collapse

Для создания НОВОГО ПОСТА, необходимо выбрать нужный раздел ФОРУМА и создать в нем НОВУЮ ТЕМУ. Если вы новый пользователь, то вам нужно ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на форуме


Автор Тема: Последний поход линкора "Нагато"  (Прочитано 184 раз)

Оффлайн Craus

  • Ветеран
  • *****
  • Карма: +9/-0
    • Просмотр профиля


Линкор, получивший обозначение "Сенкан 5", заложили ещё 28 августа 1917 года на Военно-морской верфи в Куре, спустили на воду 9 ноября 1919 года, и 25 ноября 1920 года линкор, получивший имя "Нагато", поднял военно-морской флаг. Это было довольно серьезное усиление японского флота — линкор "Нагато" стал первым линкором в мире, вооруженный 406-мм артиллерией.

После завершения курса боевой подготовки "Нагато" был зачислен в состав 1-й дивизии линейных кораблей Первого флота. Первые годы жизни корабля не сопровождались какими-либо примечательными событиями, в основном шла боевая подготовка. 7 сентября 1924 года он вместе с однотипным "Мутсу" расстрелял на учениях устаревший линейный корабль "Сатсума", который затонул.

1 декабря 1924 года "Нагато" исключили из списка кораблей действующего флота и вывели в резерв для прохождения модернизации. Ровно через год после завершения работ его вернули в состав флота и зачислили в состав 1 -и дивизии линкоров Первого флота.

1931 год прошел для линкора в повседневной службе — он занимался боевой подготовкой, как индивидуальной, так и в составе соединения. После завершения больших осенних маневров корабль снова вывели в резерв. В этот период на одном из заводов провели работы по усилению зенитного вооружения, смонтировали дополни тельные мостики для улучшения размещения боевых постов, и после окончания работ он вновь вошел в состав флота.

После короткого и не примечательного событиями периода службы "Нагато" 1 апреля 1934 года выводится в резерв. На этот раз "Нагато" ждала более серьезная модернизация.



Основным направлением работ, которые проводила Военно-морская верфь в Куре, должна была стать серьезная модернизация с полным изменением силуэта корабля. Для увеличения боевой мощи устанавливались новые приборы в частности новая система управления зенитным огнем и новые зенитные орудия. Планировались работы по усилению бронирования. В мае 1935 года "Нага-то" вышел на испытания нового оборудования и после их завершения вернулся на завод для устранения замеченных недостатков. Затем провели повторные выходы на испытания. Только 5 ноября 1935 года линкор вернулся в состав флота.

15 декабря 1938 года "Нагато" становится флагманом 1-й дивизии линейных кораблей Первого флота, а 1 сентября 1939 года и флагманом Объединенного флота. Командующим флотом в то время был адмирал Исороку Ямамото.



2 декабря 1941 года радист "Нагато" пере дал в эфир знаменитую радиограмму "Ниитака ноборе" (Начинайте восхождение на гору Ниитака), что означало начало военных действий 7 декабря.

В последний день мира на борту линкора проводился эксперимент по установке противоторпедных сетей. 7 декабря американская Военно-морская база в Пирл-Харбор была атакована японской палубной авиацией. Флоту США был нанесен серьезный урон. Адмирал И. Ямамото в этот день находился на борту линкора "Нагато".



27 апреля 1945 года командиром "Нагато" становится контр-адмирал Отсука Мики. Несмотря на высокое звание, это был офицер призванный из резерва, до войны он был капитаном торгового флота, хотя в 20-е годы служил на "Нагато" офицером связи.

1 июня 1945 года "Нагато", "Исе", "Хьюга" и "Харуна" вошли в состав Специального флота (флот береговой обороны). В этот же день на линкоре начали работы по демонтажу катапульты и большей части зенитной артиллерии — ее установили на берегу. Экипаж сократили до 1000 человек.

18 июля военно-морскую базу в Йокосуке атаковали американские палубные самолеты. Не сколько неуправляемых ракет попало в кормовую часть корабля. Но наибольший ущерб "Нагато" нанесли самолеты с авианосца "Шангри Ла" (CVS-38). Им удалось попасть в корабль тремя бомбами. Первая взорвалась в районе 3-й башни главного калибра, остальные две порази ли корабль в районе носовой надстройки и раз рушили рулевую рубку. Погибли командир, старший помощник, командир артиллерийской боевой части и много матросов (всего 33 человека). Командир линкора был посмертно произведен в вице-адмиралы.



