли вернуться к нарезным дульнозарядным системам.

Ситуация в Северном море

Тем не менее датский флот сохранял превосходство на море. Если на Балтике Пруссия могла хоть как-то ему противостоять, то в Северном море её морские силы были ничтожны. Датское командование направило сюда эскадру Северного моря под командованием капитана 1-го ранга Эдварда Свенсона. Эскадра в составе фрегата «Нильс Юэль» (флагман) и корветов «Дагмар» и «Хеймдаль» должна была крейсировать между устьем Эльбы и английским островом Уайт, загружаясь углём в английских портах или с английских угольщиков.



Капитан 1-го ранга Свенсон. Рисунок Отто Баше в 6-м томе «Danmarks Riges Historie» (1907).

Корабли Свенсона блокировали устья Эльбы и Везера, а также бухту Яде, где незадолго до этого была создана прусская морская база (будущий Вильгельмсхафен). В этом районе датчанам удалось захватить большое количество германских судов, после чего немецкие судовладельцы начали спешно менять через российское представительство в Бремене свои судовые документы на российские и поднимать российские коммерческие флаги. В итоге датские призовые суды (в нарушение международного права) начали признавать только те российские документы, которые были выданы прусским судовладельцам до 1 февраля 1864 года, а судам остальных германских государств — до 1 марта.



Флагман Свенсона — винтовой фрегат «Нильс Юэль». Завершён в Копенгагене в 1856 году. Водоизмещение — 1934 т, скорость под парами — 10 узлов. Вооружение на момент боя: тридцать 30-фунтовых гладкоствольных и двенадцать 18-фунтовых нарезных орудий (по другим данным — восемь 18-фунтовых и четыре 12-фунтовых).

Важной базой датской эскадры стал остров Гельголанд, лежавший в непосредственной близости от германского побережья. В 1807 году он был захвачен Англией, а позднее соединён с ней телеграфным кабелем. Британцы в этой войне содействовали датчанам, и вся информация о передвижении вблизи острова немецких кораблей быстро поступала к Свенсону. 6 мая его эскадра была усилена фрегатом «Юлланд», в то время как «Дагмар» был отозван на Балтику.



Винтовой корвет «Хеймдаль». Водоизмещение — 892 т, скорость под машиной — 9,5 узла. Вооружение — четырнадцать 30-фунтовых гладкоствольных орудий и два 18-фунтовых нарезных орудия.



Деревянный винтовой фрегат «Юлланд», присланный на усиление эскадры Свенсона. Введён в строй в Копенгагене в 1862 году. Водоизмещение — 2456 т, скорость под машиной — до 12 узлов. Вооружение: тридцать два 30-фунтовых гладкоствольных орудия, восемь 18-фунтовых нарезных орудий и восемь (по другим данным — четыре) 12-фунтовых нарезных орудий.

Экспедиция Тегетгоффа

Союзником Пруссии в этой войне была Австрийская империя, имевшая довольно большой военный флот, правда, далеко от театра военных действий — на Адриатическом море. Но с началом войны имперское руководство решило отправить на помощь союзнику часть своих морских сил под командованием контр-адмирала барона Бернгарда фон Вюллерсторф-Урбайра, «скорее учёного, чем флотоводца». Командир находившегося у Родоса отряда судов капитан 1-го ранга Вильгельм фон Тегетгофф уже 4 марта получил приказ двинуться в Лиссабон и там ждать основные австрийские силы.



Контр-адмирал Тегетгофф на борту «Шварценберга» в Куксхафене вскоре после боя у Гельголанда. Работа фотографа прусского королевского двора К. Жюно.



Вильгельм фон Тегетгофф. Парадная литография Йозефа Кирхубера.

Тегетгофф имел в своём распоряжении фрегаты «Шварценберг», «Радецкий» и «Дандало», а также канонерку «Зеехунд». Однако «Радецкий» двигался отдельно, а «Дандало» пришлось отправить в Адриатику из-за неисправности машины. 17 марта Тегетгофф с двумя кораблями прибыл в Лиссабон. Здесь австрийский командир получил известие о том, что формирование эскадры Вюллерсторфа задерживается. Теперь ему предписывалось дождаться «Радецкого», после чего двигаться в Брест, а оттуда — в немецкий Куксхафен.

