Чтобы сделать парусное приключение самым запоминающимся в жизни, нужен классный капитан. На наших каникулах и в наших экспедициях такие — все. За их плечами Школа капитанов, первые чартеры, умение найти подход к любой, даже самой разношерстной команде незнакомых людей
ну и, конечно же, дружба с половиной комьюнити Силы ветра. Мы всегда готовы положиться на них,
и поэтому именно с ними вы окажетесь в наших приключениях в этом году. О том, как они впервые вышли под парусом, сколько времени им понадобилось, чтобы уверенно чувствовать себя в море, и как путешествия помогают им лучше узнать себя — в нашем материале.
Айгюн Музаффарли, капитан Силы ветра с 2023 годаВ 2021 году я случайно попала на Большую регату Силы ветра — на лодку к друзьям друзей, с которыми не была знакома до этого. Путешествие оказалось судьбоносным — я приобрела не только новое увлечение в виде яхтинга, но и друзей, с которыми мы неразлучны вот уже два года.
Все, кроме меня, были на лодке не в первый раз, поэтому козыряли морской терминологией, которая звучала для меня как иностранный язык. И сразу после регаты я пошла на теорию в Школе капитанов, просто чтобы понять, что к чему, и в следующий раз быть не таким бесполезным матросом, каким была в первый. Честно говоря, даже тогда на занятиях в офисе Силы ветра идеи стать капитаном у меня не было. Когда я сдала теоретический экзамен, решила, что терять уже нечего и надо ехать на практику.
На практике я была единственной девчонкой — когда мы подошли к лодке, я чуть не расплакалась. Лодка оказалась спортивной, с одним огромным штурвалом по центру, который был с меня ростом — я не преувеличиваю. На круизной яхте, на которой мы ходили на регате, было два штурвала, и за ними удобно стоять даже таким коротышкам, как я. В общем, инструктор Николай Письменский подошел и тихо сказал: «Не расстраивайся, все получится, я научу». И научил. После десяти дней практики я поверила в то, что могу быть не только полезным матросом, но и вполне себе капитаном.
Свой первый выход я организовала параллельной лодкой с другом, капитаном Силы ветра Егором Кирюхиным спустя полгода после практики. На моей лодке не было опытных ребят, но осознание того, что друг рядом и подстрахует, придавало уверенности. На страх и эмоции времени не было — нужно было заниматься лодкой, командой, маршрутом, парусами, и я просто делала. Все выученное за теорию и практику всплывало в памяти в нужный момент.
Какая-то серьезная уверенность пришла, пожалуй, только в четвертый самостоятельный выход, после которого я решила взять лодку и выйти в море в одиночку. Лучшая подруга сильно запаниковала, когда я поделилась с ней этой идеей, поэтому пришлось взять ее с собой при условии, что она не будет мешать и я буду делать все одна: поднимать паруса, швартоваться, отшвартовываться и даже готовить.
Нам «повезло» попасть в небольшой шторм с ветром в 30 узлов и волной 2,5−3 метра. Сейчас кажется, что ничего особенного в таких условиях нет. Но тогда, на маленькой лодке, которую здорово подбрасывало на каждой волне, было довольно стремно. Мы шли так часа три, и это были три часа проверки на стойкость. Пожалуй, тогда я по-настоящему поняла ответственность, которую капитан несет за команду — в этом случае за моего близкого человека. То есть я, конечно, всегда понимала эту ответственность, но теперь она высечена в памяти: Таня в спасательном жилете двумя руками держится за лодку, иногда поглядывает на меня, чтобы прочитать в глазах, нормально ли то, что происходит. После швартовки она сказала, что ей было не страшно, потому что я держалась уверенно. Но сейчас я могу признаться: внутри меня штормило похуже, чем снаружи.
Наверное, именно это путешествие, а не количество намотанных миль было для меня испытанием, после которого я стала чувствовать себя увереннее в море. Увереннее, но не самоувереннее. Любой выход в море, любая швартовка — по-прежнему челлендж, который требует большой концентрации внимания. Как-то на регате молодых капитанов Максим Пинигин (основатель Силы ветра. — Прим. ред.) сказал: «Море — такая штука, что, как только ты становишься самоуверенным, оно ставит тебя на место». Это на 100% так.
