collapse

Для создания НОВОГО ПОСТА, необходимо выбрать нужный раздел ФОРУМА и создать в нем НОВУЮ ТЕМУ. Если вы новый пользователь, то вам нужно ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на форуме


Автор Тема: Новый ГОСТ на спасжилеты: что изменится  (Прочитано 102 раз)

Оффлайн Craus

  • Ветеран
  • *****
  • Карма: +9/-0
    • Просмотр профиля


Поговорили с инициатором и разработчиком нового стандарта на спасжилеты, который вступит в силу в следующем году

В июне 2016 года вся Россия узнала название карельского озера Сямозеро. Тогда во время водного похода утонули 14 школьников, отдыхавших в местном детском лагере. Длинный список причин гибели детей на Сямозере не включал в себя проблемы со спасательными жилетами. Однако одним из последствий ЧП стало введение в России с мая 2018 года по поручению вице-премьера Ольги Голодец нового Национального стандарта на спасательные жилеты для детей (ГОСТ Р 58108-2018). 

На сегодняшний день в стране действуют два стандарта на спасательные жилеты: общий ГОСТ 22336-77, без серьезных изменений существующий еще с 1979 года, и новый отдельный ГОСТ, регламентирующий, какими должны быть именно детские спасательные жилеты.

20 мая 2020 года эти два смежных стандарта будут отменены и вместо них вступит в силу один универсальный. Одним из инициаторов и разработчиков нового ГОСТа на спасжилеты стал генеральный директор ООО «Золото Белого моря», член Международной академии детско-юношеского туризма и краеведения имени А.А. Остапца-Свешникова Денис Орлов.

Лагерь «Золото Белого моря» одним из первых попал «под раздачу» во время массовых проверок, последовавших после трагедии на Сямозере. Несоответствие спасжилетов ГОСТ 22336-77 было одним из обвинений в адрес руководства лагеря. Парадокс ситуации заключался в том, что произведенные по ГОСТу спасжилеты на деле плохо выполняли свою основную функцию.

Мы поговорили с Денисом Орловым о том, почему старый ГОСТ нужно было менять, и что принесет с собой новый стандарт.



Денис Орлов. Фото из личного архива

Спасжилеты, в которых опасно находиться в воде

В 2017 году я пришел на заседание общественной палаты с двумя целями: заявить о ненормальной ситуации с нашим проектом и о ненормальной ситуации с действующим ГОСТ на спасательные жилеты. Были чиновники, представители прокуратуры, МВД. Я пригласил двух девушек, примерно одинаковых по весу, надел на одну из них спасжилет компании «Вольный ветер», который мы использовали в нашем лагере, а на другую — «гостовский», произведенный ООО «Планета».



Спасжилет «Вольного ветра»



Спасжилет по ГОСТ 22336-77

Я попытался поднять девушку в ГОСТовском спасе — имитировать, что будет, если она окажется в воде. Стало ясно, что девушка выскакивает из жилета. Потом я поднял девушку в жилете «Вольного ветра» с иной конструкцией и паховыми ремнями — девушка висела в моих руках и чувствовала себя нормально.

Стало ясно, что ситуация парадоксальная. 40 лет действует стандарт на спасжилеты, в которых опасно находиться в воде.

С 1979 года, когда он был введен, с небольшими изменениями он просуществовал до сих пор всего лишь в двух типо-размерах. Есть вариант детский до 35 кг (стоит отметить, что при этом ГОСТ 2018 года распространяется на жилеты для детей с массой тела до 40 кг, прим. itBoat) и дальше следующий вариант — огромного объема неудобная колодка, которая на тебе держится спереди. Причем найти жилет, сделанный четко по этому стандарту — это тяжелая работа.

Старый ГОСТ действительно ужасен. Если ты прыгнешь таком жилете с борта более-менее высокого судна, например, с теплохода или, хуже того, с парома (а паромы довольно часто тонут), шансов выжить будет не много. Это ситуация, когда люди, одетые в спасжилеты, спрыгивают фактически с высоты дома, с высоты 7-15 метров.

Во-первых, спасжилет с них слетает. Но это, может быть, и хорошо, потому что в момент удара о воду жилет должен ударить снизу по подбородку и с большой вероятностью повредить шею. Там всего лишь одна пряжечка, которая не позволяет его прижать к телу.



