collapse

Для создания НОВОГО ПОСТА, необходимо выбрать нужный раздел ФОРУМА и создать в нем НОВУЮ ТЕМУ. Если вы новый пользователь, то вам нужно ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на форуме


Автор Тема: Последний защитник Греции  (Прочитано 414 раз)

Оффлайн Craus

  • Ветеран
  • *****
  • Карма: +12/-0
    • Просмотр профиля


Предыстория

Впервые о создании собственного военно-морского флота в Греции задумались после Критского восстания 1866 года. Греческое командование «внезапно обнаружило», что в случае столкновения с флотом Османской империи они могут выставить лишь один парусно-паровой фрегат. В течении двух последующих десятилетий велось создание боеспособного военно-морского флота страны. В 1881-85 годах в Англии были заказаны 3 минных заградителя, 7 миноносцев и 4 речные канонерские лодки. А в 1889 году во Франции были спроектированы и построены броненосцы береговой обороны «Идра», «Спеце» и «Псара». К концу столетия Греческий флот стал сильнейшим в регионе, превзойдя флот дряхлеющей Османской Империи. Однако слабая экономика Греции, которая самого начала войны за независимость обросла внешними долгами, просто не могла долго выдержать эту гонку вооружений. В 1893 году страну ждало банкротство. В ходе разразившейся в 1897 году Первой Греко-Турецкой войны Греческий флот бездействовал, хоть и располагал подавляющим превосходством, ведь малочисленный и устаревший Османский флот не смел даже выйти в море. Скоротечная война закончилась спустя год, после вмешательства Российской Империи. Был подписан Константинопольский мир, который фактически сохранил статус-кво, лишь Крит получил автономию, оставаясь в составе Османской Империи.

Усиление заклятого врага

Турки сделали выводы и после окончания войны начали масштабную программу обновления и усиления своего флота. В Греции же напротив, финансирование флота после банкротства и войны было сильно урезано.

Турки заказали постройку трех современных бронепалубных крейсеров: «Меджидие» в США, «Хамидие» в Англии и «Драма» в Италии (последний Турки так и не получат из-за начала Итало-Турецкой войны 1911 года). В Германии были построены 2 торпедных крейсера «Пейк-и-Шефкет» и «Берк-и-Шатвет» водоизмещением 775 тонн и скоростью 23 узла, а также 4 современных «670-тонных» эсминца типа S-165. Во Франции были заказаны 4 эсминца типа «Дюрандаль» (284 тонны) и 4 малых (97 тонн) «38-метровых» миноносца. В Италии, помимо крейсера, строились 2 миноносца типа «Юнус» (145 тонн) и 9 миноносцев типа «Анталья» (165 тонн). Также было построено большое количество малых канонерских лодок, минных заградителей и сторожевых катеров.

Помимо «легких» сил флота, задумались Турки и над обновлением броненосного флота. Самый крупный и «современный» (если такой термин вообще употребим для батарейного броненосца 1875-го года постройки) броненосец «Мессудие» прошел капитальный ремонт и глубокую модернизацию, превратившую его из анахронизма в какой-никакой а эскадренный броненосец-додредноут водоизмещением 9100 тонн с двумя 230-мм и двенадцатью 150-мм орудиями. Похожая судьба ждала и еще более старый (1870 год) барбетно-батарейный броненосец «Ассари-Тефвик» водоизмещением 4700 тонн. Он также прошел капремонт и глубокую модернизацию, получив на вооружение три 150-мм и семь 120-мм орудий, получился такой себе допотопный броненосный крейсер. В составе флота числились еще несколько старых броненосных кораблей, но из-за плохого состояния их не модернизировали и использовали как стационарные плавбатареи или казармы.

Морские амбиции турков по истине были велики. Помимо модернизации старых броненосцев планировалось также заказать в Германии современные броненосные крейсера по проекту «Блюхера» или даже новейшие линейные крейсера типа «Мольтке»… но денег хватило только на 2 старых эскадренных броненосца типа «Бранденбург» 1894 года постройки. Впрочем, эти корабли все равно были на голову мощнее любого судна османского и греческого флотов.



Броненосец «Хайреддин Барбаросса» — новый флагман Османского флота.

Ответные меры

В начале XX века ситуация на море начала резко меняться, и явно не в пользу Греции. Некогда сильнейший флот региона спустя десятилетие представлял собой кучку морально устаревших посудин. Почти весь и без того небольшой военный бюджет страны шел на укрепление сухопутной армии. В стране царили самоуспокоение и спад политики наращивания вооружений.

