collapse

Для создания НОВОГО ПОСТА, необходимо выбрать нужный раздел ФОРУМА и создать в нем НОВУЮ ТЕМУ. Если вы новый пользователь, то вам нужно ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на форуме


Автор Тема: Цусимское сражение. Cнаряд, решивший судьбу империи  (Прочитано 104 раз)

Оффлайн Craus

  • Ветеран
  • *****
  • Карма: +11/-0
    • Просмотр профиля


27 мая исполнилось 115 лет со дня Цусимского сражения – крупнейшего в истории морского сражения броненосных кораблей, решившего исход Русско-Японской войны

Я со школы помнил, что итогом сражения стал полный разгром российского флота, а вина, в значительной степени, ложилась на плечи командующего эскадрой контр-адмирала Рожественского. В те годы я мог сходу назвать основные его ошибки, как мне их тогда преподносили учебники, и был уверен, что другой адмирал не допустил бы катастрофы. Но, как говорится, «Если вы думаете, что на месте предков поступили бы иначе – значит вы не всё про них знаете».

Пару лет назад мне на глаза попалась лекция Дмитрия Анисимова, в которой он последовательно раскрывает тему. Из его материалов выходит, что Рожественский сделал всё, что было в его силах и у него были все шансы довести эскадру до Владивостока, но всё решила роковая случайность.

Саму лекцию вы легко найдёте на youtube. Я же постараюсь собрать основные её моменты.

Предпосылки

К началу войны Япония значительно уступала Российской империи по всем военным показателям. Численность японской армии составляла около 180 тыс. человек, в то время, как у России больше миллиона. Но что толку от этой армии, когда у России к востоку от Байкала находилась лишь малая ее часть, а Тихоокеанская эскадра отдельно была сопоставима по силе с японским флотом. И изменить это соотношение быстро было невозможно: западная часть страны была соединена с востоком одной веткой железной дороги с дырой в 50 км. в виде Байкала. Тактика Японии заключалась в блокаде русских кораблей в Порт-Артуре и быстрой блокаде самого города.

Готовясь к войне, Япония заказала постройку новейших броненосцев в Англии. При капитализме реклама – двигатель торговли, корабли покупались и продавались, потому ТТХ новых японских кораблей были выставлены на показ. Русский генеральный штаб знал для каких целей Япония закупает корабли и готовился строить корабли в ответ, но граф Витте попросил отложить программу на 2 года, чтобы сбалансировать бюджет. Изначально корабли должны были быть построены к 1903 году, но в итоге были готовы только в 1905. Эта задержка в итоге стала роковой.

Россия заказала проект броненосцев у Франции. Французы не могли себе позволить строить столько же кораблей, сколько Великобритания и делали упор на качестве и новаторских инженерных решениях. По договору с Россией, один корабль должен быть построен во Франции, остальные, по переданным чертежам, уже строиться в России. Однако, повторить французский проект оказалось проблематично. В итоге Россия получает от Франции один броненосец “Цесаревич” (Тихоокеанская эскадра), а в России заложили собственную серию броненосцев типа “Бородино” для Балтийского флота.

Корабли имели свои сильные и слабые стороны, но, в целом, не уступали японским аналогам.

Прим: Одной из особенностей броненосцев “Бородино” был французский “заваленный борт”. Корабли с такой конструкцией легче переносили морскую качку, но теряли в остойчивости.

Броненосец типа «Бородино»




Ситуация на Дальнем востоке и начало войны

На момент начала войны российский флот был фактически поделен пополам. Каждая из половин уступала японскому флоту, но вместе они его значительно превосходили. На дальнем востоке в Первой Тихоокеанской эскадре было 7 новых эскадренных броненосцев и 4 броненосных крейсера. Основные силы эскадры дислоцировались в Порт-Артуре. Объединенный российский флот по броненосцам превосходил бы японский более чем в два раза.