Для детей спасжилет по старому ГОСТу слишком свободный. Да и со взрослых он может слететь. Фото: pk-99.ru

Допустим, ты все же как-то слез в воду. Но в старом жилете трудно плыть вперед. Он такой большой, что рукам неудобно. Это как у Винни-Пуха, который долго спорил с горшком «Плавучий медведь», кто же из них корабль, а кто судоводитель. Винни-Пух его победил с трудом и не сразу.

Вот также должен вести себя человек, который попытается в этом ГОСТовском спасжилете целенаправленно плыть.

В нем хорошо разве что просто лежать на воде. Еще можно светить лампочкой и свистеть.

Но мы понимаем, что, как только ветер становится сильным, свистеть уже бесполезно. На расстоянии 3-4 метров этого свиста не услышат. Ровно как и когда тебя волна накрывает, положение «голова вверх» — это очень странная позиция. Лучше наоборот быть компактным, а лицом — вперед и вниз.

Это трудно объяснить людям, которые не высаживались в прибойной волне, которых не опрокидывало на лодке во время шторма. У меня есть этот опыт, поэтому я понимаю, сколь абсурдна вот эта штука. Такая конструкция жилета полезна только в одном случае.

ГОСТовский спасжилет подходит для очень теплой воды, медленно тонущего большого лайнера, с которого есть возможность спокойно спуститься, опуститься в воду и ждать, когда тебя подберут из этой воды.

Тогда понадобится лампочка — ты в темное, свисток — все тихо и торжественно.

Самая удобная позиция в спасжилете по старому ГОСТу. Фото: altair-pro.ru



А еще важно, чтобы тебя достали, потому что самому тебе выбраться будет сложно. Когда выбираешься на борт лодки, не то что спасик мешает, даже пряжечки отдельные мешают. А если представить вот такой толщины колодку (толщина жилета по ГОСТУ составляет от 9 до 13 см в зависимости от типоразмера), которая еще и на шее закреплена... Такого человека должны как-то выхватить и поднять. Причем, если схватят за плечо, что естественно, он, скорее всего, застрянет или вывалится.

В общем, этот набор характеристик делает ГОСТовский спасжилет формальным средством спасения, которое положено регулярно покупать и укладывать под сидения на пассажирских судах.

В этом, видимо, и смысл его. У него большой плюс — он хорошо укладывается в штабель. Однако для спасения он крайне нерационален.

Поэтому у нас, разработчиков, было желание дать такое руководство и такой стандарт, который будет помогать людей именно спасать.

Разработкой нового ГОСТа также занимались председатель технического комитета  Росстандарта №444 («Спортивные и туристские изделия, оборудование, инвентарь, физкультурные и спортивные услуги») Николай Быканов,  старший научный сотрудник отдела стандартизации текстильной и легкой промышленности Росстандарта Надежда Авдеева, руководитель НП «Испытательная лаборатория спортивных изделий «ВИСТИ» Виталий Королев и руководитель компании «Вольный ветер» Виктор Гурин.

Новый ГОСТ: перенимаем европейский опыт

Зачем изобретать велосипед, если можно обратиться к опыту Европы, где эти стандарты есть и многократно опробованы на практике? Собственно, основа нашего ГОСТа – это переведенные стандарты 4 уровней: для дальнего пассажирского плавания, прибрежного морского, в зоне 500 метров от берега и для водных лыж и прочих спортивно-рекреационных приспособлений.

Новый ГОСТ позволяет соотнести возраст, вес человека, область, где жилет будет применяться, и параметры самого жилета.

Например, нужен жилет для людей от 40 до 70 кг для использования недалеко от берега на спокойной реке — смотришь в ГОСТ и находишь соответствующие параметры. Или известно, что будут взрослые на бурной воде в простом сплаве 1-3 категории. Смотришь и видишь, что есть как минимум две приемлемые модели жилетов, а еще есть неприемлемые жилеты, потому что все-таки бурная вода.