В 1900 году в Греции был создан Фонд Национального флота, который вел сбор народных пожертвований на строительство новых кораблей. Отрезвление пришло когда узнали об усилении Османского флота. Тогда же на деньги Фонда Национального флота в Англии были построены 4 эсминца типа «Тиэлла» водоизмещением 350-тонн и 4 близких по конструкции 350-тонных эсминца типа «Ники». В 1910 году во Франции были заказаны 2 подводные лодки «Дельфин» и «Ксифиас».

Особенно остро стоял вопрос обновления ядра флота. Три броненосца береговой обороны возрастом по 30 лет никак не могли сравнится с турецкими эскадренными броненосцами типа «Бранденбург».

Новый крейсер

В 1905 году в Италии началось строительство двух броненосных крейсеров типа «Амальфи». В 1907 году был заложен третий корабль серии, однако Итальянское правительство по финансовым причинам отказалось покупать корабль и он был выставлен на продажу. Мощный и быстроходный броненосный крейсер мог бы серьезно изменить расстановку сил в Эгейском море… Но сумма в 950 750 фунтов стерлингов, из которых 300 000 требовалось внести сразу в качестве предоплаты, оказалась неподъемной для бюджета Греции. Тогда необходимую сумму внесли представители одной из богатейших династий Греции — Авероф. В знак признательности корабль назвали в честь основателя династии — «Георгиос Авероф».



Спуск на воду крейсера, 12 марта 1910 года. На корабле подняты флаги Греции и Италии.



«Георгиос Авероф» в достройке в Ливорно, Италия. 1910 год.

Новый корабль стоил потраченных средств. Пускай и морально устаревший на фоне новейших дредноутов, «Авероф» все ещё был одним из лучших броненосных крейсеров мира и самым современным боевым кораблем в регионе.

Длина крейсера составляла 140,5 метров, ширина — 21 метр, стандартное водоизмещение 10 116 тонн. Борт корабля защищал главный бронепояс толщиной 203 мм, идущий вдоль ватерлинии и верхний пояс толщиной 180-мм, защищающий верхнюю часть борта в центральной части корабля. Башни главного калибра защищались броней, толщиной до 200 мм. Башни среднего калибра имели 130-мм броню. Сверху корабль защищала 50 мм бронепалуба со скосами.

По требованию Греческих военных, итальянские 254-мм орудия главного калибра были заменены на более надежные английские 234-мм пушки фирмы «Армстронг» с длиной ствола 45 калибров. Средний калибр — восемь итальянских 190-мм/45 орудий в двухорудийных башнях. Противоминный калибр — шестнадцать 76-мм орудий фирмы «Армстронг».

Энергетическая установка фирмы «Ансальдо» состояла из 22 водотрубных котлов системы Бельвилля с угольным отоплением и двух вертикальных паровых машин тройного расширения. Суммарная мощность — 20 000 л.с. На испытаниях «Георгиос Авероф» развивал ход 23,9 узла.



Схема бронирования и размещения вооружения крейсера

«Георгиос Авероф» был спущен на воду 12 марта 1910 года и вступил в строй 16 мая 1911 года. Из Италии корабль отправился не в Грецию, а в Англию, на морской парад в честь коронации Георга V. Командовать кораблем был назначен неопытный капитан Иоаннис Дамианос. Во время своего похода 19 мая 1911 года крейсер сел на мель и отправлен на ремонт.

После прибытия в Англию неприятности не закончились. Британцы постарались тепло встретить греков и прислали на борт изысканные угощения. Греческие моряки посмотрев на это устроили самый настоящий бунт!

«Как смеют эти напыщенные англичане кормить нас заплесневелым сыром?!»
Угомонить матросов Дамианос не смог, за что и поплатился должностью.



Павлос Кунтуриотис

Новым командиром крейсера стал пользующийся уважением на флоте опытный офицер капитан 1-го ранга Павлос Кунтуриотис. Павлос был представителем знаменитого рода арматоров Зервасов-Кундуриотисов-Кунтуриотисов.

(Арматоры — частные лица, которые с разрешения правительства снаряжали за свой счёт вооруженное судно для захвата торговых судов враждебных стран. От пиратов их отличало наличие разрешительной грамоты от государства, которая в тоже время ограничивала круг целей только враждебными флагами)

Павлос родился 9 апреля 1855 года на острове Идра. Он был вторым ребенком в семье из девяти. Его отец Теодорос Кунтуриотис был политиком и судовладельцем, а его дед Георгиос Кундуриотис был ярым борцом за независимость Греции и премьер-министром страны. В 1875 году Павлос поступил на службу в Королевский военно-морской флот Греции в звании энсина (младший офицер). Он принимал участие в Греко-Турецкой войне 1897 года в качестве капитана парового барка «Алфиос», высаживая десант на острова. В 1900 году Павлос Кунтуриотис командуя учебным крейсером «Миаулис» совершил первый в истории ВМС Греции океанский поход к берегам Америки, посетив Бостон и Филадельфию.