По пути Тегетгофф должен был соединиться с отрядом капитана 3-го ранга Густава Клатта — колёсным авизо «Прёйсише Адлер» и винтовыми канонерками «Блиц» и «Басилиск». Эти корабли тоже находились в Средиземном море для защиты немецких интересов во время очередной гражданской войны в Греции. В декабре 1863 года были отозваны на Балтику, но из-за неисправности машин на авизо к 15 апреля 1864 года дошли только до голландского Ден-Хелдера, где остались ждать прибытия австрийских кораблей.



Колёсный пароход «Прёйсишер Адлер». Построен в 1847 году в Англии для линии Свинемюнде-Кронштадт. Полное водоизмещение — 1430 т, вместимость — 926 брт, скорость — 10,5 узла. Участвовал в Первой Шлезвигской войне. В 1862 году вновь мобилизован и вооружён четырьмя 36-фунтовыми короткими гладкоствольными пушками. По другим данным, к 1864 году имел два 68-фунтовых гладкоствольных орудия. Рисунок Кристофера Раве.



Канонерская лодка 1-го класса типа «Камалеон». К этому типу принадлежали «Блиц» и «Басилиск», введённые в строй летом 1863 года. Полное водоизмещение — 422 т, скорость — 9 узлов, вооружение — одно 24-фунтовое и два 12-фунтовых нарезных казнозарядных орудия; по другим данным, на 1864 год имели одно 68-фунтовое дульнозарядное и одно 24-фунтовое казнозарядное орудия.

4 апреля «Радецкий» присоединился к эскадре, после чего Тегетгофф перешёл в Брест. 23 апреля здесь он получил новое распоряжение: не дожидаясь прихода основных сил, двигаться в Ден-Хелдер, а из него — в Куксхафен. После соединения с прусским отрядом Тегетгоффу предписывалось производить общие учения, но ни в коем случае не подчиняться прусскому командованию.

В последних числах апреля эскадра Тегетгоффа вышла из Бреста и направилась к берегам Англии, на рейд Даунс, чтобы продемонстрировать британцам отсутствие враждебных намерений. 1 мая австрийское правительство с целью успокоить Англию сделало официальное заявление о том, что эскадра имеет своей задачей лишь защитить германское судоходство в Северном море и не намеревается двигаться в Балтику.

27 апреля при входе в гавань Рамсгейта канонерка «Зеехунд» получила повреждения из-за ошибки английского лоцмана, и в итоге была оставлена здесь для ремонта. Теперь у Тегетгоффа осталось лишь два корабля, но в Ден-Хелдере у острова Тексель к нему присоединился отряд Клатта. 4 мая союзная эскадра прибыла в порт Куксхафен в устье Везера.

В это время капитан 1-го ранга Свенсон пополнял свои запасы в Копенгагене. Получив известие о появлении австрийцев, 6 мая его эскадра вышла к Гельголанду. В этот же день Тегетгофф также вышел в море в поисках противника, но 7 мая встретил только британский фрегат «Аврора». 8 мая командир «Авроры» сообщил Свенсону, что накануне встретил к востоку от Гельголанда отряд из пяти кораблей: двух под австрийскими и трёх под прусскими флагами.

Тегетгофф вернулся в Куксхафен утром 9 мая. Здесь он получил сообщение, что датская эскадра обнаружена возле Гельголанда. Даже не приняв уголь, австрийский командующий приказал вновь выходить в море, чтобы отыскать противника — решительности будущему победителю в битве при Лиссе было не занимать.



Флагман Тегетгоффа — винтовой фрегат «Шварценберг». Завершён в Венеции в 1853 году, в 1862 году перестроен и оснащён паровой машиной. Водоизмещение — 2514 т, скорость под парами — 11 узлов. Вооружение на момент боя: шесть 60-фунтовых и двадцать восемь 30-фунтовых гладкоствольных орудий, четыре 24-фунтовых казнозарядных орудия.

