collapse

Для создания НОВОГО ПОСТА, необходимо выбрать нужный раздел ФОРУМА и создать в нем НОВУЮ ТЕМУ. Если вы новый пользователь, то вам нужно ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на форуме


Автор Тема: Декабрь 41-го: «Первая кровь» Тихоокеанской войны  (Прочитано 878 раз)

Оффлайн Craus

  • Ветеран
  • *****
  • Карма: +16/-0
    • Просмотр профиля


Принято считать, что Вторая Мировая на Тихом океане началась с японского ави­а­удара по главной базе Тихо­оке­ан­ского флота США Пёрл-Харбор на гавайском ос­т­ро­ве Оаху. Но на самом деле первые выстрелы этой войны прозвучали почти за час до этого, и произвёл их американский боевой корабль, которым командовал вот этот обманчиво мирного вида улыбчивый дяденька  в очочках, 35-летний капитан 3-го ранга Уильям В. Аутербридж.

Автор идеи и главный организатор рейда на Пёрл-Харбор, главнокомандующий Объединённым флотом ВМС Японии адмирал Исороку Ямамото и его штаб из­на­чаль­но планировали осуществлять его ис­к­лю­чи­те­ль­но с воздуха. Однако у ко­ман­до­ва­ния подводными силами Императорского флота уж очень чесались ручки испытать, наконец, в деле свои сверхмалые подводные лодки «тип А» или Ко-хётэки ко-гата, спе­ци­аль­но разработанные для действий в ограниченных акваториях вражеских гаваней. Это были крайне глючные скорлупки с эки­па­жем из двух человек, длиной 24 м и водоизмещением 46 тонн, вооружённые двумя специально для них разработанными 450-мм кислородными торпедами обр. 97, уменьшенной версией знаменитых «Длинных копий» обр. 91.



Одна из сохранившихся сверхмалых подводных лодок «тип А».

На аргументы адмирала Ямамото о том, что обнаружение этих лодок противником может лишить всю операцию жиз­нен­но необходимого для её успеха фактора внезапности, попросту забили, и атака сверхмалых подлодок была включена в план удара по Пёрл-Харбору.  Около 01:00 7 декабря 1941 г. четыре сверхмалые подлодки, доставленные через Тихий океан с по­мо­щью подводных крейсеров «тип С», отстыковались от своих носителей примерно в 10 милях [18,5 км] от входа в бухту Пёрл-Харбор. Теперь им предстояло под покровом темноты прокрасться в охраняемую гавань, чтобы с утречка, одновременно с па­лу­б­ной авиацией, нанести удар по американским кораблям. Ещё одна лодка отстыковалась с задержкой на 2 часа из-за не­ис­п­рав­ностей. Как нетрудно догадаться, шансов на возвращение у десяти японских подводников практически не было, поэтому они заранее написали прощальные письма и собрали личные вещи для отправки родным.



Фрагмент японской навигационной карты гавани Пёрл-Харбор (район о. Форд), с отмеченными на ней глубинами, пеленгами и расположением американских кораблей. Карта была найдена на одной из захваченных американцами свермалой подлодке «тип А».

Опять же принято считать, что японская атака Пёрл-Харбора застал американцев, что называется, «со спущенными шта­на­ми». Отчасти так оно и было, угрозу удара с воздуха там никто всерьёз не рассматривал и, соответственно, особо не готовился ей противостоять. Но вот к угрозе прорыва в гавань вражеских подлодок американское командование относилось очень даже серьёзно. Вход в бухту перекрывался противолодочным боновым заграждением, а в ночное время ещё и патрулировался над­вод­ными кораблями. В ночь с 6 на 7 декабря этим занимались два малых базовых  тральщика, AMc-9 «Кроссбилл» и AMc-14 «Кондор», а также наш главный герой, эсминец DD-139 «Уорд».



Эсминец DD-139 «Уорд» вскоре после вступления в строй, сентябрь 1918 г.