Накануне новой войны

Долгие годы Балканские государства вынашивали планы по возвращению себе оставшихся владений дряхлеющей Османской империи на Балканах. Разразившаяся в 1911 году Итало-Турецкая (по другому Ливийская или Триполитанская) война лишний раз подтвердила слабость турок. К слову, в этой войне Османский флот потерял старый броненосец «Ауни-Аллах», 5 эсминцев, больше десятка канонерских лодок и сторожевых катеров.

13 марта 1912 года Болгария и Сербия подписали двухстороннее соглашение, расширенное военным договором от 12 мая. Греция, также претендующая на ряд занятых турками территорий, не желала оставаться в стороне и 29 мая подписала договор с Болгарией. Позже к альянсу присоединится Черногория, ознаменовав создания анти-турецкого Балканского союза. Странами было согласовано, что с началом войны Болгария выставит 300 тысячную армию, Сербия — 180 тысяч (в других источниках 220 тысяч) солдат, Греция — 110 тысяч солдат, Черногория — 35 тысяч.



Экипаж крейсера «Авероф» на палубе у башни главного калибра, 1912 год.

Конечно, помощь Греческой армии и создание еще одного фронта были весьма неплохой помощью в войне. Но главная причина, по которой Балканские страны были заинтересованы в участии Греции — её военный флот численностью в полсотни вымпелов. Казалось бы, какая роль в этой, чисто сухопутной, войне отводилась флоту? Как оказалась, стратегически важная. Балканы не имели прямой сухопутной границы с Турцией и в случае потери контроля на море все снабжение полумиллионной Оманской армии будет осуществляться через устаревшую и плохо развитую железнодорожную сеть, что ставило турок в невыгодное положение.

Впрочем командование Греческого ВМФ не горело оптимизмом. В сентябре 1912 года под председательством премьер-министра Греции Венизелоса состоялось военное совещание при участии всех высших офицеров флота и чинов морского министерства. На нём были подробно рассмотрены составы обоих флотов и технические характеристики всех боевых единиц флота. Результаты были неутешительны. Несмотря на постройку мощного броненосного крейсера «Георгиос Авероф», флот по прежнему уступал турецкому численно и, во многом, качественно.

Командир крейсера, тогда еще капитан 1-го ранга, Павлос Кунтуриотис был одним из немногих, кто верил в победу. Он заявил, что Греческий флот одержит верх на Османским флотом за счет лучшей выучки и отваги греческих моряков. Уверенная речь Кунтуриотиса успокоила премьер-министра Венизелоса, который через несколько дней назначил Павлоса командующим Греческого флота, повысив в звании до контр-адмирала. Как вскоре выяснится, это было чертовски правильное решение.

Несмотря на успокоение, перед войной флот все же решили еще раз усилить. В срочном порядке в Англии были перекуплены строившиеся для Аргентины 4 современных эсминца типа «Аэтос». С их покупкой был ряд сложностей. Так как все делалось в спешке, то корабли прибыли в Грецию с инструкциями, надписями и документами на испанском языке, а в боекомплекте отсутствовали торпеды. Это при том, что прибыли они уже после начала войны и их срочно требовалось отправить в бой! Таким же образом Греция выкупила у Германии 2 новейших эсминца типа V-6 (деньги на покупку одного из них собрал греческий поэт Спирос Матсукас среди греков Америки).

Первая Балканская война

После вступления в должность командующего флотом Кунтуриотис выбрал своим флагманским кораблём «Георгиос Авероф», которым теперь командовал Софоклис Доусманис.

Балканская война началась 8 октября 1912 года и с первых же дней Греческий флот приступил к патрулированию Эгейского моря и блокировал выход из Дарданелл. 12 октября «Георгиос Авероф» захватывает груженный углем турецкий сухогруз «Пелурия». 18 октября разделенный на три эскадры флот Греции начал операцию по освобождению островов в северной части Эгейского моря.



Греческий флот выходит в море из бухты Фалера, 18 октября 1912 года.