Война началась внезапным нападением японцев на Порт-Артур в феврале 1904 года. Японские эсминцы торпедировали и вывели из строя 2 российских броненосца, тем самым значительно ослабив наши силы. Затем последовала высадка японской армии и блокада Порт-Артура с земли и с моря. Итог войны зависел от того, сколько продержится город. Через год должно было закончится строительство участка железной дороги в обход Байкала, который решил бы проблему снабжения армии, а прибытие кораблей с Балтики и объединение их с эскадрой в Порт-Артуре не оставляло шансов японскому флоту.

Через два месяца после начала войны на мине подрывается броненосец Петропавловск, на борту которого погибает командующий Тихоокеанской эскадры адмирал Макаров, а эскадра блокируется в Порт-Артуре.

Только к концу лета 1904, когда японская артиллерия получила возможность обстреливать гавань Порт-Артура, эскадра совершает попытку прорыва во Владивосток. Но после боя с японским флотом (Бой в Жёлтом море) поврежденные корабли возвращаются в Порт-Артур, а серьезно поврежденный броненосец Цесаревич интернируется в китайском Циндао.

Японские корабли были также серьезно повреждены, но все основные корабли вернулись в строй на момент прибытия эскадры Рожественского.

Гибель броненосца «Петропавловск»



В октябре 1904 на Балтике была сформирована Вторая Тихоокеанская эскадра, в которую входило 5 броненосцев - это “Ослябя” и 4 корабля типа “Бородино” (пятый броненосец “Слава” к тому моменту был не достроен). Эскадра под командованием контр-адмирала Рожественского отправилась на Дальний восток.

В январе 1905 приходят новости о падении Порта Артура. Практически все корабли были затоплены, а Цесаревич интернирован. Расчёт на превосходство в количестве броненосцев не оправдался.

Складывалась ситуация, что 7 русских броненосцев (4 “Бородино”, Ослябя и 2 старых броненосца Сисой Великий и Наварин) будут противостоять 12 броненосным кораблям Японии (6 эскадренных броненосцев и 6 броненосных крейсеров).

Надо было срочно что-то делать, а делать то было и нечего. Чтобы хоть как-то усилить эскадру, выслали “догоняющий” отряд под командованием контр-адмирала Небогатова - 1 броненосец, 3 броненосца береговой обороны и 1 броненосный крейсер.

Рожественский был в ярости: эти корабли только ослабят эскадру, толку от них никакого, будут висеть, как гири. На что ему ответили, примерно, “иди и сотвори чудо”. Чтобы понять ситуацию, вот некоторая информация о кораблях: “Император Николай I” к тому времени морально устарел, он на два поколения старше других броненосцев эскадры. Сенявин, Ушаков и Апраксин - не были настоящими броненосцами, а представляли из себя плавучие артиллерийские платформы с водоизмещением 4000 тонн (⅓ нормального броненосца) - броненосцы береговой обороны. Владимир Мономах вовсе при закладке был парусником.

Броненосец Император Николай I и Броненосный крейсер Владимир Мономах



3 апреля, во время стоянки в бухте Камрань (на территории современного Вьетнама) контр-адмирал Фелькерзам, командующий вторым отрядом кораблей, получил инсульт. На его место ставят капитана 1 ранга Бэра. На море коммуникация между кораблями происходит через телеграф, но в бою переходили на флажные сигналы, т.к. телеграфы были недостаточно надежны и от сотрясений быстро выходили из строя. Флажными сигналами много не передаешь, потому отряд кораблей держится только на том, что есть знающий и опытный командир, держащий огромный объём информации в голове и организующий отряд. Если такого командира нет - эскадра превращается в толпу. Сумма знаний адмирала не идёт ни в какое сравнение с теми знаниями, которыми обладает капитан. И накануне боя один из трёх отрядов эскадры остался без адмирала.

