collapse

Для создания НОВОГО ПОСТА, необходимо выбрать нужный раздел ФОРУМА и создать в нем НОВУЮ ТЕМУ. Если вы новый пользователь, то вам нужно ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на форуме


Автор Тема: "Славу такого предприятия не должны мы допускать отнять у нас"  (Прочитано 181 раз)

Оффлайн Craus

  • Ветеран
  • *****
  • Карма: +9/-0
    • Просмотр профиля


Шлюпы «Восток» и «Мирный» в Антарктиде. М. Семёнов.

16 июля 1819 года из Кронштадта отправились в путь два русских шлюпа "Восток" и "Мирный". "Сия экспедиция, кроме главной её цели – изведать страны Южного полюса, должна особенно иметь в предмете поверить всё неверное в южной половине Великого океана" – так сформулировал в своей служебной записке основные задачи плавания И.Ф. Крузенштерн. Русские моряки не подкачали, и на карте появились острова Петра I и Александра I, очертания шельфовых ледников Антарктиды и все Южные Шетландские острова.



Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев. Портреты: wikipedia.org

Но прежде, чем это произошло, "неверного" в суждениях об Антарктике накопилось немало: после безуспешной попытки Джеймса Кука пробиться сквозь льды к неведомому континенту экспедиции туда никто не снаряжал целых полвека. Прославленный англичанин категорично утверждал, что материка либо вовсе нет, либо он недоступен для мореплавателей. А если вдруг кому-то и удастся обнаружить землю на Южном полюсе, польза от этого вряд ли будет.



Большой рейд в Кронштадте. Художник: Иван Айвазовский

Тем временем русские корабли раз за разом огибали Землю, открывая всё новые и новые острова в тихоокеанских широтах, – с 1803 по 1818 год они совершили семь кругосветных плаваний. Вопрос об Антарктиде вновь привлёк пристальное внимание первооткрывателей. В начале 1819 года морской министр маркиз де Траверсе собрал подробные материалы для подготовки рискованного путешествия: свои соображения на этот счёт изложили руководитель первой русской кругосветной экспедиции адмирал Иван Крузенштерн и видный гидрограф, основоположник полярной археологии Гавриил Сарычев. Ещё один документ, "Краткое обозрение плана предполагаемой экспедиции", опирался на опыт брига "Рюрик", 3 августа 1818 года вернувшегося из научного путешествия вокруг земного шара. Судя по всему, анонимная заметка принадлежала перу командира судна Отто Коцебу.



Иван Крузенштерн. Художник: Фридрих Георг Вейч

Все в один голос утверждали, что необходимо пройти как можно дальше на юг. "Как Сандвичевой земли осмотрена одна северо-западная часть, то должно обойти её с восточной и с южной стороны и осмотреть пределы её. По исполнении сего плыть к юго-востоку или востоку, стараясь подойти к Южному полюсу сколько возможно ближе", – набрасывал примерный маршрут Гавриил Сарычев. Ему вторил Отто Коцебу: "Оба судна направляют путь к Сандвичевой земле, которую должны стараться исследовать далее к югу, нежели удалось капитану Куку, может оная есть часть твёрдой земли". Иван Крузенштерн тоже писал, что идти к югу надо "далее, нежели что было возможно для Кука..." И настойчиво добавлял, торопя снарядить корабли: "Славу такого предприятия не должны мы допускать отнять у нас; она в продолжении краткого времени достанется непременно в удел англичанам или французам". На подготовку адмирал предлагал отвести год, назначив отплытие на 1820 год.



Голубой лёд на озере Фрикселл в транс-антарктических горах. Фото: wikipedia.org

Однако события стали разворачиваться гораздо стремительнее. В январе 1819 года император Александр I заинтересовался проектом, а весной выделил на него финансирование в размере 100 000 рублей. Приказ подписал государь 12 апреля, после чего подготовка пошла в чрезвычайной спешке – до начала экспедиции оставалось всего три месяца.



Александр I, неизвестный художник. Эрмитаж. Источник: wikipedia.org

Строить специальные корабли, предназначенные для плавания во льдах, времени уже не было. Для спуска на воду начали готовить подходящие для кругосветного путешествия шлюпы, только сошедшие со стапеля. Назначенный 27 марта командир "Мирного" Михаил Лазарев тут же приступил к укреплению своего корабля перед встречей с полярными льдами. Корпус обшили дюймовыми досками, сосновый руль заменили прочным дубовым, подводную часть судна защитили медными листами, чтобы на неё не нарастали водоросли.



Вид ледяных островов (1820). Художник: Павел Михайлов. Источник: wikipedia.org

С назначением начальника экспедиции вышла заминка. Иван Крузенштерн видел в этой роли капитана 2-го ранга Василия Головнина, которого очень высоко ценил. Но на тот момент капитан находился в кругосветном путешествии, и адмирал предложил министру кандидатуру Фаддея Беллинсгаузена: "Наш флот, конечно, богат предприимчивыми и искусными офицерами, однако из всех тех, коих я знаю, не может никто, кроме Головнина, сравняться с Беллинсгаузеном". Де Траверсе, однако, придерживался другой точки зрения: он назначил на пост командира Южной дивизии капитан-командора Макара Ратманова. Но капитан попросил не отправлять его в дальнее плавание: когда пришло назначение, он лечился в Копенгагене после кораблекрушения, которое его судно потерпело у мыса Скагена. Вместо себя Макар Ратманов советовал взять капитана второго ранга Фаддея Беллинсгаузена. 4 мая вышел приказ о его назначении, и Беллинсгаузен спешно отправился в Петербург из Севастополя, где командовал фрегатом "Флора". 23 мая он был на месте, а 26 июня вступил в командование.