Флот сразу же освободил остров Лемнос и организовал свою базу у самого входа в Дарданеллы. В тот же день «Георгиос Авероф» высадил 150 человек десанта на остров Имврос, которые заняли его. Постепенно были освобождены острова Айос-Эфстратиос, Тасос, Самофракия. Острова были захвачены без кровопролития. Турецких гарнизонов там не было, а почти полностью греческое население островов встречало греческих военных как освободителей. Позже были освобождены острова Икария, Псария и Тенедос, только лишь на двух последних небольшие турецкие гарнизоны попытались оказать сопротивление. Десант занял полуостров Афон. К концу года с боями греки освободили остров Хиос.

Тем временем турки не горели желанием сталкиваться с греческими ВМС и предпочли заняться слабым болгарским флотом (впрочем, даже тут в полной мере они не преуспели, но это тема для отдельного рассказа). В декабре Сербия и Болгария подписали с Турцией перемирие, которое ознаменовало окончании первой фазы войны. Греция отказалась заключать перемирие, заявив что морская блокада Турции завершится только с подписанием окончательного мирного договора. Османы сделали Греции заманчивое предложение о сепаратном мире, но оно было отклонено.

Тогда турки решили прорвать греческую блокаду силой.

Сражение у Элли

Получив по радио предупреждение от дозорных эсминцев, которые давеча столкнулись с турецким крейсером «Меджидие», контр-адмирал Кондуриотис 14 декабря вышел в море и 2 дня караулил неприятельский флот у выхода из Дарданелл, держась за пределами огня их береговых батарей. Эскадра греков состояла из флагманского «Аверофа», трех броненосцев береговой обороны и 4 новейших эсминцев типа «Аэтос» — все ядро греческого флота.

Наконец, ясным утром 16 декабря из проливов показался Османский флот. В кильватерной колоне 8-узловым ходом шли два могучих броненосца — флагманский «Хайреддин Барбаросса» и «Торгут Рейс», за которыми следовали старые, но прошедшие глубокую модернизацию броненосцы «Мессудие» и «Ассари Тевфик». У входа в пролив оставались бронепалубный крейсер «Меджидие» и 8 эсминцев.

Турецкий броненосный флот кратно превосходил греческий по весу бортового залпа, любой из турецких броненосцев (кроме самого старого и маленького «Ассари Тевфик») превосходил любой из греческих броненосцев 1890-го года. Вся надежда греков была на современный быстроходный флагман.

Кондуриотис перестроил броненосцы в кильватерную колону и двинулся на сближение. Эсминцы шли отдельной колонной в авангарде. Павлос понимал, что в линейном бою его кораблям не выстоять в бою с Османскими броненосцами, единственный его козырь — скорость флагманского крейсера.



«Сражение при Элли», художник — Василиос Хадзис

К 9 часам утра дистанция между эскадрами сократилась до 10 км, турки открыли огонь, но попаданий не добились. Через 10 минут открыли огонь современные орудия «Аверофа», а через 15 минут — устаревшие орудия греческих броненосцев. Адмирал поднял сигнал «С Божьей помощью и напутствиями короля», после чего отдал приказ флоту «действовать независимо». Увеличив ход до 21 узла «Георгиос Авероф» ринулся наперерез вражеским кораблям, выполнив маневр «Crossing the T». Суть маневра заключается в том, что греческий крейсер шел перпендикулярно Турецким броненосцам, ведя огонь полным бортовым залпом, тогда как в ответ огонь могла вести только носовая башня флагманского «Хайреддина Барбароссы». После этого «Авероф» выполнил рискованный обход вражеской эскадры со стороны берега, подставив турок под перекрестный огонь, но при этом сам оказавшись в досягаемости береговых батарей Турок.

Греки действовали смело и дерзко. «Георгиос Авероф» обрушил всю свою огневую мощь на «Хайреддина Барбароссу». К концу боя на турецком флагмане вышла из строя одна из башен главного калибра, был разрушен носовой артиллерийский пост, разбит мостик, осколки повредили несколько котлов. Снаряд главного калибра «Аверофа» пробил борт выше бронепояса, турецкий корабль был охвачен огнем. Так как орудия крейсера не могли пробить главный бронепояс турецкого броненосца, «Авероф» уменьшил дистанцию и выпустил торпеду, которая прошла перед самым носом османского корабля.



«Георгиос Авероф» ведет огонь из тяжелых орудий.

Турков охватывала паника, они никак не ожидали столь дерзкого маневра греческого адмирала и оказались дезорганизованы. К 10 часам утра на борту одного из греческих броненосцев вспыхнул пожар и он был вынужден покинуть боевой строй. Развить небольшой успех туркам помешали подоспевшие греческие миноносцы, открывшие яростный огонь из своих 102-мм орудий по броненосцу «Мессудие». Вскоре боевой порядок турков рухнул. Османские суда увеличили ход до 12 узлов и устремились обратно в Дарданеллы, продолжая беспорядочно отстреливаться куда-то в сторону греков.