Перед боем расстановка сил была такой: по водоизмещению Россия проигрывает, в основном из-за броненосцев береговой обороны, где против небольших плавучих батарей выставлялись броненосные крейсера. Но по артиллерии эскадры были примерно равны.

Почему русская эскадра не пытались избежать боя? Потому что избежать было невозможно и силы были, в общем, сопоставимы.

За всю историю в артиллерийском сражении не было потоплено ни одного броненосца. Бой в Желтом море только подтвердил этот факт: даже получив тяжелейшие повреждения, корабли оставались на плаву. Потеряй мы 1 или 2 корабля - нас ждали во Владивостоке два броненосных крейсера и неизвестно, сколько кораблей потеряли бы Японцы.

Бой в проливе предполагал высокий риск для русских кораблей оказаться в ситуации “палочка над т”, когда вся вражеская эскадра концентрирует огонь по головному кораблю, быстро выводя его из строя. При таком раскладе у одной из сторон быстро появляется численное преимущество, которое со временем только нарастает.

Чтобы не оказаться в такой ситуации Рожественский придумал хитрый план, предлагая Того приманку, на которую тот бы соблазнился и сломал бы свою “палочку над Т”. Рожественскому часто ставят в упрек, что он не посвятил в свой план капитанов кораблей, но у него были свои резоны. Дело в том, что Россия начисто проиграла шпионскую войну. На всю Российскую Империю было не больше нескольких десятков человек, владеющих японским языком. Японцы о нас знали всё, мы же о них ничего и Рожественскому приходилось подозревать даже собственные экипажи.

"Палочка над Т"



Перед боем

Рано утром, в 4 часа японцы замечают русскую эскадру. Крейсер Урал пытается помешать японцам вести переговоры, глушит связь, но Рожественский приказал прекратить. Он готовил японцам приманку.

В 8 часов слева от эскадры появились японские крейсера, но огня не открывали. В 11:15 происходит случайный выстрел с Орла, и вся эскадра открывает огонь. Через 10 минут поступает приказ прекратить огонь. Казалось бы, что это была бы отличная репетиция перед боем, но у эскадры и так был некомплект снарядов, чтобы тратить их на обычные крейсера.

Скорость русской эскадры составляла 9 узлов. Почему так мало? Во-первых, тормозили старые корабли, которые не могли развить высокую скорость. Во-вторых, корабли уже прошли полмира и техническое состояние было не лучшее. Уставало железо, уставали люди.

В 12:20 корабли перестроились в 2 колонны: справа 4 новых броненосца “Бородино”, слева остальные 8. Казалось бы, зачем перед боем разделять эскадру, ведь разделенная эскадра слабее, чем собранная. Но это и была та самая “приманка” Рожественского - он предлагал Того расправиться со старыми броненосцами.

Схема построения Рожественского перед боем




Начало боя

В 13:20 показались японские силы. Того не выстраивает “палочку над т”, а ведет эскадру левее русских кораблей. Зачем он это сделал? Предполагается, что он, как и рассчитывал Рожественский, решил расправиться со старыми кораблями, одним ударом уполовинить русский флот, оставляя более опасные броненосцы типа “Бородино” на потом.

В 13:49 Рожественский перестраивает две своих колонны в одну, и вся эскадра начинает бить по головному кораблю японцев - “Микасе”.

Получается идеальная концентрация огня: все русские корабли начинают стрелять по головному кораблю японцев, а у японцев половина кораблей вообще вне игры.

-Исход боя в большой степени зависит от случайности. Кому-то повезёт, кому-то нет. В какой-то момент одна из сторон потеряет боевую единицу и станет слабее, а дальше пойдёт по нарастающей.

Свой гениальный маневр Рожественский завершает не совсем чисто, слишком рано сбавляет ход. Ослябя, ведущий второй отряд, останавливается, чтобы не столкнуться с Орлом. По неподвижному Ослябе начались попадания, в том числе и то “роковое”.