Яхтинг — это постоянная школа. Буквально в каждый выход должно произойти что-то такое, что смело можно записывать в свое яхтенное резюме как достижение. На последней Большой регате в Турции у меня открепился якорь от цепи, и катамаран начало нести к берегу. На предыдущей регате сел аккумулятор двигателя, и нас спасала лодка друзей. А до этого якорная лебедка оказалось неисправной, и цепь пришлось поднимать вручную — парни здорово вымотались. Скучно на яхте не бывает: постоянно учишься новому, и этим опытом потом классно делиться — с такими штуками интересно справляться не только капитану, но и команде.
Яхтинг — это вообще про людей, и это, пожалуй, моя любимая часть. Магия происходит буквально каждый раз, без исключения: совершенно разные, незнакомые друг другу люди после семи дней в море расстаются лучшими друзьями с общими планами на будущие встречи и путешествия. Как-то я услышала от Саши Сколкова (управляющий партнер и креативный директор Силы ветра. — Прим. ред.), что яхтинг — это лучший способ завести друзей после 30. Доказано. Приключения объединяют, и, наверное, парус дает нам то, чего не хватает в реальной жизни большого города.
Какой-то конечной капитанской цели у меня нет — просто кайфую от процесса и завлекаю в это дело все больше друзей и знакомых. Для меня в свое время вдохновением стали Аня Синицына и Маша Мамаева (капитаны Силы ветра. — Прим. ред.). Хочется тоже стать для кого-то примером. Если получилось у меня, получится у кого угодно при должном уровне желания, адекватности и ответственности.
Ну и хочется увидеть как можно больше новых мест с воды. Недавно вот была на Сейшелах — это было сказочно, очень всем рекомендую. Осенью пойду на Большую регату Силы ветра в Таиланде. Хочется увидеть Большой Барьерный риф в Австралии, походить на Кубе, в Норвегии, на Карибских островах — да вообще везде! Целей в виде намотанных милей и часов нет, цифр мне хватает на основной работе, а в капитанстве я в свободном плавании.
Алексей Преснов, капитан Силы ветра с 2019 годаНачалось все довольно спонтанно: я просто отправился на регату с друзьями, не имея ни малейшего представления ни о лодках, ни о яхтинге в целом. Неделя не прошла бесследно, я быстро погрузился в этот процесс. До этого у меня были амбиции лишь на уровне поиска приключений и изучения мира через призму путешествий, но заниматься этим с помощью парусной лодки — о таком я не задумывался.
Осознание того, что ты более-менее обладаешь каким-то опытом, приходит к десятому чартеру. Тогда уже процессы становятся автоматическими и рутинными, а значит, отнимают меньше сил и вызывают меньше стресса. Этот переход к опытности произошел по большей части из-за повторения одних и тех же действий из раза в раз. В конце концов ты самостоятельно осваиваешь механику, которую часто воспроизводишь по книжке, и становится проще с ней взаимодействовать, понимать, все ли в порядке.
По моим ощущениям, мне как капитану осталось, наверное, последнее: избавиться от фоновой тревоги, которая периодически преследует в ходе путешествия. Она уменьшается с каждым новым выходом, но какой-то ее процент присутствует — он отрезвляет и заставляет концентрироваться на вещах, о которых очень важно помнить всегда.
Помимо Силы ветра, я работаю на фрилансе в стратегическом консалтинге с уклоном в урбанистику. А еще увлекаюсь велоспортом и катаюсь на шоссейном велосипеде — это и парус, наверное, две самые главные вещи в моей жизни.
Как капитану мне хочется расширять географию своих путешествий, отправляться в более сложные походы, в том числе и перегоны. Но это скорее понятный и вполне реализуемый план, а не мечта.
