collapse

Для создания НОВОГО ПОСТА, необходимо выбрать нужный раздел ФОРУМА и создать в нем НОВУЮ ТЕМУ. Если вы новый пользователь, то вам нужно ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на форуме


Автор Тема: История абордажа. Как ходили на абордаж в античности  (Прочитано 623 раз)

Оффлайн Craus

  • Ветеран
  • *****
  • Карма: +16/-0
    • Просмотр профиля


Желание решать проблемы кардинально и завладеть чужим имуществом присутствовало у человечества издревне. И если на суше все было просто и понятно (налетели и похватали), то море накладывало свои ограничения.

Понятно, что идее высадиться на чужой борт и все там "порешать" в свои карманы – тысячи лет, но первый "прорыв" в деле абордажа совершили римляне. Но вначале надо пояснить как тогда обстояли дела с морской войной.

Во все времена абордаж подготавливался обстрелом противника. Античные боевые корабли были вооружены разнообразными метательными машинами, применявшимися вплоть до изобретения пороха. Установив их вдоль бортов и прикрыв от ответного обстрела защитными стенками, матами, щитами, атакующие и обороняющие уже на дальней дистанции пытались «проредить» вражеские ряды.

Крупнокалиберные катапульты и баллисты (аналог тяжелой артиллерии) метали 5-метровые стрелы, массивные колья, бревна, металлические снаряды и камни диаметром 15–20 см на расстояние до 200м, буквально сметая с вражеской палубы все живое.

Легкая артиллерия» — станковые луки оксибелес, скорпион и хиробаллистра — била прямой наводкой на меньшей дистанции, а полуавтоматический камнемет полибол непрерывно стрелял малыми каменными ядрами весом 4–5 кг (причем взведение и выстрел производилось «автоматически», по сути это был "Гатлинг" того времени).



Оксибелис, Хиробаллистра и Полибол (идея первых 2 проста - натянули, зарядили и жахнули. А вот полибол был сложным и дорогим, потому не прижился)

На ближней дистанции подключались лучники, пращники, в противника летели камни, копья, дротики. Греки первыми установили на кораблях гелеполы — башни на колесах. Они перемещались по палубе в разные стороны, а находившиеся на них стрелки с высоты обстреливали вражескую палубу, не давая противнику готовить отпор, обслуживать свое оружие, снасти, весла.



Башни на палубе и бронированный "капитанский мостик"

Если захват чужого судна был невозможен или не нужен, в него метали зажигательные стрелы или керамические емкости с горючим составом, так называемый «греческий огонь», своего рода абсолютное оружие древности. Вода его не тушила, и несколько точных попаданий решали участь деревянного просмоленного судна с легко воспламеняемыми парусами и такелажем, а команде оставалось лишь прыгать за борт. Средством огневого поражения была и «жаровня», что-то вроде ведра на конце багра длиной 5–7 м перед носом корабля.

Наполненное горючей смесью, оно поджигалось и опорожнялось над вражеской палубой. Именно этим оружием римляне прорвали блокаду сирийского флота в битве при Панорме в 190 году до н. э. Ручной огнемет-сифон (наполненная маслом труба) «выплевывал» горящее масло на врага.

Таран, эффективный способ отправить противника на дно, был еще и элементом подготовки абордажа. Таранное устройство представляло собой сложную конструкцию. Носовая часть корабля делалась в виде жесткого вертикального ребра с малым тараном-проемболоном, находившимся над водой и имевшим форму бараньей/свиной/крокодильей головы.

Он был буфером при ударе в чужой борт, а также препятствовал слишком глубокому проникновению главного тарана во вражеский корпус, что было чревато бедой: застряв там, можно было утонуть или сгореть вместе с противником. Нижняя часть киля выступала под водой на 2–4 м вперед. Это и был боевой таран (rostrum) в форме плоского трезубца для пробивания подводной части вражеского корабля. Литой из бронзы, он был очень тяжелым: найденный археологами рострум греческой биремы потянул на 400 кг.



Таранили либо с ходу, либо сначала проходили вдоль вражеского борта, «сбривая» вертикальным ребром весла, которые противник не успел втащить внутрь, и лишая его хода. После этого разворачивались и, прицелившись, били уже насмерть. Удар рострума наносил серьезный урон. В то время средств откачки воды не существовало, любая пробоина была очень опасной, а то и смертельной для корабля.

Верхняя же поверхность таранного бруса выступала над ватерлинией и служила мостиком, по которому абордажная группа перебегала на вражеский борт. Брус был составным, поврежденные элементы легко заменялись новыми. Тактика «таран-абордаж» требовала от команды мастерства. Успех зависел от верного момента, направления удара, умелого руления, слаженной работы гребцов.



