collapse

Для создания НОВОГО ПОСТА, необходимо выбрать нужный раздел ФОРУМА и создать в нем НОВУЮ ТЕМУ. Если вы новый пользователь, то вам нужно ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на форуме


Автор Тема: Яхты. Корпуса бывают разные  (Прочитано 29114 раз)

Оффлайн grebenshch

  • Ветеран
  • *****
  • Карма: +12/-0
    • Просмотр профиля


Яхтенная верфь Hallberg Rassy сделала сравнение своих современных корпусов с корпусами старых традиционных моделей. Эти картинки быстро разлетелись по различным группам в интернете и вызвали активное обсуждение плюсов и минусов корпусов. Все сразу отметили некорректность рисунков от известной верфи, но поднятая тема интересна сама по себе.

В этой статье собраны вместе основные ключевые моменты этой темы и далее мой комментарий , хотя я уже писал ранее заметку о развитии гидродинамики парусных яхт.


Hallberg Rassy. Современный корпус.


Hallberg Rassy, Старый традиционный корпус.

Сравниваются два одинаковых по длине корпуса, примерно 12 метров (40фт):

- считается, что современные корпуса с широкой кормой хороши для полных курсов, когда старые узкие корпуса имеют преимущества на острых курсах и на большой волне.

- старые узкие корпуса имеют несимметричную креновую ватерлинию, подветренная сторона имеет больший изгиб, что вызывает тенденцию на привод и создает дополнительное сопротивление движению и требует дополнительного усилия автопилота.

- старые корпуса имеют носовые и кормовые свесы и относительно короткую ватерлинию при отсутствии крена. При увеличении крена, длина креновой ватерлинии увеличивается, улучшая ходовые характеристику и соотношение водоизмещения к длине ватерлинии.

- современный корпус имеет симметричную креновую ватерлинию и значит меньше волновое сопротивление, ее форма существенно не меняется с изменение крена в большую или меньшую сторону. Однако при увеличении крена, угол осевой линия креновой ватерлинии увеличивается, по отношению к осевой линии киля, что вызывает дополнительное сопротивление. По этой причине современные яхты «не любят» большого крена и паруса надо рифить своевременно. Умеренный крен с адекватной площадью парусов и длинной ватерлинией гораздо более эффективны, чем большой крен и неэффективно работающие паруса, этого многие не понимают.

- современный корпус с двумя рулями лучше управляется на любом крену, так как подветренный руль всегда почти перпендикулярен потоку воды и значит более эффективен.

- площади двойных рулей можно сделать меньше, наветренный руль может частично выходить из воды, это все уменьшает сопротивление и увеличивает скорость.

- руль меньшей площади, эффективной формы и оптимально расположенный в потоке создает значительно меньшие нагрузки на рулевую систему и автопилот

- на баллерах современных рулей установлены по два самоцентрующихся подшипника, позволяющих компенсировать небольшие изгибы баллера, в отличии от трех на старых рулях со скегом.

- старые лодки со скегами имеют не эффективное и не балансирное перо руля (barn door), которое имеет увеличенную площадь(сопротивление) и создает значительное усилие на штурвале и автопилоте.

- двойными балансирными рулями легче управлять при маневрах в порту, но требуется некоторая скорость для маневрирования. На старых корпусах, маневрирование на заднем ходу представляет определенную сложность из-за формы киля и руля, но вполне адекватно при движении вперед, с использование потока от винта.

- два руля это более безопасно, если будет поврежден один из рулей, второй остается в работе, что сейчас актуально из-за угрозы нападения косаток. Традиционный руль на скеге значительно больше защищен от повреждений при столкновении с плавающими объектами, чем двойной руль, но не имеет опции дублирования.

- объем помещений и отсеков для запасов больше на новых корпусах, чем на старых яхтах, за счет увеличения ширины и общего объема корпуса. На старых корпусах топливные и водяные танки расположены в киле, с одной стороны это положительно, с точки зрения остойчивости, но является «отложенной проблемой», так как на яхтах возрастом 30-50 лет, ремонт и замена танков представляет собой сложную и дорогую работу.

- современные корпуса, при ходе против большой волны, испытывают «слемминиг», сильные удары носовой частью корпуса из-за относительно плоских обводов. Традиционные старые корпуса идут против волны мягко, можно сказать комфортно, хотя и с несколько большим креном.

- современные корпуса имеют высокий борт, что с одной стороны ухудшает лавировочные характеристики и усложняет маневрирование в порту при боковом ветре, а с другой стороны делаю яхту более «сухой» при ходе против волны.