Егор Кирюхин, капитан Силы ветра с 2019 года«Друг позвал, сказал, что будет круто!» — считаю, это самый классический старт в яхтинге. До 2017 года я спокойно ездил в отпуск на горнолыжку зимой, а летом на разные сплавы, в серф-лагеря или просто придумывал культурные поездки по Европе. А тогда была Греция на частной лодке без чартерных компаний и без команды техников, которая готовит лодку к субботе. В итоге получилось отличное приключение с импровизацией маршрута и неожиданными поломками. Задержались в домашней марине на пару дней, пока ремонтировали лодку. На второй день после старта у нас выключился двигатель — капитан принял решение идти в Афины на ремонт. С капитаном в море не спорят, поэтому мы пошли — 37 часов на парусах, ночные вахты, без остановок на купания.
За эти два дня я пересмотрел столько ночных огней, сколько потом не видел за шесть лет. И еще увидел, как работает приоритет паруса перед большими моторными судами. Ответ: никак. В общем, не понимая того, уже началось погружение в теорию Школы капитанов через практику. По пути мы разобрались с двигателем — просто подключили напрямую к канистре с топливом с помощью скотча. Конечно, были рады звуку мотора, но для полного комплекта не хватало как раз швартовки на парусах. Кстати, на парусах мы бы точно не намотали муринг на винт. Друг не обманул — было круто! Немного не так, как мы представляли, но круто.
Сложности — они всегда разные, и интересно наблюдать, как они меняются вместе с твоим опытом. Вначале просто боишься потянуть не тот шкот. После практики думаешь, что швартовка — это самое сложное и царапина на лодке — это провал. Потом понимаешь, что зайти кривовато, но уйти на второй круг — это нормально. Дальше замечаешь, что общение в команде и бытовые вопросы могут забрать больше сил, чем швартовка в 20 узлов.
Универсальная сложность — это дать верную оценку своим навыкам и ситуации. Верно оценить можешь только ты сам, нет никакой шкалы, с которой можно свериться. Например, что после пяти чартеров ты должен без проблем идти в длинные переходы и швартоваться ночью — кому-то это подходит, а кому-то нет.
В море всегда что-то идет не так, и нужно относиться к этому нормально — как к долгому марафону, где ты постоянно учишься и не стараешься закрыть все экзамены экстерном, а где-то спихнуть на халяву.
В марте этого года мы в паре с Лешей Новиковым (капитан Силы ветра. — Прим. ред.) были на Сейшелах, и он поделился отличным наблюдением своего инструктора: если ты испытываешь волнение перед выходом в море — это самое правильное состояние. Если у тебя его нет, надо задуматься, не слишком ли ты самоуверен.
Опыт продолжает накапливаться, все впереди. Нужно просто любить процесс и с нетерпением идти в новые приключения или повторять старые маршруты. Опыт получаешь как раз в те моменты, когда меньше всего этого ожидаешь.
Мне повезло попасть на три дня на практику Inshore Skipper к Алексею Тихонову в Школу капитанов Силы ветра. Оказывается, нам все рассказывают на практике, просто мы забываем половину и вспоминаем уже после того, как в чартере возникли проблемы. Потом гордо всем рассказываем, как мы справились, хотя, если бы сразу делали по учебнику, все было бы тип-топ и без героизма. Поэтому я рекомендую еще раз попрактиковаться с инструктором после трех-пяти собственных чартеров.
Вообще яхтинг прокачивает уровень гедонизма — это слово я узнал как раз в походе до Мадейры. Оно было у нашего кэпа на кофте — пришлось гуглить. Еще есть отличная фотка оттуда. И свои другие увлечения ты пытаешься делать немного по-другому, чтобы уровень «вот это кайф» был такой же, как на лодке.
Сейчас я хотел бы использовать полученный опыт для открытия новых мест, где еще не был. Хочу больше исследовать северные регионы. Есть несколько маршрутов, которые хочется закрыть в течение следующих двух лет: пройтись по главным вискикурням в Шотландии и по Кринанскому каналу, обойти Великобританию вокруг и за пару недель сходить на Фареры, взяв лодку на Шетландских островах. И еще хотел бы попасть матросом на офшорную гонку в команду спортсменов — например, на Rolex Middle Sea Race.