-Матросам нужно тренироваться, но капитанам и адмиралам тоже нужно тренироваться. Только тренировки адмиралов стоят очень дорого. Поэтому в России занимались экономией и тренировались они уже в походе. Поэтому, когда понадобилось перестроить колонну, Рожественский ошибся с дистанцией, а Бэр не знал, что делать в этой ситуации.

В 14:09 в японский крейсер Асама попадает снаряд и выводит из строя рулевое управление. Полностью исправный корабль выходит из боя, японцы остаются без одного.

Бронепалубный крейсер Асама



Микаса получает множество попаданий за 15 минут боя, но не выходит из строя. Чуда не произошло. Начинается обычная артиллерийская дуэль.

Японцы, имея превосходство в скорости, огибают русскую эскадру. Замыкающие русские корабли в такой ситуации не могут вести огонь.

В этот момент у японцев в снарядах слегка изменилась консистенция взрывчатки. Фугасное действие становится меньше, но возросло зажигательное. В бою очень полезно менять применяемые приемы. Новые приемы могут быть не лучше старых, но они могут оказаться неожиданными для противника. Противоосколочная защита на русских кораблях воспламеняется, на кораблях бушуют пожары.

Поворотный момент

14:32 - Суворов, возглавляющий колонну, получает повреждение рулей и выходит из боя. В 14:40 Александр 3 после множества попаданий тоже выходит из строя. Бородино, шедший третьим, возглавляет колонну и пытается выйти с линии огня, но маневр не срабатывает.

14:42 снаряд попадает в броненосец Фудзи, пробивает башню, убивает весь расчёт и воспламеняет боеприпасы. К сожалению, для нас, снаряд так же перебил гидравлическую магистраль. Расчёт в башне убит, бороться с огнем некому, но огонь тушит вода из магистрали, и детонация не происходит.

С одной стороны, если бы боеприпасы детонировали - японцы остались бы уже без двух кораблей, а это значительное преимущество. Россия бы выигрывала Цусимское сражение и Русско-японскую войну.

С другой стороны, Ослябя уже был готов тонуть, а Суворов получил слишком значительные повреждения, в то время, как Асама уже возвращалась в строй. Соотношение потерь всё равно было бы в пользу японцев 2:1, но оставалась вероятность “ничьей”.

Башня Фудзи после попадания снаряда



14:50 Ослябя теряет остатки остойчивости, ложится на левый борт и тонет. Броненосец тонет просто преступно быстро, всего за час боя. А произошло следующее: из-за попадания японского снаряда во время остановки в начале боя отвалилась плита главного броневого пояса.

-После войны ходили слухи, что капиталисты, из-за своей жадности, ставили деревянные заклёпки. Действительно, уже после войны, при осмотре кораблей нашли несколько случаев, когда заклёпка отсутствует, а отверстие под заклепку забито деревянным чопиком, чтобы вода в отверстие не поступала.

После этого, почти сразу, в это же место попадает еще один снаряд. Корабли за всё сражение получают где-то 4-5 попаданий крупного калибра и 20-30 попаданий 6-дюймовок. Вот какова вероятность, что снаряд попадет именно в тот момент, а не через 3 часа боя и попадёт именно в то место плиты? В математике это называют очень маловероятным событием. И вот оно произошло и произошло оно в пользу японцев.

Что такое час боя для броненосцев? Это ерунда. Однотипные с Ослябей «Пересвет» и «Победа» по много часов сражались с японцами и как-то приползали в свой порт. Продержись Ослябя не час, а 3 часа - корабль продолжал бы вести огонь всё это время, а стрелял он лучше, чем все корабли эскадры, очень хороший экипаж попался. Также, 10-дюймовые пушки Осляби комплектовались не облегченными снарядами и по количеству взрывчатки превосходили 12-дюймовые пушки “Бородино”. И, разумеется, все эти часы корабль оттягивал бы на себя огонь японцев.