Это был старенький эсминец типа «Викс», постройки 1918 г. Один из тех аж 273 четырёхтрубных «флашдекеров» или «мо­би­ли­зационных эсминцев» трёх типов, что американцы сгоряча наштамповали во время Первой Мировой. После окончания войны бóльшая их часть сразу отправилась в резерв, среди них был и «Уорд», который простоял на консервации почти 19,5 лет, пока в январе 1941 г. не был возвращён в строй. 5 декабря 1941 г., то есть всего за два дня до описываемых событий, ко­ман­до­вание кораблём принял капитан 3-го ранга Уильям Аутербридж, для которого этот выход в море стал первым, когда он ко­ман­довал пусть и устаревшим, но своим кораблём. Поскольку это был эсминец «второй линии», то вдобавок Аутербридж ока­зал­ся на «Уорде» ещё и единственным кадровым офицером, окончившим военно-морское училище в Аннаполисе, все ос­та­ль­ные были офицерами резерва, получившими свои звания на «военных кафедрах» университетов.



Эта мобилизованная деревянная посудина водоизмещением 185 т («в девичестве» – рыболовный сейнер) гордо именовалась малым базовым тральщиком AMc-14 «Кондор». Именно с него был замечен первый след перископа.

В 03:42 на тральщике «Кондор» заметили в сотне метров от себя странный пенный след, двигавшийся по направлению ко входу в гавань. И след этот очень сильно напоминал след от перископа подлодки. Вскоре он уже был всего в 50 м от них и при­мер­но в 1000 м от входного буя. Затем с неизвестной лодки, видимо, заметили «Кондор», поскольку перископный след резко метнулся в сторону от тральщика. В 3.58 с «Кондора» прожектором просигналили на находившийся неподалёку «Уорд»: «Об­на­ружили подлодку в подводном положении, курс вест, скорость 9 узлов». Вахтенный офицер эсминца вызвал на мостик командира, ознакомившись с сообщением, капитан 3-го ранга Аутербридж приказал пробить боевую тревогу и начать прочёсывание рай­о­на. Однако поиск ничего не дал, и в 04.43 боевая тревога на «Уорде» была отменена.



Самолёты на палубе флагмана японского Первого мобильного соединения, авианосца «Акаги» готовы к взлёту. Ещё несколько минут, и они возьмут курс на Пёрл-Харбор.

Между тем, в 230 милях [426 км] к северу от Оаху 6 эскадренных авианосцев Первого мобильного соединения японцев раз­вер­нулись на ветер и в 06:00 начали подъём 189 истребителей и бомбардировщиков «первой волны». Спустя полчаса все они (не считая 6 машин с обнаружившимися неполадками) уже построились в воздухе и направились в сторону Пёрл-Харбора.

А в это время рулевой «Уорда», продолжавшего патрулирование входа в бухту, заметил на воде странный предмет. Сна­ча­ла наблюдателям на мостике эсминца показалось, что это какой-то чёрный буёк, оказавшийся между входившим в гавань бук­си­ром «Антарес» и баржей, которою он за собой тянул. Однако понаблюдав за этим «буйком» в бинокль, вахтенный офицер, старший лейтенант Гепнер, пришёл к выводу, что это рубка малой подводной лодки, которая пытается  пристроиться за бук­си­ром, чтобы под его прикрытием проникнуть в бухту через проход в заграждениях, открытый для «Антареса» с его баржей.



Выброшенная на берег сверхмалая подлодка «тип А». Примерно так же она выглядела, идя в надводном положении.

В 06:40 командир корабля был опять вызван на мостик, где, едва взглянув на подозрительный объект, снова приказал про­бить боевую тревогу. Не выспавшиеся матросы из свободных вахт уже второй раз за эту ночь на ходу одеваясь побежали к сво­им боевым постам, потихоньку проклиная нового командира, который слишком уж рьяно взялся за несение службы в первом же выходе на своём первом корабле. Получив доклад, что экипаж стоит по местам, капитан 3-го ранга Аутербридж приказал дать полный ход и руль лево на борт.

Старенький эсминец, успевший разогнаться до 25 узлов [46 км/ч], рванул, накренившись в крутом повороте, к «не­о­поз­нан­ному объекту».  Впрочем, с расстояния около 400 м было уже ясно видно, что это действительно маленькая подлодка не­из­вес­т­ной конструкции, идущая в надводном положении. Более того, её также заметили с вылетевшей с рассветом патрульной ле­та­ю­щей лодки PBY «Каталина», экипаж которой даже скинул пару дымовых шашек, чтобы пометить её местонахождение. Впро­чем, на «Каталине» на самом деле подумали, что это терпит бедствие своя лодка и решили таким образом помочь в «спа­са­тель­ных работах».