Таран и его "ударное" действие, слететь за борт после удара было вполне реально

Антиабордажным средством было примитивное оружие «дельфин» — груз конической формы с заостренным концом. Сделанный из бронзы, свинца или гранита, то есть очень массивный, он закреплялся на специальной поворотной грузовой стреле или на рее и сбрасывался, когда нависал над кораблем противника при сближении бортов. Его удара хватало, чтобы проломить доски днища толщиной 4–6 см. Возникшая пробоина губила врага из-за невозможности ремонта в условиях боя. Правда, «дельфин» работал лишь против беспалубных судов типа фелюги или либурны. При столкновении с боевым кораблем, у которого была еще и палуба, веса груза на два слоя досок уже не хватало

А теперь вернемся к римлянам. При столкновении с Карфагеном выяснилось, что карфагеняне прекрасные мореходы и искусные лучники. Так что на воде шансов против них не было, римские морские экипажи закидывали всем вышеперечисленным, а напоследок поджигали греческим огнем. Результат римлянам не понравился



Нужен был асимметричный ответ и проанализировав свои сильные стороны (строй и мощный пехотный удар), римляне ответили изобретением штурмового мостика – "ворона". Это был поворотный трап, закрепленный на носу судна с клювами-крюками на конце (отсюда и имя ворон).

Суда римлян больше не ввязывались в перестрелку, а сразу подходили "в упор" , поворачивали ворона на нужный борт и сбрасывали вниз, после чего его крючья намертво цеплялись за вражескую палубу и по мостику на вражеской борт перли легионеры.

А даже самый прекрасный лучник или моряк бессильны против подготовленного воина. 



Пользуясь преимуществом своей пехоты в рукопашном бою, а также создавая благодаря «ворону» численный перевес в морском бою, римляне стали одерживать одну победу за другой. Асимметричный ответ сработал!Однако были у «ворона» и серьезные недостатки: его вес и громоздкость ухудшали мореходность судна. Римляне дважды (255 и 249 гг. до н. э.) почти полностью теряли свой флот в штормах вследствие плохой остойчивости судов с такой конструкцией на борту.

Пришлось "дорабатывать проект" и в дело пошло абордажное бревно-"гарпаг" длиной около 3 м, окованное железом. Гарпаг крепился канатом к метательной машине, а на втором его конце был острый крюк. Брошенный гарпаг цеплялся за ближний борт врага, глубоко впиваясь в обшивку; судно подтягивали канатом к себе и шли на абордаж. При зацепе за дальний борт атакующие давали задний ход и переворачивали неприятеля. Из-за длины гарпага обороняющиеся не могли перерубить канат, хотя и пытались делать это при помощи клинков на шестах.



Применение гарпага

Время шло и Европа впала во мрак Средневековья. Исчезли огромные корабли античности, развитое искусство абордажа, совершенные катапульты, штурмовые трапы. Артиллерией стали простые камнеметы фрондиболды и карробаллисты, одноплечевые стрелометы бриколи.



Уровень технологий немного просел, видно? Доской по стрела бах и ваще красаучик!

Как же теперь воевали? Бой также начинался с обстрела противника. Для защиты от него к фальшборту приваливали скатанные матрацы, оставляя между ними амбразуры, навешивали щиты, мешки с песком, пеньковые кранцы.

На атакованном судне предпринимались противоабордажные меры. Над бортами растягивали сети, осложняя прыжок с борта на борт. Сеть натягивалась и над палубой для защиты команды от падающих обломков оснастки.

Мостик с механизмами управления защищали баррикады по обоим бортам, сделанные из бревен и бочек с железным ломом. Для нанесения повреждений противнику на концы рей надевали крюки для разрыва вражеского такелажа при подходе его вплотную.

Суда сходились борт о борт, сцепляясь абордажными баграми-крючьями, для цепкости заточенными по типу гарпуна. Атакующие под прикрытием своих лучников и арбалетчиков использовали штурмовые лестницы, сходни из досок, «десантировались» на чужой борт с помощью веревок с рей своей мачты, а то и просто прыгали с борта на борт.



В любом случае все решал именно финальный абордаж!

Главным было создать перевес либо в численности (набрать на борт больше бойцов), либо в умении.

Первым путем пошли викинги, терроризировавшие на своих драккарах европейские воды. Их вооружением были щиты, шлемы, кольчуги, копья, мечи, топоры, луки. В атаку шел почти весь экипаж, до 150 бойцов. Для выхода на вражескую палубу они использовали крючья и лестницы, а потом рубились стеной.