Различные источники называют разное количество орудий у сторон. Из-за того, что корабли постоянно перевооружались, установить точные цифры не представляется возможным. Датчане имели чуть меньше сотни орудий: 76 гладкоствольных 30-фунтовых и свыше 20 нарезных дульнозарядных калибром от 12 до 18 фунтов. Австро-прусская эскадра несла 80-90 орудий, в том числе 16 больших калибром 60–68 фунтов и 9 нарезных казнозарядных 24-фунтовых, остальные были такими же 30-фунтовыми, как и у датчан.

В целом артиллерия сторон выглядит практически равноценной, однако датчане имели больше нарезных пушек, хотя и меньшего калибра. Число гладкоствольных орудий было примерно равным, но у австрийцев часть из них имела больший калибр.



Винтовой фрегат «Радецкий». Завершён в Лондоне в 1854 году. Полное водоизмещение — 2324 т, скорость — 9 узлов. Вооружение на момент боя: шесть 60-фунтовых гладкоствольных бомбических орудия Пексана, сорок 30-фунтовых гладкоствольных орудий и два 24-фунтовых орудия; по другим данным: четыре 60-фунтовых и двадцать четыре 30-фунтовых гладкоствольных орудия, три 24-фунтовых казнозарядных орудия.

Сражение с неопределённым исходом

9 мая около 10 часов утра датская эскадра, двинувшаяся к Гельголанду с севера, обнаружила противника юго-восточнее острова. Корабли Тегетгоффа двигались двумя группами — прусский и австрийский отряды маневрировали раздельно. У южного берега Гельголанда стоял британский фрегат «Аврора», задачей которого было наблюдать за боем.

Эскадры двинулись на сближение на контркурсах, причём каждый стремился держать противника слева по носу. Тегетгофф поднял на своём флагмане сигнал: «Наши армии победили, давайте сделаем то же самое!»

По одним описаниям, прусский отряд держался левее и дальше от противника, по другим — слева от колонны двигался только самый бесполезный в бою «Прёйсише Адлер», а обе канонерки шли в кильватер фрегатам Тегетгоффа. Отметим, что все описания боя у Гельголанда крайне скупы на подробности, а имеющиеся схемы противоречат друг другу.

В 13:57, ещё до того, как корабли поравнялись, «Шварценберг» первым открыл огонь из носовых 24-фунтовых орудий с предельной дистанции в 18,5 каб (3400 м). Датчане начали стрелять значительно позднее, когда дистанция сократилась до 10 каб, и шансы на попадание значительно выросли. В результате уже одна из первых 30-фунтовых датских гранат угодила в орудийную палубу «Шварценберга», убив и ранив несколько артиллеристов батареи правого борта.



Морской бой у Гельголанда. Схема из работы Майкла Эмбрее «Первая война Бисмарка» (Bismarck's First War).

Вскоре после этого Тегетгофф развернул свою эскадру вправо, решительно сблизившись с противником до пары кабельтовых. Теперь его эскадра шла курсом, параллельным вражеской колонне. По одним данным, «Нильс Юэль» перестреливался со «Шварценбергом», а «Юлланд» и «Хеймдаль» — с «Радецким»; по другим описаниям, датчане сосредоточили весь свой огонь на австрийском флагмане. Прусские канонерки сместились правее и дальше от противника, продолжив стрельбу по датским кораблям с дистанции в 4 каб. Их огонь был в целом малоэффективен, хотя командир «Басилиска» докладывал, что в конце боя добился попадания в «Нильс Юэль» из своего кормового орудия.

Дуэль на параллельных курсах продолжалась полтора часа. Около 15:30 от попаданий разрывных снарядов на «Шварценберге» загорелись свёрнутые паруса на фок-мачте, что вызвало взрыв восторга среди датских моряков. Пожарные шланги оказались перебиты осколками, поэтому австрийским морякам очень долго не удавалось потушить огонь.