Напоминаю, что всё это происходило в условиях мирного времени, причём в Пёрл-Харборе не была даже объявлена хотя бы повышенная боевая готовность в связи с угрозой войны в Восточной Азии, в скором начале которой никто в Вашингтоне уже не сомневался. Однако, к счастью, капитан 3-го ранга Уильям Аутербридж оказался из тех офицеров, что чётко помнил главную военную мудрость всех времён и народов: «Не знаешь что делать – читай Устав, там всё написано!» Поэтому 35-летний свежеиспечённый командир эсминца не стал тратить время на какие-то уточняющие (а заодно и прикрывающие задницу) запросы в штаб, а просто действовал в соответствии со своими должностными инструкциями: в 06.45 он, исключительно под свою ответственность, отдал команду «Открыть огонь».



Эсминец DD-139 «Уорд» открывает огонь по вражеской подлодке.

Наводчику носового 4-дюймового [102-мм] орудия Марк 9, разработки 1910 г., не требовалось даже вносить какие-то по­п­рав­ки в прицел, цель находилась уже в какой-то сотне метров, так что огонь можно было вести на прямой наводке. Осталось не­понятным, то ли он промахнулся, то ли 15-кг снаряд попросту прошил тонкий металл рубки насквозь и взорвался лишь упав в воду позади лодки. Между тем расстояние сокращалось, и к моменту перезарядки орудия №1 вражеская подлодка на­хо­дилась уже в «мёртвой зоне» носовой пушки. Однако она всё ещё находилось в секторе обстрела орудия №3, находившегося по правому борту на специальной надстройке в центральной части корабля, и спустя 30 секунд это орудие выстрелило по маленькой подлодке практически в упор, и тут ни у кого не было сомнения в попадании точно в основание рубки.

Но капитан 3-го ранга Аутербридж решил подстраховаться, и как только лодка оказалась за кормой, в её сторону ушли ещё и четыре глубинные бомбы. Когда огромные гейзеры от взрывов опали, подлодки на поверхности уже не было. Командир «Уорда» приказал продолжать наблюдение, а сам ушёл в радиорубку докладывать начальству. В 6:53 в штаб 14-го военно-морского округа ушла радиограмма: «Атаковали артиллерией и глубинными бомбами подводную лодку, находившуюся в ох­ра­ня­е­мом районе».



102-мм орудие №3 эсминца «Уорд» и его расчёт, добившийся попадания в рубку японской сверхмалой подлодки, декабрь 1941 г.

Как вскоре выяснилось, адмирал Ямамото беспокоился совершенно зря. Он был, конечно, прав, предсказывая, что аван­тю­ра со сверхмалыми лодками может сорвать всю операцию. Даже с учётом того, что радиограмма Аутербриджа, в которой со­об­ща­лось, ни много ни мало, о бестолкновении с противником прямо у входа в гавань главной базы флота, была расшифрована и доложена лишь в 07:12, у дежурных офицеров в Пёрл-Харборе оставалось целых 40 минут на то, чтобы поднять по боевой тревоге всё, что шевелится и стреляет. Хотя бы просто на всякий пожарный случай, до выяснения обстоятельств.

Ямамото просто не учёл, что они имеют дело с флотом, всё ещё живущим по лекалам рутины мирного времени. К счастью для японцев, ни одного готового взять на себя ответственность Аутербриджа в штабе 14-го военно-морского округа не нашлось. Драгоценное время было потрачено на доклады начальству, сличение донесений, проверки, перепроверки и прочие бес­тол­ко­вые действия.

А в 07:53 на Пёрл-Харбор упали первые бомбы.