Вторым путем - генуэзцы и венецианцы, дравшиеся за господство в Средиземном море, причем генуэзцы постоянно били противника умением своих абордажных команд. Так закалилась знаменитая генуэзская пехота, гроза всех врагов и на суше.

А во время Столетней войны с Францией (1337–1453 гг.) высокий класс на флоте показали и английские лучники, обеспечивавшие до этого победы армии. Английский флот громил более крупный французский и причиной тому был длинный английский лук, расчищавший путь абордажным командам. Часто, высадившись на «француза», они находили там лишь горстку защитников, поскольку остальные гибли от стрел.

Оффлайн Craus

  • Ветеран
  • *****
  • Карма: +16/-0
    • Просмотр профиля


Развитие в начале 16 века корабельных орудийных портов и лафетов и последующее принятие тактики бортового залпа постепенно положило конец первенству абордажа в военно-морская войне.

И хотя пушки тех времен не могли нанести серьезных разрушений толстым корабельным бортам, но картечь и ядра прекрасно уничтожали скопившуюся на палубе пехоту и повреждали паруса и снасти, а дальше на обездвиженный корабль можно было навалиться вдвоем- втроем, создавая численный перевес пехоты во время штурма.

Поражение Великой армады Испании в 1588 году стало похоронным звоном для флотилий, ориентированных исключительно на абордаж. Испанские галеоны предназначались в первую очередь для абордажных боев, их отряды абордажных солдат намного превосходили численностью англичан, а палубы были снабжены высокими башнями-замками для укрытия от огня.

Но Армада оказалась неспособной приблизиться к английским кораблям, отчасти потому, что испанские "замки" сделали их корабли медленными, в то время как Дрейк и Хокинс стояли в стороне и обстреливали испанцев с большого расстояния, разрывая их такелаж и уничтожая их экипажи превосходящей огневой мощью. Это позволило превосходящему численностью английскому флоту избежать абордажа испанцами.



Слабыми местами корабля тех времен были именно паруса/канаты и экипаж. Пробитие борта  не приносило больших успехов

С появлением пороха подготовка и проведение абордажа стали более эффективными и скоротечными. Точность и скорострельность артиллерии оставляла желать лучшего, так что успех, как и раньше, сильно зависел от завершающего рукопашного боя. На вооружение абордажных команд и групп прикрытия поступило ручное огнестрельное оружие, и это повлияло на абордажный бой. Морской бой стал совместным делом специалистов огневого боя — сухопутных солдат с длинноствольным оружием и отборных моряков — мастеров рукопашного боя холодным оружием. По команде «На абордаж!» на атакуемый борт высаживалась та часть команды, чьей задачей была нейтрализация живой силы противника и захват судна. Вспыхивал скоротечный абордажный бой.



Стрелки и абордажники на одной картинке

Абордажная команда высаживалась буквально "на штыки" и получала в лицо часто единственный, но плотный ружейный залп. А защищенность бойца абордажной команды была весьма невысока. Ведь для удобства маневрирования в узостях корабельных коридоров и учитывая вероятное падение в воду он надевал на себя как можно меньше железа.

В награду абордажная команда (те, кто уцелел) получала трофейное оружие и дополнительную долю в добыче.

Абордаж стал особенно актуален во время 16-18 веков.

Тогда флотские экипажи получали денежные призы за возвращение торговых судов и грузов в целости и сохранности. Поэтому было важно именно захватить корабль, а не потопить его, что в конечном итоге потребовало абордажа, с предварительной артиллерийской дуэлью или без нее.

Для каперов и пиратов высадка на борт была еще более необходимой, поскольку добыча для них была средством к существованию. Пустой рейсов мог полностью "разорить" команду, потратившую немалую часть средств на закупку провизии и оборудования.

Развитие абордажного боя закономерно привело к появлению в экипаже судна такой команды, специализацией которой были не навигация и обслуживание судовой техники, а непосредственный бой с противником («лицо в лицо, ножи в ножи, глаза в глаза») — корабельной пехоты.

Команды, прикомандированные к кораблям, составляли ядро абордажных групп. Так, английскому 74-пушечному линейному кораблю полагались 136 таких пехотинцев во главе с капитаном. В России морская пехота появилась в 1705 году. В сражении при Гангуте на каждой русской галере было устройство типа «ворона» и абордажная команда в 150 бойцов, вооруженных мушкетами, пистолетами, палашами и саблями.

Давайте посмотрим на абордажный арсенал.