Это стало последней военной потерей. 15 августа 1945 года все оставшиеся на борту моряки были собраны на верхней палубе и через трансляцию слушали обращение императора о капитуляции Японии. 29 августа на рейд Йокосуки прибыли американские линкоры "Айова" (ВВ-61) и "Миссури" (ВВ-63). На первом развевался флаг с разъяренным быком - личный штандарт командующего 3-м флотом вице-адмирала В. Хэлси.

30 августа состоялась капитуляция военно-морского района Йокосуки, на борт "Нагато" поднялись американские моряки, 2 сентября Япония капитулировала, и 15 сентября 1945 года линкор вычеркнули из списков императорского флота.

После раздела остатков японского флота корабль вошел в американскую часть. Флот США не нуждался в подобном усилении, поэтому было принято решение использовать линкор для проведения ядерных испытаний на атолле Бикини.



С 6 февраля по 11 мая 1946 года, 180 американских специалистов ВМФ готовили линкор «Нагато» к последнему походу к атоллу Бикини, где легендарный флагман адмирала Ямомто, должен был стать одной из целей ядерных испытаний. Хотя «Нагато» был одним из самых старых военных кораблей Императорского флота, он принимал участие в боях и был серьезно поврежден в сражениях за Филлиппины.



После 3-х дневных испытаний в Токийском заливе, в течение первых двух недель марта, а так же переговоров с некоторыми японскими специалистами, знавшими «Нагато», линкор вышел из Токио в Эниветок.

В пути, старый линкор сопровождал один из крейсеров поздней постройки – «Сакава» (1944г.). С двумя работающими из четырех огромных винтов, исполин мог развить скорость только в 10 узлов. Два других винта просто вращались под напором воды. Линкор водоизмещением 35 тысч тонн идущий с такой небольшой скоростью требовал повышенного внимания к управлению, т.к. совсем легко уходил с курса и порой, непослушный корабль выписывал зигзаги. Первая часть пути прошла бес приключений, но затем стало очевидно, что «Сакава» и «Нагато» набирают воду, а насосы не справляются с холодным душем, сквозящим через боевые раны обоих кораблей.

на фото-Американская комсиися осматривает "Нагато" в сентябре 1945 года



О качестве в спешке выполненных японцами ремонтных работ, можно было судить хотя бы по тому, что на 8-й день плавания, корабль принял 150 тонн воды в носовые отсеки и чтобы выровнять линкор, пришлось дополнительно затопить отсеки на корме. На 10-й день, «Сакава» окончательно отстал, при попытке взять его на буксир на линкоре взорвался один из котлов и оба корабля встали.

на фото-Линкор «Нагато» в Йкосуке в 1946 году незадолго до отправки на атолл Бикини (Маршалловы острова).



Несколько дней, пока не подошли буксиры, остатки некогда величественного флота дрейфовали. С черепашьей скоростью в 1 узел, буксир тащил тушу «Нагато» в Эниветок, несомненно, если бы не помощь еще одного более крупного буксира, линкор рисковал попасть в шторм и затонуть, в следствие неработающих насосов – на борту не было электричества - крен достиг 7 градусов. На подступах к Эниветоку, «Нагато» все же попал в волну тайфуна, но остался невредимым и 4 апреля бросил якорь, на 18-й день перехода.



После 3-х недельного ремонта, «Нагато» предпринял последний в своей жизни 200-мильный поход к месту своей последней стоянки – атоллу Бикини. Казалось, огромных корабль в последний раз хотел показать на что способен, хоть уже с нефункционирующим вооружением, на скорости 13 узлов, без посторонней помощи достиг своей цели.

на фото-"Флот" Бикини



Главной мишенью испытаний был американский линкор-ветеран «Невада», выкрашенный в яркий красно-оранжевый цвет, он должен был стать эпицентром взрыва. По правому борту от «Невады» суждено было стоять «Нагато».

Бывшие противники собирались встретить мощнейший взрыв плечом к плечу. 21 килотонная бомба «Гильда» была взорвана 1 июля 1946 года на высоте примерно 150 метров над уровнем океана, взрывная волна распространялась от эпицентра со скоростью 3 мили в секунду!