В 10:15 все закончилось. Более слабый Греческий флот одержал безоговорочную победу, прежде всего моральную. Успехи были достаточно скромными: серьезные повреждения получил «Хайреддин Барбароса» и «Торгут Рейс», «Мессудие» получили несколько попаданий. Ни один корабль не был потоплен, турки потеряли 18 человек убитыми и 41 ранеными. Греческий флот понес совсем незначительный ущерб: «Георгиос Авероф» получил одно попадание возле ватерлинии, еще одним попаданием была перебита труба, 1 матрос погиб и еще 7 получили ранения (один из них скончался).

Наблюдая за отступающим врагом командир «Аверофа» с досадой заметил: «Ну и чего мы добились? Турки больше не выйдут в море», но командующий флотом был иного мнения. Турки обязательно захотят взять реванш, так и произойдет.

Сражение при Лемносе

Предприняв в декабре пару безуспешных попыток выйти в море, командование османского флота начало разрабатывать план по разделению и последовательному уничтожению греческого флота. Согласно этого плана быстроходный бронепалубный крейсер «Хамидие» должен был незаметно выйти из Дарданелл и провести рейд на один из греческих островов с целью отвлечь на себя «Георгиос Авероф», так как лишь он обладал достаточной скоростью и огневой мощью для поимки турецкого крейсера.

В ночь с 15 на 16 января 1913 года «Хамидие» в сопровождении броненосца «Мессудие», крейсера «Меджедие» и 6 эсминцев вышел из пролива. Убедившись, что греки их не обнаружили, корабли охранения вернулись в пролив, а «Хамидие» взял курс в центральную часть Эгейского моря. Подойдя к греческому острову Сирос, турки обнаружили стоящий порту вспомогательный крейсер (вооруженное пассажирское судно) «Македония». Дабы не давать туркам повода бомбардировать остров, командир «Македонии» приказал открыть кингстоны и покинуть корабль, но из-за мелководья большая часть судна осталась над водой. «Хамидие» в течении 10 минут обстреливал «Македонию» и подверг бомбардировке Эрмуполис, нанеся городу ощутимый ущерб.

Узнав об этом в Афинах началась паника. Командование тотчас потребовало от Кунтуриотиса найти и уничтожить турецкого рейдера. Но контр-адмирал был тверд в своих решениях и не собирался ни на секунду ослаблять флот, блокирующий проливы. Вышедший на разведку вечером 17 января «Меджидие» по каким-то причинам не обнаружил «Авероф», турки были уверены что их план сработал и начали готовить флот для решающего сражения.

Утром 18 января весь Османский флот вышел в море. Во главе эскадры на этот раз шел «Торгут Рейс», за ним следовали «Хайреддин Барбаросса», «Мессудие», «Меджедие», 8 эсминцев и 5 миноносцев. Самый слабый и тихоходный турецкий броненосец «Ассари Тевфик» остался охранять вход в проливы.

Около 11 часов утра турецкий командующий Рамзи-бей обнаружил идущую настречу греческую эскадру. И каково же было его удивление от того, что греческий флот вел в бой «Георгиос Авероф»! Турецкий план провалился. Контр-адмрирал Кунтуриотис поднял сигнал: «Будущность дорогой нам Греции зависит от этого боя! Деритесь как львы!». К 11:25 флоты сблизились на расстояние в 12 км и турки открыли огонь, яростный, но не точный. Спустя 10 минут, когда дистанция сократилась до 8,5 км открыли ответный огонь греки, завязался линейный бой на параллельных курсах. Вскоре турецкие эсминцы и бронепалубный крейсер «Меджедие», будучи самыми слабозащищенными кораблями эскадры, поспешили выйти из боя.

Греческий адмирал применил ту же тактику, что и в предыдущем сражении. В 12:04 «Авероф» увеличил ход до 24 узлов и пошел наперерез турецким кораблям, ведя огонь из всех бортовых орудий. Обойдя противника и сократив дистанцию до 4,5 км «Авероф» обрушил огненный шторм на турецкие броненосцы. Тяжелые повреждения получил «Хайреддин Барбаросса»: на его борту трижды вспыхивал пожар, прямым попаданием была выведена из строя средняя башня главного калибра, в другой башне вышла из строя система подачи снарядов, были сбиты труба и мачта. На флагманском «Торгут Рейсе» также была выбита башня главного калибра и вспыхнул пожар. Тем временем греческие броненосцы сконцентрировали огонь на замыкающем «Мессудие». В 12:55 он получил попадание 270-мм снаряда в центральный каземат, раздался взрыв, было выведено из строя 3 орудия.

