collapse

Для создания НОВОГО ПОСТА, необходимо выбрать нужный раздел ФОРУМА и создать в нем НОВУЮ ТЕМУ. Если вы новый пользователь, то вам нужно ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на форуме


Автор Тема: Самый старый пароход  (Прочитано 2922 раз)

Оффлайн grebenshch

  • Ветеран
  • *****
  • Карма: +12/-0
    • Просмотр профиля
Самый старый пароход
« : 16.07.2024, 20:06:58 »


В составе флотилии "Звездочки" работает одно уникальное судно. Это колесный пароход "Н.В.Гоголь". Вообще, на заводском сленге "пароходами" называют атомные субмарины: "топка" ядерного реактора, паропроизводящая установка, турбины. Чем не пароход? Но "Н.В.Гоголь" - это пароход в общепринятом, классическом смысле этого слова.

На днях "Н.В. Гоголь" покинул зимнюю стоянку у заводского причала и завтра совершит свой первый рейс в навигацию 2014 года.
Выход парохода с завода - непростая операция. Для проводки судна под тремя мостами через Никольский рукав приходится опускать мачты, демонтировать трубу и капитанскую рубку. И выполняется эта операция при отливе по малой воде. Просвет между верхней точкой судна и пролетом мостов при этом составляет всего около метра.
Летняя стоянка парохода - у причала 2-го участка в Северодвинске или на Морском речном вокзале в Архангельске.



Здесь на причале 2-го участка при помощи крана монтируются снятые для проводки части. Здесь же пароход предъявляется Российскому речному регистру.

Итак, знакомьтесь. Пароход "Н.В. Гоголь". Построен в 1911 году в Нижнем Новгороде на Сормовской верфи. Да-да, пароходу "Н.В.Гоголь" уже 103 года и, как мы склонны считать, он является самым старым судном в России, которое находится в эксплуатации. К этому надо добавить, что "Гоголь" - единственный в России действующий пароход-колёсник. Ему повезло. В 1972 году "Гоголь" попал в руки судоремонтников "Звездочки". Нет никакого сомнения, что именно благодаря этому обстоятельству, пароход до сих пор жив и здоров.
Закладные доски парохода отмечают основные этапы его жизни: Постройка в Сормово, капитальные ремонты в Великом Устюге и Северодвинске.

Подробнее с историей парохода любопытные читатели могут ознакомиться здесь или в Вики. Мы же просто сделаем небольшой фоторепортаж.

Откуда начнем? Предлагаем с "центрального поста", сиречь капитанской рубки.



Вся энергия на пароходе производится паром. Рулевая машина, естественно, тоже паровая.

Малое рулевое колесо - рабочее. При помощи пароусилителя с ним легко справляется один человек. Большое рулевое колесо является резервным, на тот случай, если по каким-то причинам давление пара падает. Его приходится крутить уже вдвоём-втроём. Тросики у подволока открывают пароходные гудок и свисток для подачи звуковых сигналов.
Из современных устройств в рубке только средства связи и навигации. Машинный телеграф, к примеру, вековой давности. Никакого пластика. Латунь и медь!



А это - "голос парохода" - гудок.

С прогулочной палубы, с самой верхотуры, по трапу спускаемся на тентовую палубу.



Окна кают средней палубы выходят прямо на бортовые галереи. Прогуливаясь по палубе можно задержаться у открытого окошка каюты, поточить лясы со знакомцами.



Коридор к кормовому салону. Каюты, каюты. При постройке кают на пароходе было всего около десятка. Остальные пассажирские помещения были "вокзального" типа с лавками. Огромный объем внутреннего пространства отводился под топливо. По "молодости лет" пароход ходил на дровах. На 10 часов хода ему требовалось около 40 кубов дров. Ну, к этому мы вернемся, когда дойдем до машинного отделения. В середине 90-х годов внутренние пространства были перестроены для большего комфорта, организованы каюты. По постройке пассажировместимость "Гоголя" составляла почти 700 человек. Сегодня на пароходе чуть больше полусотни спальных мест в одно-, двух- и трехместных каютах. В короткие прогулочные рейсы без ночевок на борту пароход может принять около сотни пассажиров.



Перед столетним юбилеем на пароходе были перестроены два салона - носовой и кормовой. Это носовой - для официальных приемов, банкетов, переговоров. Стулья, к сожалению, не от мастера Гамбса.



Здесь у трапа находится судовой колокол. Рядом на стене портрет "человека и парохода", русского классика, автора "Тараса Бульбы", "Шинели" и "Мертвых душ" Николая Васильевича Гоголя.

До начала 90-х помимо "Гоголя" на Северной Двине обитали еще два классика-колесника - "Лермонтов" и "Пушкин". Состояние обоих этих пароходов было, мягко говоря, негодным. На оба наложила руку нарождающаяся буржуазия. В результате такого "рукоположения" "Пушкин" сгорел и затонул в одном из рукавов дельты Двины, "Лермонтов" тоже не уберегся и затонул в окрестностях Северодвинска.
На главной палубе помимо прочих корабельных помещений есть небольшой бар и прилагающийся к нему камбуз.



По пути в машинное открываем дверцу и наблюдаем... Колесо. Пропульсивная система парохода незатейлива: вал приводит в движение гребные колеса. Так предстает гребное колесо при наблюдении из чрева парохода.



