Что с ними делать?Появившийся в 1960-х годах стеклопластик позволил производить лодки десятками тысяч в год, и тогда об их грядущей утилизации никто не задумывался, ведь производители обещали срок службы от 25 до 100 лет. В результате сегодня на территории Евросоюза насчитывается около 5-6 миллионов лодок, и 95% из них стеклопластиковые. При этом каждый год в среднем 80 000 лодок выходят из строя, и абсолютное большинство из них отправляются на свалки дожидаться своей очереди на утилизацию. А дело идет медленно, потому что… Если стеклопластик измельчать, то куда девать неуважаемую производителями новых яхт «пыль»? Можно сжигать, но стекловолокно плохо проводит тепло, требуя большого количества энергии на сжигание, в ходе которого, к тому же, образуется «летучая зола», истирающая котельные трубы. Другие способы пока находятся на лабораторном уровне.
И что делать? Решение предложили французы, выступившие с законодательной инициативой, так называемой «схемой APER». Суть ее в том, чтобы обязать верфи платить «экологический взнос» за каждую проданную новую лодку из композитов. Этот «взнос» плюс налоги за переработку пластика – вот и необходимые средства! В 2022 году во Франции таким образом удалось переработать 2980 старых яхт из… внимание!.. 20 000, требующих утилизации.
О том, чтобы продавать старые яхты в недоразвитые в парусном отношении страны по бросовым ценам, разговор не идет. Жаль.
Источник