Татьяна Жиляева, капитан Силы ветра с 2022 годаВсе началось в 2018 году с теоретических занятий Силы ветра — они проходили в арке главного входа парка Горького, где я работала дизайнером. Я могла приходить на них бесплатно и погружаться в абсолютно параллельный мир шкотов, лебедок, пеленгов, фарватеров и галсовых углов после работы. Я никогда не была на яхте, и эти знания смешно накладывались на мое умозрительное представление о них.
Потом я попала в первую поездку с Силой ветра в Таиланд. Я сразу поняла, что яхта — это мой дом, а лазить на мачту, настраивать веревки и готовить во время качки мне очень нравится. Еще я заметила, насколько капитан влияет на настроение команды и атмосферу на лодке. Это почти уникальная ситуация: группа взрослых людей настолько зависит от одного человека и его манеры поведения. От подачи, отношения к морю, нахождению на яхте и времяпрепровождению.
Я поняла две вещи. Во-первых, я не могу без яхты — без этих свободных перемещений в пространстве и полудикой настоящей жизни. А во-вторых, мне есть что дать и что донести людям в качестве капитана. Ты забираешь людей из их привычной жизни, и они вспоминают, насколько мы близки с природой, как сближает щедрость и простая доброта, какие у нас социальные установки. Мне нравится наблюдать за атмосферой в команде, за тем, как люди меняются в этом «летнем лагере», встречая настоящих себя, забывая все лишнее, что осталось в городской жизни: комплексы, обиды, скрепы, привычки.
Я не знаю, сколько времени пройдет, прежде чем я смогу назвать себя опытным капитаном. Но я точно человек наблюдающий и внимательный. С самого первого выхода на яхте я наблюдала за тем, как ведут себя разные капитаны, как они решают конкретные ситуации. Самый большой страх для меня — долго искать выход из ситуации в море, поэтому я всегда жадно собираю опыт других капитанов, откладывая его в копилку решений.
Ты наблюдаешь за своими победами и провалами, отслеживаешь свои реакции на плохие швартовки, на критику, исследуешь свои лидерские качества, отдаешь команды. После этого начинаешь намного лучше понимать, что ты за человек.
Важной вехой для меня стал наш переход с «Кругосветчиками» через Атлантику, после которого у меня появилось огромное уважение к стихии — ее непредсказуемости и внутренней гармонии, которую нам не понять. Прибрежное плавание стало намного проще.
И конечно же, важен первый выход. Но вообще, я пока на стадии того, что каждый выход — особенный и чему-то учит, в каждом я применяю новые стратегии общения с людьми и черпаю новый опыт.
Самое сложное — это встреча с собой и своим эго, поиск баланса между серьезностью и ребячеством. Для меня сложное — значит интересное. То есть, каким бы сложным ни был переход, мне нравится, как твое человеческое «устал» и «не хочу» встречается с капитанским «надо» и «никто больше не сделает». В этом я вижу огромное пространство для исследования себя. Это баланс между «страшно» и «интересно».
Я мультидисциплинарный человек: арт-директор, сет-дизайнер, перформер, видеохудожник. Если честно, вместе с сейлингом получается абсолютно уникальная смесь и обмен навыков между дисциплинами. Перформативные практики помогают в капитанстве — иногда ты просто можешь играть роль капитана. Еще мне нравится практика быть разной с каждой новой командой. Я всегда снимаю людей на яхте: к пятому дню все становятся такими естественными, загорелыми, настоящими.
Мне нравится идея сочетать яхтинг со своими остальными профессиями, так что я планирую снимать кино и видеоклипы, забираясь с перформерами и видеохудожниками в отдаленные кусочки земли, куда можно добраться только на яхте. Еще хочу попробовать провести какое-то время на яхте в одиночестве, ну и, конечно, посетить кучу красивых и удивительных мест с друзьями и единомышленниками.
Интервью: Дмитрий Куркин
Редактор: Аня Захарова
Фото: Айгюн Музаффарли, Алексей Преснов, Егор Кирюхин, Татьяна Жиляева