Проходим в машинное отделение. Самая вкусняшка. ТруЪ стим-панк, причем работающий. Да, корпус парохода неоднократно латался и переваривался, перестраивались внутренние помещения, протягивались линии связи и видеонаблюдения. Паровая же машина осталась "родная", выпуска 1910 года.



Топки паровых котлов. Единственная "новация", привнесенная в машину, - это замена типа топлива. Сегодня котлы топят мазутом. Расход мазута - 11 тонн на ходовой день.

Летом  на полном ходу температура в машинном достигает 50 градусов. Вахте приходится непросто. Не как в песне: "Термометр поднялся аж на сорок пять / Без воздуха вся кочегарка", но тем не менее.
Телеграф в машинном.



Все манипуляции с машиной производятся вахтенным механиком при помощи вентилей и рычагов. Вентилей - десятки. Тут несведущему человеку и поллитра не помогут разобраться.

Инструмент в порядке и покрашен. Не бутафорский, а самый, что ни на есть рабочий. Ключи не столько для того, чтобы открутить-закрутить, сколько для того, чтобы управляться с клапанами и вентилями, постоянных барашков на которых из соображений эргономики просто не стоит.



Масленка. Большая часть движущихся частей смазывается самотеком. Механики настраивают режим подачи масла и оно самотеком попадает на нужные поверхности.



Пароходная "трансмиссия". Поршни, вращающие колесный вал.



Из машинного пройдем посмотреть на якорную лебедку. Она тоже приводится в действие силой пара.



На этом экскурсию завершаем. 30 мая "Н.В.Гоголь" официально откроет свою 103 навигацию. В 14.00 он отходит от причала Морского речного вокзала в Архангельске в тестовый рейс до Малых Карел и обратно. К сожалению, в нынешнем году пароход не сможет совершить традиционный круиз по Северной Двине по маршруту "Архангельск-Котлас". Уровни воды в Северной Двине в недостаточны для безопасного судоходства выше Брин-Наволока. Удачной навигации тебе, дедушка русского речного флота! Семь футов под килем!

UPD: Некоторый апдейт относительно коммерческой стороны эксплуатации парохода. Прибыли судно не приносит. Содержание парохода процесс дорогостоящий,  и даже при достаточно высоких расценках на пассажиро-место, деньгами не отбивается. Высокие эксплуатационные затраты, большое количество рейсов "для внутризаводского пользования", короткий период навигации и туристическая малоразвитость региона дают стабильный убыток в каждую навигацию без исключения. Это да. Но! Мы судоремонтники, и "живой" колесный пароход в наших руках сам себе лучшая рекомендация квалификации завода. "Гоголь" для нас проект имиджевый и социальный.

Источник


 


* Интересно почитать

* Поиск по сайту


* Последние сообщения

topic Первый круизный лайнер с водородной силовой установкой построят в Италии
[Новинки]
grebenshch
25.04.2025, 20:14:40
topic С какой высоты можно прыгнуть в воду без риска для жизни?
[Мероприятия: Что? Где? Когда?]
grebenshch
20.04.2025, 13:21:03
topic Хорошие новости: Исландия отменяет китобойный сезон из-за низкого спроса
[Машинный телеграф]
grebenshch
20.04.2025, 13:01:18
topic Программа Парусный спорт. Выпуск 64. Март 2025
[Видео]
bigbird
19.04.2025, 17:55:58
topic Собираемся в Кругосветку
[Круизы]
AlexCap
19.04.2025, 16:50:41
topic Белые ночи, быстрые яхты и виды на один из самых красивых городов России
[Мероприятия: Что? Где? Когда?]
grebenshch
17.04.2025, 12:04:27
topic Meyer Werft строит круизный лайнер Serenity для пассажиров старше 80 лет
[Новинки]
grebenshch
17.04.2025, 12:01:39
topic Мы запланировали очень активные майские на Черном море!
[Мероприятия: Что? Где? Когда?]
grebenshch
17.04.2025, 11:55:04
topic Финал PROyachting Winter Challenge стал ярким завершением зимних серий 2024/25!
[Мероприятия: Что? Где? Когда?]
grebenshch
14.04.2025, 19:07:35
topic Головной траулер-процессор Капитан Соколов проекта 170701 отправился в Мурманск
[Машинный телеграф]
grebenshch
14.04.2025, 00:27:03
topic Проект "Семь ветров" в полуфинале конкурса "Ты в игре"
[Мероприятия: Что? Где? Когда?]
grebenshch
12.04.2025, 01:31:01
topic Открытие парусного сезона 2025
[Мероприятия: Что? Где? Когда?]
grebenshch
10.04.2025, 23:35:48

* Двигатель торговли

* Активные авторы

Craus Craus
4006 Сообщений
bigbird bigbird
3021 Сообщений
grebenshch
911 Сообщений
Grumete Grumete
392 Сообщений
root root
269 Сообщений

* Кто онлайн

  • Точка Гостей: 349
  • Точка Скрытых: 0
  • Точка Пользователей: 0

Нет пользователей онлайн.

* Календарь

Апрель 2025
Вс. Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб.
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 [29] 30

Нет ближайших событий.

* Ваша Реклама

Здесь может быть Ваша реклама!

* Мы на Pinterest

SMF spam blocked by CleanTalk
Защита SMF от спама от CleanTalk
SimplePortal 2.3.6 © 2008-2014, SimplePortal