Парусное приключение ученика Школы Силы ветраВ нашей рубрике «Дневник» участники приключений Силы ветра делятся своими впечатлениями от путешествий с нами. Мы уже рассказывали о капитанской практике во Владивостоке и о том, как весело проходит наш Большой парусный лагерь в Сочи. В этом выпуске Евгений Китаев и его семь дней капитанской практики в Турции.
НАЧАЛОУглубляться в то, что любишь — всегда прикольно. В конце весны я твердо решил для себя, что хочу получить квалификационный документ международного образца. Дело в том, что в обычной жизни я гоняюсь на «Драконе», много времени провожу на воде, а с круизными лодками знаком плохо. Сесть за руль большой круизной лодки после «Дракона» — все равно что после скутера сесть за руль «Камаза» (ну или хотя бы минивэна). А еще мне очень хотелось получить опыт швартовок под мотором. И по счастливому стечению обстоятельств я попал в Школу капитанов Силы ветра.
Обязательным условием перед практикой было прослушать теоретический курс и сдать экзамен. Так как я на воде не первый год и уже сдавал экзамен на права в ГИМС, ответить на большую часть вопросов для меня не составило большого труда. Кое-что (навигация и радио) пришлось основательно вспомнить, а с отдельными моментами (швартовка под мотором) я сталкивался мало и пришлось изучать это фактически с нуля.
Практику назначили на период с 1 по 7 июля. Мы должны были стартовать из Фетхие — небольшого курортного городка на юго-западе страны в иле (регионе) Мугла. Это очень красивая акватория, идеально подходящая для комфортного сейлинга: голубая прозрачная вода Эгейского моря, умеренный ветер, красивейшие скалы и памятники старины.
30 июня я прилетел в Турцию и поселился у заброшенной, некогда греческой деревни Каякёй. Деревня была оставлена после войны в 1917 году (окончательно — в 1957 году), и турки превратили это место в аттракцион. Каякёй расположена на холме, у подножия которого все застроено ресторанами и отелями. По руинам шатались праздные компании, желающие встретить закат в романтической обстановке. Жара стояла неимоверная — плюс 35. Хорошо, что на воде с 11 утра и до 18 вечера постоянно дули бризы.
ДЕНЬ ПЕРВЫЙВ субботу мы заселились на лодку, и мне хочется немного рассказать о команде. Нам попался очень опытный шкипер Юрий Котляр, который три раза переходил Атлантику с запада на восток и с востока на запад. В 40 лет Юра оставил успешную айтишную карьеру, чтобы посвятить всего себя парусу. Знающий и интересный капитан, с которым можно было поговорить о многих вещах.
Помимо меня и кэпа в команду попали еще два айтишника и финансист — семейная пара, работающая в аэропорту, и взявший паузу в карьере программист, успевший поработать в нескольких крупных компаниях. Я оказался самым молодым из всех. Но это даже интересно — можно попытаться посмотреть на себя через десять лет, благодаря опыту и рассказам других людей.
Лодка нам досталась старенькая (15 лет), но ухоженная — 40-футовая француженка Beneteau Oceanis. В 17:00 мы занялись приемкой лодки: прошлись по чек-листу и проверили все системы, устранили неисправности (их нашлось немного, но пришлось напрячься: не работала автопомпа из-за отходящего провода и была проблема с закруткой грота в мачту — с этим помогла чартерная). После — сходили в магазин и закупились едой.
ДЕНЬ ВТОРОЙНаконец-то отошли от берега. Изучали хождение под двигателем, нарезали восьмерки вокруг буев рядом с мариной передом и задом, тренировались делать полный оборот на 360 градусов на месте. Вечером перешли под парусами в местечко, обозначенное на карте как Yassica Islands — красивое, но многолюдное место. Со слов Юры, людей было меньше, чем неделей раньше, когда турки отмечали Курбан-байрам.
Успели понырять с маской — чистейшая вода, рыбки… Места, конечно, очень красивые. Вокруг ходят турецкие гулеты (большие парусники). Раньше думал, что это уродливые турецкие плавучие бордели, но нет: они научились строить красивые лодки, и флот здесь реально большой, а акватория — живая.
ДЕНЬ ТРЕТИЙНаведались в Гёчек, посмотрели на яхты олигархов, но понравилась другая, моторная — что за лодка не знаю, но пароход очень стильный, в духе фильма «В джазе только девушки». Продолжали интенсивно обучаться. Я дорос до старпома, как самый знающий и опытный. Сам снимался с якоря в бухте и управлял тремя новичками при постановке парусов — непросто, но жутко интересно. Еще тренировали полную остановку при подходе кормой вперед к причалу.
ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙМы запланировали обучиться швартовке под мотором — самому важному и сложному элементу. Я знал, как швартоваться под парусом на «Драконе», но в крупных маринах с лабиринтами причалов так швартоваться запрещено, поэтому «драконий» опыт не пригодился.
План удался: все утро мы тренировали швартовку кормой в различных условиях — и против ветра, и поперек. Получалось, в целом, неплохо, в экипаже все толковые. На обед ушли в любимую бухту на острове под названием Катранджик. Тренировали постановку на якорь, обедали, искупались. Далее — три часа сейлинга. Я руковожу командой, сам ничего не делаю. Кэп отдыхает, доверяет мне, все ловят кайф. «Бенетушка» бежит резво — при ветре 12-18 узлов выдаем шесть узлов хода.
Далее идем в место под названием Капи Крик, известное рестораном, в который можно попасть только по морю. Я уже был здесь два года назад. По сути это местный яхтенный Геленджик — куча лодок в маленькой бухте, за столами на набережной сидят команды всех национальностей, кричат дети, бегают собаки, весело. В ресторане дорого, но вкусно — свежевыловленные сибас и дорада очень по нраву.
Выпиваем раки (с добавлением воды в пропорции 1:1 — очень вкусно) и идем спать. Завтра еще один день на воде.
ДЕНЬ ПЯТЫЙНапряженный день. В начале пытались решить навигационную задачу — выйти по карте на банку глубиной четыре метра посреди залива (вокруг — глубины 130-150 метров). В итоге мы довольно точно дошли до квадрата поисков, но дальше начались проблемы — наши пеленги не сходились с показателями яхтенного компаса. В итоге банка оказалась на 100-200 метров южнее нашего района поисков. Сошлись на большой девиации: такое бывает, если не калибровать компас — в основном, все ходят по GPS и забивают на компас.
Дальше я на руле потренил постановку на якорь (успешно), а потом два часа сейлинга до нашей базы в Фетхие. Из-за жары силы у всех неожиданно закончились, и вечер мы решили провести праздно — отдыхая друг от друга.
ДЕНЬ ШЕСТОЙДовольно жаркий и поэтому не особо насыщенный событиями. Полдня тренировали швартовку лагом (бортом к причалу), потом отчалили в море, было много сейлинга в заливе. Заночевали в полюбившемся месте у группы островов Yassica. Вечером я залипал на звезды — их здесь видно прекрасно, никакой засветки. Рядом стояла гулета, которую арендовала английская семья — они были довольно шумные, но в итоге спать не помешали. Кстати, всю поездку я спал не в каюте, а в кокпите — очень приятно, когда тебя обдувают ночные бризы.
ДЕНЬ СЕДЬМОЙФинальный. Сдаем лодку в чартерную компанию в субботу рано утром. Я сам два раза пришвартовывал лодку на заправке в Гёчеке: заливали дизель и сливали Black Water Tanks (то есть туалеты), чтобы поставить штампик для чартерной — все экологично. На заправке случилась неприятная заруба с большой моторной яхтой, которая настырно пыталась пролезть перед нами, а мы ее не пустили — выглядело очень страшно, когда на нас полез высоченный форштевень.
На пути в родную марину в заливе раздуло до 20 узлов, мы разогнались до 7,4 узлов на двух рифах — это было мощно. Хотели потренировать спасение человека за бортом, но в такой ветер пришлось отказаться от этой затеи. Зато Юра показал нам, как дрейфовать под парусами. Финальная швартовка тоже досталась мне — сделал все аккуратно, хотя и немного нервно (все-таки новый навык для меня).
Сдали лодку, Юра финально пообщался с каждым. Мне он сказал, что, в целом, все ок, нужно лишь действовать более консервативно (видишь усиление ветра по прогнозу — лучше пережди в гавани) и пару дней допом попрактиковать швартовку под мотором. В последний раз заночевали на нашей ласточке и домой!
ГЛАВНЫЙ ВЫВОДНа практику лучше приходить подготовленным не только теоретически, но и практически! Людям, которые впервые оказались на лодке, пришлось очень туго: они долго и мучительно пытались соотнести названия веревок, которым их научили на теории, с реальной проводкой на лодке и так далее. На мой взгляд, правильнее перед практикой было бы несколько раз сходить где-нибудь на Пироговке на SV20 — куча ценных знаний и навыков было бы получено заранее, и не пришлось бы тратить драгоценное время на практике, чтобы выяснить, что как называется.
Текст: Евгений Китаев
Фотографии: Константин Заикин