collapse

Для создания НОВОГО ПОСТА, необходимо выбрать нужный раздел ФОРУМА и создать в нем НОВУЮ ТЕМУ. Если вы новый пользователь, то вам нужно ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на форуме


Автор Тема: Турецкий "Перл-Харбор"  (Прочитано 46 раз)

Онлайн Craus

  • Ветеран
  • *****
  • Карма: +11/-0
    • Просмотр профиля
Турецкий "Перл-Харбор"
« : 13.02.2020, 21:59:12 »


6 февраля 1916 года (по новому стилю) российская военно-морская авиация провела первую в своей истории крупную бомбардировочную операцию. 14 летающих лодок М-5 с гидроавиатранспортов "Император Николай I" и "Император Александр I", подошедших к турецкому побережью, атаковали крупный угольный порт Зонгулдак.

К обеспечению операции привлекли крупные силы: линкор "Императрица Мария", крейсер "Кагул" и два эсминца, которые защищали гидроавиатранспорты от возможной атаки турецкого флота. Но эта предосторожность оказалась излишней, турецкие боевые корабли у Зонгулдака так и не появились.

Авиагруппой "Александра  I" командовал лейтенант Раймонд фон Эссен, а "Николая I" - лейтенант Александр Юнкер. Им и их подчиненным дали приказ бомбардировать корабли, стоящие в гавани, а также - причалы, портовые склады, угольные шахты, железнодорожные сооружения и береговые батареи.

Столь обширные задачи явно контрастировали с незначительными силами - 14 тогдашних гидропланов с малой грузоподъемностью совместными усилиями могли поднять не более тонны бомб. То есть на каждую из целей приходилась совсем незначительная боевая негрузка, позволяющая рассчитывать, разве что, на психологический эффект. Возможно, лучше было бы сконцентрировать усилия на каком-то одном или двух объектах, но морское начальство почему-то решило иначе.

На практике сброшенных бомб оказалось еще меньше, так как три из 14 самолетов, вывлетевших на задение, были вынуждены вернуться из-за технических неполадок. Остальные 11 сбросили на Зонгулдак девять пудовых (16-килограммовых), 18 50-фунтовых (22-килограммовых) и 21 десятифунтовую (4,5-кг) бомбу, то есть, всего 585 кг. Над целью летчиков встретил зенитный огонь, в небе рвались шрапнели, но турецкие зенитчики стреляли неточно, ни один самолет не получил повреждений и все участники налета благополучно вернулись на свои корабли.

Информация о результатах авиаудара, как это нередко бывает, очень противоречива. Согласно наиболее "оптимистичным" источникам, например, русской "Википедии", летчикам удалось утопить крупный транспортный пароход "Инмингард" водоизмещением 4211 тонн, а также несколько парусных судов-углевозов. Некоторые авторы, очевидно, для солидности, увеличивают тоннаж "Инмингарда" до 7000 тонн.

В то же время, в отчете летчика Лобанова-Ростовского, который непосредственно атаковал транспорт, сказано, что ему удалось попасть в него всего одной 50-фунтовой бомбой, упавшей возле дымовой трубы. Других попаданий не было. Кажется крайне маловероятным, что столь крупное судно утонуло всего от одной 22-килограммовой бомбочки, поскольку транспортиы подобных размеров нередко выдерживали попадания гораздо более крупных боеприпасов.

Начав проверку, я вскоре выяснил, что транспорт на самом деле назывался "Ирмингард" и он действительно был потоплен в 1916 году, но не 6 февраля, а 17 октября. А причиной его гибели была торпеда, выпущенная русской подводной лодкой "Нарвал". Это, конечно, тоже неплохо, но к авиации отношения не имеет. К сожалению, я не смог найти турецких данных о потерях при февральской бомбардировке Зонгулдака, поэтому вопрос о потопленных парусниках остается открытым.

Но в любом случае, если Лобанову-Ростовскому действительно удалось попасть в "Ирмингард", то это можно назвать значительным достижением (или большим везением), так как он бомбил с высоты 1300 метров, бросая бомбы вручную и прицеливаясь "на глазок". Шансы прямого попадания в малоразмерную цель при таких условиях - ничтожны.

После завершения налета нашим морякам еще раз крупно повезло: гидроавиатранспорт "Александр I" атаковала охранявшая подходы к Зонгулдаку германская подводная лодка UB-7, но выпущенная ею торпеда в цель не попала. После торпедного пуска облегченная субмарина ненадолго "высунула нос" из воды и это заметили с русских кораблей. По ней открыли огонь ныряющими снарядами (первый опыт их боевого применения), из-за чего капитан подлодки счел за благо не повторять атаку, а уйти на глубину и ретироваться.

Так завершился первый групповой боевой поход российских авианосцев. А на заставке - картина А.Ю. Заикина.



Гидроавиатранспорт "Император Александр i".



Гидроавиатранспорт "Император Николай I" (бывший грузопассажирский пароход общества РОПИТ) в 1917 году был закономерно переименован в "Республиканец". В 1919 году его угнали из Севастополя французские интервенты и увели во Францию, где он был вновь переделан в транспортно-пассажирское судно.

Под названием "Ламартин" бывший "император-республиканец" 20 лет прослужил во французском флоте на Средиземном море, а потом был отправлен в Индокитай и в очередной раз переименован в "Тхай Динь". Там его в 1941 году захватили японцы. В итоге корабль с бурной биографией и четырьмя именами был потоплен в 1942 году американской авиацией. А на фото с французской открытки 1930-х годов он в виде "Ламартина".



Летающая лодка М-5.



М-5 с кронштейном под пулемет перед кабиной.



Один из М-5 авиации Черноморского флота, возможно, участвовавший в атаке на Зонгулдак.



Чертеж "Ирмингарда". Из подписи видно, что это был один из пяти однотипных пароходов, с "норманскими" именами.

Источник

 


* Интересно почитать

* Поиск по сайту


* Двигатель торговли

* Активные авторы

Craus Craus
2570 Сообщений
bigbird bigbird
2024 Сообщений
Grumete Grumete
338 Сообщений
root root
270 Сообщений
Xollms Xollms
64 Сообщений

* Кто онлайн

  • Точка Гостей: 170
  • Точка Скрытых: 0
  • Точка Пользователей: 1
  • Точка Сейчас на форуме:

* Календарь

Февраль 2020
Вс. Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб.
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 [24] 25 26 27 28 29

Нет ближайших событий.

* Ваша Реклама

Здесь может быть Ваша реклама!

* Мы на Pinterest

SMF spam blocked by CleanTalk
Защита SMF от спама от CleanTalk
SimplePortal 2.3.6 © 2008-2014, SimplePortal