К часу дня разбитый и деморализованный османский флот развернулся начал отступать к Дарданеллам, преследуемый греческим флагманом. На помощь своей эскадре поспешил дозорный броненосец «Ассари Тевфлик», но что он мог сделать… В 14:42 все было кончено. Турецкий флот скрылся в проливах и более не пытался снять блокаду до самого конца войны.



«Георгиос Авероф» ведет огонь по Турецким броненосцам, художник — Василиос Хадзис

Несмотря на то, что ни один корабль в сражении потоплен не был, это была полная победа. Три турецких броненосца были тяжело повреждены: «Хайреддин Барбаросса» получил свыше 20 попаданий, преимущественно из тяжелых орудий «Аверофа», 17 попаданий получил флагманский «Торгут Рейс», серьезно пострадал от попадания в каземат броненосец «Меджидие», небольшие повреждения получил и «Ассари Тефвик». По официальным данным турки потеряли как минимум 41 человека убитыми и 104 ранеными, в реальности же потери могут доходить до 80 убитых и 300 раненых.

Особенно это шокирует на фоне потерь греческого флота. В ходе сражения «Георгиос Авероф» получил лишь 2 попадания из тяжелых орудий, незначительно поврежден броненосец «Спеце». Ни один матрос и офицер греческого флота не погиб в этом сражении, лишь трое получили серьезные ранения.

Потеряв контроль на море, Турецкая армия на Балканах оказалась в не самом простом положении. В итоге Балканский союз смог разбить неприятеля и 30 мая 1913 года был подписан мирный договор, по которому к Балканским странам переходили почти все турецкие владения в регионе, за вычетом Стамбула, его окрестностей и нескольких прибрежных островов. Далеко не последнюю роль в этой победе сыграл Греческий флот под умелым руководством Павлоса Кунтуриотиса, и в частности его флагман — броненосный крейсер «Георгиос Авероф».



«Георгиос Авероф» в темной окраске, 1913 год.

Дальнейшая служба крейсера

После окончания Первой Балканской войны закончился и самый активный и насыщенный период службы крейсера. «Георгиос Авероф» оставался флагманом Греческого флота.

Спустя всего месяц после подписания Лондонского мирного договора, 29 июня, недовольная разделом земель Болгария объявит войну своим бывшим союзникам, к которым присоединится Румыния и совсем неожиданный союзник в лице Османской империи. Воюя сама против почти всех государств региона Болгария потерпела поражение спустя ровно месяц 29 июля и лишилась еще больших территорий. В ходе этой войны Греческий флот активно поддерживал огнем свои сухопутные войска. «Георгиос Авероф» огнем помогал греческой армии отбить атаку болгар в Цагези, а затем 9 июля вместе с тремя эсминцами и вооруженным торговым судном высадил десант в Кавале. Этого было достаточно для того, чтобы болгарские войска покинули город.

Накануне Первой Мировой войны Греция переживала непростые времена. Страна оказалась фактически расколота на 2 лагеря: в Афинах — сторонники нейтралитета во главе с королем; в Салониках — «Правительство Национальной Обороны», сторонники присоединения к Антанте во главе с премьер-министром и командующим флота. В 1916 году это приведет к морской блокаде Афинского государства со стороны Французов и конфискации греческого флота. Крупные корабли, включая «Георгиос Авероф» были разоружены, а легкие силы флота мобилизованы французами и использовались для патрулирования и противолодочной обороны. После того, как король Константин I оставил престол своему сыну Александру и покинул страну, власть перешла в руки «Правительства Национальной Обороны». Греция вступила в войну летом 1917 года. Захваченные корабли (хоть и в плохом техническом состоянии) были возвращены Греции. «Георгиос Авероф» вместе с эсминцами действовал в составе союзной эскадры, блокируя Дарданеллы. Тут он и встретил капитуляцию Османской империи.



«Георгиос Авероф» в Константинополе, 1919 год. Художник — Ликургос Когевинас

После подписания Мудросского перемирия, «Георгиос Авероф» стал первым Греческим боевым кораблем, бросившим якорь в Константинополе. Это было важное событие для Греческого народа.

В ходе крайне неудачного для Греции Малоазийского похода 1919-22 годов (он же Западный фронт в Войне за независимость Турции) флот Греции не имел противника на море и занимался лишь огневой поддержкой войск и сопровождением конвоев. После перелома в войне «Георгиос Авероф» и другие суда занимались эвакуацией греческих войск и мирного греческого населения из Малой Азии.