Сплав по бурной горной реке - не та ситуация, когда на качество спасжилета можно махнуть рукой. Фото: guiasdetorlaordesa.com

В каждом из трех основных типов жилетов в новом ГОСТе выделяются модели для 3 детских и 4 взрослых весовых категорий для людей с массой тела как меньше 15, так и свыше 70 кг.  Детские модели при этом ограничены весом в 40 кг. Жилеты для сплава по бурным рекам предназначены для людей старше 10 лет и весом от 30 кг, прим. itBoat.

В большой описательной части специально подчеркнуто то, что действительно нужно при спасении — удобство ношения.

Если ты на маломерном судне, в какой ситуации тебе потребуется жилет? Либо это судно внезапно опрокинется и начнет тонуть, либо ты сам с него свалишься. Поэтому жилет должен быть на тебе, и ты должен активно действовать. Для Европы есть стандарт Small craft boats для малых судов в береговой зоне (стандарт D), в котором сказано, что судно должно быть поставлено на киль в течение 5 минут силами команды, чтобы можно было его отчерпать. Для тех судов, которые ходят в прибрежной морской зоне (стандарт C), требование — в течение минуты встать на киль, после чего команда борется за дальнейшее спасение этого судна.

Представим человека в ГОСТовской «колодке» на яхте. Она мешает просто пройти через дверь, увидеть, что ты делаешь руками. Начинается ветер, тебя сносит с палубы. Зацепишься за стальной тросик такой колодкой — все!

Когда ты на теплоходике или на пароме, тебе не нужно бороться за это судно, тебе нужно комфортно упасть в воду. Для этого подойдет другой тип жилета: он немного больше по объему и переворачивает тебя на спину. Даже если ты не умеешь плавать, у тебя есть хорошие шансы дождаться спасения.

Имея диверсифицированный ГОСТ, мы получаем отличный инструмент, чтобы повысить реально выживаемость наших людей, которые, как известно, гибнут на воде чуть ли не в 10 раз чаще, если сравнивать Карелию и Финляндию.

Выживаемость в Финляндии выше в том числе и потому, что у них действует европейский стандарт.

В нашем ГОСТе появились измеримые требования по прочности, по плавучести. Он стал более корректным по сравнению с предыдущим ГОСТом в плане технической проверки численных требований по спасжилетам. Это полезно. В результате можно посмотреть документацию любого спасжилета, либо, если есть возможность, самостоятельно провести техиспытания и убедиться в его соответствии или несоответствии.

ГОСТ применяется вообще ко всем спасательным средствам на воде и рядом с водой. Но, исходя из российской практики, лучше указать, что он применим и в области туризма тоже.

Потому что самая уязвимая для «контролеров» сфера — это не пассажирские перевозки, а туризм, путешествия и спорт на воде. Потребовалось перечислить все эти сферы применения, чтобы обезопасить тех, кто использует жилеты именно в этих целях.



Для веселой поездки на "банане" тоже понадобится жилет, соответствующий новому ГОСТу. Фото: crimea.flybro.ru

Действующий ГОСТ 1979 года никак не оговаривает особенности спасжилетов для активного отдыха и туризма. ГОСТ 2018 года также распространяется на «жилеты, используемые в условиях бурных вод и при занятии активными видами водного спорта и туризма». Согласно ГОСТу 2018 года, «требования к спасательным жилетам для использования в условиях бурных вод и при занятии активными видами водного спорта и туризма до введения соответствующего национального стандарта устанавливаются в технической документации изготовителя», прим. itBoat.

Спасжилеты для правосознания

Пока действует старый ГОСТ, следователи заказывают экспертизу и делают простой вывод: любой жилет, который чуть-чуть отличается от ГОСТовского стандарта, представляет угрозу для жизни и здоровья. Это обычный и очень удобный ход, если нужно сделать «заказное» расследование. Мы поможем людям опереться на стандарт, реально обеспечивающий безопасность, чтобы доказать, что в данном случае были приняты необходимые меры безопасности.

Недавно на конференции по безопасности я поговорил с руководительницей госучреждения, которое занимается туризмом с подростками. Они попали в дурацкую ситуацию: написали заявку на покупку спасжилетов, но им ее одобрили только при условии, что в ней будут указаны жилеты, соответствующие ГОСТ. Но для сплава на катамаранах они не могут купить жилеты по ГОСТу. Это опасно. Они покупают нормальные, действительно хорошие жилеты. Последующая проверка выявляет закупку, которая не соответствует заданию. И дальше начинается серия неприятностей для людей, которые хотели просто купить хорошие жилеты. Подобные ситуации нужно устранять.

