Попадание молнии в лодку явление хоть и редкое, но не невозможное. Рассказываем о том, как можно обезопасить себя и лодку!Общая статистикаВ целом, вероятность того, что в мачту вашей парусной лодки, катамарана или тримарана попадет молния составляет 1:1000. В разных местах планеты вероятность может отличаться – в США, например, она выше и составляет уже 4:1000.
Такие данные получают ежегодно только на основании количества застрахованных лодок, которые пострадали от удара молнии. Реальная вероятность попадания среди всех лодок может отличаться, но маловероятно, что кардинально. Эксперты же считают, что фактическая статистика немного выше.
Что влияет на попадание молнии?Бытует расхожее мнение, что если идет речь о таком природном явлении, как удар молнии, то тут не может быть каких-то конкретных причин. Мол, что длина, что ширина, что высота яхты – это же природное явление, случайность. Однако в этом вопросе все не так однозначно.
Единственное, о чем можно говорить уверенно – маловероятно, что любые мероприятия, которые нацелены на снижение вероятности попадания молнии в мачту, смогут полностью обезопасить вашу лодку. Все-таки молния является природным явлением, силу которого невозможно предугадать.
Если мы говорим про то, какие лодки менее подвержены воздействию молнии, то тут безоговорочным фаворитом будут однокорпусники. Согласно статистике вероятность попадания молнии составляет около 2-3% от всех случаев в год. Катамаранам и прочим мультихуллам повезло меньше – около 3-6% вероятности удара молнией.
Также влияет и высота мачты. Чем выше ваша мачта, тем вероятнее получить удар молнией. Особенно это касается металлических мачт и яхт с металлическими корпусами. Если ваша лодка сделана из стеклопластика, то вероятность попадания молнии значительно ниже. Касательно длины яхты каких-либо достоверных данных не приводилось.
Как обезопасить себя и лодку? Скажем сразу – предотвращать попадание молнии в лодку инженеры пока не научились. Но существуют несколько простых приемов, которые помогут избежать дорогостоящего ремонта.
Самые чувствительные части вашей яхты это электрические приборы. Картплоттеры, аккумуляторы, двигатели – продолжать можно долго. Чтобы обезопасить себя, следует позаботиться о должном заземлении всех этих элементов на случай, если молния почтит своим присутствием вашу лодку. Заземляют обычно сразу и приборы, и мачту/мачты.
Когда с заземлением вопрос решен, можно воспользоваться специальными приборами. Подавители скачков напряжения (они же TVSS) используются в авиации, телекоммуникационном оборудовании, нередко их можно встретить и в домах.
TVSS встраиваются в электросистему лодки и работают по принципу предохранителя, который при резком скачке напряжения отводит его в виде тепла. TVSS и другие предохранители являются единственным, по-настоящему действенным методом уберечь электронику на ряду с заземлением.
Также рекомендуется застраховать лодку. Важно, чтобы попадание молнии было среди страховых случаев, дабы точно получить компенсацию при неблагоприятном развитии событий.
Начался шторм – что делать?Для начала оговоримся, что лучшим вариантом, конечно, будет не попадать в штормовые условия с грозой. Для этого достаточно серьезно подходить к планированию вашего круиза и следить за прогнозами погоды. Но что делать, если шторм застал вас внезапно? Или яхта стоит в марине и началась гроза?
Если вы на борту лодки в море и видите, что начался шторм с грозой, то лучшим вариантом будет как можно раньше опустить антенны, аутригеры и любые другие продолговатые металлические предметы. Если у вас металлический штурвал, и вам нужно управлять лодкой, то делайте это в диэлектрических перчатках из резины.
Также следует по возможности уйти с металлических поверхностей и ограничить контакты вашего тела с проводниками – металлическими леерами, другими частями корпуса. Если вся ваша лодка сделана из металла, то имейте про запас резиновые сапоги. Постарайтесь по возможности отключить максимально возможное количество электроприборов.
Если фортуна не на вашей стороне и молния все же ударила в лодку, то следует проверить лодку на наличие повреждений. Главное – сохранять стойкость духа и не впадать в панику.
Источник