Другая схема боя, несколько отличающаяся от предыдущей.

Вскоре после этого Тегетгофф отвернул вправо, взяв курс на Гельголанд. В сочувствующих датчанам описаниях этот манёвр трактуется как стремление укрыться в британских территориальных водах; по австрийским описаниям поворот был сделан, чтобы огонь под действием ветра не перекинулся на другие мачты. В любом случае «Шварценберг» сохранил боеспособность, и артиллерийская дуэль продолжались. Датская эскадра тоже развернулась, следуя за противником, однако вскоре после этого удачным попаданием австрийского снаряда на «Юлланде» было повреждено рулевое управление. В результате около 16:30 датские корабли прекратили преследование и отвернули на север.

Существует мнение, что Свенсон был вынужден прекратить бой из-за того, что противник укрылся в нейтральных водах, а британский фрегат «Аврора» выдвинулся между эскадрами, препятствуя стрельбе. Однако датская эскадра отвернула на север и прекратила стрельбу, когда кораблям Тегетгоффа оставалось до британских вод ещё полторы мили. Лишь около 17 часов эскадра Тегетгоффа вошла в британские территориальные воды, и «Шварценберг» встал на якорь у Гельголанда, занявшись тушением пожара и ремонтом.



Наиболее известная и самая далёкая от реальности схема боя у Гельголанда.

После боя

Исправив рулевое управление на своём флагмане, Свенсон вернулся к Гельголанду, однако эскадра Тегетгоффа не проявила желания выходить и продолжать бой. К ночи датский командующий отвёл свои корабли на запад и продолжил ремонт, намереваясь следующим утром возобновить сражение или хотя бы преградить врагу путь к устью Эльбы. Однако Тегетгофф закончил ремонт ещё до рассвета и в темноте с выключенными огнями к 4 часам утра прошёл в Куксхафен.

Убедившись, что противник ускользнул, Свенсон увёл свою эскадру в Скагеррак, а 15 мая торжественно вошёл в Копенгаген. Датский флот покинул подходы к устьям Эльбы и Везера — впрочем, это не имело ровно никакого значения, так как 12 мая было подписано временное перемирие, а вместе с ним прекращалась и блокада.



На борту фрегата «Нильс Юэль» в бою у Гельголанда. Картина датского художника Кристиана Мёльстеда, 1897–1898 годы.

И датчане, и австрийцы объявили о своей победе. 10 мая, после первого известия о бое, император Франц-Иосиф объявил о присвоении Тегетгоффу звания контр-адмирала и награждении его орденом Железной короны 2-й степени с военными знаками. Свенсон 15 мая был награждён Большим крестом ордена Данненброг (вторая степень ордена, звезда на плечевой ленте), но чин контр-адмирала получил лишь два с половиной года спустя.

В действительности итог боя оказался неопределённым: противники разошлись, не нанеся друг другу неисправимых повреждений. Датчане потеряли 14 человек убитыми (в том числе 12 на «Юлланде») и 54 ранеными; у австрийцев было 37 убитых и 62 серьёзно раненых, ещё 31 моряк получил лёгкие ранения. Такие данные приводит немецкий историк Альфред Штенцель (сам участник этой кампании) в своей классической работе «История войны на море». Более современные работы дают несколько другие цифры: 14 убитых и 55 раненых у датчан, 32 убитых и 59 раненых у австрийцев; возможно, данные Штенцеля учитывают австрийских моряков, умерших от ран в госпиталях Куксхафена и Гамбурга. Прусские корабли потерь не имели.



Торжественное прибытие эскадры Свенсона в Копенгаген 15 мая 1864 года. Гравюра из журнала «Illustreret Tidende» от 22 мая 1864 года.

