На что они влияют и как их регулироватьВ рубрике «Инструкция» мы регулярно публикуем небольшие полезные заметки для тех, кто увлекается яхтингом и парусным спортом настолько, чтобы интересоваться мелочами. Мы уже рассказывали о якорной стоянке по-средиземноморски, том, как регулировать пузо и распутать якорные цепи. Сегодня обсудим крен и дифферент.
КренЯхта под парусами почти никогда не будет идти идеально ровно — небольшой крен наверняка присутствует, но это пойдет на пользу. Корпуса лодок проектируются таким образом, что при оптимальном угле наклона в 10-15*, яхта будет идти только лучше.
Чем больше площадь смоченной поверхности, тем больше сила трения, а значит меньше скорость яхты. При небольшом крене (10-15*) площадь смоченной поверхности будет даже меньше, чем на ровном киле, значит яхта будет идти немного быстрее.
К тому же в легкий ветер паруса, провисая благодаря крену, принимают правильную форму и работают лучше. Это происходит, потому что они шьются с расчетом на оптимальный угол наклона лодки.
При этом важно учитывать, что закрененную лодку приводит. И чем больше крен, тем больше яхту будет приводить. Этим свойством можно пользоваться.
Почему яхту приводит- Пока яхта идет на ровном киле, форма ее ватерлинии симметрична относительно диаметральной плоскости, поэтому она будет двигаться прямо.
- При крене форма ватерлинии становится асимметричной. Волна будет толкать лодку в подветренный, более погруженный в воду борт и выталкивать ее на ветер.
- Чем больше яхту кренит, тем больше ее приводит. При крене центр парусности смещается под ветер, а центр гидродинамического сопротивления на ветер, и из-за этого создается крутящий момент, который как раз заставляет лодку поворачивать. Поэтому чем больше будет смещение этих точек относительно друг друга, тем сильнее будет привод.
Использование крена для управленияКреном можно пользоваться и для управления. Понятно, что каждое лишнее движение рулем тормозит лодку. Используя крен можно сократить эти движения и не терять скорость при маневрах.
- Яхта на ровном киле будет идти прямо.
- При крене под ветер форма ватерлинии становится асимметричной, и яхта начинает приводиться.
- Если создать перекрен на ветер, лодку будет уваливать.
Во всем важна мера, поэтому при очень сильном крене (>20*) скорость лодки начинает падать.
- Ветер срывается с парусов, и они перестают работать эффективно.
- Яхту сильно приводит, привод приходится компенсировать рулем, а это еще больше тормозит движение.
- Увеличивается дрейф.
ДрейфБлагодаря своей форме, киль в воде работает так же, как парус: по принципу крыла самолета он создает подъемную силу в потоке воды и благодаря этому противодействует дрейфу.
Подъемная сила направлена перпендикулярно плоскости киля, поэтому максимально она будет действовать, если яхта идет или совсем без крена или с небольшим креном — до 20*. При увеличении крена киль уже не сможет эффективно противодействовать дрейфу, так как горизонтальная составляющая подъемной силы заметно уменьшится — яхту начнет сильно сносить под ветер.
![](http://sail-friend.ru/gallery/3211_12_12_20_11_30_36.jpeg)
Чтобы уменьшить излишний крен и все его негативные последствия:
- Команда откренивает яхту на наветренном борту.
- Уплощаем паруса.
- Увеличиваем твист.
- Травим гика-шкот.
- Смещаем центр парусности вперед и рифим грот.
- Смещаем центр бокового сопротивления в корму, ближе к корме пересаживается команда.
ДифферентДифферент — это наклон судна в продольной плоскости. Так же, как и крен, его важно регулировать, чтобы яхта шла быстро и хорошо управлялась.
НосВдоль лодки есть три точки, которые помогают держать курс и контролировать движение лодки: форштевень, киль и перо руля. Если убрать из этой связки форштевень, лодка станет управляться хуже. Поэтому нос должен быть немного погружен в воду, примерно на ⅕. Так яхта будет лучше держать курс и не рыскать.
![](http://sail-friend.ru/gallery/3211_12_12_20_11_30_43.jpeg)
В слабый ветер для этого перемещаем экипаж ближе к носу, загрузив его так, чтобы форштевень не торчал из воды.
При усилении ветра или при попутных курсах нос будет больше зарываться в воду и тормозить движение. Чтобы этого избежать, перемещаем команду ближе к корме.
КормаЕсли корма погружена в воду:
- Смоченная поверхность становится шире, растет сила трения и падает скорость.
- За лодкой создаются завихрения, которые будут ее тормозить.
- Приподнимается нос, лодка рыскает, а от того, что сложно держать курс, хуже работают паруса.
![](http://sail-friend.ru/gallery/3211_12_12_20_11_30_49.jpeg)
Чтобы этого избежать разгружаем корму, лучше переместить команду ближе к центру яхты.
Источник