Модернизация

В 1925-27 годах броненосный крейсер прошел модернизацию во Франции. Корабль получил новую, более высокую, фок мачту и обновленную систему управления огнем. Были демонтированы ставшие бесполезными 450-мм неповоротные торпедные аппараты. Количество 76-мм орудий ПМК было сокращено с 16 до 8. Для защиты от авиации были установлены четыре 76-мм зенитные пушки и шесть 37-мм зенитных автоматов.



«Георгиос Авероф» после модернизации на Спитхэдском морском параде, 1937 год.

Мятежный 1935-й

После Первой Мировой войны политическая и экономическая обстановка в Греции не устаканилась, а скорее наоборот усложнилась из-за разрухи после десятилетия почти беспрерывных войн и наплыва беженцев в ходе греко-турецкого обмена населением. В итоге в 1924 году монархия была свергнута и была провозглашена Вторая Греческая Республика. Первым президентом Греции стал адмирал Павлос Кунтуриотис.

Просуществовала республика всего 11 лет и была крайне нестабильной — за это время сменилось 13 правительств и было совершено несколько попыток государственного переворота. 1 марта 1935 года провенизелистски настроенные военнослужащие попытались устроить переворот против генерала Георгиоса Кондилиса, которого подозревали в желании реставрировать монархию. В руки мятежников попал и флагман Греческого флота. Вместе с другими мятежными кораблями — легким крейсером «Элли», двумя эсминцами и миноносцем, под командованием вице-адмирала Деместикаса. Восставшая эскадра была обстреляна из береговой артиллерии, крейсера открыли ответный огонь, повредив портовые сооружения и 7 эсминцев, а затем вышли в открытое море. «Авероф» был объявлен пиратским судном, на него начались налеты авиации. В ходе первого налета зенитчиками крейсера были сбиты 2 гидросамолета. 3 марта повстанцы захватили власть на Крите, разоружив правительственные войска, броненосный крейсер вновь подвергся бомбардировке, в него попала одна бомба. Десанты с «Аверофа» без боя захватили острова Хиос, Самос и Лесбос. Зенитчики крейсера сбили ещё два греческих гидросамолёта, атаковавшие Крит. Тем временем в самой Греции шли сухопутные бои с мятежниками. После разгрома повстанцев на реке Струма 11 марта стало ясно, что мятеж будет подавлен. Крейсер «Элли» сдался правительственным силам, оставленные офицерами матросы на Крите тоже перешли на сторону правительства. «Георгиос Авероф» с лидерами мятежа на борту, отправился на принадлежавшие Италии Додеканесские острова. Высадив их, крейсер 13 марта вернулся в Пирей и сдался властям. Вскоре в Греции была восстановлена монархия.

Вторая мировая война

28 октября 1940 года войну Греции объявила Италия. Тем не менее, греческая армия сумела сдержать атаку превосходящего по силам неприятеля и вскоре сама перешла в наступление! Это были первые победы Антигитлеровской коалиции над странами Оси. Мир был удивлен и восхищен тем, что Греция не просто не сдается, она побеждает! Флот в этой войне, по понятным причинам, активного участия не принимал.



«Георгиос Авероф» в 1941 году.

Тем временем, 16 мая 1941 года «Георгиос Авероф» отметил 30-летие своей службы. Давно были разобраны на металл броненосцы береговой обороны «Идра», «Псара» и «Спеце», бок-о-бок с которыми «Авероф» одерживал славные победы над Османским флотом. Были списаны и купленные в канун Первой Мировой у США эскадренные броненосцы типа «Миссисипи». А стальной ветеран, несмотря на ряд технических проблем, по прежнему защищал свою страну и возглавлял Греческий флот.

Однако в апреле 1941 года Германия вторглась в Грецию. Греческая армия сражалась достойно, но остановить Вермахт она не имела никаких шансов. Параллельно начались массированные налеты авиации на греческие корабли. Люфтваффе бомбили все, что попадалось им на глаза. Были потоплены и уже списанные броненосцы «Килкис» и «Лемнос», флот потерял 25 боевых и вспомогательных судов, включая 5 эсминцев и 9 миноносцев. Было уничтожено 18% торгового флота (220 581 брт). Король и правительство перебрались на Крит, туда же перешел и Греческий флот.

