collapse

Для создания НОВОГО ПОСТА, необходимо выбрать нужный раздел ФОРУМА и создать в нем НОВУЮ ТЕМУ. Если вы новый пользователь, то вам нужно ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на форуме


Автор Тема: Гонка гонок: Украина в самой престижной кругосветной регате  (Прочитано 124 раз)

Оффлайн Craus

  • Ветеран
  • *****
  • Карма: +9/-0
    • Просмотр профиля

Гонка гонок: «Гетман Сагайдачный» – украинская яхта в самой престижной командной парусной регате Whitbread Round the World Race 1993-94 гг

Они надолго оставляют дом и родных, без гарантии увидеть их снова. Преодолевают шторма, усталость, хронические финансовые трудности и равнодушие чиновников. Хотят, чтобы слово «Ukraine» стало известно в мире и ассоциировалось с достижениями в парусном спорте.

Почему они не живут спокойно, им что, больше всех нужно? Возможно, они просто не могут по-другому.


2019 – своего рода юбилейный год для украинского спортивного яхтинга. В этом году исполнилось 30 лет со старта «Фазиси» и 25 – с финиша «Гетмана Сагайдачного» в самой престижной кругосветной парусной регате Whitbread Round the World Race (она же впоследствии – Volvo Ocean Race и The Ocean Race). Собеседник «Интерпарус»Евгений Платон, участник обеих гонок, вахтенный начальник «Фазиси» и шкипер «Гетмана Сагайдачного» (вторым вахтенным начальником был одессит Анатолий Верба, впоследствии – организатор проекта и шкипер «Одесса 200», а сама «Фазиси» участвовала в той же гонке, что и другая легендарная яхта, Maiden, о которой мы писали в прошлом месяце). Мы встречаемся в Киеве, на Подоле – оказывается, люди-легенды живут совсем рядом с нами.



Украинская лодка Гетман Сагайдачный в Саутгемптоне, Англия

Часть первая: «Фазиси»
Предыстория


Лодка «Фазиси», на которой первая и единственная команда СССР участвовала в Whitbread Round the World Race, была 25 метровым шлюпом, созданным на судостроительном заводе в Поти, Грузия. Россия любит называть «Фазиси» своей, но из 29 человек экипажа одиннадцать были украинцами, трое американцами, по двое – грузин, латышей, французов и новозеландцев, один казах и один британец и 5 – русских.

Евгений Платон говорит, что «Фазиси» — это яхта, построенная украинцами на грузинские деньги. Проект, однако, разрабатывала ленинградская группа «Мобиле», стремившаяся сделать длинную ультралегкую лодку. В качестве материала был выбран алюминиево-магниевый сплав. Идея была хороша теоретически – на выходе должен был получиться быстрый 17-тонный шлюп, глиссирующий на воде. Но реальность оказалось другой. Довольно быстро выяснилось, что тонкий алюминий обшивки деформируется при сварке, а запроектированная палуба 1.5-2-миллиметровой толщины не выдерживает даже учебного падения рангоута, и ее необходимо утолщать. Добавление миллиметра-полутора сразу потянули за собой изменение и остальных характеристик. Чем дальше шло строительство, тем больше лодка отходила от первоначального замысла, вылившись в 22 тонны водоизмещения на финише.



«Фазиси», первая и единственная лодка СССР в Whitbread Round the World Race, строилась энтузиастами на судоремонтном заводе в Поти, Грузия



Первоначальный проект лодки, разработанный ленинградским бюро «Мобиле, оказался не реалистичным – вносить изменения приходилось уже по ходу строительства

Кроме того, завод хоть и помог, чем мог, но это «чем мог» было по-советски аскетичным. Поти дал место, стапели и самые основные инструменты – остальное делала команда энтузиастов, слетевшаяся на это строительство со всего Союза – чтобы хоть так прикоснуться к легендарной гонке, о которой граждане СССР узнавали из редких телепередач и спортивных журналов. Команда энтузиастов с дрелями и молотками соревнуется с лучшими яхтенными верфями мира…

4 июля 1989 года «Фазиси» спустили на воду в Поти. Без киля, мачты, лебедок, такелажа и оборудования. А 2 сентября из Саутгемптона, Англия, уже стартовала гонка. Попасть в Саутгемптон в срок своим ходом, чтобы пройти обмер лодка не успевала. И тогда было принято сумасшедшее, но единственно реальное в этой ситуации решение – транспортировать яхту в Британию… самолетом. В мире было всего два самолета, способных на такое. И оба находились в СССР – «Руслан» и «Мрія». Киевлянин Алексей Грищенко, шкипер «Фазиси» отправился на завод Антонова, Киев, где каким-то чудом договорился об использовании «Руслана». Еще одно маленькое чудо: лодка проходит впритык – сечение грузового люка транспортника оказывается всего на 10 сантиметров больше миделя яхты!