Эпилог I

17 октября 1944 г., в ходе операции по высадке десанта на филиппинский остров Лейте, бывший эсминец «Уорд», к тому времени давно переоборудованный в быстроходный транспорт, был серьёзно повреждён атакой камикадзе. Ему на помощь при­шёл эсминец DD-725 «О'Брайен» новейшего типа «Аллен М. Самнер», недавно переброшенный с Атлантики, где он участвовал в обеспечении высадки союзников в Нормандии. После безуспешных попыток потушить пожар, экипажу «Уорда» было приказано покинуть корабль. Приняв их на борт, командир «О'Брайена» отдал приказ артиллерийским огнём добить обречённый корабль. Этим командиром был капитан уже 2-го ранга Уильям В. Аутербридж.



Эсминец «О'Брайен» борется с пожаром на быстроходном транспорте «Уорд», 17 октября 1944 г.

Эпилог II

Несмотря на то, что за свои решительные действия в Пёрл-Харборе командир «Уорда» был по горячим следам удостоен высокой награды – Военно-морского креста – почти 61 год существовали сомнения, удалось ли ему на самом деле потопить ту сверхмалую подлодку. Эти сомнения пропали лишь в августе 2002 г., когда экспедиция Университета штата Гавайи нашла, наконец, эту субмарину на глубине 400 м неподалёку от входа в бухту Пёрл-Харбор. В рубке лодки обнаружилась 10-см ди­а­ме­т­ра пробоина от прямого попадания одного снаряда и осколочные пробоины от другого, разорвавшегося рядом с подлодкой. Комендоры «Уорда» не промахнулись.



Пробоина в основании рубки сверхмалой подлодки «тип А», обнаруженной на дне у входа в бухту Пёрл-Харбор.

Эпилог III

Во время переоборудования «Уорда» в быстроходный транспорт он лишился почти всего своего вооружения, включая ту самую 102-мм пушку №3. Благодаря этому она пережила свой корабль, и сейчас историческое орудие, пролившее «первую кровь» в унёсшей жизни миллионов людей Тихоокеанской войне, установлено перед Капитолием штата Миннесота, в память о моряках, уроженцах этого штата, составлявших его расчёт 7 декабря 1941 г.



Источник
« Последнее редактирование: 10.10.2020, 01:08:47 от bigbird »

 


* Интересно почитать

* Поиск по сайту


* Последние сообщения

topic Яхтсмен Виталий Елагин вышел на связь спустя восемь дней после исчезновения
[Машинный телеграф]
grebenshch
27.03.2024, 18:07:12
topic Механика движения комет
[Погода]
Fermer
24.03.2024, 10:35:22
topic Грустная история косатки, которая помогала китобоям: верования народа тауа
[Машинный телеграф]
grebenshch
23.03.2024, 00:02:36
topic В Колумбии поднимут затонувший корабль XVIII века с сокровищами на $17 млрд
[География]
grebenshch
20.03.2024, 00:29:46
topic Вакансия дня: счетовод пингвинов в Антарктиде
[Машинный телеграф]
grebenshch
20.03.2024, 00:21:11
topic «Секс-плот» — антрополог хотел доказать жестокость людей, но не смог
[Машинный телеграф]
grebenshch
20.03.2024, 00:16:04
topic Редакционная статья яхтенного дизайнера Chuck Paine (США)
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 21:48:13
topic Грузовой корабль улавливает и перерабатывает свои выбросы углекислого газа
[Техника]
grebenshch
16.03.2024, 19:26:43
topic Самый дорогой подводный отель в мире с рыбами, плавающими вокруг вашей кровати
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 16:17:18
topic Морские подковы
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 15:42:08
topic Как поделили океан
[История]
grebenshch
16.03.2024, 15:36:47
topic Dufour 44: новое решение
[Новинки]
grebenshch
14.03.2024, 16:31:06

* Двигатель торговли

* Активные авторы

Craus Craus
4006 Сообщений
bigbird bigbird
2971 Сообщений
grebenshch
541 Сообщений
Grumete Grumete
392 Сообщений
root root
269 Сообщений

* Кто онлайн

  • Точка Гостей: 298
  • Точка Скрытых: 0
  • Точка Пользователей: 0

Нет пользователей онлайн.

* Календарь

Март 2024
Вс. Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб.
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 [29] 30
31

Нет ближайших событий.

* Ваша Реклама

Здесь может быть Ваша реклама!

* Мы на Pinterest

SMF spam blocked by CleanTalk
Защита SMF от спама от CleanTalk
SimplePortal 2.3.6 © 2008-2014, SimplePortal