Но вся эта совершенная мощь, последнее слово в науке и технике оказались бессильны перед «человеческим» фактором. «Невада» и «Нагато» должны были принять всю мощь взрыва на себя, но… взрыв произошел не там где намечалось.

на фото-План ядерных испытаний 1946 года у атолла Бикини



Не над ветераном Перл-Харбора, а над легким авианосцем «Индепенденс», чья полетная палуба была уничтожена, корпус смят, а надстройка сметена как чудовищным молотом! Спустя шесть часов авианосец еще горел, как его собрат по несчастью «Принстон» в заливе Лейте 2 года назад.

А что «Нагато»? Бомба разорвалась примерно в 1.5 километрах от линкора, и, можно сказать, не сильно повредила его «пагоды» и орудийные башни, главный дальномер да некоторые коммуникации – вот и все, что было выведено из строя. Силовая установка и прочие жизненно важные механизмы не пострадали. Сосед – «Невада» получил повреждения надстройки, да труба обрушилась – и только! Линкоры выстояли.



Американцы, исследуя «Нагато» после взрыва были удивлены, что 4 из действующих котлов остались нетронутыми, в то время как на американских кораблях на той же дистанции от взрыва, эти механизмы были разрушены либо отказали. Комиссия ВМФ приняла решение тщательно изучить силовую установку японского корабля и внедрить некоторые особенности конструкции в американские послевоенные суда.)

25 июля 1946 года, вторая бомба – «Бэйкер» была взорвана с целью обрушить на корабли ударную волну из массы воды, американский авианосец «Саратога» с одной стороны и «Нагато» с другой должны были встретить взрыв на расстоянии 870 м. от эпицентра, и находились ближе всех к нему. Если не принимать во внимание линкор «Арканзас» в почти 400 метрах.



Огромная лавина воды высотой 91.5 метра, массой несколько миллионов тонн со скоростью 50 миль в час обрушилась на «флот Бикини». На сей раз «Нагато» принял удар так, как было рассчитано и мелкими повреждениями уже невозможно было отделаться. Несчастный «Арканзас» взрывом был вдавлен в воду и затонул за 60 секунд. Огромный «Саратога» получил удар такой силы, что ее корпус был смят как картонный, а полетная палуба продольно была испещрена огромными трещинами.

Но когда туман из брызг и дым рассеялись, «Нагато» как ни в чем ни бывало оставался на плаву, он опять оказался сильнее атомного взрыва! Как несокрушимая гора, линкор возвышался над поверхностью воды, его огромная «пагода»-надстройка и орудийные башни, казалось не понесли никакого значимого ущерба от ярости «Бейкера».



Лишь крен в 2 градуса на правый борт выдавал тот факт, что корабль только что перенес самый страшный взрыв и подводную ударную волну. За кормой японца, американский линкор «Невада» так же пережил сокрушающий удар, но его мачты и надстройки были разрушены.

Таким образом, казалось, массивные корабли оказались абсолютно невосприимчивы к силе атома, однако, все еще на плаву, они таили в себе иную опасность – радиационную.Выброшенные на палубы массы загрязненной воды сделали невозможным приближение к кораблям ближе чем на 1000 метров, после визуального осмотра, был отмечен крен в 5 градусов, но казалось «Нагато» вовсе не собирался тонуть! Американцы попытались смыть радиацию с испытуемых кораблей с помощью брандспойтов, но это не принесло успеха.

на фото-План повреждений "Саратоги"



Уровень радиации был настолько высоким, что счетчики Гейгера истерично щелкали рядом с кораблями. Американцы были удивлены, что подводный взрыв оказался очень «грязным» по сравнению с первым, они не учли огромное количество загрязненной воды, прокатившейся по палубам.

Надежды спасти корабли были тщетны, команды не могли взойти на борт для того чтобы исследовать повреждения и предотвратить затопление внутренних отсеков. Не имея возможности как-то побороться за живучесть «Саратоги», американцы бессильно наблюдали, как медленно авианосец соскользнул на дно, встав на ровный киль. «Нагато» тоже, молчаливо взирал, как носовая часть «Саратоги» с номером «3» последний раз мелькнула над водой.