При примерном равенстве в артиллерии датчане имели явное превосходство в кораблях: боевая ценность старого прусского авизо стремилась к нулю, а две слабо вооружённых канонерки вряд ли могли уравновесить один корвет. Но куда важнее другое: датские моряки показали себя более опытными, нежели австрийские. Датские канониры не тратили снаряды с дальней дистанции и стреляли куда более метко. Наиболее пострадавший у датчан «Юлланд» имел около 20 попаданий, в то время как австрийский флагман получил 93 попадания, не считая мелких осколков. У него сгорела фок-мачта, и имелось несколько небольших пробоин в корпусе.

Большинство пробоин у «Шварценберга» имели диаметр 4–5 дюймов, то есть главную роль в бою сыграли датские нарезные пушки. Как и в бою при острове Рюген, нарезная артиллерия продемонстрировала гораздо более высокую точность, однако из-за малого калибра (12–18 фунтов) даже большое количество снарядов не могло нанести фрегату критических повреждений.

К утру 10 мая основные повреждения «Шварценберга» удалось исправить, и корабль практически восстановил боеспособность. Однако если бы не удачное попадание в «Юлланд» и близость нейтральных вод, сражение могло окончиться куда более печально для Тегетгоффа.

Впрочем, даже поражение австро-прусской эскадры вряд ли могло повлиять на ход войны. На момент сражения отставшая эскадра адмирала фон Вюллерсторфа уже находилась в Шербуре, а в конце мая она прибыла в Северное море. В её состав входил 92-пушечный винтовой линкор «Кайзер», только что вступивший в строй броненосец «Дон Хуан Австрийский», винтовой корвет «Фридрих» и колёсный пароход «Элизабет»; за время перемирия к ним присоединился ещё один новый броненосец — «Кайзер Макс». После этого господство на море у западного побережья Дании перешло к союзникам, а с возобновлением войны на суше датские сухопутные силы были окончательно разгромлены.



Фрегат «Юлланд» в качестве корабля-музея.

Сражение у Гельголанда часто называют «последней победой датского флота». В действительности оно не стало победой и никак не повлияло на ход войны, хотя датские моряки показали себя великолепно. Для австрийского флота этот бой имел куда большее значение, став решающей ступенькой в карьере Вильгельма фон Тегетгоффа — будущего победителя итальянцев при Лиссе. В Дании же фрегат «Юлланд» до сих пор сохраняется в гавани Эбельтофта в качестве музея, оставаясь одним из немногих боевых кораблей эпохи дерева и паруса, сохранившихся до нашего времени.

Литература:

  • А. Штенцель. История войны на море в ее важнейших проявлениях с точки зрения морской тактики. Пятая часть. С 1859 по 1910 год. Пг.: Типография Морского министерства, 1916
  • Х. Вильсон. Броненосцы в бою. М.: Изографус, ЭКСМО, 2003
  • Jack Greene, Alessandro Massignani. Ironclads at War: The Origin and Development of the Armored Warship, 1854-1891. Pensilvania: Combined Publishing, 1998
  • Michael Embree. Bismarck’s First War: The Campaign of Schleswig and Jutland 1864. Helion & Company Ltd, 2006
  • Friedrich Wallisch. Wilhelm von Tegetthoff. Wien-München: Herold, 1964
  • http://www.navalhistory.dk
  • https://warspot.ru/


 


* Интересно почитать

* Поиск по сайту


* Последние сообщения

* Двигатель торговли

* Активные авторы

Craus Craus
1971 Сообщений
bigbird bigbird
1568 Сообщений
Grumete Grumete
313 Сообщений
root root
271 Сообщений
Xollms Xollms
63 Сообщений

* Кто онлайн

  • Точка Гостей: 27
  • Точка Скрытых: 0
  • Точка Пользователей: 0

Нет пользователей онлайн.

* Календарь

Март 2019
Вс. Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб.
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 [20] 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31

  • - Праздники -
  • holiday Vernal Equinox

* Ваша Реклама

Здесь может быть Ваша реклама!

* Мы на Pinterest

SMF spam blocked by CleanTalk
Защита SMF от спама от CleanTalk
SimplePortal 2.3.6 © 2008-2014, SimplePortal