В 15:02 Того, используя преимущество в скорости начисто пере маневрировал Рожественского. Он разделяет эскадру на две колонны: крейсера отделяются от основной колонны и заходят с противоположного борта русской колонны. Получается, головные корабли русских зажаты и обстреливаются с двух сторон, а замыкающие корабли в этот момент не участвуют в бою. Но в этот момент вмешивается погода, туман, который стоял весь день, сгущается. В 15:15 Того теряет русских из виду, а крейсера, оставшиеся без поддержки броненосцев выходят из боя. Русская эскадра, воспользовавшись ситуацией разворачивается и снова уходит на север, во Владивосток, а японцы какое-то время продолжают идти на юг.

Контакт восстанавливается только спустя 2 часа. Русские корабли потрепаны, горят пожары, но они идут организованной колонной, и японцы боятся к ним подойти.

Закат в мае в этих широтах происходит в 19 часов, до заката совсем мало времени, а у японцев уже заканчиваются боеприпасы. Ослябя потонул, но это заслуга в большей степени наших бракоделов, чем японских артиллеристов. Даже “несчастный” Суворов, на котором полыхают пожары от носа до кормы и на котором работает всего одна пушка отстреливается и идёт вслед за эскадрой. Ещё одно подтверждение теории о невозможности утопить броненосец в артиллерийском бою.

Казалось бы, японцы не успели. Наступит ночь, бой прекратится, пожары потушат, воду откачают. Русская эскадра прорвалась.

Эскадренный броненосец Ослябя




Разгром

Но в этот момент происходят два события. В 18:48 Броненосец Александр III без видимой причины заваливается на правый борт, переворачивается и тонет. Выживших нет.

-Прим. Вероятно, сыграл свою роль упомянутый ранее “Французский борт”: в ходе боя получив повреждения и набрав воды, корабль благополучно мог плыть прямо, но резкий манёвр поворота заставил воду переливаться от борта к борту. Вода раскачала корабль, а перегруженность и смещенный вверх центр тяжести, характерный кораблям данного проекта, усугубили ситуацию.

В 19:00 японский снаряд попадает в артиллерийский погреб Бородино. Корабль взрывается и моментально тонет. Предположительно, снаряд выпустил Фудзи, который сам должен был взорваться 3 часа назад.

И вот в этот момент, когда один за другим погибают сразу два броненосца, эскадра разваливается.

-Если вы когда-нибудь дрались на кулаках, вы, наверное, знаете, что когда противники стоят и махаются, они получают, в общем то мало ударов. Основные травмы ты получаешь, когда тебя сбили с ног и пинают ногами.

С эскадрой происходит нечто подобное. Пока они были организованной силой - японцы мало что могли сделать, но, когда бросились врассыпную, пошли основные потери.

Начались атаки японских миноносцев. Ночью были потоплены броненосцы Наварин и крейсер Мономах.

Утром следующего дня японцы обнаруживают крупнейший осколок русской эскадры - 5 кораблей под командованием Небогатова. Сопротивляться было бессмысленно, слишком неравные силы, отряд сдаётся.

С одной стороны, сдача без боя - невероятный позор, потому что сдались корабли мало поврежденные (Генерал Апраксин не имел ни одного попадания). С другой стороны, Небогатов не видел смысла “ухлопать” еще 5000 человек.

Крейсер Изумруд не подчиняется приказу Небогатова о сдаче и выходит из окружения. Но он не идет во Владивосток из-за страха, что город захвачен японцами. Корабль направляется в бухту Святого Владимира, чтобы произвести разведку обстановки во Владивостоке. Из-за навигационной ошибки Изумруд садится на мель и поскольку команда боялась, что японцы “вот сейчас придут”, они взрывают совершенно исправный корабль, а во Владивосток идут по суше.

Единственный корабль дошедший до Владивостока - вспомогательный крейсер Алмаз. Вот он, под парусами. Впечатляет?