После того, как невозможность дальнейшего изучения «Нагато» ввиду радиации стала очевидной, американцы быстро потеряли к нему интерес. Хотя были высказаны предложения отбуксировать линкор на глубину и затопить, загрязненность делала такие попытки весьма небезопасными. Тем более, что крен на правый борт постепенно очень медленно увеличивался, спустя три дня он составлял 8 градусов. Это было настолько необычно, что многие наблюдатели стали подозревать, что «Нагато» удасться выжить и тем более беспокоило американцев, теперь им нужно было как-то избавляться от «радиактивного линкора»!



Но утром 29 июля, ситуация кардинально изменилась. «Нагато» еще был на плаву, но уже очень сильно осел, так что воды атолла Бикини могли спокойно переливаться на палубу со стороны правого борта и затоплять отсеки под главной надстройкой. Крен достиг 10 градусов, но со стороны казалось, что в таком состоянии корабль может пробыть довольно длительное время – очевидно, затопление постепенно выровняло «Нагато», который продолжал возвышаться над волнами рядом с «Невадой»…



Ранним утром 30 июля, крен неожиданно увеличился, нос корабля задрался, линкор опрокинулся, оседая на морское дно. Никто не знает точного времени, никто не был очевидцем - такой должна быть смерть переполненного достоинством истинного самурая.

Недоумевающих американцев на заре встретило ровная океанская гладь на том месте, где стоял «Нагато» - после 4 дней наблюдений, уже сомневавшихся насчет того затонет ли линкор или нет, но его гибель заметно упрощало положение дел. Позднее, подводные исследования выявили, что «Нагато» лежит на морском дне на правом борту под углом 120 градусов вверх дном, корма разбита, т.к. опустилась на дно первой, но, что любопытно, «мостик Ямомото» оказался неповрежденным – надстройка оторвалась и одной стороной зарылась в ил.



С тех пор, «Нагато», как и многие остальные жертвы испытаний покоятся на морском дне, являясь лакомым кусочком для исследователей затонувших судов, кои посещают Бикини с завидным рвением и регулярностью.





Источники

 


* Интересно почитать

* Поиск по сайту


* Последние сообщения

topic Rolex Middle Sea Race: осталось два дня!
[Регаты и Матч-рейсы]
bigbird
17.10.2019, 17:38:02
topic Southerly 435 номинирована на The British Yachting Awards 2019
[Машинный телеграф]
Craus
17.10.2019, 15:45:22
topic Fountaine Pajot Lucia 40 – первый катамаран с электродвигателем Volvo Penta
[Техника]
Craus
17.10.2019, 15:43:01
topic Mini-Transat: промежуточный финиш
[Регаты и Матч-рейсы]
bigbird
17.10.2019, 03:20:37
topic Спасательная операция в Новой Зеландии
[Машинный телеграф]
bigbird
17.10.2019, 03:11:46
topic В Питере завершен сезон вечерних регат "Коммерсант"
[Мероприятия: Что? Где? Когда?]
bigbird
17.10.2019, 03:07:08
topic Крупнейший в мире эксплорер REV обзавелся батискафом
[Техника]
Craus
15.10.2019, 12:04:52
topic €500 млн потратят на марину Porto Montenegro за 10 лет
[Машинный телеграф]
Craus
15.10.2019, 12:02:35
topic Последний немецкий рейдер или "Битва сухогрузов"
[История]
Craus
15.10.2019, 11:59:29
topic Кубок Наций у Скорпиона
[Регаты и Матч-рейсы]
bigbird
15.10.2019, 10:43:05
topic Спущен на воду 34-метровый деревянный флагман Spirit Yachts
[Техника]
Craus
14.10.2019, 19:29:37
topic Русалочка и маяк
[Видео]
bigbird
14.10.2019, 12:40:03

* Двигатель торговли

* Активные авторы

Craus Craus
2371 Сообщений
bigbird bigbird
1862 Сообщений
Grumete Grumete
322 Сообщений
root root
271 Сообщений
Xollms Xollms
63 Сообщений

* Кто онлайн

  • Точка Гостей: 23
  • Точка Скрытых: 0
  • Точка Пользователей: 0

Нет пользователей онлайн.

* Календарь

Октябрь 2019
Вс. Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб.
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 [18] 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31

Нет ближайших событий.

* Ваша Реклама

Здесь может быть Ваша реклама!

* Мы на Pinterest

SMF spam blocked by CleanTalk
Защита SMF от спама от CleanTalk
SimplePortal 2.3.6 © 2008-2014, SimplePortal