На практике я никогда не видел на людях на маломерных судах вот этот вот ГОСТовский жилет. Используют любые другие: очень тоненькие защитного цвета или какие-то пробковые, зато оранжевого цвета накидки, которые висят и вроде бы выглядят как спасжилет, но явно спадут при попадании в воду. Многие используют реально опасные изделия.

Старый стандарт провоцирует все население, которое ходит по воде, на нарушение местного законодательства Это ненормально. Это фактор, формирующий антиправовое сознание в России, и его нужно убрать.

Законы нужно знать и выполнять. В том числе и ГОСТ, который вроде бы не является обязательным, но будет обязательным, когда случится ЧП и начнется следствие. Если мы хотим как-то воспитывать население и помогать ему выживать, нам нужен стандарт, который выполним.

По сути, новый ГОСТ выведет из тени те спасжилеты, которые уже массово используются, а не заставит менять их.

В спасжилетах, соответствующих новому ГОСТу, можно будет совершенно уверенно ходить за рубежом. Что важно для наших производителей — спасжилеты можно будет и продавать на внешнем рынке, в той же Финляндии. Понятно, что пока это теоретическая возможность. Но нам к этому нужно стремиться. У нас больше ресурсов, у нас, в принципе, дешевле рабочая сила, и мы, теоретически, могли бы выходить на европейский рынок.

Одним из препятствий, не считая нашей культуры производства, является несоответствие наших национальных стандартов европейским.

Когда соответствие будет, у нас появится дополнительная возможность делать вещи на экспорт».

Источник

 


* Интересно почитать

* Поиск по сайту


* Последние сообщения

topic Джентльмены предпочитают Spirit Yachts
[Кино]
bigbird
Сегодня в 14:15:49
topic The perfect daysailer: the new Saffier Se 27 ft
[Your topic]
bigbird
Сегодня в 01:31:18
topic Хочу ходить под парусом. Какую лодку мне выбрать? Часть вторая
[Регаты и Матч-рейсы]
Craus
08.12.2019, 20:42:18
topic Все о регатах
[Регаты и Матч-рейсы]
Craus
08.12.2019, 20:25:29
topic Завершился финал SSL
[Регаты и Матч-рейсы]
bigbird
08.12.2019, 15:23:50
topic Вдоль Южного берега Крыма на яхте
[Круизы]
AsyaJoo
08.12.2019, 14:21:34
topic Александр Божко, Сергей Комиссаров и Денис Грибанов о парусном спорте и о себе
[Регаты и Матч-рейсы]
Craus
06.12.2019, 20:18:49
topic Анна Басалкина, Мария Кислухина и Яна Резникова о парусном спорте и о себе
[Регаты и Матч-рейсы]
Craus
06.12.2019, 20:13:36
topic Развитие яхтенного туризма станет стратегическим приоритетом в Греции
[География]
bigbird
06.12.2019, 00:57:44
topic 10 пунктов, которые должна учесть каждая женщина, прежде чем подняться на борт
[Образ жизни]
Craus
05.12.2019, 21:30:27
topic Один год из жизни Black Pearl
[Техника]
Craus
05.12.2019, 21:08:22
topic На Boot Dusseldorf состоятся мировые премьеры Dufour 530 и Contest 55CS
[Техника]
Craus
04.12.2019, 17:58:27

* Двигатель торговли

* Активные авторы

Craus Craus
2441 Сообщений
bigbird bigbird
1935 Сообщений
Grumete Grumete
326 Сообщений
root root
271 Сообщений
Xollms Xollms
63 Сообщений

* Кто онлайн

  • Точка Гостей: 53
  • Точка Скрытых: 0
  • Точка Пользователей: 0

Нет пользователей онлайн.

* Календарь

Декабрь 2019
Вс. Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб.
1 2 3 4 5 6 7
8 [9] 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31

Нет ближайших событий.

* Ваша Реклама

Здесь может быть Ваша реклама!

* Мы на Pinterest

SMF spam blocked by CleanTalk
Защита SMF от спама от CleanTalk
SimplePortal 2.3.6 © 2008-2014, SimplePortal