«Фазиси» была доставлена транспортным самолетом АН-124 «Руслан»



В Британию «Фазиси» была доставлена транспортным самолетом АН-124 «Руслан»

«Красные идут»!

На «Руслане» лодку привозят в Лондон, где начинается очередной этап борьбы за участие в гонке. Первый официальный обмер показывает ошибочность первоначальных расчетов в остойчивости. Чтобы попасть в класс, нужно менять киль – до гонки остается одна неделя. Другого киля нет, кроме того от финансирования команды отходит компания Pepsico, которая была единственным спонсором. Таковы реалии «холодной войны»: американская общественность возмущена тем, что их производитель финансирует «красных». Привлекательность советского рынка не идет ни в какое сравнение с долей компании в США, и Pepsico выходит из игры, чтобы избежать имиджевых потерь.



На память от спонсора, вышедшего из игры, остался разве что логотип на форме команды

По счастливой случайности, Евгений Платон обнаруживает валяющийся киль команды Rothmans, которая отказалась от него в пользу более обтекаемого. Они договариваются с Rothmans-ом и забирают его по цене лома – необходимые перерасчеты оперативно согласился сделать известный яхтенный конструктор Тони Кастро. Работа кипит почти круглосуточно и за день до старта «Фазиси» присоединяется к остальным участникам гонки в гавани Саутгемптона.

В океане нарастают противоречия между двумя украинскими группами – «киевской» и «одесской». У лидеров обеих групп разные взгляды на то, как держать курс, из-за чего команда не может выработать оптимальную тактику.



Спуск «Фазиси» на воду в Хамбле
У капитана, Алексея Грищенко, появляется навязчивая мысль, что корпус может не выдержать постоянных ударов о волны, он нервничает и лихорадочно проверяет сварочные швы.

Тем не менее, на первом этапе в Уругвае «Фазиси» вырывается в лидеры – становясь сенсацией гонки. Однако доктор настоятельно рекомендует измотанному и больному шкиперу Алексею Грищенко пропустить второй этап. Что, вкупе со остальными бесконечными проблемами, фатально сказывается на психологическом состоянии Алексея. В один из вечеров он просит команду довести до конца начатое дело. Все, конечно, обещают это сделать, не придавая  просьбе какого-то исключительного значения. Через два дня Алексея Грищенко обнаруживают в лесу повешенным…



Команда «Фазиси»



Удивляя мир, «Фазиси» на первом этапе становится лидером гонки



Гонка гонок: Украина в самой престижной кругосветной регате

Команда подавлена, а в СССР, вместо того, чтобы в этой ситуации поддержать своих, СМИ и «возмущенная общественность» призывают запретить команде «Фазиси» использовать флаг страны.. Теперь яхтой командует бывший второй шкипер, американец Скип Новак. Несмотря на постоянные трудности, нехватку денег и оборудования «Фазиси» идет вперед. По пути в Австралию ломается гик, советская команда финиширует десятой.

11 ноября в Южном океане неожиданным ударом волны яхту кладет в брочинг, а Евгения Платона смывает за борт – как раз в тот момент, когда он расстегнул страховку, сдавая вахту. Он успевает схватиться в воде за смытый этой же волной гика-шкот и по нему выбраться на борт. Евгений проводит в ледяной воде около 5 минут. Всего на этом этапе в разных командах за бортом побывало 8 яхтсменов, 32-летний британец погиб от переохлаждения.



История «Фазиси» оказалась постоянной борьбой с неблагоприятными обстоятельствами – не только природными, но и социальными



«Невзрачная скала» за спиной команды – легендарный мыс Горн



«Фазиси» в Южном океане



По пути в Окленд, Новая Зеландия



«Фазиси»

Вообще, вся история «Фазиси» — это история постоянной борьбы с обстоятельствами. И, как это ни банально, поиска денег на продолжение гонки. На предпоследнем этапе из-за интриг и внутренних противоречий руководство проекта отстраняет от участия трех key-persons команды – Скипа Новака, Анатолия Вербу и Евгения Платона. Лодка заканчивает гонку Whitbread Round the World Race, заняв 11 место. Через год Советский Союз исчезнет с карты мира, и в следующей регате примет участие уже независимая Украина. Это будут две лодки: «Гетман Сагайдачный» под командованием Евгения Платона, и «Одесса 200» под командованием Анатолия Вербы.