Группы огневой поддержки применяли со своего борта его дальнобойные виды, например, мушкет, первое массовое длинноствольное ружье, стволом до 140 см, весом 6–7 кг и дальностью стрельбы до 200 м. Стрелки размещались на площадках мачт (марсовые стрелки) и вели огонь оттуда. Именно пулей марсового стрелка, кстати, был убит адмирал Нельсон во время Трафальгарского сражения.

Оружие абордажных же групп было компактным- пистолет или мушкетон— короткий мушкет, стрелявший картечью. Это была довольно тяжелая штука весом 5–6 к и калибром 25–40 мм. Длина ствола составляла 800 мм, а вес заряда картечи 60–80г (современный патрон содержит ~30 грамм). Ствольный раструб ускорял заряжание в условиях качки, повышая скорострельность.



Мушкет и мушкетон

Мушкетон был легче мушкета, но и выстрел из него был менее точным и дальним. Правда, это вполне компенсировалось большой площадью поражения. Он был эффективен именно при абордаже, где стреляли почти в упор, не целясь. Испанские контрабандисты и пираты использовали мушкетон-трабуко до начала XX века, отчего их назвали трабукерами.

Английскому пирату Черная Борода (Эдвард Тич) приписывают создание портупеи. Это были два широких ремня, перекинутых через плечи и крепившихся к поясу. На них имелись петли, в которых висело до 6 пистолетов. При известной сноровке можно было стрелять прямо из петель.



Тич со своими пистолетами и горящими фитилями на шляпе (для поджигания гранат)

В абордажном бою времени на перезарядку не было, так что в конечном итоге все решала рукопашная с холодным оружием. Вследствие тесноты и качки особой была и манера ведения боя: в основном наносились удары горизонтальные либо колющие. Чисто колющее оружие, как рапира и шпага, было неэффективно- они застревали и ломались.

А вот специальное абордажное рубящее оружие было крепче и позволяло наносить более сильный удар, несмотря на меньшую длину. Это были в основном укороченные модификации холодного оружия своей эпохи, например, алебарда с отпиленным древком (абордажный топор). В бою была удобна абордажная сабля с прямым или слегка изогнутым широким клинком и хорошо развитой гардой типа «корзина», почти полностью защищающей ладонь. Имея большую массу, она была хороша и при рубке канатов, мачт, дверей.



Абордажный топор и сабля

Для фехтования в паре с более длинным мощным клинком использовали кинжал  и даги. Отвлекающий удар наносился одной, а смертельный выпад другой рукой. Иногда дага имела «изюминку»: при нажатии на кнопку пружина раскладывала клинок на 2–3 части, что позволяло поймать оружие противника и обезоружить его.

А с появлением пороха в абордажном бою стали применять и гранаты. Их бросали непосредственно перед высадкой на вражеский борт. Показанная в фильме «Пираты Карибского моря» сцена поджигания фитиля имеет под собой реальное основание: иногда бойцы заплетали себе в косы тлеющие фитили, используя их в бою для запаливания гранат. Для защиты обороняющиеся быстро растягивали на баграх частую сеть со стороны угрожаемого борта: гранаты отскакивали от нее и падали за борт.

Абордаж оставался одним из основных способов ведения морского боя в войнах до середины XIX века, и лишь развитие дальнобойной скорострельной морской артиллерии и бронирование кораблей свели его на нет.

В 20 веке абордаж был скорее курьезом, чем нормой, но случались случаи весьма занятные, достойные каждый своего описания

-Абордаж с самолёта с отказавшим двигателем на шхуну, с ее захватом осуществил летчик российского флота Михаил Сергеев в 1917 году.
-Попытка абордажа подбитой немецкой подводной лодкой U66 протаранившего и застрявшего в ней эсминца.
-Многочисленные тараны подводных лодок кораблями во время второй мировой.

Источник

 


* Интересно почитать

* Поиск по сайту


* Двигатель торговли

* Активные авторы

Craus Craus
4006 Сообщений
bigbird bigbird
2900 Сообщений
Grumete Grumete
392 Сообщений
root root
269 Сообщений
Xollms Xollms
66 Сообщений

* Кто онлайн

  • Точка Гостей: 62
  • Точка Скрытых: 0
  • Точка Пользователей: 0

Нет пользователей онлайн.

* Календарь

Ноябрь 2022
Вс. Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб.
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 [30]

Нет ближайших событий.

* Ваша Реклама

Здесь может быть Ваша реклама!

* Мы на Pinterest

SMF spam blocked by CleanTalk
Защита SMF от спама от CleanTalk
SimplePortal 2.3.6 © 2008-2014, SimplePortal