Маршрут первой руссой антарктической экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева в 1819—1821 годах.

Доставшийся ему "Восток", в отличие от "Мирного", оказался не слишком удачным судном. Прочность корпуса оставляла желать лучшего, румпель был неисправен, рангоут (система установки парусов) слишком высок. Малая вместительность и теснота помещений дополняли список недостатков. "Таковые и другие встречающиеся ошибки в построении происходят более от того, что корабельные мастера строют корабли, не быв никогда сами в море, и потому едва ли одно судно выйдет из их рук в совершенстве", – укоряет Фаддей Беллинсгаузен корабельного инженера Ваниамина Стоке, спроектировавшего "Восток". К счастью, в Кронштадте успели скрепить и обить снаружи медью подводную часть шлюпа. Но исправлять конструктивные недостатки было некогда, работы по мере надобности велись уже в ходе экспедиции.



Ледник Барановского на острове Кинг-Джордж. Фото: wikipedia.org

Команды формировались из добровольцев. Чтобы стать участником путешествия, нужно было пройти жёсткий отбор: например, от матросов требовалось идеальное здоровье, возраст не старше 35 лет и навык какого-нибудь корабельного мастерства плюс к своей основной специальности. А ещё умение стрелять. Хотя военные стычки в экспедиции не предполагались, наоборот, Александр I особо оговаривал в специальном указе: "Чтобы во время пребывания у просвещенных, равно и у диких народов снискивали любовь и уважение; сколь можно дружелюбнее обходились с дикими народами и без самой крайности не употребляли огнестрельного оружия". Для подарков вождям и предводителям племён подготовили ножи и украшения, а кроме того, специально отчеканили медали из серебра и бронзы с изображением императора.



Первая русская антарктическая экспедиция. Монета Банка России, 1994 г. Источник: wikipedia.org

К середине июля экипажи были укомплектованы, корабли оснащены, трюмы заполнены провиантом, а каюты – книгами и научными приборами. "Восток" и "Мирный" вышли из гавани, чтобы добраться до Антарктиды.

Так началось открытие шестого континента, принесшее славу отечественному флоту.

Источник

 


* Интересно почитать

* Поиск по сайту


* Последние сообщения

topic The perfect daysailer: the new Saffier Se 27 ft
[Your topic]
bigbird
Сегодня в 01:31:18
topic Хочу ходить под парусом. Какую лодку мне выбрать? Часть вторая
[Регаты и Матч-рейсы]
Craus
08.12.2019, 20:42:18
topic Все о регатах
[Регаты и Матч-рейсы]
Craus
08.12.2019, 20:25:29
topic Завершился финал SSL
[Регаты и Матч-рейсы]
bigbird
08.12.2019, 15:23:50
topic Вдоль Южного берега Крыма на яхте
[Круизы]
AsyaJoo
08.12.2019, 14:21:34
topic Александр Божко, Сергей Комиссаров и Денис Грибанов о парусном спорте и о себе
[Регаты и Матч-рейсы]
Craus
06.12.2019, 20:18:49
topic Анна Басалкина, Мария Кислухина и Яна Резникова о парусном спорте и о себе
[Регаты и Матч-рейсы]
Craus
06.12.2019, 20:13:36
topic Развитие яхтенного туризма станет стратегическим приоритетом в Греции
[География]
bigbird
06.12.2019, 00:57:44
topic 10 пунктов, которые должна учесть каждая женщина, прежде чем подняться на борт
[Образ жизни]
Craus
05.12.2019, 21:30:27
topic Один год из жизни Black Pearl
[Техника]
Craus
05.12.2019, 21:08:22
topic На Boot Dusseldorf состоятся мировые премьеры Dufour 530 и Contest 55CS
[Техника]
Craus
04.12.2019, 17:58:27
topic Хорошая морская практика
[Машинный телеграф]
Craus
04.12.2019, 17:49:05

* Двигатель торговли

* Активные авторы

Craus Craus
2441 Сообщений
bigbird bigbird
1934 Сообщений
Grumete Grumete
326 Сообщений
root root
271 Сообщений
Xollms Xollms
63 Сообщений

* Кто онлайн

  • Точка Гостей: 50
  • Точка Скрытых: 0
  • Точка Пользователей: 0

Нет пользователей онлайн.

* Календарь

Декабрь 2019
Вс. Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб.
1 2 3 4 5 6 7
8 [9] 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31

Нет ближайших событий.

* Ваша Реклама

Здесь может быть Ваша реклама!

* Мы на Pinterest

SMF spam blocked by CleanTalk
Защита SMF от спама от CleanTalk
SimplePortal 2.3.6 © 2008-2014, SimplePortal