В рубрике «Инструкция» мы регулярно публикуем небольшие полезные заметки для тех, кто увлекается яхтингом и парусным спортом настолько, чтобы интересоваться мелочами. Мы уже рассказывали, как распутать якорные цепи, изучали, как настроить форму паруса по высоте и разбирались, как завести генакер в чартере. Сегодня затронем не менее важную тему — как не растеряться, если вы впервые оказались на круизном катамаране.«После нескольких чартеров на яхте вам рано или поздно захочется попробовать катамаран. У всех на это могут быть свои причины, но хочется подготовить каждого. Сразу стоит оговориться: речь пойдет не о спортивных катамаранах, это совсем другая история. Итак, вы выбрали большой и удобный круизный катамаран. Что дальше?»
Остойчивость и ходовые качестваОсновное техническое отличие катамарана от однокорпусной яхты — положение центра тяжести. У яхты он находится под водой из-за наличия балластного киля, а у катамарана — над водой. При этом устойчивость катамарана обеспечивается боковым смещением сил поддержания. Таким образом, у катамарана гораздо больший восстанавливающий момент из-за большего плеча восстанавливающей пары. И из этого есть несколько простых выводов.
Во-первых, катамаран сложно накренить. При обычных условиях крен редко превышает пять градусов. Любители зачерпывать бортом воду вряд ли оценят такое качество. Им всегда будет казаться, что катамаран идет слишком ровно, слишком спокойно, мало качает, не хватает драйва. Зато тем, кто страдает морской болезнью (да и вообще практически всем) на катамаране определенно будет комфортнее — идет ровно, спокойно, не качает.
Во-вторых, при небольшом крене — и как раз из-за него — на катамаране можно нести паруса большей площади по сравнению с однокорпусной яхтой.
В-третьих, при сильном крене восстанавливающий момент катамарана становится опрокидывающим, так как центр тяжести поднимается существенно выше центра плавучести. Так что если вдруг вы почувствовали драйв на круизном катамаране, вам точно пора уменьшать парусность. Но лучше до него не доводить, а следовать рекомендациям производителя.
Еще одно качество катамаранов связано с движением против волны. Катамаран плохо режет встречные волны, сильно ударяется о них и хуже управляется в таких условиях. Для однокорпусной яхты встречные волны, как правило, не представляют угрозы.
Не лишним будет сравнить скорости яхты и катамарана. Если очень сильно обобщить, то на острых курсах катамаран обычно отстает, на галфвинде — практически не отстает и на полных курсах идет с той же (а иногда и большей) скоростью. Но при этом, напомним, катамаран предлагает несравнимый уровень комфорта.
Комфорт на катамаранеУ катамаранов огромный кокпит и кают-компания, которая часто делается с панорамным обзором. А еще там много места для хранения вещей, широкие борта, чаще всего на носу между корпусами натянута сетка, где приятно отдыхать, а на дорогих современных моделях там могут быть еще и диваны c коктейльным столиком.
Яхта — это всегда дом (как минимум на неделю путешествия), а катамаран — это дом, где не нужно пригибаться, не нужно спускаться по неудобной лестнице из кокпита в кают-компанию, где не проливаются жидкости из стаканов, посуда не разлетается, а салат остается на своем месте. Камбуз катамарана гораздо больше напоминает домашнюю кухню.
Еще одно преимущество катамарана — малая осадка. На катамаране вы сможете пробраться там, где однокорпусные яхты даже не пытаются пройти. Например, это качество очень пригодится в Таиланде. Если дно пологое, вы сможете подойти почти вплотную к любимому пляжу.
На якорной стоянке катамаран не качает при боковой волне, поэтому на регате, скорее всего, к вам в гости приедут другие команды. Преимущество это или нет — решать вам.
Другие особенности катамаранаОт разных людей вы можете услышать диаметрально противоположные мнения об обзоре для рулевого у катамарана. На самом деле это напрямую зависит от той модели, что им попалась в свое время. Действительно, есть и такие, в которых обзор сильно ограничен, и иногда капитан даже выставляет впередсмотрящего. Это относится к катамаранам с низкой посадкой рулевого. А вот на других катамаранах рулевой сидит высоко и все видит.
Два двигателя делают катамаран очень маневренным. Это пригодится во время швартовок. Вы можете использовать разные обороты на двигателях и реверс. Некоторые шкиперы вообще не пользуются рулем при швартовке катамарана, потому что рулить двигателями гораздо эффективнее. Начинающим рулевым мы рекомендуем использовать простое правило: возьмитесь за обе рукоятки руками и оттопырьте большие пальцы в стороны. Теперь эти пальцы покажут, что (корма или нос) и куда (вправо или влево) будет двигаться. Недостаток двух двигателей — потребление топлива. Обычно катамараны сжигают больше дизеля, а команды тратят больше денег на заправку.
На якорной стоянке у катамарана от яхты два отличия. Во-первых, якорная цепь крепится к специальному тросу, который распределяет натяжение цепи на оба корпуса. Подготовьтесь к этому заранее, изучите конструкцию своего судна. Во-вторых, — это очень важно — на якоре яхты и катамараны ведут себя по-разному. Все яхты циркулируют вокруг цепи медленно и синхронно, а катамаран из-за небольшой осадки и большей парусности корпуса двигается быстрее и чаще всего по другим траекториям. Обычно яхты сами сторонятся катамаранов. Но и вам при постановке тоже стоит это учесть.
На швартовке в маринах катамаран занимает больше места. Обычно проблем с этим не возникает, но если вы знаете наверняка, что в марине будет аншлаг, то приходите на час раньше и спокойно швартуйтесь.
Спуск и подъем тузика — это то, что сделано на катамаране идеально. На яхте приходится сбрасывать тузик с борта и затаскивать обратно поверх лееров. Это неудобно и тяжело физически. Большинство катамаранов оборудованы специальной системой подвесов, шлюпбалками, которые позволяют легко опускать и поднимать тузик.
Пять советов для новичка1. Выберите ответственного матроса и поставьте на борт, противоположный от места рулевого. Пусть говорит вам, насколько хорошо вы проходите на швартовке или отходе. Когда привыкнете к габаритам нового судна, матроса можно будет оставить в покое.
2. У катамарана маленькие перья руля. На небольшой скорости он совсем плохо слушается штурвала, так что, как уже было сказано выше, вам лучше научиться рулить движками. Сорок минут тренировки — и вы будете чувствовать себя намного увереннее. Можете просто выбросить кранец за борт сразу после первого выхода из бухты, закрутить до самого конца гайку, фиксирующую штурвал, и пробовать подходить к кранцу носом, кормой, боком и как угодно еще.
3. Швартоваться на катамаране нужно точно так же — с закрученной до упора гайкой и не обращая внимания на штурвал. По крайней мере, первые несколько раз. Все-таки движками он рулится практически идеально, так что движения штурвалом вас могут только отвлекать.
4. Устройте себе еще одну тренировку еще до первого перехода. Например, в широкой части марины, если там никого нет, или где-то рядом с заметными береговыми ориентирами. Попробуйте поработать движками в разные стороны и посмотреть, как ведет себя катамаран: как быстро вы разворачиваетесь, получается ли сделать это на ровном месте, как быстро прекращается циркуляция. Все это позволит лучше понимать поведение нового для вас судна.
5. У катамарана кроме маленьких рулей еще и очень маленькие кили, поэтому он совсем не умеет сопротивляться дрейфу. А это значит, что вас всегда будет сильно сносить по ветру. Обязательно учитывайте этот фактор, просчитывая маневры на швартовке и отходе.
Автор: Александр Белозеров