Часть вторая: «Гетман Сагайдачный»

У Евгения Платона в левом ухе сережка. Среди моряков это своего рода «орден», носить который может тот, кто обошел мыс Горн. Евгений прошел его дважды – второй раз как шкипер «Гетмана Сагайдачного».



«Гетман Сагайдачный» — одна из двух украинских лодок в гонке Whitbread Round the World Race 1993-94 гг.

На этот раз в создании лодки никакого аматорства – проект стоимостью 120 тысяч долларов (в современных деньгах это около 210 тысяч) разрабатывает всемирно известное бюро Брюса Фарра. Два предыдущие года потрачены на поиск и убеждение спонсоров. И теперь, перед началом собственно океанской гонки, еще необходимо выиграть гонку со временем: построить и оснастить яхту, набрать и подготовить команду. Финансирование этого имиджевого проекта берет на себя «Градобанк». Строительство «Гетмана Сагайдачного» идет на Харьковском авиационном заводе и укладывается в не то что рекордные, а просто невозможные пять недель. Лодка была транспортирована в Запорожье и спущена на воду 13 августа 1993 года – за 42 дня до старта гонки. За оставшееся время предстояло добраться в Саутгемптон и пройти обмер.



Строительство «Гетмана Сагайдачного» идет на Харьковском авиационном заводе



«Гетман Сагайдачный»: транспортировка из Харькова в Запорожье для спуска на воду

25 сентября, при обычной для Британии пасмурной погоде, «Гетман Сагайдачный» стартует в Whitbread Round the World Race 1993-94. Впереди – 33 тысячи миль Мирового Океана, которые предстоит пройти с не до конца подготовленной командой, в условиях постоянной нехватки денег. Так, перед стартом приходится даже продать часть запасного такелажа, чтобы оплатить страховку яхты.



Накануне старта в Саутгемптоне, Англия



Накануне старта в Саутгемптоне, Англия

Отсутствие слаженности в команде ощущается практически сразу. Каждый маневр занимает чуть больше времени, чем у соперников, расчеты показывают, что лодка идет на 7-8% медленнее, чем могла бы. Вдобавок, из-за не совсем профессиональных действий команды, постоянно рвутся паруса, которые и так в дефиците – швейная машинка на борту строчит не переставая. Лишние секунды и минуты, затраченные на маневры, складываются в часы, а затем в дни…

В Пунта-дель-Эсте, Уругвай, у здания местного яхт-клуба, на стелле, команда устанавливает мемориальную доску – в память об Алексее Грищенко, шкипере «Фазиси».

С миру по нитке

Часто мы представляем себе океанские регаты как нечто романтическое. Реальность, между тем, выглядит по-другому. На полутора десятках квадратных метров месяц живут 12 мужиков, среди запасных парусов, оборудования и запасов продовольствия. В Южном Океане температура внутри лодки не поднимается выше +5 градусов, отовсюду капает конденсат. Мокрая одежда сохнет только на теле. Душа нет. Денег тоже.

В Австралии, после завершения второго этапа, шкипера настигает новость: спонсор сообщает, что из-за возникших у него проблем он не может дальше финансировать участие команды в гонке. И так непростое финансовое положение становится совсем беспросветным. Команду покидают 7 человек – пятеро из гоночной команды и двое из береговой.



Финиш второго этапа в Австралии


В дело включаются австралийские друзья и знакомые Евгения Платона. Они обеспечивают команду продовольствием, оплачивают некоторые счета, выпускают и продают промо-футболки «Гетмана Сагайдачного» и вообще помогают, чем могут. На латаных парусах и с новыми членами команды на борту украинский экипаж продолжает гонку. В Новой Зеландии в гости на яхту приходит привлекательная женщина, гражданка Канады, которая предпочитает проводить время в солнечной стране «киви». Ее зовут Кэрол Сагайдак, она из украинской канадской диаспоры. А кроме того – дальняя родственница…. гетмана Сагайдачного! Поддержать украинцев на «фамильной» яхте оказывается для нее чем-то вроде дела чести и она уговаривает своего отца, состоятельного адвоката, оплатить новые счета команды.