С началом боев за Крит правительство покинуло остров и по морю прибыло в Александрию. 31 мая пал Крит. Флот, рискуя быть потопленными вражеской авиацией и субмаринами, оставил остров и прибыл в Александрию. В августе 1941 года «Георгиос Авероф» был отправлен в Бомбей и нес конвойную службу в Индийском океане. С 1943 года корабль перебазировался в Порт-Саид, Египет.



«Георгиос Авероф» в Порт-Саиде, 23 февраля 1943 года.

Наконец, 17 октября 1944 года греческий флот, усиленный большим числом переданных им английских и американских кораблей, вернулся на освобожденную родину. Возглавлял флот «Георгиос Авероф», на борту которого находилось греческое правительство. В Европе все еще продолжалась война, ещё не наступил окончательный мир даже в самой Греции. Но для «Аверофа» война была окончена.



«Георгиос Авероф» в Пирее, Греция. 20 октября 1944 года.

Послевоенная судьба

После окончания Второй Мировой войны крейсер служил штабным кораблем до 1952 года, а затем был выведен в резерв. В 1956 году «Георгиос Авероф» был поставлен на якорь в Саламине, в том же году его отбуксировали на стоянку в Поросскую бухту, в 32 милях от Пирея, где он оставался в течении следующих 18 лет…

Наконец, в 1984 году командование ВМС Греции приняло решение восстановить легендарный крейсер и превратить его в музей. Корабль был отреставрирован, причем ремонт проводился как на государственные средства, так и на народные пожертвования.

Сегодня «Георгиос Авероф» находится на вечной стоянке в пригороде Афин — Палеон-Фалироне, рядом с другими греческими кораблями-музеями — эсминцем «Велос» и репликой греческой триремы «Олимпия». На него назначается командир и каждый день поднимается флаг ВМС Греции, а также вымпел командующего. Все проходящие мимо крейсера греческие военные корабли обязаны приветствовать его согласно флотскому уставу.

«Георгиос Авероф» — единственный в мире броненосный крейсер, сохранившийся до наших дней.



Вот такой боевой путь у самого прославленного корабля Греческого флота, который на протяжении 40 лет оставался в строю. Корабль, который прошел через 5 войн, включая обе Мировые, и революцию. Последний в мире броненосный крейсер. Последний защитник Греции.

Источник

 


* Интересно почитать

* Поиск по сайту


* Последние сообщения

topic Лучшие снимки столетия
[Машинный телеграф]
Craus
28.11.2020, 19:28:15
topic Сразу два макси-тримарана отправились вокруг света!
[Регаты и Матч-рейсы]
Craus
28.11.2020, 19:25:09
topic Magnus Olsson Prize получит Питер Берлинг
[Регаты и Матч-рейсы]
Craus
28.11.2020, 19:19:16
topic Отечественный беспилотный комплекс «SeaDrone» покоряет Арктику
[Техника]
bigbird
28.11.2020, 14:55:37
topic А на яхте слабо?
[Видео]
bigbird
28.11.2020, 14:43:25
topic «Первый» класс на воде
[Регаты и Матч-рейсы]
Craus
27.11.2020, 20:06:02
topic Фильм о Nord Stream Race 2019
[Видео]
bigbird
27.11.2020, 15:23:24
topic Ассоциация яхт класса Оптимист
[Регаты и Матч-рейсы]
Craus
26.11.2020, 18:08:18
topic Страны Балтики стремятся воспользоваться растущим интересом к яхтингу
[Машинный телеграф]
Craus
26.11.2020, 18:01:13
topic В Архангельске открыли Поморскую верфь и заложили киль шхуны
[Машинный телеграф]
Craus
25.11.2020, 19:52:57
topic Vendee Globe: и не забудьте улыбнуться!
[Регаты и Матч-рейсы]
Craus
25.11.2020, 19:50:09
topic Парусный лагерь "Силы ветра" в Сочи
[Видео]
bigbird
25.11.2020, 13:40:41

* Двигатель торговли

* Активные авторы

Craus Craus
3082 Сообщений
bigbird bigbird
2310 Сообщений
Grumete Grumete
389 Сообщений
root root
270 Сообщений
Xollms Xollms
66 Сообщений

* Кто онлайн

  • Точка Гостей: 28
  • Точка Скрытых: 0
  • Точка Пользователей: 0

Нет пользователей онлайн.

* Календарь

Ноябрь 2020
Вс. Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб.
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
[29] 30

Нет ближайших событий.

* Ваша Реклама

Здесь может быть Ваша реклама!

* Мы на Pinterest

SMF spam blocked by CleanTalk
Защита SMF от спама от CleanTalk
SimplePortal 2.3.6 © 2008-2014, SimplePortal