Крейсер Алмаз



Получился результат на уровне рекорда. Японский флот после сражения имел на 4 броненосца больше, чем до сражения.

-Однако, спустя всего полтора года Великобритания достроит свой Дредноут и все эти броненосцы моментально устареют.

11 сентября 1905 года броненосец Микаса взорвался и затонул. Это к вопросу о везении в войне. Он мог бы взорваться и пораньше.

Сейчас принято обвинять в разгроме Рожественского, но по факту он сделал больше, чем возможно. В ситуации, когда все козыри были на стороне противника, он удерживал равновесие практически до конца. И если бы не несколько случайностей, он бы это равновесие удержал.

Рожественскому и в страшном сне не могло присниться, что один из его лучших броненосцев потонет всего спустя час после начала боя.

Почему золотой выстрел так влияет на итоговый результат? Потому что он сразу и на много меняет соотношение сил. А дальше разница в соотношении сил нарастает и одна из сторон оказывается полностью разгромлена.

Что нужно было делать, чтобы не боятся таких случайностей? Нужно было иметь один лишний броненосец, тогда случайный толчок не сможет опрокинуть ситуацию. И таких броненосцев было два - интернированный Цесаревич и недостроенная Слава.

В Русско-японскую войну Россия могла и, в общем то, должна была победить.



Источник
« Последнее редактирование: 01.06.2020, 01:23:38 от bigbird »

Оффлайн bigbird

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Карма: +13/-0
    • Просмотр профиля
    • Яхтинг от и до. Справочный портал

 


* Интересно почитать

* Поиск по сайту


* Последние сообщения

topic Балтийский Трафальгар: как Россия воевала со Швецией
[История]
Craus
06.07.2020, 22:07:17
topic Море без берегов
[География]
Craus
06.07.2020, 22:03:13
topic Онлайн-семинар «Правила прохождения полного курса»
[Регаты и Матч-рейсы]
Craus
05.07.2020, 20:28:31
topic Сначала рыбакам показалось, что они наткнулись на тюленя, но затем они...
[Машинный телеграф]
Craus
05.07.2020, 20:25:03
topic Если бы в маршрутках работали судоводители
[Юмор]
bigbird
05.07.2020, 16:30:29
topic Путь лежит к Исландии
[Регаты и Матч-рейсы]
bigbird
05.07.2020, 01:25:25
topic Пассажирская навигация открылась в Санкт-Петербурге
[Мероприятия: Что? Где? Когда?]
Craus
04.07.2020, 22:16:47
topic В Москве стартовали вечерние регаты от PROyachting
[Регаты и Матч-рейсы]
Craus
04.07.2020, 22:14:10
topic Юные корабелы построили флотилию «Оптимистов»
[Машинный телеграф]
Craus
03.07.2020, 22:31:46
topic Музей Валаамского монастыря получил уникальный экспонат
[Машинный телеграф]
Craus
03.07.2020, 22:30:08
topic Маршрут большой арктической регаты пройдет через Карелию
[Регаты и Матч-рейсы]
Craus
03.07.2020, 22:27:46
topic Новый формат похода на ялах
[Регаты и Матч-рейсы]
Craus
03.07.2020, 22:25:10

* Двигатель торговли

* Активные авторы

Craus Craus
2821 Сообщений
bigbird bigbird
2184 Сообщений
Grumete Grumete
387 Сообщений
root root
269 Сообщений
Xollms Xollms
66 Сообщений

* Кто онлайн

  • Точка Гостей: 52
  • Точка Скрытых: 0
  • Точка Пользователей: 0

Нет пользователей онлайн.

* Календарь

Июль 2020
Вс. Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб.
1 2 3 4
5 6 [7] 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31

Нет ближайших событий.

* Ваша Реклама

Здесь может быть Ваша реклама!

* Мы на Pinterest

SMF spam blocked by CleanTalk
Защита SMF от спама от CleanTalk
SimplePortal 2.3.6 © 2008-2014, SimplePortal