Ремонт киля в Окленде, Новая Зеландия

Финансовые проблемы команды похожи на огонь – стоит затушить в одном месте, он тут же возникает в другом. В Пунта-дель-Эсте, Ургувай, где завершается четвертый этап гонки перед командой даже маячит долговая тюрьма. В этот раз Провидение проявляет себя в виде руководства Запорожского автомобилестроительного завода, которое поручает своим аргентинским партнерам закрыть долги «Гетмана Сагайдачного» в счет будущих поставок – оказывается, Запорожье, где яхта была спущена на воду, внимательно следит и болеет за судьбу «своей» лодки!

5 июня 1994 года, после 135 суток 23 часов 17 минут и 52 секунд чистого гоночного времени, команда «Гетмана Сагайдачного» завершила участие в Whitbread Round the World Race. Яхта прошла более длинную, чем «Фазиси», кругосветную дистанцию на трое суток быстрее. При том, что «Фазиси» была на 6 метров длиннее, а соответственно, имела лучший скоростной потенциал.



Гонка завершена!

Итоги

К сожалению, объем материала не дает нам возможности рассказать историю «Одессы 200». В Whitbread Round the World Race 1993-1994, в классе лодок Whitbread 60 «Гетман Сагайдачный» занял 7 место, «Одесса 200» — последнее 10.

Яхта «Фазиси» была приобретена Польской яхтенной ассоциацией Америки для учебных целей и в 2017 году пострадала при урагане «Ирма». В настоящий момент она находится в Ки-Уэст, США. Сейчас ее владельцем является живущий в Америке белорусский яхтсмен Юрий Раулушко, который планирует восстановить лодку.



Вечеринка в штаб-квартире Whitbread после регаты. Слева – Евгений Платон, в центре – Тони Кастро

После гонки спонсоры продали яхту «Гетман Сагайдачный» почти за бесценок – сегодня она принадлежит итальянскому собственнику. Уже много лет Евгений Платон ведет краудфандинговый проект, направленный на возращение яхты домой и создание в Киеве морского музея.



Одесса 200

«Одесса 200» была продана в Турцию и используется в развлекательных целях.

Источник
« Последнее редактирование: 18.07.2019, 15:26:26 от bigbird »

 


* Интересно почитать

* Поиск по сайту


* Последние сообщения

topic Что предлагают яхтсменам лучшие марины Валенсии?
[Машинный телеграф]
Craus
18.08.2019, 23:45:32
topic Чемпионат Европы в классе L30
[Регаты и Матч-рейсы]
Craus
18.08.2019, 23:37:10
topic 16-летняя экоактивистка пересечет Атлантику на IMOCA 60 с «запечатанным» мотором
[Машинный телеграф]
Craus
17.08.2019, 13:17:38
topic Антон Долотин: «За прошедшие десять лет Royal Yacht Club помолодел»
[Машинный телеграф]
Craus
17.08.2019, 13:09:21
topic «Мавритания» и паротурбинные скороходы
[История]
Craus
16.08.2019, 18:36:39
topic Ирина Грачева в первой десятке годового рейтинга CLASS MINI!
[Регаты и Матч-рейсы]
Craus
15.08.2019, 13:11:04
topic Суперяхта Snowflake с DynaRig-вооружением и парусами на солнечной энергии
[Техника]
Craus
15.08.2019, 13:06:11
topic Французская верфь Catana анонсирует новый тип катамарана Bali CatSpace
[Техника]
Craus
14.08.2019, 23:22:48
topic 16 TONS MUSIC RACE
[Мероприятия: Что? Где? Когда?]
Craus
14.08.2019, 23:16:19
topic Программа Парусный спорт. Выпуск 15. Июль 2019
[Видео]
bigbird
14.08.2019, 14:44:15
topic 22 августа в Приморье стартует главная регата года!
[Мероприятия: Что? Где? Когда?]
Craus
14.08.2019, 00:31:26
topic Как оптимально разместить и сохранить продукты на яхте
[Машинный телеграф]
Craus
14.08.2019, 00:29:29

* Двигатель торговли

* Активные авторы

Craus Craus
2265 Сообщений
bigbird bigbird
1773 Сообщений
Grumete Grumete
320 Сообщений
root root
271 Сообщений
Xollms Xollms
63 Сообщений

* Кто онлайн

  • Точка Гостей: 31
  • Точка Скрытых: 0
  • Точка Пользователей: 0

Нет пользователей онлайн.

* Календарь

Август 2019
Вс. Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб.
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 [19] 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Нет ближайших событий.

* Ваша Реклама

Здесь может быть Ваша реклама!

* Мы на Pinterest

SMF spam blocked by CleanTalk
Защита SMF от спама от CleanTalk
SimplePortal 2.3.6 © 2008-2014, SimplePortal