- современная яхта с широкой кормой, на попутных курсах, когда она приближается к предельной скорости корпуса по Фруду, начинает создавать кормовую волну, что тормозит яхту. Поэтому широкие и легкие корпуса имеют больший смысл, не считая объема помещений, если лодка глиссирующая, типа Pogo, когда она может легко проскочить «горб» волнового сопротивления при определенных ветровых условиях, но конечно это возможно только на полных курса и для очень легких яхт.

- широкая корма и открытый копит удобны при хороших погодных условиях и средних ветрах. На большой попутной волне, за счет большого объема кормовой части, яхта имеет тенденцию к брочингу, когда волной подхватывает широкую корму и поворачивает яхту поперек волны, что нередко приводит к перевороту яхты и поломке мачты. Старые узкие корпуса в меньшей степени подвержены этой опасности, но больше вероятность заливания волной с кормы, центральный кокпит в таких условиях имеет некоторое преимущество.

- остойчивость яхт состоит из двух составляющих: восстанавливающего момента от веса балласта и момента формы корпуса. Современные яхты имеют больше остойчивость формы, за счет ширины корпуса, и больше момент от веса балласта, за счет использования плавникового киля с бульбой.

- современные яхты имеют меньше водоизмещение и меньше процент соотношения веса балласта к водоизмещению. Если на старых яхтах хорошим балластом считалось 40-50%, то на современных яхтах это около 30%, так как значительную часть общей остойчивости составляет остойчивость формы корпуса.

- меньший вес яхты и хорошая остойчивость позволяют нести современным яхтам больше парусов, чем на старых яхтах, при слабых и средних ветрах. Старые яхты не догружены парусами и относительно тяжелые, поэтому плохо ходят при слабых ветрах, но имеют гораздо более широкий диапазон ветров до момента рифления, чем современные яхты. При сильных штормовых ветрах, минусы старых корпусов становятся плюсами — больше водоизмещение, узкая корма, заглубленный форштевень и длинный киль.

- два основных коэффициента, которые характеризуют скоростные характеристики парусной яхты: соотношение площади парусов к водоизмещению и соотношение водоизмещения к длине ватерлинии.

Комментарий:
Если рассматривать только технические характеристики, как судов под парусами, то конечно современные яхты значительно лучше старых моделей. Корпуса стали более легкие, остойчивость больше, парусов больше и скорость соответственно больше, но только при определенных погодных условиях, а в этом и состоит нюанс.

Сама конструкция современных корпусов значительно отличается от старых корпусов. Пришли новые материалы и технологии, которые массово используются в серийном и индивидуальном строительстве яхт. Это 3D моделирование и расчет прочности элементов, компьютерная резка деталей, эпоксидные и полимерные смолы, биаксиальные ткани, сендвичевые конструкции, вакуумное формование, карбоновые ткани и многое другое.
Сначала старые корпуса строились как пластиковая версия деревянного корпуса. Низкое качество материалов и технологий приводило к тому, что корпуса получались перетяжеленными и некоторые конструктивные элементы проблематичными, особенно в длительной перспективе, некоторым яхтам сейчас уже по 40-60 лет.
Серийное яхтостроение превратилось из небольшого частного производства владельцев-энтузиастов в большой бизнес финансовых групп.

Dufour, Beneteau, Jeanneau, Morris, Moody и многие другие, это все фамилии отцов-основателей. Сейчас современными верфями управляют «эффективные менеджеры». Только узкая сфера кастом яхт позволяет в полной мере использовать все достижения для создания уникальных парусных яхт, но их стоимость очень высокая и доступна далеко не многим. Экономия в мейнстриме, под руководством менеджеров по маркетингу и продажам, привела к запредельной «оптимизации» в погоне за низкой ценой на сильно конкурентном и жестко поделенном парусном рынке.

Можно объективно сравнивать современные и старые корпуса можно только с конкретной точки зрения на «модель использования» яхты. Тут надо учесть несколько моментов, в том числе то, что жизнь и люди радикально изменились за прошедшие 50-30-20 лет, а именно такой период рассматривается в контексте эволюции парусных яхт.
Парусный спорт, будем называть его общим названием «яхтинг», существенно помолодел и стал более доступным, благодаря чартеру, многочисленным парусным школам, большому брокеражному рынку и просто моде на яхты и путешествия. Раньше «яхтсменами» становились в процессе довольно длительного обучения, от детской парусной секции в местном яхт-клубе до капитана крейсерской яхты в уже среднем возрасте. Сегодня это путь сократился до нескольких недель обучения плюс пару чартеров, известный неофитам лозунг - «на яхте просто», был подхвачен «на ура» многими.
Если посмотреть контингент современных «яхтсменов», то можно увидеть, что 95% это люди пришедшие в яхтинг из разных сфер, далеких от моря, и в уже вполне зрелом возрасте, хотя молодежь 30+ лет составляет существенную долю.
Понятно, что эти люди выросли в современных условиях, со всеми «элементами цивилизации» в повседневной работе и жизни. Современные технологии стали позволять учиться, работать и зарабатывать дистанционно. Естественно все свои привычки и образ жизни переносятся на свою яхту, когда она появляется. Многие насмотревшись ютуба, а некоторые и начитавшись книг, стали мечтать о «большом путешествии», но есть определенные жизненные ограничения, например работа или бизнес, деньги, семья и близкие.
Постоянная жизнь на яхте и дальние путешествия остаются уделом немногих, кто смог переступить свои ограничение или имеют для этого финансовые и временные возможности. Остальные «яхтсмены» остаются привязанными к своей береговой жизни и яхта используется для летнего отдых или прибрежных гонок, кто этим увлекается.
Яхтенный бизнес как раз и предлагает товар для этих 95% - современная, быстрая, просторная и относительно недорогая яхта, она и в чартере, она же и в частном пользовании, дилерский сервис и неплохая ликвидность при продаже. Мейнстрим отлично выполняет эту задачу, пару недель или месяцев летом, разовый переход на Канары и обратно, а некоторые и до Карриб по пассатам в сезон.
Основной темой современных «яхтсменов» сейчас является не настройка парусов и методы навигации, а количество солнечных панелей и лития для работы опреснителя и стиральной машины. Для установки и обслуживания всего этого оборудования «как дома», кроме денег, нужно еще место, поэтому так популярны стали «плавдачи» в виде катамаранов и большие объемные яхты. Они же и в чартере стали массовым продуктом, а чартер как известно является основных заказчиком больших производителей.
Таким образом, принципиально сменился тренд в «яхтинге», от «большого путешествия» на небольшой яхте с минимальными удобствами и маленьким бюджетом в незнакомые и дикие места, на плавание на комфортабельном пласредстве со всеми удобствами, в хорошо известные места, по стандартному маршруту с возвращением домой «в цивилизацию». Хотя уровень «цивилизации» на современной яхте, не сильно отличается от домашнего комфорта

Но вернемся к корпусами яхт, что мы имеем на выходе ?
Старые корпуса тяжелые, медленные, недогруженные парусами, но имеют неоспоримые преимущества, это комфортное плавание на волне на любых курсах, прочный корпус и классический интерьер.
Возраст берет свое и ремонт может потребовать много времени и денег. Критическим элементами могут быть: двигатель, тиковая палуба, такелаж, паруса и интерьер. Это все учитывается в цене «дешевой» лодки, с «открытым счетом» на ремонт, который легко может превысить 20-30т евро. Ликвидность такой лодки при продаже в значительной мере зависит как от бренда, так и от состояния корпуса и объема выполненных работ.

Современные корпуса легкие, просторные, с большим объемом помещений и достаточно неплохо ходящие под парусами в слабый и средний ветер, достаточно эргономичные и комфортные. Однако не следует ожидать от них комфорта в штормовом море, и качества материалов и отделки, это ведь продукт для массового потребителя.
В качестве резюме, надо быть реалистом и прагматиком, оценивая свои планы, временные и финансовые составляющие. Если ваши маршруты предполагаются в пределах Европы и максимум Канар в сезон, то мейнстрим яхта адекватного размера полностью будет выполнять свои функции, и при хорошем оборудовании и содержании, будет вполне ликвидна при продаже.
Если вы реально готовы идти далеко и надолго, когда надо жить на яхте длительное время, то конечно лодка должна быть другая, хотя тоже все зависит от региона. Не обязательно она должны быть очень большая, но адаптированная для плавания в океане это точно.
Однако всем известна статистика, что более 90% времени, все «круизеры» проводят на якоре, поэтому якорное устройство и является основным элементом на яхте.
Идеальной яхты не существует, тем более в серийном сегменте, но практически любую яхту можно адаптировать под поставленные задачи, но с учетом района плавания и ваших возможностей.

Счастливого плавания !

Автор: Александр Е. Морозов

 


* Интересно почитать

* Поиск по сайту


* Последние сообщения

* Двигатель торговли

* Активные авторы

Craus Craus
4006 Сообщений
bigbird bigbird
3012 Сообщений
grebenshch
820 Сообщений
Grumete Grumete
392 Сообщений
root root
269 Сообщений

* Кто онлайн

  • Точка Гостей: 217
  • Точка Скрытых: 0
  • Точка Пользователей: 0

Нет пользователей онлайн.

* Календарь

Декабрь 2024
Вс. Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб.
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 [11] 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31

Нет ближайших событий.

* Ваша Реклама

Здесь может быть Ваша реклама!

* Мы на Pinterest

SMF spam blocked by CleanTalk
Защита SMF от спама от CleanTalk
SimplePortal 2.3.6 © 2008-2014, SimplePortal